Автор: Сорокина Олеся Борисовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№46
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Детская одаренность в условиях реализации ФГОС."
Раздел: среднее образование
Детская одаренность в условиях реализации ФГОС.
Автор статьи: Сорокина Олеся Борисовна
учитель английского языка
МБОУ СОШ№46
города Новосибирска
Время идет, не стоит на месте, но детская одаренность традиционно
является одним из самых замечательных и загадочных явлений природы.
Проблемы диагностики и развития детской одаренности волнуют педагогов
на протяжении многих столетий. В связи с реализацией ФГОС в российских
школах интерес к детской одаренности в настоящее время очень возрос. В
мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению
одаренных детей и работе с ними.
Наверное, каждый из Вас не раз задавался вопросом - что же это за феномен
- детская одаренность?
Это
понятие
впервые
было
сформулировано в
середине
XIX
века
английским
психологом
Фрэнсисом
Гальтоном.
При
дальнейшем
анализе
были выделены «художественная» и «практическая» одаренности. Интересно
и высказывание С.Л.Выготского о том, что «всеобщей одаренности, в равной
мере распространяющейся на все стороны личности, не существует». С.Л.
Выготский в своих трудах отмечает то, что одаренность обеспечивает не
успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения успеха.
И вот наша задача как педагога состоит в том, чтобы создать условия для
возможности достижения этого успеха.
В
России
была
разработана
«рабочая
концепция
одаренности».
Представление об одаренности, изложенное в данной концепции, трактуется
как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. Одним
из
наиболее
дискуссионных
вопросов,
касающихся
проблемы
одаренных
детей,
стал
вопрос
о
частоте
детской
одаренности.
Существуют
две
противоположные
точки
зрения:
«все
дети
являются
одаренными»
и
«одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают,
что до уровня одаренного можно развить любого здорового ребенка при
условии
создания
благоприятных
условий.
Для
вторых
одаренность
–
уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску
одаренных детей.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и
поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся
погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду
знаний,
стремление
к
открытиям,
активному
умственному
труду
самопознанию.
Поэтому определение одаренности ребенка - сложная задача, при решении
которой
необходимо
использовать
как
результаты
всестороннего
психологического обследования, так и сведения о школьных и внешкольных
достижениях
ребенка,
получаемые
путем
опроса
родителей,
учителей,
сверстников. Рано может проявиться одаренность к музыке, к рисованию;
важно отметить, что одаренность к искусству выступает гораздо раньше, чем
к
наукам.
Для
одаренных
детей
характерны
увлеченность
занятиями
и
проявления творческих моментов в деятельности.
Не
случайно
программа
ФГОС
акцентирует
внимание
на
системно-
деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть
автором, творцом
и просто активным созидателем своей жизни, уметь
ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному
выбору, максимально использовать свои способности. И только благодаря
постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы
поддерживаем и развиваем способности у детей.
В
работе
с
одаренными
детьми
целесообразно
положить
следующие
принципы педагогической деятельности:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации обучения;
•
принцип
создания
условий
для
совместной
работы
учащихся
при
минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким
образом,
все
перечисленные
принципы
в
полной
мере
находят
отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
И только творчески подходя к развитию различных способностей у детей,
педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как
яркую, творчески - одарённую личность.
В
своей
работе
с
каждым
учеником
приходится
оценивать
как
положительные, так и отрицательные стороны личности ребенка. Одаренный
ребенок - это не всегда «идеальный» ребенок. «Одаренный ребенок может
иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна
шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный
». В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми. Но если во
время найти к таким детям правильный подход, то можно достичь в развитии
их
способностей
больших
успехов.
Вот
поэтому
педагогу
необходимо
выстраивать
индивидуальную
траекторию
творческого
развития
каждого
ребенка.
Необходимо хвалить детей, даже самые незначительные достижения, если
они требовали времени и усердия принимаю всерьез. Похвала – витамин
роста.
Одаренный человек, словно яркая звездочка среди множества звезд на
небе,
которую,
мы
с
вами
должны
обязательно
разглядеть.
Необходимо
заботиться
о
ней,
чтобы
эта
яркая
звездочка
превратилась
в
красивую,
полную сил звезду!
Список использованных источников
1. Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 2007, 78 с.
2. Лейтес Н.С. – Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984,
с. 17–29.
3. Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. –
Управление персоналом. – 2009, с. 15–19