Автор: Цурюмова Светлана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец детского творчества"
Населённый пункт: город Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: Эстетическое воспитание в учреждении дополнительного образования на основе принципа этнокультурной коннотации
Раздел: дополнительное образование
Эстетическое воспитание в учреждении
дополнительного образования на основе принципа
этнокультурной коннотации
С.В. Цурюмова, к.п.н.,
методист
МБУ ДО «Дворец детского творчества»
г. Элиста Республики Калмыкия
Опыт человечества показывает, что огромный потенциал для успешного
воспитания
эстетической
культуры
растущего
человека
содержится
в
этнокультурных традициях.
В этой связи одним из наиболее эффективных
средств
эстетического
воспитания
детей
и
подростков
представляется
этнокультурная коннотация образования, способствующая тому, чтобы процесс
воспитания носил культурообразующий характер и строился природосообразно,
с учетом кросс-культурного, этнокультурного и мультикультурного подходов.
Принцип
этнокультурной
коннотации
заключается
в
выделении
и
подчеркивании,
сохранении
и
развитии
этнических
констант
центральной
культурной
темы
этноса
(А.Б.
Панькин).
Этнокультурная
коннотация
предполагает ориентацию на развитие ребенка как личности, восходящей от
родной культуры к мировой, обеспечивая не только эмоциональное развитие
чувства ответственности за сохранение и развитие этнокультурной традиции, но
и формирование эстетической культуры.
Учреждение
дополнительного
образования
детей
располагает
большими
возможностями,
способствующими
становлению
эстетической
культуры
ребенка средствами этнокультурной коннотации. Исходя из научных идей и
концепций
этнокультурно
коннотированного
образования,
мы
определили
уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников в условиях
этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-
эстетической направленности.
Мы определили и проанализировали направления, формы и методы
этнокультурной
коннотации
дополнительного
образования
художественно-
эстетической
направленности,
способствующие
воспитанию
эстетической
культуры
школьников.
Опираясь
на
исследования
А.Б.
Панькина,
мы
выделили этнические константы, на основе которых необходимо строить
воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного
образования
художественно-эстетической
направленности,
это
-
народное
искусство
и
фольклор,
национальные
праздники,
традиции
и
обряды,
религиозные
традиции,
родной
язык.
В
связи
с
этим
мы
определили
следующие
направления:
народная
хореография,
народное
пение,
этнокультурное
литературное
и
театральное
творчество,
фольклор
и
этнография, джангароведение, народные художественные ремесла, народное
музыкально-инструментальное
исполнительство,
конструирование
и
моделирование
одежды
в
калмыцких,
русских
и
других
национальных
традициях, калмыцкое, русское и иноэтническое национальное декоративно-
прикладное творчество.
На наш взгляд, образование, ориентированное на вышеперечисленные
этнические константы, может значительно интенсифицировать и «обогатить»
процесс воспитания эстетической культуры школьников. Данное утверждение
обусловлено тем, что этнокультурно коннотированное образование учитывает
этнопедагогические,
этнопсихологические
и
этносоциокультурные
особенности детей как представителей своих этносов, так и местные условия,
возможности
и
пожелания
конкретного
контингента
воспитанников
и
их
родителей.
При этом воспитание эстетической культуры школьников
носит
культурообразующий
характер
и
направленно
на
приобщение
воспитанника
к
этнической,
российской
и
мировой
кул ьту р е ,
общечеловеческим
ценностям;
развитие
природы
и
возможностей
2
обучающегося, формирование общей культуры личности, создание условий
для её самоопределения и самореализации.
Исходные
положения
и
основные
идеи
этнокультурной коннотации
дополнительного
образования
художественно-эстетической
направленности
могут быть определены следующим образом: создание условий для реального
осуществления учебно-воспитательного процесса на двух языках (родном и
русском);
формирование
художественно-творческих
способностей
и
нравственно-эстетических
качеств
детей
с
учётом
этнопсихологических
особенностей,
философских
воззрений
и
педагогических
традиций
народа;
освоение этнической культуры, её обогащение культурой народов совместного
проживания,
приобщение
к
общечеловеческим
ценностям;
обучение
по
принципу
–
«от
близкого
к
далёкому,
от
родного
порога
–
в
мир
общечеловеческих знаний»; приобщение к эстетически значимым предметам с
учётом
традиционных
основ
жизнедеятельности
этноса;
вариативность
в
зависимости
от
местных
особенностей,
возможностей
и
потребностей
учащихся и их родителей.
Таким
образом,
образовательный
процесс,
основанный
на
принципе
этнокультурной
коннотации,
эффективно
способствует
воспитанию
эстетической культуры школьников.
Cписок использованной литературы:
1. Волков, Г.Н. Национальное самосохранение в контексте этнокультурной
коннотации / Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова // Становление этнопедагогики как
отрасли
педагогической
науки:
материалы
Международной
научной
конференции (6-7 декабря 2001г.). – Элиста: АПП «Джангар», 2003.– С.391-406.
4.
Палаткина,
Г.В.
Мультикультурное
образование
в
полиэтническом
пространстве / Г.В. Палаткина. – Астрахань, 2001. – 167 с.
3
3. Панькин, А. Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие
для студентов вузов /А.Б. Панькин. – М.: ООО «Большая медведица», 2004. –
272 с.
4.
Цурюмова,
С.В.
Педагогические
условия
воспитания
эстетической
культуры
школьников
в
учреждении
дополнительного
образования
детей
с
учетом потенциала этнокультурной среды [Текст] // Вопросы гуманитарных
наук. - 2006. - № 6 (27). - С. 393-406.
5.
Цурюмова,
С.В.
Формирование
личности
школьников
в
системе
дополнительного образования [Текст] // Гегярлт. - 2007. - № 1 (32). - С. 127-131.
6.
Цурюмова,
С.В.
Этнокультурная
коннотация
дополнительного
художественно-эстетического
образования
детей
[Текст]
/
Дополнительное
образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных
типов: материалы всероссийской научно-практической заочной конференции/
под.ред. А.В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - С. 137-140.
4