Автор: Морозова Людмила Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 г. Ленска"
Населённый пункт: город Ленск, Республика Саха (Якутия), Россия
Наименование материала: Урок математики в 10 классе
Тема: "Степенная функция. Закрепление"
Раздел: полное образование
Урок математики
в 10-м информационно-технологическом классе
Учебник «Алгебра и начала анализа-10-11». Авторы: Ш. А. Алимов,
Ю. М. Колягин и др., М, «Просвещение»
Учитель Морозова Людмила Михайловна, МБОУ «СОШ № 1 г. Ленска»
Республики Саха (Якутия)
Тема. Степенная функция. Закрепление.
Цель: Подготовка к контрольной работе посредством повторения
изученного материала с применением активных методов обучения.
Дифференцированная цель:
отработка умений и навыков применять
полученные ранее знания на практике.
Учебно-воспитательные задачи:
способствовать развитию самоконтроля и
взаимоконтроля, воспитывать чувство
ответственности и солидарности.
Что должен знать ученик в конце темы:
теоретический материал по теме «Степенная
функция».
Что должен уметь ученик в конце темы:
правильно и свободно строить графики степенной функции,
«сдвигая» функции общего вида вдоль осей координат;
преобразовывать данную функцию в обратную, находить их
область определения и множество значений; решать
иррациональные, уравнения и неравенства.
Методы работы: словесный, практический, работа в группах.
Тип урока: закрепление и обобщение пройденного материала.
ПЛАН УРОКА(1час.)
Ход урока.
1.
Оргмомент. Этический заряд. /2 минуты/
2.
Объявление темы и целей урока. /3 минуты/
3.
Повторение.
Какую функцию называют степенной? (Это функция вида у = х
р
,
где р – заданное действительное число)
Задание 1. Какой функции соответствует каждый график? /5 минут/
Задание 2.
Схематическое изображение графика по формуле и
определение
его
области
определения
и
множества
значений./5
минут/
Какая функция называется обратимой?
(Если функция у = f(x)
принимает каждое своё значение только при одном значении х, то
эту функцию называют обратимой)
Как найти функцию, обратную данной? (Надо из данной функции
выразить х через у, а затем поменять местами эти переменные).
Задание 3.
Запись функции, обратной данной и нахождение её
области определения и множества значений. ./7 минут/
Какие уравнения и неравенства называют иррациональными? (Если
в нём есть выражение со знаком корня).
Как чаще всего решаются иррациональные уравнения? (Избавляются
от
знака
корня
путём
возведения
в
степень
обеих
частей
данного
уравнения).
Что может при этом получиться? (посторонние корни
нужна либо
проверка корней, либо нахождение О.Д.З.)
4.
Дополнительная работа:
ИЛИ – устная работа/2-3 минуты/
ИЛИ – Задание 4. решение уравнения в группе /5 минут/
«Сборник задач по математике для подготовительных курсов ТУСУР»,
Томск-1999. Стр. 59 № 1.
ИЛИ – самостоятельная работа /15 минут/
5.
Оценки за урок. /3-5 минут/
6.
Рефлексия. /5 минут/
7.
Д/з /1 минута/
8.
Конец урока /1
минута/
ХОД УРОКА
1.
Оргмомент. Этический заряд.
(2 минуты)
Здравствуйте.
Возьмитесь за руки. Давайте порадуемся вместе со мной нашей
встрече. Повторяйте за мной:
Мы рады всех видеть. Мы умные и красивые. Мы будем слушать друг
друга. Мы со всем справимся, почувствовав дружеское плечо.
Взбодрились? Настроились на работу? Тогда вперёд!
2.
Объявление темы и целей урока.
(3 минуты)
Откройте тетради. Запишите число. Тема сегодняшнего урока –
«Степенная функция». Мы повторим материал второй главы, закрепим
навыки нахождения обратных функций, умения определять их область
определения и множество значений, вспомним правила решения
иррациональных уравнений и неравенств. Одним словом, будем
готовиться к зачёту и к контрольной работе.
У нас сегодня работа в группах. Каждая группа должна выбрать
лидера. Обязанности лидера и оценочный лист – на каждом столе.
Итак, выбираем лидера.
3.
Повторение.
Какую функцию называют степенной? (Это функция вида у = х
р
,
где р – заданное действительное число)
Задание 1.
Какой функции соответствует каждый график?
(5 минут)
А) у = х
4
1. 2. 3.
Б) у = х
–4
В) у = х
0,25
Г) у = х
–0,25
Д) у = х
5
4. 5. 6.
Е) у = х
–5
Ж) у = х
1,25
7.
Время. Какая группа готова? (Мы посовещались и решили, …)
Ответ: А–6, Б–5, В–2, Г–1, Д–3, Е–4, Ж–7.
(Учитель оценивает работу каждой группы – 1-я графа, самооценка – 2-
я графа, оценка лидера группы – 3-я графа.
