Напоминание

Совершенствование техники владения мехом на первоначальном этапе и последующее развитие учащихся в классе аккордеона


Автор: Хачатрян Нора Хачиковна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 13
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: доклад
Тема: Совершенствование техники владения мехом на первоначальном этапе и последующее развитие учащихся в классе аккордеона
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему:

«Совершенствование техники владения мехом на первоначальном этапе и

последующее развитие учащихся в классе аккордеона».

Выполнила: преподаватель МБУ ДО ДМШ № 13

Хачатрян Нора Хачиковна.

Описание материала: Данный материал будет полезен преподавателям

музыкальных

школ

и

школ

искусств.

Это

методическая

разработка

направлена

для

применения

в

работе

в

классе

аккордеона

и

баяна

на

начальном этапе обучения.

Цель: информирование преподавателей о работе над техникой владения

мехом на начальном этапе обучения.

Задачи: эстетическое воспитание, пробуждение интереса и любви к музыке

у учащегося, методические рекомендации преподавателю по классу баяна,

аккордеона.

Волгоград 2017

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в

значительной

степени

затронули

систему

образования

и

культуры.

Ранее

прием детей в музыкальную школу в классе баяна и аккордеона производился

в возрасте 9-10 лет с учетом специфики инструмента и физических данных

ребенка.

В

настоящее

время

педагоги

по

классу

баяна

и

аккордеона

столкнулись с проблемой обучения детей 5-6 летнего возраста. Это связано с

желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах,

как

баян

и

аккордеон.

А

одной

из

самых

важных

задач

для

педагога-

наставника становится эстетическое воспитание, пробуждение интереса и

любви к музыке. Из выше сказанного вытекает и актуальность методики

начального этапа обучения. С первых шагов она должна быть направлена на

художественный результат.

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель

должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук.

Известно, что при обучении игре на аккордеоне, важнейшие

особенности

звукоизвлечения

связаны

с

движением

меха,

поэтому

целесообразнее

начинать

формирование

двигательных

навыков

именно

с

меховедения. От этого напрямую зависит последующее развитие ученика. На

первых занятиях меховедение осуществляется с помощью педагога.

В преподавательской практике можно использовать целый ряд

упражнений, помогающих формированию двигательных навыков. Поначалу

упражнения на владение мехом должны быть просты. В этой связи можно

предложить

ряд

упражнений

и

заданий

(например,

таких

как

«Ветер»),

которые

научать

ученика

ровному

и

достаточно

продолжительному

меховедению.

И

позволит

сосредоточить

внимание

на

правильности

движения меха.

Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой,

движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех

должно быть достаточно сильным, так как в дальнейшем, если не уделять

этому

внимания,

могут

возникнуть

проблемы

слабого

звука.

Мягкость,

плавность,

пластичность,

гибкость

те

компоненты,

которые

нужно

развивать в раннем возрасте, потому что в дальнейшем с физиологическим

изменением

ребенка

(окостенение,

жесткость

связок),

делать

это

будет

труднее.

В следующих упражнениях: «Ниточка» и «Веревочка» следует

дифференцировать силу звука, наиболее тихий с «Ниточкой», а громкий с

«Веревочкой».

В

упражнениях

«Самолет

улетает»,

«Самолет

прилетает»,

«Пароход уплывает», «Пароход приплывает» ведется работа над ровным, без

толчков, постепенным усилением или ослаблением силы ведения меха. Эти

упражнения призваны закрепить в сознании ребенка следующее: сила звука

зависит от степени натяжения меха. Упражнения могут исполняться как на

уже освоенных басах, так и на любых клавишах правой клавиатуры. Очень

важно

добиться

от

ученика

ровного

и

плавного

ведения

меха,

чтобы

«ниточки» и «веревочки» получались длинными, ровными, «без узелков» и

не

рвались.

Не

стоит

поначалу

слишком

нагружать

ученика

большим

количеством повторений упражнения, т.к. с непривычки это вызывает боли

мышц

плеча

и

зажатость

рук

или

даже

корпуса.

