Напоминание

Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе


Автор: Батталова Эльза Зиннуровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 61" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Населённый пункт: Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Автор: Батталова Эльза Зиннуровна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 61»,г.Стерлитамак РБ. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе является актуальной в современном обществе и приобретает все большее значение. Под психологической готовностью понимается необходимая сформированная база уровня психологического развития ребенка, состоящая из нескольких компонентов, которые в совокупности могут составить положительную динамику в готовности к школьному обучению и успешной учебной деятельности. Особое внимание хочется уделить интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности. Интеллектуальная готовность представляет собой высокий уровень всех познавательных процессов, начиная от простого произвольного внимания к овладению логическим мышлением. Мотивационная деятельность предполагает само отношение к учебной деятельности, которое формируется в детском саду воспитателями и отношением родителей. Также влияет и отношение других детей, так как каждому ребенку хочется выделиться и преуспеть в глазах сверстников. Эмоциональная готовность проявляется в умении управлять и контролировать своим поведением и эмоциями. Ребенок должен учиться ставить цель, намечать ход действий, преодоление возможных трудностей на пути и прикладыванием максимальных усилий к успешному результату. От мотивации ребенка будет зависеть уровень развития знаний, умений и навыков, ведь именно желание ребенка движет на пути к успешной учебной деятельности. Для выявления уровня готовности к обучению в школе я проводила в три этапа: 1. Подготовительный этап- обзор литературы по проблеме психологической готовности и подбор методик для диагностики детей. 2. Экспериментальный этап-проведение тестирования и коррекционно- развивающих занятий. 3. Обобщающий этап-обработка полученных данных и составление рекомендаций.
Исследовательская работа была проведена на базе МАДОУ «Детский сад № 61» ГО г.Стерлитамак РБ. Группа сформирована в 2011г., состоящая из 28 человек, возраст детей 6-6,5 лет. В группе преобладает положительный эмоциональный фон, без группировок, что говорит о доброжелательной атмосфере. Большинство детей посещают развивающие центры, где дополнительно развивают познавательные процессы. Мною были использованы методика Керна-Йирасика по определению готовности ребенка к школьному обучению. В начале учебного года дети с низким уровнем подготовленности составили 10%, средний уровень составил 53% и высокий уровень 37%. На протяжении всего учебного года я, как педагог-психолог, работала по программе Л.И. Катаевой «Коррекционно- развивающие занятия». Также шла совместная работа с воспитателями по развитию познавательных процессов. В конце учебного года, была проведена контрольная диагностика, показатели уровня развития познавательных процессов заметно выросли, высокий уровень составил 74%, средний уровень 24% и низкий уровень у 2%. Результаты говорят о том, что работа прошла успешно. Мотивационный аспект я диагностировала с помощью методики «Сфетофор». Так же диагностика проходила в два этапа, в начале учебного года и в конце. По результатам проведенной диагностики можно сказать, что уровень мотивации к концу учебного года составил более 90%, нежели чем в начале учебного года 73%. Успешность зависела так же от проведенных занятий на повышение мотивации, с использованием игрытерапии. Диагностику эмоционально-волевой сферы я проводила по методике «Неконструктивное поведение» и «Лесенка». Коррекцию эмоционально- волевой сферы я использовала игры и упражнения следующих авторов: И.А.Пазухина, Н.П. Слободняк. Результаты также показали успешную работу, около 94% детей показали высокий уровень и 6% среднего уровня. Так же проводилось анкетирование родителей будущих первоклассников, готовы ли они отдать своего малыша в первый класс. Ведь в первую очередь, от их отношения зависит очень многое, так как авторитетом для детей в первую очередь являются родители. Результаты показали, что родители с радостью готовы к поступлению детей в школу, к их развитию и успешному овладению новой учебной деятельностью. Анализируя проведенную работу можно сформировать следующие рекомендации родителям:
1. Формировать положительную мотивацию, рассказывайте о своих школьных годах с радостью и энтузиазмом. 2. Поддерживайте ребенка в его первых начинаниях. 3. Самое главное хвалите ребенка, будьте для него опорой в освоении для него новой сферы деятельности. Поступление ребенка в школу, очень важный и значимый этап, и без помощи взрослых ребенку не обойтись. Необходимо создать условия для полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей. Совместная сплоченная работа педагога-психолога, воспитателей группы и родителей, дает высокие результаты.


В раздел образования