Автор: Соколова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №131
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Творческая разработка
Тема: "Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством патриотического воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Формирование познавательных интересов у
детей старшего дошкольного возраста
посредством патриотического воспитания
Творческая разработка
Выполнила:
Соколова Наталья
Викторовна
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
1. Возрастные особенности развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста.........................................................................6
2. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством патриотического воспитания......................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 17
3
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество нуждается в активной личности, способной к
познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и
творчества
в
решении
жизненно
важных
проблем.
Первоосновы
такой
личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное
образование
направлено
на
формирование
общей
культуры,
развитие
физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья детей.
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к
миру,
реализуемое
в
познавательной
деятельности
по
ознакомлению
с
окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной
задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их
использовать в практической деятельности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии
интереса
познавательная
деятельность
у
детей
дошкольного
возраста,
протекает
более
интенсивно,
плодотворно.
Дети
меньше
утомляются,
познание становится увлекательной деятельностью.
Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей
умственного воспитания дошкольников.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое
формируется
в
социальных
условиях,
в
процессе
взаимодействия
с
окружающим
миром
и
не
является
изначально
присущим
человеку
от
рождения.
Познавательный
интерес
–
избирательная
направленность
человека
на
познание
предметов,
явлений,
событий
окружающего
мира,
активизирующая
психические
процессы,
деятельность
человека
и
его
познавательные возможности. Развитие познавательного интереса – сложный
процесс.
Он
имеет
свои
направления,
закономерности
и
особенности,
которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
4
В
процессе
обучения
детей
дошкольного
возраста
познавательный
интерес
является
средством
обучения
–
т.е.
как
средство
привлечения
внимания
к
обучению,
активизации
мышления
детей,
как
средство,
заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом
случае можно говорить о занимательности обучения.
Дошкольные
организации
на
современном
этапе
согласно
ФГОС
разрабатывают
новые
учебные
программы,
направленные
на
повышение
познавательной
активности
воспитанников
с
учетом
актуальных
и
перспективных потребностей личности, развития общества и государства.
Цель работы: рассмотреть формирование познавательного интереса у
детей
старшего
дошкольного
возраста
в
условиях
ДОО
посредством
патриотического воспитания.
В
Концепции
патриотического
воспитания
граждан
Российской
Федерации,
являющейся
частью
го сударственной
прог ра м м ы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015
гг» говорится о том, что воспитание патриотизма является в настоящее время
«важнейшим направлением деятельности общества и государства», опирается
на формирование патриотических чувств и представлений, выражается в
мировоззрении
и
нравственных
идеалах,
коллективных
настроениях
и
оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, культуре и системе
основополагающих ценностей, нормам поведения.
5
1.
Возрастные особенности развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста
Старший дошкольник познаёт уже «большой мир». В основе детского
отношения
к
миру
находятся
заботливость,
доброта,
гуманность,
сострадание.
Дети
могут
систематизировать
накопленную
информацию,
посредством
логических
операций
устанавливать
связи
и
зависимости,
расположение
в
пространстве
и
во
времени,
развивается
знаково-
символическая функция сознания, умение использовать систему знаков для
обозначения действий, признаков, построение простых моделей логических
отношений между понятиями.
Познавая
различные
объекты,
события,
явления
ребёнок
учится
анализировать
и
сравнивать,
делать
выводы
и
выяснять
закономерности,
обобщать
и
конкретизировать,
упорядочивать,
классифицировать
представления и понятия. У ребёнка появляется потребность утвердиться в
своём отношении к окружающему миру путём созидания.
Познавательная активность является природным проявлением интереса
ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об
интересах
ребёнка
и
интенсивности
его
стремления
познакомиться
с
определёнными
предметами
или
явлениями
свидетельствуют
внимание
и
особенная
заинтересованность,
эмоциональное
отношение
(удивление,
волнение, смех).
