Напоминание

"Знакомим дошкольников с народной игрушкой"


Автор: Князева Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино
Населённый пункт: ст.Клявлино, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Знакомим дошкольников с народной игрушкой"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Знакомим дошкольников с народной игрушкой»
Детство - период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, развить в детях такие качества, как доброту, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развиваю- щий эффект. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игруш- ки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные эле- менты, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игруш- ки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия«народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее, с техникой выполнения. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя зано- во открываем и переоцениваем. Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданно- сти родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, соче- тающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, кото- рый позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узна- ваемыми, тряпичные игрушки. Кратко остановимся на игрушках, с которыми знакомим дошкольников в детском саду:
1. Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, при- дают игрушке неповторимость. 2. Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи. 3 . Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник. 4. Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими го- лубовато-синими мазками. 5. Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка
.
Когда дети узна- ли об истории создания народной куклы
,
в группе начался процесс изготов- ления кукол своими руками. Здесь были и куклы-пеленашки, и куклы- кувадки, куклы-пасхальницы и пасхальные зайцы. Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере испол- нения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промыс- ла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группе у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях. Перед взрослыми стоит задача развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой
,
а также с их историей и с проце ссом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, 2
эстетический вкус и бережное отношение к игрушке
.
Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, живнарод». Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами на- родного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельно- сти детей в области декоративной лепки. 3


В раздел образования