Авторы: Штумф Валентина Ивановна, Лисицина Ирина Ивановна
Должность: инструкторы по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 "Самолётик"
Населённый пункт: г. Люберцы, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический процесс формирования плавательного навыка у детей младшего возраста в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
[ГБОУ СОШ №2051 Д/О№2]
2015
Педагогический
процесс
формирования
плавательного
навыка
у
детей
младшего
возраста
в
условиях
ДОУ
[САМООБРАЗОВАНИЕ]
И Н С Т Р У К Т О Р
П О
Ф И З И Ч Е С К О Й
К У Л Ь Т У Р Е
Ш Т У М Ф
В . И .
1.
Особенности развития детей дошкольного возраста.
Учитывая оздоровительное значение плавания и связанные с ним
многочисленные положительные факторы, следует отметить, что обучение
малышей основам плавания следует начинать как можно раньше. Многие
дети дошкольного возраста посещают детские сады. В то же время
значительная часть так называемых «неорганизованных» детей находится
под присмотром родителей, поэтому для них, необходимо предусмотреть
индивидуальное обучение плаванию.
Более эффективным является групповое обучение плаванию. Это
объясняется спецификой физиологического и психологического развития
детского организма
Детей дошкольного возраста необходимо разбить на следующие
возрастные группы: младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет) и старшая (5—6
лет). Необходимо знать в общих чертах характерные физические и пси-
хофизиологические особенности, свойственные каждой возрастной группе.
Дети 3—4 лет сохраняют еще очень многое от младенчества. Это в равной
степени относится к форме их тела (округлой, неповоротливой),
внутренним органам, а также объему и весу их мозга. Отмечается относи-
тельная ограниченность словарного запаса (порядка 1500 слов) малышей, а
также недостаточно еще развитая двигательная способность.
Перечисленные особенности детского организма в данном возрасте
устанавливают определенные границы для обучения и свидетельствуют о
целесообразности индивидуальной формы обучения малышей этой
возрастной группы.
У детей 4-5 лет физическое развитие делает резкий скачок. У большинства
из них начинает изменяться форма тела, появляется более
пропорциональное соотношение головы, туловища и конечностей,
туловище укрепляется, приобретает стройность, мускулатура принимает
более выраженные формы и мышечная масса в целом значительно
увеличивается.
Одновременно происходят изменения и в организме: увеличивается вес
сердца, вследствие чего повышается устойчивость всей сердечно-
сосудистой системы к нагрузкам, улучшается состав крови (повышается
количество гемоглобина), что имеет большое значение для развития
выносливости.
У детей этой возрастной группы увеличивается также емкость легких.
Совершенствуется и дифференцируется структура больших полушарий
мозга, происходит дальнейшее развитие высшей нервной системы.
Словарный запас ребенка 5 лет составляет уже более 2000 слов, а 6 лет —
свыше 2500 слов. Такое физическое и психофизиологическое развитие
приводит к тому, что большинство детей 4-5 лет и в еще большей степени
дети 5—6 лет обладают способностью выполнять задания (упражнения),
связанные с движениями.
Одновременно происходит совершенствование двигательных качеств
(моторики). В определенной последовательности развиваются так
называемые основные формы спортивной моторики — ходьба, ползание,
бег, прыжки, метание, ловля предметов и т.д.
Совершенствуется координация движений. Дети 5- 6 лет уже могут
самостоятельно раздеваться, одеваться и умываться, то есть имеют
гигиенические навыки, которые необходимы при обучении плаванию.
Разумеется, что уровень развития и темп совершенствования этих навыков
зависят от возможностей и качества преподавания.
Дети, посещающие детский сад или регулярно тренирующиеся в детских
спортивных секциях, имеют больший запас двигательных навыков, чем
«неорганизованные» дети.
С физиологическим развитием тесно связано психологическое
формирование личности, и оба эти процесса взаимозависимы. Известные
детские психологи пришли к выводу, что уже на шестом году жизни уста-
навливается совершенно определенная реакция на задание. Детям можно
ставить сложные задачи, они стараются их самостоятельно решить,
обнаруживая при этом определенную настойчивость.
Для формирования группы важную роль играет появление у детей 5—6 лет
зачатков умения разбираться в некоторых аспектах общественных
отношений. Они начинают правильно оценивать похвалу и порицание, свое
поведение и поступки товарищей, у них формируется чувство товарищества
и взаимопомощи, а в определенных условиях укрепляются волевые
качества. Поэтому начальное обучение дошкольников эффективнее всего
начинать в 6 лет, так как при одинаковых заданиях 6-летние дети усваивают
курс первого этапа начального обучения почти на 10 занятий быстрее, чем
5-летние.
1.1 Оздоровительное значение плавания
Плавание является уникальным видом физической активности.
Специфические особенности воздействия плавания на детский организм
связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм
человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны –
физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в
которой выполняются
эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет
особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из
воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды), все жизненно важные
процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев
развития человеческого организма происходят в водной среде.
Плавание – это физическое действие, основу которого составляет
удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во
время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц,
ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно
тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная
гимнастика.
Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует
активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к
периферическим органам.
Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние
невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя
сердечно-сосудистую систему.
Лучше всего начинать обучению плаванию с 2–3-х недельного возраста, но
не позднее 3 месяцев, потому что каждый ребенок рождается с
определенными врожденными рефлексами, которые после 3 месяцев
угасают. Это плавательные врожденные рефлексы, благодаря которым
ребенок способен обучаться плаванию.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных
видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей,
укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к
воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие
плавания на развитии всего детского организма.
1.2 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического
воспитания
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы,
естественные силы природы, физические упражнения. На физическое
развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения,
входящие в различные виды деятельности (такие как например труд и др.),
безусловные рефлексы, массаж.
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только
при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-
разному влияет на организм.
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена
помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.)
повышают эффективность воздействия физических упражнений на
организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у
детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность,
облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств.
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они
способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например,
доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную
доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует
нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на
деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание.
Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность
нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение
заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные
условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения,
физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также
одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний.
Соблюдение режима дня приучает детей к организованности,
дисциплинированности.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают
эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во
время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном
излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается
кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные
возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются
для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма
к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется
терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность
своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения
метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил
природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.
Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство.
Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и
сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело
человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества
(фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь
кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под
кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все
естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.
Физические упражнения – специфическое средство физического
воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных
и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко
применяются в разные периоды жизни человека.
Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают
положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная
осанка, а также дозировка физической нагрузки.
Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что
им можно заниматься чуть ли не с рождения. И в то же время многие дети
более старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей
стране или вообще не умеют плавать или передвигаются в воде
неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают
без особой пользы для здоровья.
Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное
влияние на ССС, способствуя увеличению ее мощности, экономичности,
жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием улучшается
терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются
сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для
полноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только
при достаточно верной технике плавания и правильном дыхании.)
Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на
нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая
работоспособность.
Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже
лечения довольно распространенных среди современных детей и
подростков нарушений осанки и сутулости. Так при плавании брассом
происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих
вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.
1.3 Игра и техника обучения плаванию детей 3-4 лет.
Игры, игровые упражнения используются с самых первых занятий по
освоению детей с водой. Плескаясь и играя, малыши преодолевают чувство
неуверенности и страха, быстро адаптируются к водной среде, учатся смело
входить в воду и погружаться, уверенно передвигаться в ней.
Подвижные игры в воде помогают детям овладеть подготовительными
упражнениями к освоению навыков плавания, способствуют воспитанию у
детей смелости, уверенности в своих силах, инициативности и других
морально-волевых качеств, умения действовать в коллективе.
Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно
движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко
разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может
проходить в игровой форме.
Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а
нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного
изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких
ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая
других. Например: "У Васи были самые большие брызги - молодец!
А у Тани лопасти винта (руки) работали быстрее всех!
Желательно похвалить каждого ребенка. Если вы занимаетесь с одним
ребенком, сравнивайте его достижения с аналогичными на прошлых уроках:
"Сегодня ты плыл намного лучше, чем вчера, я даже не успевал следить за
тобой глазами. Ну настоящая торпеда!". Применяйте количественные
сравнения - много, мало, больше, меньше, сильнее, слабее и т.д.
Подвижные игры в воде помогают детям овладеть подготовительными
упражнениями к освоению навыков плавания ,способствуют воспитанию у
детей смелости ,уверенности в своих силах ,инициативности и других
морально- волевых качеств ,умения действовать в коллективе.
Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде
1.
Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны,
доступны и интересны детям раннего возраста.
2.
Любая игра должна стать для ребенка средством эмоционального
воздействия, познания окружающего мира.
3.
При проведении игр нужно учитывать уровень плавательной
подготовленности и физического развития детей.
4.
В игре должны активно участвовать все дети, находящиеся вводе.
5.
В игре можно использовать ранее изученные упражнения с целью их
совершенствования.
6.
Играющим должны быть заранее известны условия проведения игры:
правила, задачи, инвентарь и т.д.
7.
При проведении игры инструктор должен правильно выбрать место
своего нахождения, чтобы постоянно контролировать действия детей и при
необходимости оказать им своевременную помощь.
8.
Результаты игры нужно обязательно объявлять всем участникам.
Выбирая игры и игровые упражнения, нужно учитывать количество детей в
группе и степень владения предлагаемыми движениями. В каждой игре
решается определенная воспитательнообразовательная задача.
Игра может быть интересной лишь в том случае, если она содержит
двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения.
Если игра проводится впервые или же содержит хотя и несложные, но
незнакомые детям упражнения , она должна предварительно проводиться на
суше. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно и то
же движение, подчас представляющее для ребенка определенную трудность,
может легко разучиваться в различных игровых ситуациях. Но повторяю:
именно одно и то же движение или его элемент.
2.Достижение цели обеспечивается через реализацию основных задач:
Общее укрепление здоровья ребенка, содействие его гармоничному
психофизическому развитию.
Формирование у детей устойчивого интереса к занятиям по плаванию.
