Автор: Сагирова Людмила Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: Город Мурманск
Наименование материала: проект
Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся средствами учебного предмета "Литературное чтение"
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра дошкольного и начального образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Формирование
познавательных
универсальных
учебных
действий
у
учащихся средствами учебного предмета «Литературное чтение»
ВЫПОЛНИЛА:
Сагирова Людмила Леонидовна,
МБОУ г. Мурманска СОШ № 13
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Ковалёва Ирина Юрьевна,
доцент кафедры ДиНО, к.п.н.
Мурманск
2017
Содержание
Введение................................................................................................................... 3
Основная часть........................................................................................................ 5
Заключение.............................................................................................................10
Список литературы................................................................................................11
Введение
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима.
Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж,
читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век
научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и
видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения.
Современное качество образования в начальной школе определяется
уровнем
овладения
учащимися
ключевыми
компетентностями
–
способностями
к
самостоятельной
деятельности
в
учебном
процессе,
в
использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни.
Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся
начальной
школы
знаний,
умений,
навыков
и
способов
деятельности,
определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая
составляет основу умения учиться.
2
Читательская
компетентность
учащихся
начальной
школы
–
это
с формированная
у
детей
спо собно сть
к
ц е л е н а п р а в л е н н ом у
индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после
прочтения книги.
Задачи:
Научить:
- осознанно, правильно, выразительно читать;
- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
-
работать
с
разными
источниками
информации
(словарями,
справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- самостоятельно выбирать книги для чтения.
Развитие
читательской
компетентности
учащихся,
безусловно,
проходит
на
уроках
литературного
чтения,
внеклассного
чтения,
на
внеклассных
занятиях
через
организацию
литературных
игр,
творческих
конкурсов, занятий с элементами театрализации, что стимулирует творчество
детей.
3
Основная часть
Сформулировав проблему, увидев ее истоки, я поставила перед собой
цель:
выявить
приёмы
организации
деятельности
младших
школьников,
которые
способствуют
формированию
читательской
компетентности
при
чтении
художественных
произведений
и
выяснение
влияния
различных
методологических
подходов
на
развитие
речевой
деятельности
учащихся
младших классов.
Цель работы определила конкретные задачи:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста
– правильного типа читательской деятельности;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений,
нравственно-этических
ценностей;
воспитание
личности
со
свободным
и
независимым мышлением;
-
развитие
устной
и
письменной
речи
(в
том
числе
значительное
обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой;
-
развитие
творческих
способностей
детей;
приобщение
детей
к
литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу
художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе
средств
выразительности)
и
практическое
ознакомление
с
отдельными
теоретико-литературными понятиями.
В
образовательной
системе
«Школа
2100»
заявлена
технология
формирования
типа
правильной
читательской
деятельности
(Н.Н.
Светловская),
обеспечивающая понимание
текста
за
счёт
овладения
приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Технология направлена на формирование коммуникативных универсальных
учебных
действий,
обеспечивая
умение
истолковывать
прочитанное
и
формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора);
познавательных универсальных учебных действий.
4
Основная
метапредметная
цель
учебников
«Литературное
чтение»
(Н.А.Чуракова,
О.В.Малаховская)
связана
с
формированием
грамотного
читателя,
который
с
течением
времени
сможет
использовать
свою
читательскую деятельность как средство самообразования.
Задачами начального курса «Литературное чтение» по УМК «Система
развивающего обучения Л.В.Занкова» являются:
-
развитие
речевых
навыков
школьников,
связанных
с
процессами:
восприятия, интерпретации, собственного творчества;
- развитие интереса детей к чтению и потребности в нем;
-
создание
условий
для
постижения
школьниками
многоплановости
словесного
художественного
образа
на
основе
практиче ского
ознакомления с литературоведческими понятиями;
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных
видов и жанров.
Учебный материал данных пособий содержит золотой фонд детской
литературы: здесь есть и произведения русского и зарубежного фольклора,
литературные
сказки,
басни,
лирические
и
эпические
стихи,
рассказы
и
повести, произведения драматургии, а также познавательные статьи и очерки.
При
работе
с
данными
учебниками
уделяется
большое
внимание
литературному образованию младших школьников. У преподавателей есть
возможность строить уроки с использованием широкого спектра методов и
приёмов.
На
уроках
литературного
чтения
создаются проблемно-поисковые
ситуации,настраивающие
всех
детей
на
активное
участие
и
решение
проблемных вопросов.
Беседы-дискуссииучат детей размышлять о прочитанном, высказывать
свое мнение. Было замечено, что у детей повышался интерес после того, как
и м самим приходилось задавать вопросыпо содержанию прочитанного. В
поисках
ответов
на
свои
же
вопросы
дети
вновь
обращались
к
тексту,
постепенно накапливая материал для пересказа.
5
Достижению
положительных
результатов
работы
способствует
иличный
пример
учителя,
которыйвыразительно
читает
художественный
текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они
стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только
что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».
