Автор: Извольская Наталья Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Дюймовочка" Населённый пункт: г.Находка п.Южно-Морской, Приморский край Наименование материала: презентация Тема: Методика проведения подвижных игр Раздел: дошкольное образование
10.06.16
10.06.16
12
12
Методический подход к подбору игры
Методический подход к подбору игры
1.
Прежде чем подобрать игру, устанавливают конкретное
педагогическое
задание,
учитывают
возрастные
особенности
ребенка,
его
интересы
и
физическую
подготовленность,
место
и
время
проведения,
а
также
погодные условия.
2.
В
зависимости
от
подготовленности
дошкольников
правила ПИ можно упростить или несколько усложнить.
3.
Подбирая
игру,
учитывают
ее
место
в
режиме
дня
ребенка:
-
на
прогулках
за
час
до
дневного
сна
и
после
него
проводятся игры любой подвижности (с учетом сезона и
температуры воздуха). В прохладную погоду подбирают
игры
средней
и
большой
подвижности,
учитывая
при
этом одежду ребенка.
-
перед
дневным
и
ночным
сном
игры
большой
подвижности,
во
избежание
перевозбуждения
детей,
не
проводятся.
10.06.16
10.06.16
13
13
Содержание игр
Содержание игр
Содержание игр зависит от места их проведения.
Если играют в помещении (комнате), то они должны
содержать
движения,
которые
не
требуют
большого
простора («Кто летает?», «Допрыгни до мяча», «Ба-
бочка» и др.).
На свежем воздухе (двор, площадка, парк) или в
спортивном
зале,
могут
проводиться
игры
любой
подвижности с бегом врассыпную, с метанием мячей
на дальность и в цель, с прыжками.
В теплое время года широко используют природные
условия. Например, на прогулке в лесу или парке при
проведении игры «Дети и волк» играющие прячутся за
деревья и кусты, подлезают под низкие ветки; в игре
«Ловишка, ноги от земли» поднимаются на бревно или
пеньки, а затем спрыгивают с них.
10.06.16
10.06.16
14
14
Правила игры
Правила игры
Прежде чем провести игру, желательно
заинтересовать ребенка, что будет способствовать
лучшему усвоению ее правил. Например, можно во
время
прогулки
обратить
внимание
ребенка
на
птичек,
которые
прыгают
по
земле
и
клюют
зернышки, ищут себе разную пищу, быстро летают
и т. д.
Объясняя правила игры, детей размещают
так,
чтобы
им
было
хорошо
видно
и
слышно
взрослого.
Лучше
всего
поставить
их
в
такое
положение, из которого они начинают игру.
Не рекомендуется перед объяснением правил
игры расставлять детей лицом к солнцу или к
другим источникам света, так как им будет плохо
видно и внимание их рассредоточивается.
10.06.16
10.06.16
15
15
Правила игры объясняют выразительно, доходчиво,
конкретно, раскрывая самое главное. Длительное, нечеткое
объяснение утомляет детей, снижает их интерес к игре. В
дальнейшем
в
ходе
ее
можно
более
глубоко
выяснить
отдельные детали.
Для того, чтобы лучше освоить игру (особенно с участием
младших дошкольников), рекомендуется наиболее сложные
моменты
объяснить
жестом
или
показом
некоторых
движений.
Перед
этим
желательно
напомнить
детям,
как
нужно бегать, прыгать, лазить, бросать предмет и т. д.
Иногда основное движение можно выполнить несколько
раз до начала игры.
Правила объясняют подробно лишь в том случае, когда
игру
проводят
впервые.
При
повторении
ее
только
запоминают
основное
содержание.
В
том
случае,
когда
и з в е с т н у ю
д е т я м
и г р у
ус л ож н я ю т,
р а з ъ я с н я ю т
дополнительные
правила
и
способы
выполнения.
Затем,
задав несколько вопросов в отношении содержания и правил
игры, выясняют, все ли дети разобрались в ее содержании.
10.06.16
10.06.16
16
16
Организация игры
Организация игры
Важным моментом в организации игры является
выбор водящего (одного или нескольких). Их роли могут
быть
разными:
догнать
того,
кто
убегает;
попасть
в
игрока мячом; угадать по голосу, кто подходил и т. д.
Если игру проводят с дошкольниками разного возраста,
то она должна быть интересной для всех участников и
соответствовать их двигательной подготовленности.
Существуют различные способы выбора водящего.
Иногда
перед
началом
игры
его
могут
выбрать
сами
играющие. Этот способ имеет положительное значение с
педагогической
точки
зрения,
поскольку
выражает
коллективное
желание
детей
доверить
почетную
роль
самому достойному из них.
Можно назначить водящего с помощью короткой
считалки.
10.06.16
10.06.16
17
17
Считалки
Считалки
В организации подвижных игр немаловажное значение имеют
В организации подвижных игр немаловажное значение имеют
считалки. Они помогают детям не ссорясь определить водящего
считалки. Они помогают детям не ссорясь определить водящего
или того, кто первым начнет игру.
