Автор: Милочкина Мария Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы,марийского языка
Учебное заведение: МБОУ"Нартасская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д.Елымбаево Мари-Турекского района РМЭ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирования языковой и духовной культуры учащихся"
Раздел: полное образование
Представление своей методической темы «Текстоориентированный
подход в обучении как эффективный способ формирования языковой и
духовной культуры учащихся»
Поро кече пагалыме туныктышо – влак, жюри. Добрый день уважаемые
коллеги, члены жюри. Меня зовут Милочкина Мария Ивановна, я работаю
учителем марийского (государственного) в Нартасской средней школе. Кроме
того я преподаю русский язык и литературу.
Федеральный
государственный
образовательный
с т а нд а рт
образовательной
области
«Филология»
нацеливает
учителей
на
то,
что
организация работы
должна быть сориентирована не только на обучение
практической грамотности, но и на:
-формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать,
грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения;
-воспитание уважения и бережного отношения к родному языку;
-расширение общего кругозора учащихся; их социализации и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию;
-формирование умений, связанных с информационной переработкой текстов.
То есть на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается
формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации через
текст.
На
современном
этапе,
когда
у
школьников
наблюдается
потеря
интереса
к
родному
языку,
обусловленная
целым
рядом
социально-
культурных причин, и когда обогащение словаря и совершенствование речи
ребёнка
происходит
в
основном
на
уроках,
проблема
формирования
и
развития
грамотной,
творческой,
компетентной
личности
школьника
становится важнейшей проблемой для учителя. А тексты, которые академик
Л.В. Щерба называл текстами «безукоризненного образца», представляют
собой незаменимый материал для речевой практики и реализации обучающих
и воспитывающих целей урока. Такие тексты способны не только увеличить
заинтересованность в работе с текстом, но и повысить культурный уровень
личности,
воспитать
интерес
к
национальной
культуре,
родной
речи,
потребность в приобщении к искусству.
Хочу представить вашему вниманию опыт своей работы над темой:
«Текстоориентировнанный подход в обучении как эффективный способ
формирования языковой и духовной культуры учащихся»
Нужно помнить о том, что текст, используемый в учебных целях,
должен быть доступным,
познавательным, интересным, информативным,
современным,
соответствовать
возрастным
и
учебным
возможностям
учащихся,
программе
класса.
Работу
над
темой
веду
пока
2
год.
Своей целью считаю
формирование
коммуникативной
компетенции
учащихся через работу с текстом. Достижением ее послужит реализация
следующих задач:
1) развитие речи учащихся через внедрение на уроках форм и методов работы
с
т е к с т о м ;
2) создание базы текстов 3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с
целью развития их творческих способностей.
Программа по марийскому государственному языку построена таким
образом, что по одной теме дается пять-шесть уроков. За четыре
урока
порциями
вводим
новые
слова,
а
на
пятом
уроке
идет
закрепление,
обобщение всей темы. Чтобы внести их в активный словарный запас, с
новыми
словами
составляем
словосочетания
по
образцу,
короткие
предложения, составляем утвердительные или отрицательные конструкции.
Затем эти слова используем в текстах.
Какие же приемы работы с текстом я использую на уроках марийского
(государственного) языка.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры:
1. «Диктор». Такая работа ведется в 8-9, 11 классах. В 11 классе учащиеся
владеют марийским языком, поэтому могут составить тексты по заданной
т
е
м
е
.
В 9 классе по теме «Марийское телевидение» провожу игру « Мемнан
дене унала». Один ученик ведущий передачи, другой - гость студии. Темы
выбираем интересные, актуальные. Сначала учащиеся составляют вместе
небольшой
текст
выступления,
исправляем
ошибки.
Затем
свою
работу
представляют классу.
2. «Редактор». Такая игра проводится во всех классах, учащиеся исправляют
речевые ошибки в тексте. Например: Шотан айдеме книгам кукшын акла.
Книгалан шушо йолташ уке. Мом палымет шуэш, книгаште верештат. Садлан
чыла ешыште книгам лудыт. Мыят книгам лудам.
Такие тексты я беру из книги «Йылме лывыртыме паша» 5 – 7 классы,
Авторы З.В.Учаев, Г.Н.Сидорова. А также составляю сама. Кроме этого в
своей работе использую учебники «Лудшаш книга» 3 класс, «Лудшаш книга»
2 класс, «Марий йылме» 3, 4,5 класс, эти учебники красочные, учащимся
нравится с ними работать. «Дидактический материал» 5 класс, газетные и
журнальные материалы.
Или
такое задание: расставьте предложения
в нужном порядке, чтобы
получился текст.
3. «Переводчик». Замени русское слово марийским. В 5-7 классах даю слова,
которые учащиеся должны правильно выбрать и подставить в предложение, в
8, 11 классах это делают легко.
4. « Прочитай текст правильно».
5. «Распространи предложения».
Например: Чодыра. Пунчо – влак шогат. Кушно пыл эртен кая. Шиште
перкала. Юж яндар.
Такая
работа
позволяет формировать
языковую
и
духовную
культуры
школьников, умение думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях
общения,
позволяет
расширять
кругозор
учащихся,
но
и,
конечно
же,
воспитать уважение к марийскому языку.
Познакомившись
с
технологией
творческих
мастерских,
я
стала
применять
элементы
этой
технологии
на
уроках
марийского
(государственного)
языка.
В
творческих
мастерских
ученик
не
получает
готовые
знания,
он
добывает
их,
строит
сам.
Атмосфера
доверия,
сотрудничества
учащихся
и
учителя,
содержательная
работа
с
дидактическим
материалом
дают
толчок
творческому
процессу
создания
текста. При работе над текстом учащиеся учатся выделять ключевые слова,
понятия. Так рождаются ученические исследования, надежда на успех. Даже
слабоуспевающие учащиеся не испытывают больших затруднений в работе,
потому что в группах чувствуется поддержка, помощь, понимание. А это
немаловажное
условие
для
продуктивной
работы
каждого
участника
мастерской.
Моим учащимся на уроках нравится работать в парах. Плюс этой
работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться,
обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему
классу.
Примерами
такой
работы
является:
интервью
у
напарника,
составление диалога на определенную тему. Сначала они составляют текст,
записывают в тетради, затем представляют классу.
Тексты
в
учебных
пособиях
«Марий
йылме»
познавательные,
интересные. Задания по тексту также вызывают интерес у учащихся. После
каждого текста есть вопросы, которые помогают работать с текстом. Когда
работаем
с
большим
текстом,
составляем
план,
затем
учащиеся
пересказывают текст. В каждом классе, где я веду уроки марийского языка, 4-
5 учащихся свободно владеют языком, поэтому при пересказе трудностей не
возникает.
Подводя итог ко всему сказанному, можно сделать вывод о том,
что все это дало положительные результаты.
Средний балл по марийскому
(государственному)
составляет
4,2.
Учащиеся
участвуют
в
конкурсах
сочинений, в олимпиадах по марийскому(государственному) языку, в 2016
году стали победителями районного конкурса «Самырык тукым» за лучшую
театральную постановку. При проведении мероприятий, посвященных дню
марийской письменности,
Дню рождения республики
проводим конкурс
чтецов на марийском языке.)
Таким
образом,
работа
с
текстом
на
уроках позволяет
формировать
языковую
и духовную
культуру школьников, умение думать, грамотно и
хорошо
говорить
в
разных
условиях
общения;
воспитывает
уважение
и
бережное отношения к родному языку; расширяет общий кругозор учащихся.