Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
Автор: Батталова Эльза Зиннуровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 61" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Населённый пункт: Стерлитамак Наименование материала: статья Тема: Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе Раздел: дошкольное образование
Психологическая готовность детей
дошкольного возраста к обучению в школе.
Автор: Батталова Эльза Зиннуровна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад
№ 61»,г.Стерлитамак РБ.
Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе является
актуальной в современном обществе и приобретает все большее значение.
Под психологической готовностью понимается необходимая сформированная
база уровня психологического развития ребенка, состоящая из нескольких
компонентов, которые в совокупности могут составить положительную
динамику в готовности к школьному обучению и успешной учебной
деятельности. Особое внимание хочется уделить интеллектуальной,
мотивационной и эмоционально-волевой готовности.
Интеллектуальная готовность представляет собой высокий уровень всех
познавательных процессов, начиная от простого произвольного внимания к
овладению логическим мышлением.
Мотивационная деятельность предполагает само отношение к учебной
деятельности, которое формируется в детском саду воспитателями и
отношением родителей. Также влияет и отношение других детей, так как
каждому ребенку хочется выделиться и преуспеть в глазах сверстников.
Эмоциональная готовность проявляется в умении управлять и
контролировать своим поведением и эмоциями. Ребенок должен учиться
ставить цель, намечать ход действий, преодоление возможных трудностей на
пути и прикладыванием максимальных усилий к успешному результату. От
мотивации ребенка будет зависеть уровень развития знаний, умений и
навыков, ведь именно желание ребенка движет на пути к успешной учебной
деятельности.
Для выявления уровня готовности к обучению в школе я проводила в три
этапа:
1.
Подготовительный этап- обзор литературы по проблеме
психологической готовности и подбор методик для диагностики детей.
2.
Экспериментальный этап-проведение тестирования и коррекционно-
развивающих занятий.
3.
Обобщающий этап-обработка полученных данных и составление
рекомендаций.
Исследовательская работа была проведена на базе МАДОУ «Детский сад №
61» ГО г.Стерлитамак РБ. Группа сформирована в 2011г., состоящая из 28
человек, возраст детей 6-6,5 лет. В группе преобладает положительный
эмоциональный фон, без группировок, что говорит о доброжелательной
атмосфере. Большинство детей посещают развивающие центры, где
дополнительно развивают познавательные процессы.
Мною были использованы методика Керна-Йирасика по определению
готовности ребенка к школьному обучению. В начале учебного года дети с
низким уровнем подготовленности составили 10%, средний уровень составил
53% и высокий уровень 37%. На протяжении всего учебного года я, как
педагог-психолог, работала по программе Л.И. Катаевой «Коррекционно-
развивающие занятия». Также шла совместная работа с воспитателями по
развитию познавательных процессов. В конце учебного года, была проведена
контрольная диагностика, показатели уровня развития познавательных
процессов заметно выросли, высокий уровень составил 74%, средний
уровень 24% и низкий уровень у 2%. Результаты говорят о том, что работа
прошла успешно.
Мотивационный аспект я диагностировала с помощью методики
«Сфетофор». Так же диагностика проходила в два этапа, в начале учебного
года и в конце. По результатам проведенной диагностики можно сказать, что
уровень мотивации к концу учебного года составил более 90%, нежели чем в
начале учебного года 73%. Успешность зависела так же от проведенных
занятий на повышение мотивации, с использованием игрытерапии.
Диагностику эмоционально-волевой сферы я проводила по методике
«Неконструктивное поведение» и «Лесенка». Коррекцию эмоционально-
волевой сферы я использовала игры и упражнения следующих авторов:
И.А.Пазухина, Н.П. Слободняк. Результаты также показали успешную работу,
около 94% детей показали высокий уровень и 6% среднего уровня.
Так же проводилось анкетирование родителей будущих первоклассников,
готовы ли они отдать своего малыша в первый класс. Ведь в первую очередь,
от их отношения зависит очень многое, так как авторитетом для детей в
первую очередь являются родители. Результаты показали, что родители с
радостью готовы к поступлению детей в школу, к их развитию и успешному
овладению новой учебной деятельностью.
Анализируя проведенную работу можно сформировать следующие
рекомендации родителям:
1.
Формировать положительную мотивацию, рассказывайте о своих
школьных годах с радостью и энтузиазмом.
2.
Поддерживайте ребенка в его первых начинаниях.
3.
Самое главное хвалите ребенка, будьте для него опорой в освоении для
него новой сферы деятельности.
Поступление ребенка в школу, очень важный и значимый этап, и без помощи
взрослых ребенку не обойтись. Необходимо создать условия для полного
общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей. Совместная
сплоченная работа педагога-психолога, воспитателей группы и родителей,
дает высокие результаты.