Познавательный
интерес,
как
и
всякая
черта
личности
и
мотив
деятельности дошкольника, развивается и формируется в деятельности, и
прежде всего в обучении.
Формирование
познавательных
интересов
детей
в
обучении
может
происходить по двум основным каналам, с одной стороны образовательная
деятельность
содержит
в
себе
эту
возможность,
а
с
другой
–
путем
определенной организации познавательной деятельности воспитанников [5].
6
Первое, что является предметом познавательного интереса для
дошкольников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный
отбор
содержания
образовательного
материала,
показ
богатства,
заключенного
в
научных
знаниях,
являются
важнейшим
звеном
формирования интереса к обучению.
Прежде всего, интерес пробуждает и подкрепляет такой материал,
который
является
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
новым,
неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление -
сильный
стимул
познания,
его
первичный
элемент.
Удивляясь,
ребёнок
стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то
нового.
Но
познавательный
интерес
к
обучающему
материалу
не
может
поддерживаться
только
яркими
фактами,
а
его
привлекательность
невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще
К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным,
должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное
всегда
в
обучающем материале
выступает
на
фоне
уже
известного
и
знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно
учить дошкольников умению в знакомом видеть новое.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в
силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении
неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно
явится стимулом интереса дошкольника к познанию.
Далеко не все в обучающем материале может быть для воспитанников
интересно.
И
тогда
выступает
еще
один,
не
менее
важный
источник
познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы пробудить
7
желание
узнать
новое,
нужно
развивать
потребность
дошкольника
заниматься
познавательной
деятельностью,
а
это
значит,
что
в
самом
процессе ее ребенок должен находить привлекательные стороны, чтобы сам
процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса [2].
Путь
к
нему
лежит,
прежде
всего,
через
разнообразную
самостоятельную работу дошкольников, организованную в соответствии с
особенностью интереса.
Для
образования
интересов
существенное
значение
имеют
как
начальный этап – возникновение ситуативного интереса, так и дальнейшее
его
развитие.
С
одной
стороны,
особенности
объекта,
их
яркость,
сила
влияют на возникновение внимания. С другой – такие особенности индивида,
как впечатлительность, чувствительность, подвижность нервных процессов,
также
влияют
на
активность
отражения.
В
дальнейшем
интерес
поддерживается как наличием определенных предпосылок способностей, так
и стимулированием, положительным отношением, поощрением.
Высокий
уровень
развития
интереса
возможен
лишь
в
результате
многократного
повторения
определенной
деятельности,
определенной
ситуации.
Но
это
повторение
должно
сопровождаться
эмоциональным
подкреплением
–
как
организуемым
успеха,
от
удовлетворения
определенного вида потребностей.
Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для
овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра.
Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период
жизни
ребенка.
Но
дошкольник
редко
осознает
потребности,
которые
толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая
деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с её
8
помощью.
Интерес
является
одним
из
компонентов
познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста [7].
Интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности,
психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под
влиянием интересов, проявляется:
· активный поиск;
· догадка;
· исследовательский поиск;
· готовность к решению задачи.
Важной особенностью интереса является также и то, что центром его
бывает такая задача, которая требует от человека активной, поисковой или
творческой
работы,
а
не
элементарной
ориентировки
на
новизну
и
неожиданность.
Психологической
основой
познавательного
интереса
является
активность самого ребёнка.
В различных исследовательских работах, литературных источниках и в
быту встречаются разнообразные определения активности: эмоциональная,
физическая,
социальная,
социально-политическая,
интеллектуальная,
умственная,
познавательная,
творческая,
психическая,
ориентировочно-
исследовательская и другие.
С
целью
формирования
способностей
дошкольников
в
процессе
обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую
деятельность
детей.
Целенаправленная
тренировка
гибкости
мышления,
ассоциативности,
использование
фантазии,
интуиции,
воображения,
исследовательских
методов
обучения
–
всё
это
способствует
развитию
способностей детей [1].
