Напоминание

"Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка"


Автор: Чугунова Светлана Николаевна
Должность: учитель английского языка и православной культуры
Учебное заведение: МБОУ "Стригуновская СОШ"
Населённый пункт: село Стригуны Борисовский район Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка"
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Внедрение

инноваций

в

повседневный

педагогический

процесс

является

не

только

требованием

современности,

но

и

насущной

потребностью

учителей,

желающих

изменить

рутинный

процесс

обучения,

превратив его в творческое сотрудничество. Одной из таких инноваций является

педагогическая

технология

развития

критического

мышления

(ТРКМ),

авторами которой являются американские ученые и преподаватели Д. Халперн,

К. Мередит,

Д. Стил, Ч.Темпл, С. Уолтер.

В России ТРКМ внедряется с 1997 года. В российских исследованиях

развитие

критического

мышления

традиционно

связывается

с

проблемным

обучением,

которое

предполагает создание

в

сознании

учащихся

под

руководством

учителя

проблемных

ситуаций

и

организацию

активной

самостоятельной

деятельности

по

их

разрешению,

в

результате

чего

и

происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие

мыслительных способностей [8, с.61].

Технология развития критического мышления осознанно отказывается от

традиционного

авторитарного

подхода

в

процессе

обучения.

Вместо

этого

осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не

просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс

конструирования

знаний

на

основе

равноправных

партнерских

отношений.

Учитель

перестает

быть

главным

источником

информации

и

становится

партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс.

В

основе

технологии

развития

критического

мышления

лежит

базовая

модель,

состоящая

из

трех

фаз

или

стадий:

фазы

вызова

(evocation),

фазы

осмысления или реализации смысла (realization of meaning), фазы рефлексии

(reflection).

Фаза

вызова

ориентирована

на

актуализацию

имеющихся

знаний,

формирование

личностного

интереса

к

получению

новой

информации

и

мотивацию учащихся к учебной деятельности. Информация, полученная на

стадии

вызова,

выслушивается,

записывается,

обсуждается.

Работа

ведется

индивидуально, в парах или группах.

Главными задачами фазы реализация смысла являются активное получение

информации,

соотнесение

нового

с

уже

известным,

систематизация,

отслеживание

собственного

понимания.

Учащиеся

получают

возможность

задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой

информации учатся формулировать вопросы, определяют собственную позицию.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с

новой информацией (текст, фильм и т.д.).

Фаза

рефлексии

направлена

на

суммирование

и

систематизацию

новой

информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и

формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном

поле.

Анализ

собственных

мыслительных

операций

составляет

сердцевину

данной фазы.

Базовая модель (вызов - реализация смысла – рефлексия) задает не только

определенную логику построения урока, но и последовательность и способы

сочетания различных методических приемов и стратегий (кластер, синквейн,

«тонкие» и «толстые» вопросы, «инсерт», «фишбон», «идеал», «рафт» и др.).

Используя

технологию развития

критического

мышления

на

уроках

иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при

непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит

формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные

условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель

стимулирует

интересы

учащихся,

развивает

у

них

желание

практически

использовать

иностранный

язык,

делая

тем

самым

реальным

достижение

у с п е х а

в и з у ч е н и и

п р е д м е т а.

ЛИТЕРАТУРА:

Книги:

1.Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: пособие

для учителя / Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. - М. : Просвещение, 2004. -

175 с.

2.Полат. Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в

системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

/Полат Е.С, Бухаркина М.Ю. – М.: Академия. 2007. – 103 с.

3.Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст]/ Халперн Д. ; пер.с

англ. Н. Мальгина и др. – 4-е междунар.изд. - СПб. : Питер, 2000. - 502 с.

Статьи:

4.Бикулова

Г.

Р.

Развитие

критического

мышления

в

контексте

медиаобразования // Инновации в образовании. - 2009. - № 3. - С. 4-17.

5.Гузеев В. В.

О скрытом контексте в технологии развития критического

мышления // Педагогические технологии. - 2006. - №2. - С. 16 - 22.

6.Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо :

стадии и методические приемы // Директор школы. - 2005. - №4. - С. 66 - 72.

7.Коржуев

А.А.

Как

формировать

критическое

мышление

//

Высшее

образование в России. - 2001.-№ 5. - С.55-58.

8.Селевко Г.К. Проблемное обучение // Школьные технологии. 2006. № 2. С.61-

65.

9.Шакирова

Д.М.

Технология

формирования

критического

мышления

старшеклассников и студентов // Педагогика. - 2006. - №9. - С. 72 - 77.



В раздел образования