Какую оценку ты – имя лидера – поставил каждому члену своей
группы? Почему? А ты – имя члена группы – согласен с оценкой
лидера? Почему да /нет/?).
Задание 2.
Изобразите схематически график функции и найдите её область
определения и область значений:
(5 минут)
а) у = (х – 2)
3
; б) у = (х – 2)
2
;
в) у =
3
1
х
+ 1; г) у =
2
4
х
– 3;
д) у =
2
2
х
+ 2.
Время. Какая группа готова? (Мы посовещались и решили, …)
Ответ: а) типа 3, но сдвиг графика (по оси Х) на 2 единицы вправо,
б) типа 6, но сдвиг графика вправо на 2 единицы;
в) типа 4, но сдвиг графика (по оси У) вверх на 1 единицу;
г) типа 2, но сдвиг графика на 3 единицы вниз (по оси У);
д) типа 5, но сдвиг графика вверх на 2 единицы (по оси У).
(Учитель оценивает работу каждой группы – 1-я графа, самооценка – 2-
я графа, оценка лидера группы – 3-я графа.
Какую оценку ты – имя лидер – поставил каждому члену своей группы?
Почему? А ты – имя члена группы – согласен с оценкой лидера?
Почему да /нет/?).
Какая функция называется обратимой? (Если функция у = f(x)
принимает каждое своё значение только при одном значении х, то
эту функцию называют обратимой)
Как найти функцию, обратную данной? (Надо из данной функции
выразить х через у, а затем поменять местами эти переменные).
Задание 3.
№ 137(7)
(7 минут)
у =
1
х
х – 1 = у
2
х = у
2
+ 1
ОБРАТНАЯ функция имеет вид у
= х
2
+ 1. Её область определения х ≥ 0. Её множество значений у ≥1.
Время. Какая группа готова? (Мы посовещались и решили, …)
Ответ: у = х
2
+ 1; х ≥ 0; у ≥ 1.
(Учитель оценивает работу каждой группы – 1-я графа, самооценка – 2-
я графа, оценка лидера группы – 3-я графа.
Какую оценку ты – имя лидера – поставил каждому члену своей
группы? Почему? А ты – имя члена группы – согласен с оценкой
лидера? Почему да /нет/?).
Какие уравнения и неравенства называют иррациональными? (Если
в нём есть выражение со знаком корня).
Как чаще всего решаются иррациональные уравнения? (Избавляются
от знака корня путём возведения в степень обеих частей данного
уравнения).
Что может при этом получиться? (посторонние корни
нужна либо
проверка корней, либо нахождение О.Д.З.)
4.
Дополнительная работа. (в зависимости от времени)
или:
Устная работа.
(2-3 минуты)
а)
х
= 4; /16/ б) 25 +
х
= 0; /
Ø/
в)
5
2
х
= 2; /
3/ г)
12
х
= х; / 4/ д)
х
5
< 3. /[–4;5]/
или:
Задание 4.
(5 минут)
«Сборник задач по математике для подготовительных курсов
ТУСУР», Томск-1999.
Стр. 59 № 1. 2
75
,
2
2
2
х
х
= х – 2. (ответ: 3)
Время. Какая группа готова? (Мы посовещались и решили, …)
Ответ: х = 3.
(Учитель оценивает работу каждой группы – 1-я графа, самооценка – 2-
я графа, оценка лидера группы – 3-я графа.
Какую оценку ты – имя лидера – поставил каждому члену своей
группы? Почему? А ты – имя члена группы – согласен с оценкой
лидера? Почему да /нет/?).
или:
Дифференцированная самостоятельная работа
(15
мин.),
которая будет оценена к следующему уроку.
Из данного списка иррациональных уравнений и неравенств
решаются 1 уравнение и 1 неравенство (по выбору учащихся). Оценка
выставляется в зависимости от набранных баллов: 12 баллов – «5»,
10 баллов – «4», 8 баллов – «3».
5.
Оценки за урок. /по оценочным листам/
(3-5 минут)
6.
Рефлексия.
(5 минут)
Помог ли Вам урок подготовиться к контрольной работе?
Вам помогли пояснения учителя или помогли понять товарищи
по группе?
Согласны Вы с оценкой своей работы?
7.
Задание на дом.
(1 минута)
§6 – §10 – повторить все правила для сдачи зачёта.
№ 1157 /два иррациональных уравнения/,
№ 1301(1) /нахождение области определения функции/,
№ 1295 построить заданный график и – задания другие: найти
область определения и множество значений данной функции)
8.
Окончание урока.
(1 минута)
Возьмитесь за руки. Давайте вместе скажем друг другу спасибо за
урок. А теперь расслабимся. До свидания.
Оценочный лист.
ФИО
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Дополнительное задание
Отметка
за урок
Задание № 4
Самосто-
ятельная
работа.
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1 – выполнение задания (выставляет учитель)
2 – самооценка (каждый учащийся)
3 – участие каждого в выполнении задания (оценивает лидер группы)
4 – средняя оценка