Автор: Степанова Ирина Ураловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №18 "Орлёнок"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие речи ребенка раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи ребёнка
раннего возраста.
Советы логопеда.
Учитель-логопед Степанова И.У.
Совет № 1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка
ещё до его рождения.
Речь начинает формироваться за долго до появления первых
слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
Сейчас есть возможность в период планирования беременности
пройти обследование и определить вероятность генетических
отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён.
В этом случае родители смогут более внимательно относиться к
процессу развития ребёнка, будут знать, как вести себя в сложных
ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за
помощью к специалисту.
Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и
то, как протекала беременность. Речь – высшая психическая
функция, поэтому важен период внутриутробного развития
ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с
давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы,
угроза выкидыша – всё это возможные причины задержки
речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные
движения, в 24 – начинает реагировать на звук. После 28 недель
беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В
третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимичес-
кие движения – он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если
этого не происходит – можно диагностировать задержку психичес-
кого развития и вероятные речевые проблемы в будущем. Дока-
зано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней пе-
реживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказыва-
ются на формировании его психики. Поэтому женщина в период
беременности должна получать только положительные эмоции.
Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного
развития детей: звукотерапия, прослушивание классической
музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его
появления на свет обращаются к нему, разговаривают,
читают, напевают любимые мелодии.
Совет № 2. Предречевой период – показатель того,
как будет развиваться речь.
Первый крик ребёнка после рождения – важная
характеристика его здоровья и одно из первых проявлений
доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого
специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично
(неподвижно), это может быть связано с психическими
нарушениями.
Важная функция предречевого периода – грудное
кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт
грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд,
начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит –
есть повод обратиться к врачу.
В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки
– появляется гуканье, потом гуление. Если к 5-6 месяцам гуление
не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях,
которые могут привести к речевым патологиям.
Родители не всегда знают, какие признаки указывают на
отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для
профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12
месяцев.
Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные
нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но
некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специ-
алисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него
есть нарушения и других функций высшей нервной дея-
тельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания,
памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность
распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса
(целенаправленная двигательная активность).
Совет № 3. Поведение ребёнка может рассказать
о нарушениях в развитии речи.
То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что
родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё
само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед
школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в разви-
тии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть
проблемы межличностного общения, карьерного роста, социаль-
ной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение чело-
века, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром.
Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно
выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать,
нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.
Совет № 4. Чтобы исправить речь, нужно найти
истинные причины её нарушения.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида.
Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи,
расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие
речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распростра-
нённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш
пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их про-
износит. Если рассматривать простые случаи, проблема может
быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами
органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты
прикуса, укороченная уздечка, форма языка). В этом случае нуж-
на консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при
общении с другими детьми, у которых не сформировано правиль-
ное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малы-
ша в двуязычной семье.
Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки,
активным общением, развитием мелкой моторики и гимнас-
тикой для укрепления мышц языка. Некоторых родителей
беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость).
Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой
вирусные заболевания в период беременности, контакт с вред-
ными веществами и перенасыщение детского организма вита-
мином А. В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят
хирургическим методом.
Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и
темпа речи в раннем возрасте – заикание. В основе его лежит
перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от
ребёнка произносить сложные слова, перегружают его занятиями,
ругают за ошибки. Нервозная обстановка, семейные проблемы,
постоянно спешащие, ругающиеся взрослые - причины, которые
могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной
речи ребёнка можно на 7- 10 дней ввести “режим молчания”.
Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на
малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необхо-
димости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные
игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло –
стоит обращаться за помощью к
неврологу.
После лечения надо
развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не
возобновилось.
Проблемы с формированием речевой функции могут
возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша
можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5 - 6 метров
(ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо
знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё
услышать. При отрицательном результате желательно обратиться
к отоларингологу. Бывает, что речь ребёнка сформирована, но
оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже
тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при
устранении основной причины. Главное – своевременно
показаться врачу.
Совет № 5. Мальчиков и девочек, левшей и
правшей учат говорить по-разному.
По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться
речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии.
Морфологическое созревание головного мозга у девочек
происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса.
Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже
мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов
направлено на действие, у девочек – на предметы.
Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет
требовать – “Дай!”, девочка попросит – “Мячик”. Взрослым
желательно знать и особенности развития речи у левшей и
правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У
одних это получается, другие наносят большой вред развитию
ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности
мозга.
Бывают левши истинные и скрытые. Определить это
можно с помощью детского психолога. У правшей правое
полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за
работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей
наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется
фонематический слух (способность различать звуки) и
артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но
непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов,
грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания
и целые предложения.
Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам
специалистов.
Совет № 6. Создать ребёнку благоприятные условия
для развития речи.
Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный
непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или
тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не
трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования
доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка,
тем
лучше развивается речь. Активные игры с малышом,
особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его
речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление
к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрос-
лым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его
двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимо-
связаны. Пальчиковые игры считаются важным направ-
лением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые
стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить,
одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки.
Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки
самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это
благоприятно отразится и на процессе развития речи.
Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребён-
ка. Он гулит – повторять за ним, плачет – уделять внимание.
Произнёс первый слог – обрадоваться достижению. С первых
дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи.
Хвалить, когда он пытается повторять слова.
Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне
движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение
передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят
показывать “как сорока-ворона кашу варила”, “ладушки-
ладушки жили у бабушки”.
Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова.
Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш
замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция
родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравнове-
шенной. Обстановка в доме – тёплой, доброжелательной. Разви-
вающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия.
Для правильного формирования высшей психической
деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители
пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой,
взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной
системы и возможные сбои в её развитии.
Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить
и говорить правильно.
Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь.
Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”,
“ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет
ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно
упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными назва-
ниями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да,
поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в непра-
вильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из
проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте
– неправильное формирование речи в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его
надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У
малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои
эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по
коррекции речи можно сделать интересными у увлекательны-
ми. В области логопедии есть много полезных разработок.
Специалист поможет построить индивидуальные занятия
и совместить приятное с полезным.
Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на
развитие детского организма, его центральной нервной системы,
речи. На первом месте в списке вредных факторов – телевизор.
В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит
быструю, непонятную речь – это может привести к психологи-
ческим и речевым комплексам. Протёртое питание (пюре) тоже,
как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок
употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит
развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой
функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой
пищей. По телевизору смотреть детские развлекательные и
развивающие программы, соответствующие возрасту. Главный
принцип – польза для здоровья и развития ребёнка, а не
собственный комфорт. Достижения прогресса привели к тому,
что проблем с развитием речи становится всё больше. Несколько
десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года гово-
рил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество
детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый
малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна
только родителям и близким людям – некритично. Речь к 3 годам
продолжает оставаться непонятной – уже тревожный сигнал.
Совет № 8. Любые нарушения речи можно исправить.
Не упустите время.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными
возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него воз-
можностей для восстановительного потенциала и лучшего ре-
зультата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой
функции надо проводить комплексно, при участии педиатра,
психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может
понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога,
генетика. От специалистов и современных методик по
коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка
зависит многое, но не всё.
Основная роль принадлежит родителям, семье малыша.
Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все
назначения, домашние задания, идти одним путём, одной коман-
дой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и
активное участие родителей в процессе развития речевой функ-
ции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.
Совет № 9. Если ребёнок не говорит, что делать?
Приемы стимулирования речи.
Главное условие овладения речью - это подражание,
но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить,
у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова
появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при же-
лании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет.
Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать
словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка”.
Для стимулирования появления речи предлагаются
следующие приёмы:
диалог
имитация и звукоподражание
стихи
чтение
Диалог.
Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсцени-
ровке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если
вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать
ответ с помощью слова, он может показать на картинку. А вы
сопровождайте чтение жестами, превращая это занятие в спектакль.
Пример:
- Что ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай: знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
Вопросы “Да - нет” (Хочешь есть? Идём спать?
Видишь машину? Ты сидишь? Ты не играешь?)
заставляют ребёнка проанализировать утверждение,
содержащееся в вопросе.
Кто это? Что это? Кто там пришёл? Что тут растёт? И т.д.
Вопросы задают о людях, животных, предметах обихода,
растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком.
Что делает? (учимся использовать глаголы) Что делает мама?
Что делает собака? И т.д.
Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в
самостоятельной речи ребёнка на ранних этапах. Наиболее значи-
мые команды в реальной жизни: иди, сядь, уйди, пусти, спи, пей,
ешь, встань.... Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации
чаще возникали естественном образом.
Домашний театр. Вначале ребёнок пытается повторить то, что
ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интона-
ции, отдельные звуки, слова. “ Куклы разговаривают”,
“Кормление зверей” и т.д.
Имитация и звукоподражания. Говорить за разных
зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква; междометия: ой, ай, ох
желательно создавая игровую ситуацию:
- Гуси, гуси!
- Га – га - га!
- Есть хотите!
- Да – да – да и т.д.
Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи - пи,
за курицу: ко-ко-ко…
Стихи. Сначала ребёнок только слушает стихи, отхлопывая
при этом в ладоши ритм. Далее можно учить с договариванием
только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы
ребёнку. Те, которые ребёнок выучит, проговаривайте их
многократно.
Чтение. Чтение доступных для понимания текстов с
последующей беседой по картинкам.
Рекомендации.
При
отборе
речевого
материала
следует
начинать
с
одно-
и
двухсложных
слов,
потом
можно
перейти
к
трёхсложным. Весь картинный материал должен быть
хорошо знаком ребёнку. На начальном этапе у ребёнка
возникают
трудности
в
звуковом
оформлении
слов,
например на вопрос: Кто там пришёл? Малыш вместо
“дядя” отвечает “дя”, на вопрос: Что тут растёт?
Вместо “дерево” отвечает “веве”. Взрослый должен
принимать любой вариант ответа, сам в это время
утрированно проговаривать правильно.
Ж е л а е м у с п е х о в !