Напоминание

"Развитие речи ребенка раннего возраста"


Автор: Степанова Ирина Ураловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №18 "Орлёнок"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие речи ребенка раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи ребёнка

раннего возраста.

Советы логопеда.

Учитель-логопед Степанова И.У.

Совет № 1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка

ещё до его рождения.

Речь начинает формироваться за долго до появления первых

слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.

Сейчас есть возможность в период планирования беременности

пройти обследование и определить вероятность генетических

отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён.

В этом случае родители смогут более внимательно относиться к

процессу развития ребёнка, будут знать, как вести себя в сложных

ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за

помощью к специалисту.

Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и

то, как протекала беременность. Речь – высшая психическая

функция, поэтому важен период внутриутробного развития

ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с

давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы,

угроза выкидыша – всё это возможные причины задержки

речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные

движения, в 24 – начинает реагировать на звук. После 28 недель

беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В

третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимичес-

кие движения – он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если

этого не происходит – можно диагностировать задержку психичес-

кого развития и вероятные речевые проблемы в будущем. Дока-

зано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней пе-

реживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказыва-

ются на формировании его психики. Поэтому женщина в период

беременности должна получать только положительные эмоции.

Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного

развития детей: звукотерапия, прослушивание классической

музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его

появления на свет обращаются к нему, разговаривают,

читают, напевают любимые мелодии.

Совет № 2. Предречевой период – показатель того,

как будет развиваться речь.

Первый крик ребёнка после рождения – важная

характеристика его здоровья и одно из первых проявлений

доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого

специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично

(неподвижно), это может быть связано с психическими

нарушениями.

Важная функция предречевого периода – грудное

кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт

грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд,

начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит –

есть повод обратиться к врачу.

В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки

– появляется гуканье, потом гуление. Если к 5-6 месяцам гуление

не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях,

которые могут привести к речевым патологиям.

Родители не всегда знают, какие признаки указывают на

отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для

профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12

месяцев.

Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные

нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но

некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специ-

алисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него

есть нарушения и других функций высшей нервной дея-

тельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания,

памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность

распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса

(целенаправленная двигательная активность).

Совет № 3. Поведение ребёнка может рассказать

о нарушениях в развитии речи.

То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что

родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё

само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед

школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в разви-

тии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть

проблемы межличностного общения, карьерного роста, социаль-

ной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение чело-

века, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром.

Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно

выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать,

нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет № 4. Чтобы исправить речь, нужно найти

истинные причины её нарушения.

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида.

Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи,

расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие

речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распростра-

нённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш

пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их про-

износит. Если рассматривать простые случаи, проблема может

быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами

органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты

прикуса, укороченная уздечка, форма языка). В этом случае нуж-

на консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при

общении с другими детьми, у которых не сформировано правиль-

ное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малы-

ша в двуязычной семье.

Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки,

активным общением, развитием мелкой моторики и гимнас-

тикой для укрепления мышц языка. Некоторых родителей

беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость).

Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой

вирусные заболевания в период беременности, контакт с вред-

ными веществами и перенасыщение детского организма вита-

мином А. В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят

хирургическим методом.

Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и

темпа речи в раннем возрасте – заикание. В основе его лежит

перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от

ребёнка произносить сложные слова, перегружают его занятиями,

ругают за ошибки. Нервозная обстановка, семейные проблемы,

постоянно спешащие, ругающиеся взрослые - причины, которые

могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной

речи ребёнка можно на 7- 10 дней ввести “режим молчания”.

Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на

малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необхо-

димости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные

игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло –

стоит обращаться за помощью к

неврологу.

После лечения надо

развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не

возобновилось.

Проблемы с формированием речевой функции могут

возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша

можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5 - 6 метров

(ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо

знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё

услышать. При отрицательном результате желательно обратиться

к отоларингологу. Бывает, что речь ребёнка сформирована, но

оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже

тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при

устранении основной причины. Главное – своевременно

показаться врачу.

Совет № 5. Мальчиков и девочек, левшей и

правшей учат говорить по-разному.

По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться

речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии.

Морфологическое созревание головного мозга у девочек

происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса.

Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже

мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов

направлено на действие, у девочек – на предметы.

Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет

требовать – “Дай!”, девочка попросит – “Мячик”. Взрослым

желательно знать и особенности развития речи у левшей и

правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У

одних это получается, другие наносят большой вред развитию

ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности

мозга.

Бывают левши истинные и скрытые. Определить это

можно с помощью детского психолога. У правшей правое

полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое за

работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей

наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется

фонематический слух (способность различать звуки) и

артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но

непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов,

грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания

и целые предложения.

Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам

специалистов.

Совет № 6. Создать ребёнку благоприятные условия

для развития речи.

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный

непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или

тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не

трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования

доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка,

тем

лучше развивается речь. Активные игры с малышом,

особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его

речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление

к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрос-

лым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его

двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимо-

связаны. Пальчиковые игры считаются важным направ-

лением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые

стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить,

одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки.

Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки

самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это

благоприятно отразится и на процессе развития речи.

Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребён-

ка. Он гулит – повторять за ним, плачет – уделять внимание.

Произнёс первый слог – обрадоваться достижению. С первых

дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи.

Хвалить, когда он пытается повторять слова.

Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне

движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение

передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят

показывать “как сорока-ворона кашу варила”, “ладушки-

ладушки жили у бабушки”.

Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова.

Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш

замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция

родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравнове-

шенной. Обстановка в доме – тёплой, доброжелательной. Разви-

вающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия.

Для правильного формирования высшей психической

деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители

пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой,

взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной

системы и возможные сбои в её развитии.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить

и говорить правильно.

Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь.

Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”,

“ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет

ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно

упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными назва-

ниями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да,

поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в непра-

вильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из

проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте

– неправильное формирование речи в семье.

Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его

надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У

малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои

эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по

коррекции речи можно сделать интересными у увлекательны-

ми. В области логопедии есть много полезных разработок.

Специалист поможет построить индивидуальные занятия

и совместить приятное с полезным.

Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на

развитие детского организма, его центральной нервной системы,

речи. На первом месте в списке вредных факторов – телевизор.

В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит

быструю, непонятную речь – это может привести к психологи-

ческим и речевым комплексам. Протёртое питание (пюре) тоже,

как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок

употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит

развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой

функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой

пищей. По телевизору смотреть детские развлекательные и

развивающие программы, соответствующие возрасту. Главный

принцип – польза для здоровья и развития ребёнка, а не

собственный комфорт. Достижения прогресса привели к тому,

что проблем с развитием речи становится всё больше. Несколько

десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года гово-

рил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество

детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый

малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна

только родителям и близким людям – некритично. Речь к 3 годам

продолжает оставаться непонятной – уже тревожный сигнал.

Совет № 8. Любые нарушения речи можно исправить.

Не упустите время.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными

возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него воз-

можностей для восстановительного потенциала и лучшего ре-

зультата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой

функции надо проводить комплексно, при участии педиатра,

психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может

понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога,

генетика. От специалистов и современных методик по

коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка

зависит многое, но не всё.

Основная роль принадлежит родителям, семье малыша.

Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все

назначения, домашние задания, идти одним путём, одной коман-

дой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и

активное участие родителей в процессе развития речевой функ-

ции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет № 9. Если ребёнок не говорит, что делать?

Приемы стимулирования речи.

Главное условие овладения речью - это подражание,

но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить,

у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова

появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при же-

лании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет.

Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать

словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка”.

Для стимулирования появления речи предлагаются

следующие приёмы:

диалог

имитация и звукоподражание

стихи

чтение

Диалог.

Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсцени-

ровке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если

вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать

ответ с помощью слова, он может показать на картинку. А вы

сопровождайте чтение жестами, превращая это занятие в спектакль.

Пример:

- Что ты, ёж, такой колючий?

- Это я на всякий случай: знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Вопросы “Да - нет” (Хочешь есть? Идём спать?

Видишь машину? Ты сидишь? Ты не играешь?)

заставляют ребёнка проанализировать утверждение,

содержащееся в вопросе.

Кто это? Что это? Кто там пришёл? Что тут растёт? И т.д.

Вопросы задают о людях, животных, предметах обихода,

растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком.

Что делает? (учимся использовать глаголы) Что делает мама?

Что делает собака? И т.д.

Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в

самостоятельной речи ребёнка на ранних этапах. Наиболее значи-

мые команды в реальной жизни: иди, сядь, уйди, пусти, спи, пей,

ешь, встань.... Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации

чаще возникали естественном образом.

Домашний театр. Вначале ребёнок пытается повторить то, что

ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интона-

ции, отдельные звуки, слова. “ Куклы разговаривают”,

“Кормление зверей” и т.д.

Имитация и звукоподражания. Говорить за разных

зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква; междометия: ой, ай, ох

желательно создавая игровую ситуацию:

- Гуси, гуси!

- Га – га - га!

- Есть хотите!

- Да – да – да и т.д.

Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи - пи,

за курицу: ко-ко-ко…

Стихи. Сначала ребёнок только слушает стихи, отхлопывая

при этом в ладоши ритм. Далее можно учить с договариванием

только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы

ребёнку. Те, которые ребёнок выучит, проговаривайте их

многократно.

Чтение. Чтение доступных для понимания текстов с

последующей беседой по картинкам.

Рекомендации.

При

отборе

речевого

материала

следует

начинать

с

одно-

и

двухсложных

слов,

потом

можно

перейти

к

трёхсложным. Весь картинный материал должен быть

хорошо знаком ребёнку. На начальном этапе у ребёнка

возникают

трудности

в

звуковом

оформлении

слов,

например на вопрос: Кто там пришёл? Малыш вместо

“дядя” отвечает “дя”, на вопрос: Что тут растёт?

Вместо “дерево” отвечает “веве”. Взрослый должен

принимать любой вариант ответа, сам в это время

утрированно проговаривать правильно.

Ж е л а е м у с п е х о в !



В раздел образования