Напоминание

"Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством патриотического воспитания"


Автор: Соколова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №131
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Творческая разработка
Тема: "Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством патриотического воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование познавательных интересов у

детей старшего дошкольного возраста

посредством патриотического воспитания

Творческая разработка

Выполнила:

Соколова Наталья

Викторовна

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4

1. Возрастные особенности развития познавательного интереса у детей

старшего дошкольного возраста.........................................................................6

2. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного

возраста посредством патриотического воспитания......................................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 17

3

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество нуждается в активной личности, способной к

познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и

творчества

в

решении

жизненно

важных

проблем.

Первоосновы

такой

личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное

образование

направлено

на

формирование

общей

культуры,

развитие

физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных

качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и

укрепление здоровья детей.

Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к

миру,

реализуемое

в

познавательной

деятельности

по

ознакомлению

с

окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной

задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их

использовать в практической деятельности.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии

интереса

познавательная

деятельность

у

детей

дошкольного

возраста,

протекает

более

интенсивно,

плодотворно.

Дети

меньше

утомляются,

познание становится увлекательной деятельностью.

Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей

умственного воспитания дошкольников.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое

формируется

в

социальных

условиях,

в

процессе

взаимодействия

с

окружающим

миром

и

не

является

изначально

присущим

человеку

от

рождения.

Познавательный

интерес

избирательная

направленность

человека

на

познание

предметов,

явлений,

событий

окружающего

мира,

активизирующая

психические

процессы,

деятельность

человека

и

его

познавательные возможности. Развитие познавательного интереса – сложный

процесс.

Он

имеет

свои

направления,

закономерности

и

особенности,

которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

4

В

процессе

обучения

детей

дошкольного

возраста

познавательный

интерес

является

средством

обучения

т.е.

как

средство

привлечения

внимания

к

обучению,

активизации

мышления

детей,

как

средство,

заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом

случае можно говорить о занимательности обучения.

Дошкольные

организации

на

современном

этапе

согласно

ФГОС

разрабатывают

новые

учебные

программы,

направленные

на

повышение

познавательной

активности

воспитанников

с

учетом

актуальных

и

перспективных потребностей личности, развития общества и государства.

Цель работы: рассмотреть формирование познавательного интереса у

детей

старшего

дошкольного

возраста

в

условиях

ДОО

посредством

патриотического воспитания.

В

Концепции

патриотического

воспитания

граждан

Российской

Федерации,

являющейся

частью

го сударственной

прог ра м м ы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015

гг» говорится о том, что воспитание патриотизма является в настоящее время

«важнейшим направлением деятельности общества и государства», опирается

на формирование патриотических чувств и представлений, выражается в

мировоззрении

и

нравственных

идеалах,

коллективных

настроениях

и

оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, культуре и системе

основополагающих ценностей, нормам поведения.

5

1.

Возрастные особенности развития познавательного интереса у детей

старшего дошкольного возраста

Старший дошкольник познаёт уже «большой мир». В основе детского

отношения

к

миру

находятся

заботливость,

доброта,

гуманность,

сострадание.

Дети

могут

систематизировать

накопленную

информацию,

посредством

логических

операций

устанавливать

связи

и

зависимости,

расположение

в

пространстве

и

во

времени,

развивается

знаково-

символическая функция сознания, умение использовать систему знаков для

обозначения действий, признаков, построение простых моделей логических

отношений между понятиями.

Познавая

различные

объекты,

события,

явления

ребёнок

учится

анализировать

и

сравнивать,

делать

выводы

и

выяснять

закономерности,

обобщать

и

конкретизировать,

упорядочивать,

классифицировать

представления и понятия. У ребёнка появляется потребность утвердиться в

своём отношении к окружающему миру путём созидания.

Познавательная активность является природным проявлением интереса

ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об

интересах

ребёнка

и

интенсивности

его

стремления

познакомиться

с

определёнными

предметами

или

явлениями

свидетельствуют

внимание

и

особенная

заинтересованность,

эмоциональное

отношение

(удивление,

волнение, смех).