9
Таким образом, для развития творческой и познавательной активности
детей необходимо так организовать их познавательную деятельность , чтобы
ориентировать
дошкольников
на
самостоятельное
или
частично-
самостоятельное получение новой для них информации.
2.
Формирование
познавательных
интересов
детей
старшего
дошкольного возраста посредством патриотического воспитания
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия
человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с
момента рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их
среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой
формирования
патриотизма
являются
глубинные
чувства
любви
и
привязанности к своей культуре, своему народу, своей семье.
«Родной дом» - сложное и многогранное понятие. Оно включает
отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, семейным
традициям.
Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям.
Ребёнок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей
малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем
планеты Земля.
10
«Величие народа не измеряется его численностью, как величие
человека
не
измеряется
его
ростом;
единственной
мерой
служит
его
умственное развитие и его нравственный уровень» В. Гюго.
Чтобы сохранить свой народ, свою семью – нужно очень бережно сохранять
свою историю, свою культуру, свои традиции. Нет истории – нет народа.
Толковый словарь русского языка даёт определение патриотизма как
нравственного и политического принципа, который заключается в любви к
Отечеству и способности подчинить собственные интересы его интересам.
Патриотизм – это гордость за принадлежность к определённому государству,
гордость его достижениями и стремление эти достижения преумножать и
сохранять на протяжении долгих лет.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды
ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы создать условия развития
ребёнка,
открывающие
возможности
для
его
позитивной
социализации,
индивидуализации,
личностного
развития,
развития
инициативы
и
творческих
способностей
на
основе
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности, учитывать
национально-культурные условия.
В
построении
развивающей
предметно-пространственной
среды
опираюсь на следующие принципы:
1. Насыщенность.
2. Трансформируемость.
3. Полифункциональность.
11
4. Вариативность.
5. Доступность.
6. Безопасность.
В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе ДОО
была
создана
развивающая
предметно-пространственная
среда,
побуждающая детей к активной познавательной деятельности:
-
«Центр
игры
и
социально-эмоционального
развития»
формирует
представления о себе, сверстнике, взрослом, семье и семейных отношениях,
традициях, о людях разных профессий, в том числе шахтёр и металлург,
гендерной принадлежности, толерантности, нравственных нормах.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации
интересов
детей
в
разных
видах
игр.
Эстетичность
оформления,
современные
материалы
вызывают
желание
играть.
Игровой
материал
динамичный, позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые
игровые образы.
Разнообразие
и
богатство
сенсорных
впечатлений,
возможность
свободного
подхода
к
каждому
центру
в
группе
способствуют
эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
-
«Центр
безопасности»
содержит
материал
по
знакомству
с
элементами дороги и дорожными знаками, у детей формируются навыки
безопасного поведения в быту, на дороге, в природе. Дети рисуют свой
безопасный маршрут «Дорога в детский сад», «Что я вижу по дороге в
детский сад»; «Опасно-безопасно», «Опиши место, где находишься», «Что
видишь вокруг?», разыгрывают ситуации «Осторожно-огонь: 01», «Вызов
врача: 03», «Полиция спешит на помощь: 02».
- «Центр занимательной математики» наполнен различными логико-
математическими, интеллектуальными играми, направленными на развитие
мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия.
12
-
«Центр
книги»
содержит
произведения
русского
фольклора,
иллюстрации к детским произведениям, литературные игры, рисунки детей к
литературным произведениям, портреты писателей и поэтов; выставки книг
одного автора.
-
В
«Центре
экологии
и
экспериментирования»
дети
занимаются
календарём
природы
и
погоды,
ведут
дневники
наблюдений,
изучают
ландшафт
Кемеровской
области,
сезонные
состояния
погоды,
растений,
животных нашего края, высаживают семена и выращивают «огород» на окне,
играют с макетами природно-климатических зон; устанавливают физические
закономерности, познают свойства и возможности материалов. Находятся в
ситуации
активного
поиска.