или того, кто первым начнет игру.
Ребенок, знающий считалку, произносит ее нараспев и при
Ребенок, знающий считалку, произносит ее нараспев и при
каждом
слове
указывает
по
очереди
на
участников
игры,
каждом
слове
указывает
по
очереди
на
участников
игры,
стоящих в круге. Водить должен тот, на кого падает последний
стоящих в круге. Водить должен тот, на кого падает последний
слог считалки.
слог считалки.
Считалки дети могут произносить и по нескольку раз, пока
Считалки дети могут произносить и по нескольку раз, пока
все, кроме последнего, на кого падает завершающее слово, не
все, кроме последнего, на кого падает завершающее слово, не
выйдут из круга.
выйдут из круга.
Возможен и такой способ определения водящего, при
Возможен и такой способ определения водящего, при
котором считалка звучит каждый раз сначала, как только тот, на
котором считалка звучит каждый раз сначала, как только тот, на
ком окончился счет, выходит из круга. Это продолжается до тех
ком окончился счет, выходит из круга. Это продолжается до тех
пор, пока не останутся два игрока и не станет ясно, кто именно
пор, пока не останутся два игрока и не станет ясно, кто именно
будет водящим.
будет водящим.
Если в игре нужно выбрать двух водящих, дети могут
Если в игре нужно выбрать двух водящих, дети могут
сделать это тоже с помощью считалки: выбрать сначала первого,
сделать это тоже с помощью считалки: выбрать сначала первого,
а затем второго.
а затем второго.
10.06.16
10.06.16
18
18
1. Катилась торба
1. Катилась торба
С высокого горба
С высокого горба
В этой торбе
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
Хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь
С кем ты хочешь
Поделиться?
Поделиться?
Говори поскорей,
Говори поскорей,
Не задерживай
Не задерживай
добрых
добрых
и честных людей.
и честных людей.
2. Я вчера летал в ракете,
2. Я вчера летал в ракете,
На далекой был планете,
На далекой был планете,
Там обедал в синеве,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.
Самым первым вышел я.
3. Ехал мужик по дороге,
3. Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сломал колесо на пороге.
Сколько нужно гвоздей?
Сколько нужно гвоздей?
Говори поскорей,
Говори поскорей,
Не задерживай наших
Не задерживай наших
людей.
людей.
– Пять!
– Пять!
Раз, два, три, Четыре, пять.
Раз, два, три, Четыре, пять.
(Пятый выходит.)
(Пятый выходит.)
10.06.16
10.06.16
19
19
4. «Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть;
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три, ловить
будешь ты!»
5. Над горою солнце встало,
5. Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось прямо к нам!
В речку с мостика
В речку с мостика
свалилось
свалилось
Кто увидел – не дремли,
Кто увидел – не дремли,
Поскорей его лови!
Поскорей его лови!
6. Заяц белый, Куда бегал?
6. Заяц белый, Куда бегал?
Лыко драл.
Лыко драл.
Куда клал?
Куда клал?
Под колоду, Под пенек,
Под колоду, Под пенек,
Под передний уголок.
Под передний уголок.
7. Шел баран
7. Шел баран
По крутым горам,
По крутым горам,
Вырвал травку,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Положил на лавку,
Кто ее возьмет —
Кто ее возьмет —
Тот и вон пойдет.
Тот и вон пойдет.
10.06.16
10.06.16
20
20
8. Шли бараны по дороге,
8. Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Промочили в луже ноги.
Стали ноги вытирать:
Стали ноги вытирать:
Кто платочком,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Кто дырявой рукавицей.
9. Аты-баты, шли солдаты,
9. Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, золотой.
10.06.16
10.06.16
21
21
Объяснив правила игры, выбрав водящего и
соответ ственно
расст авив
детей
(е сли
и г р а
коллективная), приступают к ее проведению.
Если по условиям игры соревнуются между собой 2
или несколько играющих, можно разыграть право ее
начала
в
форме
отгадывания.
Например:
в
«какой
руке камешек?».
Каждую ПИ начинают по условному сигналу (хлопок
в
ладони,
взмах
флажком,
рукой
и
т.
д.)
или
по
указанию взрослого. Сигнал подается после того, как
все участники займут соответствующие места.
В
соревновательных
играх
желательно
давать
команды,
состоящие
из
двух
частей:
«Внимание!
Марш!». Все это формирует у ребенка правильную и
быструю реакцию на соответствующий сигнал.
10.06.16
10.06.16
22
22
Игры сюжетного характера, где отсутствует
выраженный соревновательный момент, не требуют
четких команд для их начала.
Нужно спокойно сказать: «Игру начнем!» или
предупредить
детей,
что
игра
начинается
после
слов
«раз,
два,
три»,
и
внимательно
следить
за
ходом игры и поведением детей. Тем из них, кто
допускает ошибки или нарушает правила, делают
соответствующие замечания. Их по возможности
высказывают
так,
чтобы
не
мешать
другим
играющим.