Познавательный

интерес,

как

и

всякая

черта

личности

и

мотив

деятельности дошкольника, развивается и формируется в деятельности, и

прежде всего в обучении.

Формирование

познавательных

интересов

детей

в

обучении

может

происходить по двум основным каналам, с одной стороны образовательная

деятельность

содержит

в

себе

эту

возможность,

а

с

другой

путем

определенной организации познавательной деятельности воспитанников [5].

6

Первое, что является предметом познавательного интереса для

дошкольников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный

отбор

содержания

образовательного

материала,

показ

богатства,

заключенного

в

научных

знаниях,

являются

важнейшим

звеном

формирования интереса к обучению.

Прежде всего, интерес пробуждает и подкрепляет такой материал,

который

является

для

детей

старшего

дошкольного

возраста

новым,

неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление -

сильный

стимул

познания,

его

первичный

элемент.

Удивляясь,

ребёнок

стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то

нового.

Но

познавательный

интерес

к

обучающему

материалу

не

может

поддерживаться

только

яркими

фактами,

а

его

привлекательность

невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще

К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным,

должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное

всегда

в

обучающем материале

выступает

на

фоне

уже

известного

и

знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно

учить дошкольников умению в знакомом видеть новое.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в

силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении

неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно

явится стимулом интереса дошкольника к познанию.

Далеко не все в обучающем материале может быть для воспитанников

интересно.

И

тогда

выступает

еще

один,

не

менее

важный

источник

познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы пробудить

7

желание

узнать

новое,

нужно

развивать

потребность

дошкольника

заниматься

познавательной

деятельностью,

а

это

значит,

что

в

самом

процессе ее ребенок должен находить привлекательные стороны, чтобы сам

процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса [2].

Путь

к

нему

лежит,

прежде

всего,

через

разнообразную

самостоятельную работу дошкольников, организованную в соответствии с

особенностью интереса.

Для

образования

интересов

существенное

значение

имеют

как

начальный этап – возникновение ситуативного интереса, так и дальнейшее

его

развитие.

С

одной

стороны,

особенности

объекта,

их

яркость,

сила

влияют на возникновение внимания. С другой – такие особенности индивида,

как впечатлительность, чувствительность, подвижность нервных процессов,

также

влияют

на

активность

отражения.

В

дальнейшем

интерес

поддерживается как наличием определенных предпосылок способностей, так

и стимулированием, положительным отношением, поощрением.

Высокий

уровень

развития

интереса

возможен

лишь

в

результате

многократного

повторения

определенной

деятельности,

определенной

ситуации.

Но

это

повторение

должно

сопровождаться

эмоциональным

подкреплением

как

организуемым

успеха,

от

удовлетворения

определенного вида потребностей.

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для

овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра.

Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период

жизни

ребенка.

Но

дошкольник

редко

осознает

потребности,

которые

толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая

деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с её

8

помощью.

Интерес

является

одним

из

компонентов

познавательной

активности детей старшего дошкольного возраста [7].

Интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности,

психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под

влиянием интересов, проявляется:

· активный поиск;

· догадка;

· исследовательский поиск;

· готовность к решению задачи.

Важной особенностью интереса является также и то, что центром его

бывает такая задача, которая требует от человека активной, поисковой или

творческой

работы,

а

не

элементарной

ориентировки

на

новизну

и

неожиданность.

Психологической

основой

познавательного

интереса

является

активность самого ребёнка.

В различных исследовательских работах, литературных источниках и в

быту встречаются разнообразные определения активности: эмоциональная,

физическая,

социальная,

социально-политическая,

интеллектуальная,

умственная,

познавательная,

творческая,

психическая,

ориентировочно-

исследовательская и другие.

С

целью

формирования

способностей

дошкольников

в

процессе

обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую

деятельность

детей.

