Автор: Чугунова Светлана Николаевна
Должность: учитель английского языка и православной культуры
Учебное заведение: МБОУ "Стригуновская СОШ"
Населённый пункт: село Стригуны Борисовский район Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка"
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Внедрение
инноваций
в
повседневный
педагогический
процесс
является
не
только
требованием
современности,
но
и
насущной
потребностью
учителей,
желающих
изменить
рутинный
процесс
обучения,
превратив его в творческое сотрудничество. Одной из таких инноваций является
педагогическая
технология
развития
критического
мышления
(ТРКМ),
авторами которой являются американские ученые и преподаватели Д. Халперн,
К. Мередит,
Д. Стил, Ч.Темпл, С. Уолтер.
В России ТРКМ внедряется с 1997 года. В российских исследованиях
развитие
критического
мышления
традиционно
связывается
с
проблемным
обучением,
которое
предполагает создание
в
сознании
учащихся
под
руководством
учителя
проблемных
ситуаций
и
организацию
активной
самостоятельной
деятельности
по
их
разрешению,
в
результате
чего
и
происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие
мыслительных способностей [8, с.61].
Технология развития критического мышления осознанно отказывается от
традиционного
авторитарного
подхода
в
процессе
обучения.
Вместо
этого
осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не
просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс
конструирования
знаний
на
основе
равноправных
партнерских
отношений.
Учитель
перестает
быть
главным
источником
информации
и
становится
партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс.
В
основе
технологии
развития
критического
мышления
лежит
базовая
модель,
состоящая
из
трех
фаз
или
стадий:
фазы
вызова
(evocation),
фазы
осмысления или реализации смысла (realization of meaning), фазы рефлексии
(reflection).
Фаза
вызова
ориентирована
на
актуализацию
имеющихся
знаний,
формирование
личностного
интереса
к
получению
новой
информации
и
мотивацию учащихся к учебной деятельности. Информация, полученная на
стадии
вызова,
выслушивается,
записывается,
обсуждается.
Работа
ведется
индивидуально, в парах или группах.
Главными задачами фазы реализация смысла являются активное получение
информации,
соотнесение
нового
с
уже
известным,
систематизация,
отслеживание
собственного
понимания.
Учащиеся
получают
возможность
задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой
информации учатся формулировать вопросы, определяют собственную позицию.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с
новой информацией (текст, фильм и т.д.).
Фаза
рефлексии
направлена
на
суммирование
и
систематизацию
новой
информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и
формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном
поле.
Анализ
собственных
мыслительных
операций
составляет
сердцевину
данной фазы.
Базовая модель (вызов - реализация смысла – рефлексия) задает не только
определенную логику построения урока, но и последовательность и способы
сочетания различных методических приемов и стратегий (кластер, синквейн,
«тонкие» и «толстые» вопросы, «инсерт», «фишбон», «идеал», «рафт» и др.).
Используя
технологию развития
критического
мышления
на
уроках
иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при
непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит
формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные
условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель
стимулирует
интересы
учащихся,
развивает
у
них
желание
практически
использовать
иностранный
язык,
делая
тем
самым
реальным
достижение
у с п е х а
в и з у ч е н и и
п р е д м е т а.
ЛИТЕРАТУРА:
Книги:
1.Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: пособие
для учителя / Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. - М. : Просвещение, 2004. -
175 с.
2.Полат. Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в
системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
/Полат Е.С, Бухаркина М.Ю. – М.: Академия. 2007. – 103 с.
3.Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст]/ Халперн Д. ; пер.с
англ. Н. Мальгина и др. – 4-е междунар.изд. - СПб. : Питер, 2000. - 502 с.
Статьи:
4.Бикулова
Г.
Р.
Развитие
критического
мышления
в
контексте
медиаобразования // Инновации в образовании. - 2009. - № 3. - С. 4-17.
5.Гузеев В. В.
О скрытом контексте в технологии развития критического
мышления // Педагогические технологии. - 2006. - №2. - С. 16 - 22.
6.Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо :
стадии и методические приемы // Директор школы. - 2005. - №4. - С. 66 - 72.
7.Коржуев
А.А.
Как
формировать
критическое
мышление
//
Высшее
образование в России. - 2001.-№ 5. - С.55-58.
8.Селевко Г.К. Проблемное обучение // Школьные технологии. 2006. № 2. С.61-
65.
9.Шакирова
Д.М.
Технология
формирования
критического
мышления
старшеклассников и студентов // Педагогика. - 2006. - №9. - С. 72 - 77.