Автор: Лексикова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 "Радуга"
Населённый пункт: Г.о. Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект "День семьи, любви и верности"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию в старшей
группе с ЗПР
на тему: «День семьи, любви и верности».
Цель:
1.
Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий
духовности, нравственности и норм христианской этики.
2.
Показывать значение родного языка, фольклора (пословиц, поговорок),
библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного)
поведения человека.
3.
Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые
любят друг друга и заботятся друг о друге.
4.
Воспитывать у детей чувства любви и уважения к родителям, гордость
за свою семью.
5.
Познакомить детей с историей возникновения праздника.
6.
Возрождать семейные традиции.
Задачи:
1.
воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре;
2.
познакомить детей с православным праздником в честь благоверных
супругов Петра и Февроньи «День любви, семьи и верности»;
3.
развивать познавательный интерес детей и представления детей о
социокультурных ценностях народа;
4.
развивать нравственные чувства.
5.
Обогащать словарный запас детей понятиями духовно- нравственной
культуры (любовь, послушание, забота, благодарность, уважение, вера,
доброта, радость, счастье)
Средства:
1.
Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей».
Книга 3. Тема: «Моя семья. Наш род.» стр. 5, песня «Родной дом»
2.
Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей».
Книга 3. Тема: «Любовь к родителям», стр.16, пословица.
3.
Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей».
Книга 3. Тема:«Наш общий дом», пословица стр.31
4.
Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей».
Книга 3. Тема: «Отец и сыновья», пословица стр. 13
5.
Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей».
Книга 3. Тема: «Любовь к родителям», стр. 16, пальчиковая гимнастика:
«Дружная семья».
6.
Методическое пособие «Добрый мир»
Предварительная работа:
1.
Рассматривание иконы с изображением св. Петра и Февроньи.
2.
Рассматривание Иллюстрации Свято- Троицкого монастыря в Муроме.
3.
Чтение рассказа о семье «Наша семья» (книга №3, стр. 4-5)
4.
Заучивание пословиц о семье. (книга №3, стр. 13,6,31)
5.
Заучивание песни «Родной дом» (книга №3, стр. 5)
6.
Заучивание стихотворения о Петре и Февронии.
Необходимое оборудование:
1. Икона св. Петра и Февроньи.
2. Иллюстрация Свято- Троицкого монастыря в Муроме.
3. Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей».
Книга 3.
4. Клей- карандаш; заготовки ромашек (на одну ромашку нам
понадобилось: 8 полосок белой бумаги шириной 2 см и длиной 26 см,
наклеенные на кружок желтого цвета, радиусом 3 см; шпажка,
выкрашенная в зеленый цвет, длиной 25 см)
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети входят в музыкальный зал, оформленный по теме праздника.
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались в этом
уютном зале детского сада для того, чтобы отметить
интересный и замечательный праздник.
В нашей стране есть особый день, который называют днем
Семьи, Любви и верности! Этот праздник посвящен святым
Петру и Февронии.
Просмотр Иконы «св. Петра и Февроньи» и иллюстрации Свято- Троицкого
монастыря в Муроме, где находятся мощи св. Петра и Февроньи.
Они покровители всех влюбленных, брака, семейного
счастья. Жили Петр и Феврония очень счастливо и честно,
во всем следую слову Божьему. В память об этих святых на
Руси отмечают особый день - 8 июля. За окошком лето,
много зелени вокруг, а полях расцветают ромашки.
Посмотрите, как много ромашек в нашем зале, мы сегодня
тоже отметим этот добрый праздник. Праздник Семьи.
Основная честь:
Воспитатель:
У нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут,
помнят и простят, чтобы не случилось. Сегодня мы будем
говорить с вами о семье.
- Ребята, а что же за слово такое? «СЕМЬЯ» (ответы детей)
Семья- это особый мир из самых близких людей. Это мама,
папа, братья и сестры, дедушки и бабушки…
Воспитатель:
Ребята, а как называется место, где мы все живем?
Дети:
НАШ ДОМ!
Воспитатель:
Ребята, а давайте вспомним и споем песню, которую мы уже
с вами знаем. Она называется «Родной дом»
Дети исполняют песню «Родной дом» (книга №3, стр. 5)
Воспитатель:
Молодцы ребята! Садитесь на стульчики.