Целенаправленная

тренировка

гибкости

мышления,

ассоциативности,

использование

фантазии,

интуиции,

воображения,

исследовательских

методов

обучения

всё

это

способствует

развитию

способностей детей [1].

9

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности

детей необходимо так организовать их познавательную деятельность , чтобы

ориентировать

дошкольников

на

самостоятельное

или

частично-

самостоятельное получение новой для них информации.

2.

Формирование

познавательных

интересов

детей

старшего

дошкольного возраста посредством патриотического воспитания

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия

человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с

момента рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их

среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой

формирования

патриотизма

являются

глубинные

чувства

любви

и

привязанности к своей культуре, своему народу, своей семье.

«Родной дом» - сложное и многогранное понятие. Оно включает

отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, семейным

традициям.

Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям.

Ребёнок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей

малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем

планеты Земля.

10

«Величие народа не измеряется его численностью, как величие

человека

не

измеряется

его

ростом;

единственной

мерой

служит

его

умственное развитие и его нравственный уровень» В. Гюго.

Чтобы сохранить свой народ, свою семью – нужно очень бережно сохранять

свою историю, свою культуру, свои традиции. Нет истории – нет народа.

Толковый словарь русского языка даёт определение патриотизма как

нравственного и политического принципа, который заключается в любви к

Отечеству и способности подчинить собственные интересы его интересам.

Патриотизм – это гордость за принадлежность к определённому государству,

гордость его достижениями и стремление эти достижения преумножать и

сохранять на протяжении долгих лет.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды

ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы создать условия развития

ребёнка,

открывающие

возможности

для

его

позитивной

социализации,

индивидуализации,

личностного

развития,

развития

инициативы

и

творческих

способностей

на

основе

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности, учитывать

национально-культурные условия.

В

построении

развивающей

предметно-пространственной

среды

опираюсь на следующие принципы:

1. Насыщенность.

2. Трансформируемость.

3. Полифункциональность.

11

4. Вариативность.

5. Доступность.

6. Безопасность.

В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе ДОО

была

создана

развивающая

предметно-пространственная

среда,

побуждающая детей к активной познавательной деятельности:

-

«Центр

игры

и

социально-эмоционального

развития»

формирует

представления о себе, сверстнике, взрослом, семье и семейных отношениях,

традициях, о людях разных профессий, в том числе шахтёр и металлург,

гендерной принадлежности, толерантности, нравственных нормах.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации

интересов

детей

в

разных

видах

игр.

Эстетичность

оформления,

современные

материалы

вызывают

желание

играть.

Игровой

материал

динамичный, позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые

игровые образы.

Разнообразие

и

богатство

сенсорных

впечатлений,

возможность

свободного

подхода

к

каждому

центру

в

группе

способствуют

эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

-

«Центр

безопасности»

содержит

материал

по

знакомству

с

элементами дороги и дорожными знаками, у детей формируются навыки

безопасного поведения в быту, на дороге, в природе. Дети рисуют свой

безопасный маршрут «Дорога в детский сад», «Что я вижу по дороге в

детский сад»; «Опасно-безопасно», «Опиши место, где находишься», «Что

видишь вокруг?», разыгрывают ситуации «Осторожно-огонь: 01», «Вызов

врача: 03», «Полиция спешит на помощь: 02».

- «Центр занимательной математики» наполнен различными логико-

математическими, интеллектуальными играми, направленными на развитие

мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия.

12

-

«Центр

книги»

содержит

произведения

русского

фольклора,

иллюстрации к детским произведениям, литературные игры, рисунки детей к

литературным произведениям, портреты писателей и поэтов; выставки книг

одного автора.

-

В

«Центре

экологии

и

экспериментирования»

дети

занимаются

календарём

природы

и

погоды,

ведут

дневники

наблюдений,

изучают

ландшафт

Кемеровской

области,

сезонные

состояния

погоды,

растений,

животных нашего края, высаживают семена и выращивают «огород» на окне,

играют с макетами природно-климатических зон; устанавливают физические

закономерности, познают свойства и возможности материалов. Находятся в

ситуации

активного

поиска.

