Напоминание

"Детская одаренность в условиях реализации ФГОС."


Автор: Сорокина Олеся Борисовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№46
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Детская одаренность в условиях реализации ФГОС."
Раздел: среднее образование





Назад




Детская одаренность в условиях реализации ФГОС.

Автор статьи: Сорокина Олеся Борисовна

учитель английского языка

МБОУ СОШ№46

города Новосибирска

Время идет, не стоит на месте, но детская одаренность традиционно

является одним из самых замечательных и загадочных явлений природы.

Проблемы диагностики и развития детской одаренности волнуют педагогов

на протяжении многих столетий. В связи с реализацией ФГОС в российских

школах интерес к детской одаренности в настоящее время очень возрос. В

мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению

одаренных детей и работе с ними.

Наверное, каждый из Вас не раз задавался вопросом - что же это за феномен

- детская одаренность?

Это

понятие

впервые

было

сформулировано в

середине

XIX

века

английским

психологом

Фрэнсисом

Гальтоном.

При

дальнейшем

анализе

были выделены «художественная» и «практическая» одаренности. Интересно

и высказывание С.Л.Выготского о том, что «всеобщей одаренности, в равной

мере распространяющейся на все стороны личности, не существует». С.Л.

Выготский в своих трудах отмечает то, что одаренность обеспечивает не

успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения успеха.

И вот наша задача как педагога состоит в том, чтобы создать условия для

возможности достижения этого успеха.

В

России

была

разработана

«рабочая

концепция

одаренности».

Представление об одаренности, изложенное в данной концепции, трактуется

как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. Одним

из

наиболее

дискуссионных

вопросов,

касающихся

проблемы

одаренных

детей,

стал

вопрос

о

частоте

детской

одаренности.

Существуют

две

противоположные

точки

зрения:

«все

дети

являются

одаренными»

и

«одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают,

что до уровня одаренного можно развить любого здорового ребенка при

условии

создания

благоприятных

условий.

Для

вторых

одаренность

уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску

одаренных детей.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и

поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся

погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду

знаний,

стремление

к

открытиям,

активному

умственному

труду

самопознанию.

Поэтому определение одаренности ребенка - сложная задача, при решении

которой

необходимо

использовать

как

результаты

всестороннего

психологического обследования, так и сведения о школьных и внешкольных

достижениях

ребенка,

получаемые

путем

опроса

родителей,

учителей,

сверстников. Рано может проявиться одаренность к музыке, к рисованию;

важно отметить, что одаренность к искусству выступает гораздо раньше, чем

к

наукам.

Для

одаренных

детей

характерны

увлеченность

занятиями

и

проявления творческих моментов в деятельности.

Не

случайно

программа

ФГОС

акцентирует

внимание

на

системно-

деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть

автором, творцом

и просто активным созидателем своей жизни, уметь

ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному

выбору, максимально использовать свои способности. И только благодаря

постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы

поддерживаем и развиваем способности у детей.

В

работе

с

одаренными

детьми

целесообразно

положить

следующие

принципы педагогической деятельности:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для

развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации обучения;

принцип

создания

условий

для

совместной

работы

учащихся

при

минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким

образом,

все

перечисленные

принципы

в

полной

мере

находят

отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

И только творчески подходя к развитию различных способностей у детей,

педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как

яркую, творчески - одарённую личность.

В

своей

работе

с

каждым

учеником

приходится

оценивать

как

положительные, так и отрицательные стороны личности ребенка. Одаренный

ребенок - это не всегда «идеальный» ребенок. «Одаренный ребенок может

иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна

шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный

». В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми. Но если во

время найти к таким детям правильный подход, то можно достичь в развитии

их

способностей

больших

успехов.

Вот

поэтому

педагогу

необходимо

выстраивать

индивидуальную

траекторию

творческого

развития

каждого

ребенка.

Необходимо хвалить детей, даже самые незначительные достижения, если

они требовали времени и усердия принимаю всерьез. Похвала – витамин

роста.

Одаренный человек, словно яркая звездочка среди множества звезд на

небе,

которую,

мы

с

вами

должны

обязательно

разглядеть.

Необходимо

заботиться

о

ней,

чтобы

эта

яркая

звездочка

превратилась

в

красивую,

полную сил звезду!

Список использованных источников

1. Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 2007, 78 с.

2. Лейтес Н.С. – Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984,

с. 17–29.

3. Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. –

Управление персоналом. – 2009, с. 15–19



В раздел образования