Автор: Гарипова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №19 "Звездочка" г. Альметьевска"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование методов и приемов арт-терапии в развитии творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Раздел: дошкольное образование
«Использование методов и приемов арт-терапии в развитии творческих способностей
у детей с интеллектуальной недостаточностью»
Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными
возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными
возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности,
активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего
контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними
трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для
ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со
зрительных образов, чем вербально.
Их
мотивация
к
различным
видам
деятельности
и
возможности
приобретения
навыков
сильно
ограничены.
Трудности
в
освоении
окружающего
мира
приводят
к
возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность ). Часто мир
для
них
кажется
пугающим
и
опасным.
Невозможность
выразить
свои
переживания,
например,
в
игре,
как
это
происходит
у
обычных
детей,
приводит
к
возрастанию
эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это
становится
серьезным
препятствием
в
развитии
ребенка.
Также
нужно
отметить,
что
познавательная
активность
ребенка
зависит
от
уровня
активности,
а
у
ребенка
с
особенностями развития собственная активность снижена.
Исходя из своего опыта, на сегодняшний день, считаю основным условием развития
творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья- психолого-
педагогическое
сопровождение.
Целью
такого
сопровождения
является
формирование
положительных личностных качеств самого ребенка – его самоотношение и самоуважение,
вера в свои возможности, готовность к трудностям, воля и оптимизм.
Воспитанники нашего детского сада, в частности моей группы- это дети особой
категории, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы
психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арт-терапия.
На протяжении долгого времени арт-терапия успешно используется в медицине,
педагогике, психологии, в том числе и специальной.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой
методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других
выразить свои эмоции и чувства.
Основная цель данной формы состоит в гармонизации развития личности через развитие
способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику,
знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и
гостеприимным, способствует творческому самовыражению, развитию воображения,
эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности,
художественных способностей в целом.
Существует несколько показателей для проведения детской арт-терапии:
• упрямство;
• агрессия;
• страхи; тики, заикание, навязчивости.;
• частая смена настроения;
• задержки речевого и психического развития;
• возбудимость или апатичность;
1
• застенчивости и неуверенности в себе;
• гиперактивность.
В целях развития творческого потенциала воспитанников, используя методы арт- терапии,
проектирую и организую систему работы, основываясь на учете таких принципов как:
1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и,
конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2. Поощрение и благодарность ребенку.
3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы
о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.
4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого
педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем
настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных
произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у
ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему
предлагается.
5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на
занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок
чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех
ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские
принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более
всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то
степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов,
предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать
атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду
спонтанного самораскрытия ребенка.
7. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и
черкания играют роль исцеления!
В арт-терапии множество различных методов, которые воздействуют на состояние
ребенка, оказывают психологическую помощь. В их основе находятся различные виды арт-
терапии, связанные с творческой деятельностью и успешно практикуемых мною:
Музыкотерапия;
Куклотерапия;
Фототерапия;
Игровая терапия;
Песочная терапия.
Одной из основных и самых эффективных методик арт-терапии в моем
педагогическом опыте работы с дошкольниками, имеющих интеллектуальную
недостаточность, является терапия с помощью изобразительного искусства. Прежде всего,
это рисование.
Рисование — это творческий акт, позволяющий ребенку с ограниченными
возможностями ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства,
освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок
может даже соприкоснуться с болезненными и пугающими его неприятными образами,
таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и
выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
2
Рисунки детей с интеллектуальной недостаточностью отличаются схематичностью
изображения, повторяемостью элементов и скученностью их на плоскости листа, частое
отсутствие существенных признаков, «зацикливание» в использовании цвета (чаще всего
при возможности выбора из большого количества цветов они выбирают один, реже два
цвета).
Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут
длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке,
производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу,
скорость, ритм. При создании декоративных композиций затрудняются в воспроизведении
последовательности элементов узора, отражении пространственно-временной организации
орнамента (ритма и чередования элементов).
Поэтому для развития уверенности в себе, повышении самооценки, стимулировании
творческого самовыражения, раскрытия своего «Я» использую наиболее популярный среди
педагогов вид арт- терапии –изотерапия.
Изотерапия побуждает детей с особенностями развития к проявлению творческой
фантазии, креативности, помогает найти свой индивидуальный стиль. Здесь нет
определенных правил и ограничений.
Арсенал способов создания изображений применяемых в образовательной деятельности с
моими воспитанниками широк.
Это такие изотерапевтические техники как марания,
пальцевая живопись, рисование
листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, точечный рисунок,
рисование маркером, рисуем по очереди и т.д.
Марания
В буквальном понимании «марать» . Наиболее насыщенными по воплощению и
эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски
инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции,
исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей
форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными
линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными
мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний
нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие
критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут
обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других
собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность.
На мой взгляд, нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким
открытиям. Часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают
рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время,
естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о
социальных запретах и табу, но и это достижение приходит не сразу. Первые попытки
рисования в данной технике у некоторых детей вызывает тревогу, мысли о грязных
пальцах, ладошках, испуг, что скажет взрослый. Хотя результат детского творчества,
готовая композиция заставляет быстро забыть о таких пустяках.
Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью
карандашей и мелков. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми,
либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ,
3
либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Чиркать можно, используя технику
«фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский
предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку!
Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим
карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в
исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-
занятия. Кроме того, данная техника лежит в основе умений и навыков у детей с
интеллектуальной недостаточностью. Значит радости и счастья больше от полученного
изображения !
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Каждую осень в конце сентября я собираю желтые, красные, рыжие листья,
высушиваю их на подоконнике, складываю в картонную коробку с отверстиями для
вентиляции. Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с
ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после
привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие
листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С помощью
листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который
выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между
ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не
приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной
и фактурной бумаге. Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное,
например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым,
малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным. Так же можно создавать
изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и
других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. Мои воспитанники
высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо
целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до
этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все
равно останется только в месте приклеивания. Рисование сухими листьями или сыпучими
продуктами захватывает окружающее ребенка физическое пространство.
Рисование предметами окружающего пространства (самая любимая техника)
На моем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками,
губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и
чем-то еще.. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для меня
знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса,
возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
И еще это просто весело!
Рисование пластилином.
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника,
требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную
технику использовать с гиперактивными детьми.
Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными
возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для
воспитанников, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что дети рождаются со
своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача
- раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.
Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что
4
начатая деятельность востребована , необходима и значима для интеллектуального и
творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях
образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не
растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания
таких детей.
Литература
1.
Арт-терапия: хрестоматия /сост. и общая ред. А. И.Копытина
– СПб.: Питер, 2001.
2.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / учеб. для студ. сред. и
высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева,
Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская – М.: Академия, 2001.
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии: учеб. пособие /
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб.: Речь, 2003.
4.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2007.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 19 «Звездочка» г.Альметьевска»
5
Региональный семинар- практикум
для педагогов и специалистов коррекционных
дошкольных учреждений по теме:
«Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ»
Выступление из опыта работы:
«Использование методов и приемов арт-терапии
в развитии творческих способностей у детей
с интеллектуальной недостаточностью»
Подготовила: воспитатель I кв. категории
МБДОУ «Д/с №19 «Звездочка»
Гарипова Ю.С.
г. Альметьевск 2016г.
6