Собирают
коллекции:
«Камни»,
«Ракушки»,
«Листья»,
«Морские
обитатели»,
«Животные»,
«Домашние
питомцы».
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает познавательную
активность. В процессе коллекционирования происходит накопление знаний,
далее полученная информация систематизируется и формируется готовность
к
осмыслению
окружающего
мира.
Предметы
коллекций
придают
своеобразие
игровому,
речевому
и
художественному
творчеству,
активизируют имеющиеся знания.
- «Центр конструирования» содержит конструкторы разного размера,
крупные модули, тематические конструкторы, разные виды транспорта, макет
дороги, атрибуты для игр, планы, схемы, чертежи для строительства; фото
улиц и достопримечательностей г. Новокузнецка, иллюстрации различных
сооружений и разных видов архитектуры (промышленной, общественной,
гражданской: жилые дома, мосты, магазины). В постройках дети закрепляют
особенности архитектуры. Дети строят здания родного города, машины едут
по знакомым улицам.
- В «Центре творчества» дети знакомятся с произведениями народного
искусства,
рассматривают
тематические
альбомы
и
иллюстрации;
13
произведения русской живописи: иконы, пейзажи, исторические картины,
портреты, бытовую живопись, интерьер, натюрморт; графика, скульптура.
Экспериментируют
с
различными
изобразительными
материалами
и
техниками. Украшают шаблоны декоративной росписью.
-
«Центр
театра
и
музыки»
представлен
разными
видами
театра,
содержит
декорации,
атрибуты
сказочных
персонажей,
игрушки-забавы,
маски-шапочки, элементы костюмов; музыкальные инструменты; «Песни для
дошколят о Новокузнецке»
О. Кулолаевой.
Дети разыгрывают этюды,
сценки «Как мы ходили в театр», «Наш концерт», инсценируют отрывки
произведений, русские народные сказки, поют и танцуют, водят хороводы.
- «Центр двигательной активности» способствует развитию физических
качеств
(скоростных,
силовых,
гибкости,
выносливости
и
координации);
происходит
накопление
и
обогащение
двигательного
опыта.
Содержит
атрибуты
для
закаливания
и
профилактики
плоскостопия,
комплексы
дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз, энциклопедии здоровья,
альбомы подвижных игр и игр-упражнений,
игры «Летние виды спорта»,
«Зимние виды спорта», «Игровые виды спорта», дидактический материал:
«Правильная осанка», «Детям об Олимпиаде»; фотографии и биографию
спортсменов из Кузбасса, известных во всём мире.
- «Центр патриотического воспитания» обогащает жизненный опыт
детей историческими событиями через произведения искусства, создание
тематических выставок: «Моя Родина», «Дружат дети всей Земли», «Моя
семья»,
«Мой
детский
сад»,
«История
и
достопримечательности
моего
города», «Защитники Отечества», «Страна моя родная», «Москва – столица
России», «Государственные символы России», «Богатыри», «Мой город – моя
малая Родина», «Люди разных национальностей».
Материал «Славянская семья» знакомит детей с образом жизни славян, их
бытом и семейным укладом.
В наглядном пособии «Семья» представлен быт современников. Ребёнок
рассмотрит эволюцию предметов быта, одежды.
14
Былины расскажут о богатырях – первых защитниках земли русской.
Коллекция
доспехов
и
оружия
привлекает
детей
возможностью
почувствовать себя отважным воином-защитником.
С
макетами
военной
техники
и
наборами
солдатиков
дети
разыгрывают
боевые сражения. Главное правило – не разрушение, а укрепление и защита.
Игра «Российская армия» познакомит детей с родами войск и современной
военной техникой.
В
преддверии
70-летия
Победы
в
Великой
Отечественной
Войне
организована выставка: «Города-герои».
Патриотизм, любовь к Родине – эти чувства не возникают сами по себе. Чем
больше ребёнок знает о своей стране, её истории, достижениях, тем больше
условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Всё
это закладывается в детстве. Ребёнок на уровне чувств и эмоций должен
почувствовать свою сопричастность к великой истории нашей страны.