Хорошей
основой
для
накопления
учащимися
личного
опыта
творче ского
во сприятия
художе ственных
произведений
с т а л о
использованиеприема
устного
словесного
рисования.В
ходе
словесного
рисования
дети
воображают
прочитанное
и
как
бы
видят
его
наяву,
усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют
тему
любого
эпизода
или
ситуации,
но
и
представляют
детали
изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание на уроках уделяется словарной работе,особенно при
чтении
сложных
текстов.
Здесь
используются
разнообразные
приёмы
толкования
значения
новых
слов:
объяснение
значения
слов
с
помощью
показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами,
пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются
перед
уроком
на
доску
или
карточку.
Как
правило,
значение
этих
слов
объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение
трудных слов в толковом словаре самостоятельно. Любимой формой работы
стало
для
детейсоздание
рисованных
«диафильмов»по
прочитанному
произведению.
Здесь
проявлялись
творческие
способности
каждого.
При
этом
авторы
диафильмов
демонстрировали
умения
проследить
за
ходом
событий произведения, пересказать текст по рисункам.
Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения
используеминсценированиео т р ы в к о в
и з х у д о ж е с т в е н н ы х
произведений,элементы драматизации.
Использование
музыкальных
произведений
на
уроке
литературного
чтения
является
благотворной
почвой
для
формирования
и
развития
в
6
ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых
дети смогут познавать мир.
Неоценима
рольуроков
внеклассного
ч т е н и ядлярасширения
литературного
образования,
углубления
читательской
культуры
обучающихся, развития их творческих способностей и эстетического вкуса,
укрепления гражданской и нравственной позиций. Цели одни, а способы их
достижения
разные.
Они
определяются
самой
спецификой
внеклассных
занятий.
В первую группу упражнений были включены задания, помогающие
ученикам освоить сами понятия. Среди упражнений этой группы особое
место было отведено анализу готового текста, образцового или негативного.
Выявление жанровых и стилистических особенностей различных газетных
публикаций, при обучении, проводилось в сопоставлении различных жанров
публицистического
стиля
друг
с
другом
и
в
сопоставлении
их
с
уже
известными
детям
жанрами
художественной
литературы,
а
именно:
с
рассказом и сказкой. Выяснилось, в каком случае используется разговорный
стиль,
когда
и
где
встречается
жанр
публицистического
стиля.
Дети
самостоятельно выполнили работу, в которой сравнивали тексты, написанные
в книжном и разговорном стилях.
Вторая
группа
упражнений
состояла
в
обучении
школьников
применению
полученных
знаний
при
выполнении
отдельных
речевых
действий, то есть работа была направлена на формирование конкретных
речевых умений. В эту группу вошли следующие задания: конструирование
фрагментов
текста
из
заданных
элементов
с
учётом
указанных
условий,
редактирование
высказываний,
создание
небольших
собственных
высказываний по данным рекомендациям.
Третья группа - это упражнения творческого характера, направленные
на
формирование
у
школьников
всего
комплекса
речевых
умений.
Это
упражнения, предполагающие написание различных текстов.
7
Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от
участия
в
решении
этой
задачи
родителей.
Роль
семьи
в
формировании
отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в
образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает.
Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом
для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной
семье.
Со став
домашней
библиотеки,
отражающей
вкус,
род
профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких
поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг
чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное
окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее
в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана
прежде
всего
в
семье.
Своевременный
и
тесный
контакт
с
родителями
учащихся
позволяет
обрести
в
их
лице
необходимых
и
надежных
помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.
8
Заключение
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в
решении
этой
задачи
родителей.
Детям
требуется
«читающая»
среда,
книжное
окружение.
Только
на
этой
основе
возникает
желание
читать,
перерастающее
в
глубокую
духовную
потребность.
«Читающая»
среда
должна быть создана прежде всего в семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет
нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих
у детей интерес к чтению. Мы используем следующие формы работы с
родителями:
-
коллективная
(родительское
собрание,
беседа,
дискуссия,
лекция,
круглый стол, литературный праздник);
- групповая (тематическая консультация);
- индивидуальная (консультация).
Нами подобран материал для бесед с младшими школьниками и их
родителями,
разработаны
конспекты
литературных
игр
и
праздников
для
начальной школы.
Используя
накопленный
собственный
опыт,
прибегая
к
помощи
старших
(учителей,
библиотекарей,
родителей),
ребята
проявляют
свои
творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным
произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы).
9
Список литературы
1.
Жукова, И.Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора
книг для внеклассного чтения / И.Л.Жукова // Начальная школа. - 2013. - №4.
– С.26
2.
Короткова,
Л.Д.
Семейное
чтение
как
средство
духовно-
нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. –
2013. -№11. - С.15-17.
3.
Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир //
Начальная школа.- 2007. - №5. – С.71-73.
4.
Маланов,
С.В.
Психолого–педагогические
условия
обучения
детей чтению / С.В.Маланов // Начальная школа плюс до и после. - 2015. -
№4. – С.14-23.
5.
Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской
компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития
чтения. М., - МЦБС, 2008. - С.66-68.
6.
Решетникова
С.В.
Формирование
навыка
чтения
на
основе
развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2013. - №2 – С.61.
10