И только в том случае, когда дети до-пускают
грубые ошибки, игру останавливают.
10.06.16
10.06.16
23
23
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
10.06.16
10.06.16
24
24
10.06.16
10.06.16
25
25
С детьми 3-4 лет игры проводят на понятном
и
близком
им
материале.
Их
привлекает
главным образом сам процесс движения: им
интересно бегать, догонять, бросать предметы
и искать их.
Поэтому для них подбирают игры с 1-2
основными
движениями.
Как
их
выполнять,
показывает
взрослый,
который
принимает
непосредственное участие в игре.
Учитывая неустойчивость поведения и
быструю
возбудимость
дош кольников,
желательно
проводить
игру
весело.
Это
положительно
влияет
на
ребенка,
повышает
интерес к игре.
Длительность игры средней и большой
подвижности не должна превышать 6-8 мин.
10.06.16
10.06.16
26
26
«Беги ко мне!» Цель: совершенствовать умение выполнять движение по
сигналу и бег по прямой.
Дети стоят в шеренге в 8-10 м от взрослого. На его слова: «Дети, бегите
ко мне!» они бегут, а взрослый встречает их с разведенными в стороны
руками и говорит: «Прибежали!»
«Принеси игрушку!» Цель: совершенствовать ходьбу и бег.
Взрослый предлагает ребенку принести игрушку, которая находится от
него на расстоянии 4-5 м. Малыш бежит или идет за игрушкой и
приносит ее. Ребенка благодарят, вместе с ним рассматривают игрушку
и просят отнести ее на место. Эту игру можно усложнить, добавив
дополнительное задание, - дойти до игрушки по «дорожке» шириной
25-30 см (из 2-х лент или шнуров) и длиной 3-4 м. Повторить 4-5 раз.
«Найди свой домик». Цель: совершенствовать умение выполнять движе-
ния по сигналу, быстро находить свое место.
На одной стороне площадки дети чертят на земле небольшие кружочки
(диаметр 40-50 см) - «домик». На слова взрослого: «Дети по лесочку
гуляют, ходят, бегают,
цветочки собирают» они (в течение 30-40 с)
расходятся по площадке, бегают, ходят, наклоняются или приседают,
чтобы «сорвать цветочек». После слов: «А ну-ка, дети, не зевайте, как
услышите гудок - убегайте!» Взрослый подает сигнал: «У-у-у». Дети
быстро убегают в свои «домики». Повторить 4-5 раз.
10.06.16
10.06.16
27
27
«Мыши
и
кот».
Цель:
совершенствовать
бег
и
умение
быстро
находить свое место.
Все дети изображают мышей, один из них - «кот». «Мыши» живут
в
норке
(круг
сбоку
площадки).
«Кот»
располагается
на
противоположной
ее
стороне.
Когда
«кот»
засыпает,
«мышки»
выбегают из норки и начинают искать себе еду. «Кот» просыпается
и «ловит» мышей, а они быстро убегают в свою норку. Повторить
4-5 раз (после каждого повторения поменять водящего).
«Прокати мяч». Цель: совершенствовать умение в прокатывании и
ловле мяча.
Один ребенок или несколько детей приседают на корточки
(полукругом) в 3 м от взрослого. Он прокатывает мяч каждому из
детей (по очереди), а они ловят его и возвращают в обратном
направлении. Длительность игры 4-5 мин.
«Лови мяч». Цель: совершенствовать умение бросать и ловить мяч.
Дети становятся в круг. Воспитатель с большим мячом в руках
(диаметром 20-25 см) стоит в середине круга и со словами «Петя:
лови
мяч»
бросает
его
мальчику.
Тот
ловит
мяч
и
бросает
в
обратном направлении. Длительность игры 5-6 мин.
10.06.16
10.06.16
28
28
Дети 5 лет, в сравнении с предыдущими возрастной
группой,
проявляют
большее
желание
к
играм
с
динамичными
движениями
-
бег,
прыжки,
ФУ
в
лазании,
равновесии и т. д.
Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего.
Постепенно
они
начинают
интересоваться
результатами
своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть
через препятствие.
Увеличение их двигательных возможностей позволяет
подбирать ПИ с разнообразными видами основных движений:
с метанием, прыжками, бегом и др. Но,
не
рекомендуется
проводить
ПИ
со
сложными
видами
движений
(прыжки,
лазанье) до тех пор, пока дети не овладели ими.
Значительная подвижность детей, неумение экономно
распределять свои силы требует от взрослых внимательного
отношения
к
регулированию
нагрузки
во
время
игры
(чередования движений с кратковременным отдыхом). Даже
небольшая
пауза
(1
мин),
дает
возможность
ребенку
восстановить свои силы.
Общая длительность подвижной игры для дошкольников