Автор: Фехрединова Талия Вадилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №35 Кировского района СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Основные критерии адаптации дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Основные критерии адаптации дошкольников
Легкая Степень адаптации
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон,
он нормально начинает есть.
Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с
утренним плачем.
Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок
поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его
интересуют другие взрослые.
Отношение к детям бывает, как безразличным, так и
заинтересованным.
Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух
недель при участии взрослого.
Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и
выполнять указания взрослого.
К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти
дней, без осложнений.
. Вес без изменений.
Признаки невротических реакций и изменения в деятельности
вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и
продолжительнее.
Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество
сна тоже страдает.
Аппетит восстанавливается через 20—40 дней.
Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в
течение всего дня.
Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню
пребывания в ДОУ.
Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное
(плач, крик ори расставании и встрече).
Отношение к детям, как правило, безразличное, но может
быть и заинтересованным.
Речь либо не используется, либо речевая активность
замедляется.
В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками,
игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное.
Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней,
без осложнений.
Вес не изменяется или несколько снижается.
Появляются признаки невротических реакций:
избирательность в отношениях со взрослыми и детьми,
общение только в определенных условиях.
Изменения вегетативной нервной системы: бледность,
потливость, тени под глазами, пылающие щечки,
шелушение кожи (диатез) - в течение полутора-двух
недель.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во
сне, просыпается со слезами.
Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть
стойкий отказ от еды, невротическая рвота,
функциональные нарушения стула, бесконтрольный
стул.
Настроение безучастное, ребенок много и длительно
плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му
дню пребывания в ДОУ.
Отношение к близким - эмоционально-возбужденное,
лишенное практического взаимодействия.
Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет
агрессию. Отказывается от участия в деятельности.
Речью не пользуется или имеет место задержка речевого
развития на 2-3 периода.
Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух
видах:
1.
Нервно-психическое развитие отстает на 1-2
квартала, респираторные заболевания - более трех
раз, длительностью более 10 дней, ребенок не
растет и не прибавляет в весе в течение 1-2
кварталов.
2.
Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с
чрезмерной опекой со стороны взрослых,
заласканные, занимающие центральное место в
семье, поведенческие реакции нормализуются к 3-
4-му месяцу пребывания в ДОУ, нервно-
психическое развитие отстает на 2-3 квартала (от
исходного), замедляются рост и прибавка в весе.