Автор: Фасхутдинова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: мастер -класс
Тема: "Формирование метапредметных умений младших школьников на уроках математики средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова"
Раздел: начальное образование
Мастер – класс «Формирование метапредметных умений младших школьников на
уроках математики
средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова».
Учитель: Фасхутдинова Ольга Владимировна
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке
математики, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на
уроках математики в начальной школе
Задачи:
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по
формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по
формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в
практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран,
презентация.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании
УУД на уроках в начальной школе на уроках математики; педагоги смогут использовать
приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы
работы с представленными на мастер- классе.
Ход мастер -класса,
Цель
обучения,
сформулированная
Л.В.Занковым:
достижение
оптимального
общего
развития
каждого
ребёнка
при
сохранении
его
психического
и
физического
здоровья абсолютно совпадает с целью государственной образовательной политики. В
содержании
развивающего
обучения отражена
идея
деятельностного
подхода,
предусмотрена работа по формированию универсальных учебных умений, таких, как
умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выдвигать гипотезы и
проверять их истинность, выявлять закономерности и т.д. Учебник по курсу развивающего
обучения
математике
предлагает
содержание,
которое
при
правильной
организации
деятельности
учащихся
учителем
вполне
способно
обеспечить
комплексное
формирование метапредметных умений учащихся. Особенностью содержания учебника
математики:
-ориентация на самостоятельное добывание знаний самими учащимися;
-преобладание
заданий,
требующих
использования
словесно-образного
и
словесно-
логического уровней мышления, над заданиями, требующими наглядно-действенного и
наглядно-образного уровней.
Если сравнивать решение задач при традиционном подходе с «занковским», то основное
отличие
будет
состоять
в
том,
что
традиционная
система
осуществляет
обучение
решению типовых задач, а
при занковском
требуется не просто отработка навыков
определенных
математических
действий,
но
и
высокий
уровень
развития
интеллекта
учащихся. Если учащиеся основательно поработают над двумя задачами, это принесет
значительно больше пользы, чем решение двух десятков поверхностно понятых задач.
Вашему вниманию я предлагаю 2 типа заданий
на моделирование. Темы выбраны не
случайно,
поскольку
вызывают
затруднения
у
учащихся
старших
классов.
Я
хотела
показать каким образом средствами системы Л. В. Занкова мы учим детей мыслить.
Моделирование. Работа с информацией.
Это задание используется на этапе закрепления темы «Уравнение».
Деятельность учителя
Деятельность ученика
-Скажите что такое уравнение?
-От какого слово оно появилось? (равный)
-Сколько частей в уравнении? (2: левая и
правая).
-Как в уравнении обозначается неизвестное
число?
-Прочитайте задание. Рассмотри рисунки.
-Обозначь
массу
предмета
буквой
латинского алфавита и запиши уравнения.
(Самостоятельно)
Проверка записи уравнений.
Проверь: Выясни, кто прав?
Вера
записала
так:
1+а=10
1+5=в+2
1+с=2+2
Петя записал так: 1+а=10 6=в+2 1+с=4
Валя записала так: 1+а=10 в+2=5 1+с=2
Что значит, найди массу каждого плода?
Решают на доске.
Найди
общую
массу
тыквы,
дыни
и
арбуза.
Покажите,
каким
действием
будешь
находить общую массу.
Проверка:
Самопроверка: Если у тебя получилось
двузначное
число,
стоящее
между
числами 15 и 17, то ты прав.
Отвечает на вопросы учителя.
Решить уравнение.
Выбор действия.
Самопроверка.
Элементы моделирования прослеживаются во многих заданиях. Например, данное
задание предполагает перевод информации, представленной в рисунке, в символическую
запись математическими знаками, то есть кодирование информации.
Работа с информацией. Моделирование.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Прочитай задание и рассмотри диаграмму.
Что можешь сказать?
Что показывает диаграмма?
Какие данные внесены?
Чего не хватает?
Сможем ли мы изобразить сколько снега в январе
и феврале? Почему?
Прочитай еще раз текст задания и скажи, что это
за текст?
Почему его можно так назвать?
Докажи?
Прочитай условие задачи.
Прочитай вопрос задачи.
Назови данные задачи.
Что
вы
можете
сказать
о
количестве
снега
в
декабре?
Что помогло определить?
Что сказано о количестве снега в январе?
Как
узнать?
Покажи
действие,
которо е
выберешь? Объясни свой выбор?
Что сказано о количестве снега в феврале?
Покажи какое действие выберешь? Объясни свой
выбор.
Запиши решение в тетрадь самостоятельно.
Перерисуй диаграмму в тетрадь.
Скажи столбик января будет выше или ниже?
Объясни, почему?
На сколько делений выше?
А что вы можете сказать о столбике февраля?
Закончи диаграмму.
Читает текст задания и анализирует
текст задания.
Предполагаемые ответы:
Внесено количество снега в декабре
Нет
не
сможем,
так
как
не
знаем
сколько снега выпало в эти месяцы.
Задача.
В
задаче
есть
условие
и
вопрос,
данные: известные и неизвестные.
Зачитывают
условие
.
в о п р о с ,
перечисляют данные.
Его выпало 30 см.
Диаграмма.
Его выпало на 40 см больше.
Показывают знак +.
В феврале выпало в 2 раза больше.
Показывают знак умножения.
Записывают решение в тетрадь.
Самостоятельно сличают диаграмму с
учебником и переносят в тетрадь.
Предполагают
высоту
столбцов
в
диаграмме. Достраивают её.
Проверка диаграммы по эталону на доске.
Данное задание заключается в достраивании диаграммы в соответствии с данными
задачи. Причем, чтобы получить необходимые данные для достраивания диаграммы,
нужно решить задачу. Это процесс кодирования информации, то есть перевод ее в знаково-
символический и графический вид.
Примером
моделирования
могут
служить
задания
на
запись
правила,
закономерности, свойства, закона в общем виде, когда текстовая информация кодируется с
помощью
математических
символов.
Причем,
часто
символическая
запись
требует
доработки,
достраивания.
Обратное
действие
позволяет
строить
высказывания
на
основании
математических
записей.
Этот
процесс
требует
понимания
символических
записей, это и есть декодирование.
Таким образом, организуя деятельность детей по решению данных заданий , я ставила
акцент
на осмысление
содержания
задачи
посредством
ведение
дискуссии.
Без этого
невозможно
ответить
на
те
проблемные
вопросы,
которыми
насыщены
учебники.
Логические операции со знаково – символическим содержанием задачи, моделированием
обеспечили нахождение способа их решения.