Собирают

коллекции:

«Камни»,

«Ракушки»,

«Листья»,

«Морские

обитатели»,

«Животные»,

«Домашние

питомцы».

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает познавательную

активность. В процессе коллекционирования происходит накопление знаний,

далее полученная информация систематизируется и формируется готовность

к

осмыслению

окружающего

мира.

Предметы

коллекций

придают

своеобразие

игровому,

речевому

и

художественному

творчеству,

активизируют имеющиеся знания.

- «Центр конструирования» содержит конструкторы разного размера,

крупные модули, тематические конструкторы, разные виды транспорта, макет

дороги, атрибуты для игр, планы, схемы, чертежи для строительства; фото

улиц и достопримечательностей г. Новокузнецка, иллюстрации различных

сооружений и разных видов архитектуры (промышленной, общественной,

гражданской: жилые дома, мосты, магазины). В постройках дети закрепляют

особенности архитектуры. Дети строят здания родного города, машины едут

по знакомым улицам.

- В «Центре творчества» дети знакомятся с произведениями народного

искусства,

рассматривают

тематические

альбомы

и

иллюстрации;

13

произведения русской живописи: иконы, пейзажи, исторические картины,

портреты, бытовую живопись, интерьер, натюрморт; графика, скульптура.

Экспериментируют

с

различными

изобразительными

материалами

и

техниками. Украшают шаблоны декоративной росписью.

-

«Центр

театра

и

музыки»

представлен

разными

видами

театра,

содержит

декорации,

атрибуты

сказочных

персонажей,

игрушки-забавы,

маски-шапочки, элементы костюмов; музыкальные инструменты; «Песни для

дошколят о Новокузнецке»

О. Кулолаевой.

Дети разыгрывают этюды,

сценки «Как мы ходили в театр», «Наш концерт», инсценируют отрывки

произведений, русские народные сказки, поют и танцуют, водят хороводы.

- «Центр двигательной активности» способствует развитию физических

качеств

(скоростных,

силовых,

гибкости,

выносливости

и

координации);

происходит

накопление

и

обогащение

двигательного

опыта.

Содержит

атрибуты

для

закаливания

и

профилактики

плоскостопия,

комплексы

дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз, энциклопедии здоровья,

альбомы подвижных игр и игр-упражнений,

игры «Летние виды спорта»,

«Зимние виды спорта», «Игровые виды спорта», дидактический материал:

«Правильная осанка», «Детям об Олимпиаде»; фотографии и биографию

спортсменов из Кузбасса, известных во всём мире.

- «Центр патриотического воспитания» обогащает жизненный опыт

детей историческими событиями через произведения искусства, создание

тематических выставок: «Моя Родина», «Дружат дети всей Земли», «Моя

семья»,

«Мой

детский

сад»,

«История

и

достопримечательности

моего

города», «Защитники Отечества», «Страна моя родная», «Москва – столица

России», «Государственные символы России», «Богатыри», «Мой город – моя

малая Родина», «Люди разных национальностей».

Материал «Славянская семья» знакомит детей с образом жизни славян, их

бытом и семейным укладом.

В наглядном пособии «Семья» представлен быт современников. Ребёнок

рассмотрит эволюцию предметов быта, одежды.

14

Былины расскажут о богатырях – первых защитниках земли русской.

Коллекция

доспехов

и

оружия

привлекает

детей

возможностью

почувствовать себя отважным воином-защитником.

С

макетами

военной

техники

и

наборами

солдатиков

дети

разыгрывают

боевые сражения. Главное правило – не разрушение, а укрепление и защита.

Игра «Российская армия» познакомит детей с родами войск и современной

военной техникой.

В

преддверии

70-летия

Победы

в

Великой

Отечественной

Войне

организована выставка: «Города-герои».

Патриотизм, любовь к Родине – эти чувства не возникают сами по себе. Чем

больше ребёнок знает о своей стране, её истории, достижениях, тем больше

условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Всё

это закладывается в детстве. Ребёнок на уровне чувств и эмоций должен

почувствовать свою сопричастность к великой истории нашей страны.