Дети должны уважать своих родителей, любить их, быть
послушными. И тогда, они будут жить счастливо. Вот
какими словами говориться об этом в мудрой книге Библии:
Пословица 1
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Почитай старых, сам
будешь стар». (книга №3, стр.6)
Что значит «Чти»? (люби, уважай, слушайся)
Кто такие отец, мать? (родители)
Кто дал такое правило жизни людям? (Бог)
Пословица 2
«Вся семья вместе, так и душа на месте»(книга№3, стр.31)
Очень приятно видеть людей с приветливой улыбкой, ласковым и
добрым взглядом. Именно такие люди создают крепкие и
счастливые семьи, в которых вырастают замечательные дети.
Пословица 3
«Не будет добра, коль в семье вражда» (книга №3, стр.13)
Могут ли жить вместе добро и вражда?
Воспитатель:
Ребята, я знаю, что Сева, Егор и Настя выучили стихи о
Петре и Февронии. Давайте послушаем.
1 ребенок:
За мечту и верность,
За любовь по- русски,
Откровенность, честность,
Благодарность чувства!
2 ребенок:
В День Петра с Февроньей,
В день влюбленных очень
Пожелаю много,
Свяжут узы прочно!
3 ребенок:
Подарю ромашки,
Зацветут, запахнут,
Пусть не будет страшно,
Пусть любовь не чахнет!
Воспитатель:
Спасибо, ребята. Какие замечательные стихи вы нам рассказали. Они
очень добрые и теплые. Теплые, от того, что на сердце от них стало
тепло. Я хочу поделиться с вами этим теплом. Давайте поиграем,
вставайте в круг.
Игра: «Дарим своё тепло» (коммуникативная игра)
Цель:
воспитание
внимательного
и
чуткого
отношения
к
окружающим,
развитие интереса к личности другого человека.
Описание игры: дети встают в круг. По одному участнику предлагается
положить правую руку в область сердца своего соседа и улыбнуться (подарить
улыбку и тепло).Задание для детей: почувствовать тепло исходящие от руки и
передать следующему (игра проходит по кругу вправо).
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Дарить тепло и улыбки своим близким людям – это
очень здорово. А теперь давайте немножко разомнемся?
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой
(движения выполняются в соответствии со словами).
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семья» (книга №3,стр.16)
Воспитатель:
Как хорошо мы с вами размялись, даже пальчики размяли. Теперь, мои
ручки хотят потрудиться, а ваши?
Кто помнит, какой символ праздника Любви, Семьи и Верности?
Правильно, РОМАШКА.
Я предлагаю сегодня смастерить этот цветок своими руками, который
никогда не завянет. Ребята, подходите к столам, садитесь на стульчики.
Дети проходят к столам, садятся. На столах разложены заготовки для
будущей ромашки.
Воспитатель: Ребята, какого цвета лепестки у ромашки? А кого цвета
серединка? Посмотрите, на ваших столах лежат белые полосочки – их очень
легко превратить в лепестки. Для этого возьмите клей, намажьте кончик
полосочки и аккуратно прижмите его к серединке ромашки. Так нужно
сделать с каждой полосочкой.
Теперь, ромашке необходим стебелек. Какого цвета стебель у ромашки?
Возьмите зеленую палочку и приклейте ее к середине.
Чтобы ромашка была красивой, нужно доделать серединку. Найдите на своих
лоточках желтый круг, намажьте его клеем и приложите поверх стебелька,
точно в серединку.
Посмотрите, кокой красивый цветок у вас получился.
Символом дня любви и верности стала ромашка - цветок русских полей и
лугов. И пусть в вашем доме растёт этот чистый, солнечный цветок.
Заключительная часть:
Анализ занятия:
Какой цветок мы с вами делали?
Какой цветок является символом праздника?
О ком мы сегодня говорили?
С какими святыми мы сегодня познакомились?
Воспитатель:
Молодцы ребята. Вы сегодня очень хорошо занимались.
Во второй половине дня с детьми проводится беседа о прошедшем празднике.
Дети вспоминают и проговаривают основные понятия (день Любви Семьи и
Верности; семья, близкие, любовь, тепло сердец, святые Петр и Февронья)
После беседы детям можно предложить посмотреть мультфильм
«Сказание о Петре и Фефронье»