Автор: Князева Любовь Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП "Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино Населённый пункт: ст.Клявлино, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: "Знакомим дошкольников с народной игрушкой" Раздел: дошкольное образование
«Знакомим дошкольников с народной игрушкой»
Детство - период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют
на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить
детям любовь к прекрасному, развить в детях такие качества, как доброту,
чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров. На мой взгляд,
каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развиваю-
щий эффект.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игруш-
ки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим
детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные эле-
менты, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игруш-
ки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и
расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на
выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия«народная
игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших
ее, с техникой выполнения.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя зано-
во открываем и переоцениваем.
Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданно-
сти родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих
предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, соче-
тающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию. Сделанная
полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь
человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной
игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, кото-
рый позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узна-
ваемыми, тряпичные игрушки.
Кратко остановимся на игрушках, с которыми знакомим дошкольников в
детском саду:
1. Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые
краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, при-
дают игрушке неповторимость.
2. Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты
сюжета и живой росписи.
3 . Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой
росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки
семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде:
платок, расписной сарафан, полушалок, передник.
4. Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими го-
лубовато-синими мазками.
5. Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой.
Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века
русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка . Когда дети узна-
ли об истории создания народной куклы , в группе начался процесс изготов-
ления кукол своими руками. Здесь были и куклы-пеленашки, и куклы-
кувадки, куклы-пасхальницы и пасхальные зайцы.
Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере испол-
нения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промыс-
ла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он
самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группе у детей под
влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу
тех, которые им показывали на занятиях.
Перед взрослыми стоит задача развивать у детей устойчивый интерес к
произведениям
искусства,
к
традициям,
обычаям,
быту;
знакомить
с
различными игрушками,
начиная
от
старинного
оберега
и
заканчивая
современной игрушкой ,
а
также
с
их
историей
и
с
проце ссом
изготовления игрушек
собственными
руками;
прививать
детям
любовь,
2
эстетический вкус и бережное отношение к игрушке . Ведь не зря говорят:
«Пока живы народные традиции и обычаи народа, живнарод».
Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным
действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами на-
родного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельно-
сти детей в области декоративной лепки.
3