Программы нравственно-патриотического воспитания.

Рассмотрены следующие Программы:

Программа

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников

«Мой родной дом» (под ред. Т.И. Оверчук) направлена на социализацию

личности дошкольника, формирование любви к Родине – России на основе

приобщения к национальной культуре по следующим направлениям:

- воспитание любви к родному дому: семье, малой родине – городу,

краю и большой Родине – России;

-

приобщение

детей

к

основам

национальной

культуры,

быта

и

развитие межличностных отношений;

-

развитие

потребности

в

активном

творческом

преобразовании

окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

15

«Наследие» - парциальная программа патриотического воспитания М.Ю.

Новицкой, Е.В. Соловьёвой.

Цель

программы

введение

детей

в

традиционную

русскую

культуру,

восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной

отечественной культуры; формировании основ национального самосознания

и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между

людьми разных национальностей.

Программа состоит из следующих блоков: «Семейный круг», «Круглый год»,

«Святые наши имена», «Круг чтения», «Музыкальное наследие», «Встанем в

круг». В единую линию содержания всех блоков организуют три проблемы:

«Человек и его место в природе», «Человек, его место и взаимоотношения в

семье», «Человек и его вклад в историю и культуру Отечества».

Важнейшие принципы решения данных проблем:

- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения

традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети

– родители – сотрудники ДОО»;

-

формирование

целостного

представления

о

мире

и

его

законах

через

системное,

комплексное

освоение

каждого

явления

в

его

природном

и

социокультурном контексте;

- опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения.

Программа

«Детство» В.

И.

Логиновой

предполагает

поликультурное

образование

детей

в

процессе

художественно-эстетического

развития

и

взаимодействие

дошкольников

с

различными

сферами

культуры

через

рисование, музыку, родной язык, литературу.

В

связи

с

этим

большое

внимание

уделяется

произведениям

устного

народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному

искусству народов России.

Программа

«От

рождения

до

школы»

(под

ред.

Н.Е

Вераксы,

Т.С.

Комаровой, М.А. Васильевой).

16

Задачи нравственно-патриотического воспитания в старшей группе:

- расширять знания о родной стране;

- знакомить с народными традициями и обычаями;

- формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна;

- знакомить с Россией на карте, с главным городом (столицей) – Москвой,

флагом и гербом страны.

Рассмотренные

Программы

соответствуют

основным

принципам

дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных

интересов

и

познавательных

действий

ребёнка

в

различных

видах

деятельности;

сотрудничество

с

семьёй;

учёт

этнокультурной

ситуации

развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание психолого-педагогических и социальных условий для развития

и формирования основных компонентов патриотизма.

Эмоционально-побудительный

первый

компонент

развития

патриотизма.

Переживание

положительного

эмоционального

отношения

к

семье,

малой

и

большой

Родине,

природе

родного

края,

уважение

к

историческому прошлому родной страны, гордость за трудовые и боевые

успехи народа, любовь к родному языку, восхищение народным творчеством,

проявление стремления участвовать в общественно полезном деле.

Деятельный

компонент

формирование

комплекса

нравственно-

волевых

качеств,

которые

обеспечивают

действенное

отношение

к

окружающему,

уважение

к

другим

детям

и

взрослым,

готовность

к

проявлению заботы о ближних, оказание им помощи, бережное отношение к

природе,

вещам

и

общественному

имуществу,

реализация

эмоционально

прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, умение отразить их

в собственном творчестве.

17

Содержательный

компонент

овладение

детьми

доступным

их

возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире, природе

родного

края,

о

родной

культуре,

традициях

народа

и

истории

страны,

социальном устройстве общества, выработка правильных взглядов на факты

общественной жизни.

Таким

образом,

реализация

в

единстве

всех

трёх

компонентов

обеспечивает эффективность формирования познавательных интересов детей

дошкольного возраста.

18



В раздел образования