Программы нравственно-патриотического воспитания.
Рассмотрены следующие Программы:
Программа
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников
«Мой родной дом» (под ред. Т.И. Оверчук) направлена на социализацию
личности дошкольника, формирование любви к Родине – России на основе
приобщения к национальной культуре по следующим направлениям:
- воспитание любви к родному дому: семье, малой родине – городу,
краю и большой Родине – России;
-
приобщение
детей
к
основам
национальной
культуры,
быта
и
развитие межличностных отношений;
-
развитие
потребности
в
активном
творческом
преобразовании
окружающего мира в соответствии с национальными традициями.
15
«Наследие» - парциальная программа патриотического воспитания М.Ю.
Новицкой, Е.В. Соловьёвой.
Цель
программы
–
введение
детей
в
традиционную
русскую
культуру,
восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной
отечественной культуры; формировании основ национального самосознания
и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между
людьми разных национальностей.
Программа состоит из следующих блоков: «Семейный круг», «Круглый год»,
«Святые наши имена», «Круг чтения», «Музыкальное наследие», «Встанем в
круг». В единую линию содержания всех блоков организуют три проблемы:
«Человек и его место в природе», «Человек, его место и взаимоотношения в
семье», «Человек и его вклад в историю и культуру Отечества».
Важнейшие принципы решения данных проблем:
- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения
традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети
– родители – сотрудники ДОО»;
-
формирование
целостного
представления
о
мире
и
его
законах
через
системное,
комплексное
освоение
каждого
явления
в
его
природном
и
социокультурном контексте;
- опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения.
Программа
«Детство» В.
И.
Логиновой
предполагает
поликультурное
образование
детей
в
процессе
художественно-эстетического
развития
и
взаимодействие
дошкольников
с
различными
сферами
культуры
через
рисование, музыку, родной язык, литературу.
В
связи
с
этим
большое
внимание
уделяется
произведениям
устного
народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному
искусству народов России.
Программа
«От
рождения
до
школы»
(под
ред.
Н.Е
Вераксы,
Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой).
16
Задачи нравственно-патриотического воспитания в старшей группе:
- расширять знания о родной стране;
- знакомить с народными традициями и обычаями;
- формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна;
- знакомить с Россией на карте, с главным городом (столицей) – Москвой,
флагом и гербом страны.
Рассмотренные
Программы
соответствуют
основным
принципам
дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребёнка
в
различных
видах
деятельности;
сотрудничество
с
семьёй;
учёт
этнокультурной
ситуации
развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание психолого-педагогических и социальных условий для развития
и формирования основных компонентов патриотизма.
Эмоционально-побудительный
–
первый
компонент
развития
патриотизма.
Переживание
положительного
эмоционального
отношения
к
семье,
малой
и
большой
Родине,
природе
родного
края,
уважение
к
историческому прошлому родной страны, гордость за трудовые и боевые
успехи народа, любовь к родному языку, восхищение народным творчеством,
проявление стремления участвовать в общественно полезном деле.
Деятельный
компонент
–
формирование
комплекса
нравственно-
волевых
качеств,
которые
обеспечивают
действенное
отношение
к
окружающему,
уважение
к
другим
детям
и
взрослым,
готовность
к
проявлению заботы о ближних, оказание им помощи, бережное отношение к
природе,
вещам
и
общественному
имуществу,
реализация
эмоционально
прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, умение отразить их
в собственном творчестве.
17
Содержательный
компонент
–
овладение
детьми
доступным
их
возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире, природе
родного
края,
о
родной
культуре,
традициях
народа
и
истории
страны,
социальном устройстве общества, выработка правильных взглядов на факты
общественной жизни.
Таким
образом,
реализация
в
единстве
всех
трёх
компонентов
обеспечивает эффективность формирования познавательных интересов детей
дошкольного возраста.
18