Закладывая

на

первых

занятиях основы владения мехом, преподаватель должен предостеречь от

возможных ошибок. Наиболее типичными являются:

Сжим меха по неправильной траектории.

При

ведении

меха

на

сжим

учащийся

наклоняет

корпус

вправо,

нарушая при этом правильность посадки за инструментом.

При смене меха на сжим, учащийся прижимает локоть правой руки к

своему корпусу.

Чтобы предотвратить эти ошибки, преподаватель должен наглядно показать

учащемуся правильное ведение меха.

Всякая двигательная деятельность человека есть поочередная работа

разных групп мышц. От правильной постановки инструмента, рук зависит

работа нужных групп мышц, и, следовательно, правильное звукоизвлечение,

техника ведения меха. Поэтому постоянный контроль и педагога и ученика за

состоянием

игрового

аппарат-залог

свободного

владения

аккордеоном

в

будущем.

Останавливаясь непосредственно на приемах звукоизвлечения, педагог,

прежде

всего,

исходит

из

«естественности

движений».

Исполняя

первые

упражнения или маленькие песенки на аккордеоне на первоначальном этапе,

необходимо

научить

ребенка

не

менять

мех

во

время

«высказывания»

музыкальной мысли, сравнивая эту работу с речью человека, когда «обрыв»

на

полуслове

невозможен!

Либо

просто

стараться

не

нарушать

данное

правило даже в самых простых мелодических оборотах. В будущей работе

над более сложными пьесами начальные «установки» станут необходимыми

и значимыми.

Грамотно используя возможности исполнительской техники,

основанной на знании физиологических особенностей игрового аппарата,

преподаватель

должен

знать

и

специфические

возможности

своего

инструмента. Современный аккордеон обладает красивым, «многослойным»

тембром и именно за эту особенность, данную только ему, его любят как

исполнители,

так

и

слушатели.

Благодаря

таким

звуковым

достоинствам

инструмента

надо

в

полной

мере

использовать

его

музыкально-

художественную

выразительность.

Аккордеон-инструмент,

способный

показать

разные

варианты

динамических

градаций

звука:

от

тонкого

до

сочного forte. Для сравнения опять же возьмем инструмент фортепиано,

который во многом «проигрывает», так как подобного влияния на звук он не

имеет. Вместе с учеником важно услышать зарождение звука, его «выход» в

полный голос. Ощущение грани, когда появится реальный звук, очень ценно

для

воспитания

чуткости

слухового

восприятия

и

слухового

контроля.

Усиливая

натяжение

меха,

используя

постепенное

крещендо,-

получаем

нарастание звучности, и наоборот, диминуэндо-ослабление динами. Чтобы

занятия

упражнениями

не

были

скучны

и

малоинтересны,

хорошо

бы

придумать к каждому упражнению либо слова, либо возбудить какие-либо

образные

ассоциации,

например:

играя

упражнения

в

пределах

квинты

можно сравнить восходящее движение с ожиданием чего-то радостного, а

нисходящее –наоборот, например:

Сто такое май?

Это хорошо!

Там цветут цветы

И уже тепло.

Что же в декабре?

Это холода!

Снег уже везде

Будто навсегда

Опираясь на многолетний педагогический опыт работы с учащимися-

аккордеонистами, уверена, что красивое, насыщенное звучание инструмента

возможно

при

полном

слиянии

исполнителя

со

своим

инструментом,

в

противном случае, получается безликое, чисто механическое, исполнение.

«Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми

занятия музыкой. Этому должно способствовать всё, что будит воображение

ребенка:

музыкальный

материал

и

рисунок,

текст

песенок-подтекстовок»

(А.Д.

Артоболевская).

Всё

это

помогает

конкретизировать

музыкальный

образ и находить нужное движение рук. От педагога в каждый момент работы

требуется большое внимание, такт и понимание особенностей ученика. Сам

учитель

должен

увлечься

работой,

чтобы

«заразить»

учащихся

своим

темпераментом и творческой заинтересованностью.



В раздел образования