Формирование широкого спектра двигательных умений и навыков на воде,
как основы дальнейшего обучения плаванию.
Обеспечение
эмоционального
благополучия
детей
при
выполнении
физических упражнений в водной среде.
Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе игровых
действий на воде.
Основу методики игрового метода составляют следующие методологические
и теоретические идеи и подходы:
Гуманистическая
идеология
как
основа
образовательного
процесса
(развивающее
обучение,
личностно-ориентированная
модель
обучения),
позволяющая
работать
с
каждым
ребенком
индивидуально,
развивать
личностные качества и способствующая формированию у детей культуры
отношений к своему здоровью.
Здоровьесберегающие
технологии
как
основополагающие
способы
организации образовательного процесса, обеспечивающие высокий уровень
реального
здоровья
детей
и
воспитание
валеологической
культуры
как
совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью.
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, способствующая
качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка,
оказывающая разностороннее влияние на формирование его личности.
Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников
форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение
навыка движений, позволяет ребенку овладевать разнообразными, достаточно
сложными
видами
действий,
проявлять
самостоятельность,
активность
и
творчество.
3.Педагогическое наблюдение
Педагогические наблюдения проводились в ГБОУ СОШ №2051 г.Москва, где
обучение
плаванию
осуществлялось
по
программе
Протченко
Т.А.
«Обучение плаванию от 2 до 7 лет». В ходе наблюдения фиксировались
средства
и
способы
выполнения
упражнений,
методические
приемы
обучения,
методы
организации
занимающихся
плаванием,
организация
самого занятия.
4.Выводы:
По результатам освоения плавательных навыков мы констатируем
факт
успешного применения программы по обучению плаванию с максимальным
использованием
подвижных
игр,
что
подтверждается
следующими
результатами:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бабаева П.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / П.И. Бабаева, А.Г. Гогобедзе, З.А.
Михайлова. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 – 528
2.
Васильев В.С. Обучение детей плаванию.- М.: Физическая культура и
спорт, 1989, 96 с.
3.
Велитченко Ю.А. Творческая работа с детьми в процессе обучения
плаванию в ДОУ// Инструктор по физической культуре. – 2009. – №4. – С. 53-
54
4.
Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду / Е.К.
Воронова. – Спб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2003. – 80 с.
7.
Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в
дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. – М.:
НЦЭНАС, 2004. – 144 с.
5.
Врублевский Е.П. Выпускная квалификационная работа: подготовка,
оформление, защита/ Е.П.Врублевский, О.Е.Лихачева, Л.Г.Врублевская:
Учебное пособие. – М.: Физкультура и Спорт, 2006. – 228 с.
6.
Давыдов В.Ю. Влияние физических упражнений различной
направленности на организм детей дошкольного возраста // Физическое
воспитание дошкольников: сборник научных трудов областного научно-
практического семинара по физическому воспитанию детей дошкольных
учреждений (20-23 ноября 1991 г.). – Волгоград, 1993. – С. 13-28.
7.
Дворкина Н.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе
подводящих, игровых, дифференцированных по преимущественному
развитию физических качеств: Методическое пособие/ Н.И.Дворкина,
Л.И.Лубышева. – М.: Советский спорт, 2007. – 80 с.
8.
Кожухова Н.И. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка. Практическая подготовка студентов: учебное пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и
психология» / Н.И. Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Борисова, В.В.Горелова;
под ред. С.А.Козловой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
2008. – 271 с.
9.
Копылов Ю.А. Оздоровительная физическая культура в ДОУ. //
Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2010. - № 2. – С.
37-39
10.
Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебное
пособие. – М.: Физическая культура, 2005. – С 119 - 213
11.
Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду / Т.И. Осокина, Е.А.
Тимофеева, Т.Л. Богина . – М.: Просвещение, 1991. – 157 с.
12.
Павлова Т.Н. Обучение плаванию детей дошкольного возраста:
Методическое пособие. - М.:Физическая культура, 2010. - 48 с.
13.
Павлова Т.Н. Индивидуальный подход в обучении плаванию детей
дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Н. Павлова, Н.А. Чистова //
Материалы VII Международного научного конгресса «Современный
олимпийский спорт и спорт для всех» т. 3 (М, 23-24 мая 2003). – М., 2003. – С
40-41
14.
Петрова Н.Л. Баранов В.А. Обучение детей плаванию в раннем
возрасте :учебно-методическое пособие / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов.- М.:
Советский спорт, 2006.- 96 с.
15.
Петрова Н.Л. Баранов В.А. Плавание, техника обучения детей с раннего
возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. - М.: Советский спорт, 2010.- 111 с.
16.
Протченко Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших
школьников: практическое пособие / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. – М.:
Айрис-пресс, 2003. – 80 с.
17.
Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. / М.В. Рыбак – М.:
ТЦ Сфера 2012.- 96с.
18.
Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить / З.П. Фирсов. – М.: ФИС. –
1980. – 143 с.
19.
Чертов, Н.В. Плавание, электронный учебник: Южный федеральный
университет.
20.
Яблонская С.В. Физическая культура и плавание в детском саду./
Яблонская С.В., Циклис С.А. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с.