Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики
Автор: Ахунова Гузелия Нагимулловна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Шапшинская СОШ" Населённый пункт: с.Шапши Высокогорского района Республики Татарстан Наименование материала: статья Тема: Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики Раздел: среднее образование
Выступление на секции учителей
математики
августовской конференции
на тему:
«Материалы с курсов повышения
квалификации по проблеме:
«Технология реализации системно-
деятельностного подхода
в преподавании математики»
Учитель математики
Ахунова Гузелия Нагимулловна
В традиционной
системе
образовательного
процесса
Организует
деятельность
ученика в
инновационной
образовательной
среде
Организует
деятельность
ученика в
инновационной
образовательной
среде
Учитель
Учитель
Изменение роли участников образовательного
процесса
Ученик
Ученик
Получает готовую
информацию
Получает готовую
информацию
Осуществляет:
•
поиск
•
выбор
•
анализ
•
систематизацию и
презентацию
информации
Осуществляет:
•
поиск
•
выбор
•
анализ
•
систематизацию и
познания:
-
общеучебные универсальные действия
(самостоятельное формулирование
познавательной цели; поиск и выделение
необходимой информации;
структурирование знаний и др.);
- логические (анализ; синтез; доказательство;
выбор оснований и критериев для
сравнения и др.);
- постановка и решение проблемы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ -
действия, с помощью которых обучающиеся
налаживают для решения учебных задач
общение с разными людьми:
- планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов ;
-
управление поведением партнера;
-
умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации.
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный
университет» Приволжский межрегиональный центр повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования
«Проект рабочей программы
по математике в 5 классе
по УМК Виленкина Н.Я., Жохова В.И. и
др.,с учетом требований ФГОС ООО»
УЧАСТНИКИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
Сибгатуллина Назия Галиулловна, учитель математики
МБОУ «Дубьязская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики
Татарстан»,
Шакирова Нурхания Курбановна, учитель математики
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная
школа № 2»,
Ахунова Гузелия Нагимулловна, учитель математики
МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная
школа Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан».
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать (п.
18.2.2. ФГОС ООО):
•
1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели
основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
•
2. Общую характеристику учебного предмета, курса;
•
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
•
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса;
•
5. Содержание учебного предмета, курса;
•
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
•
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности;
•
8. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса;
Это требование распространяется как на примерные, так и на рабочие
программы отдельных учебных предметов.
7.
Календарно-тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности;
№ п/п
Тема
урока
Харак
терист
ика
основн
ых
видов
деятел
ьности
ученик
а (на
уровне
УУД)
Планируемые результаты
Учебн
о-
методи
ческое
и
матери
ально-
технич
еское
оснаще
ние
дата
Предме
тные
Личнос
тные
Метапр
едметн
ые
Информационно-методическое и материально техническое обеспечение
4. Электронная база данных для создания тематических, разноуровневых тренировочных и
проверочных материалов для организации контроля
.
4.Экранно-звуковые пособия.
Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и
методов.
5.Технические средства обучения.
1.Мультимедийный компьютер.
2.Мультимедиапроектор.
3.Экран.
4.Интерактивная доска.
А мы бы добавили многофункциональное устройство (принтер, сканер,
копир)
6.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
1.Магнитная доска с координатной сеткой.
2.Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных).
3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (классных и
раздаточных).
4.Комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей,
ножницы, пластилин)
Состав УМК
Программа курса
Учебник
Рабочие тетради №1, 2
Электронное приложение (CD)
Методические рекомендации для учителя
Содержательно-методические особенности:
работа с текстом учебника
Электронное приложение
Компьютерный диск в двух вариантах: для
учителя и для ученика
На диске: текст + звук + анимация
Материалы к главам
Видеолекции
Анимированные задачи
Словарь
Исторический материал
Электронный журнал (для учителя)
Статистика и аналитика (для учителя)
Контрольные и самостоятельные работы в
учебнике и методическом пособии
Требования к современному уроку
•
Самостоятельная работа учащихся на всех
этапах урока
•
Учитель выступает в роли организатора, а не
информатора
•
Обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке:
1.
восстанавливает ход урока;
2.
анализирует свою деятельность
или деятельность товарищей;
3.
формулирует свои впечатления
•
Высокая степень речевой активности учащихся
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
(круговое взаимодействие)
Правила на каждый день,
которые помогут учителю:
Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно
формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в
сфере интересов ребёнка;
Исключение из лексикона слов «ошибочный ответ», «неправильно» и
т.д. Вместо этого предложения обсудить: «А как вы думаете…»,
«Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».
Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся
общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать
её.
Самое главное –эмоциональный настрой учителя. «Я умею управлять своими
эмоциями и учу этому детей».
Если после урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить
с товарищами или с учителем, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с
ним на уроке – значит, у ребенка он не оставил следа.