Автор: Игнатова Ирина Андреевна
Должность: учитель изобразительного искусства и искусства
Учебное заведение: МОУ "СОШ имени Р.Г.Карманова" с.Усть-Нем
Населённый пункт: Республика Коми Усть-Куломский район с.Усть-Нем
Наименование материала: стаья
Тема: "Активизация развития творческих способностей учащихся 5 -го класса на уроках изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им.Р.Г.Карманова» с.Усть-Нем
«Активизация развития творческих способностей
учащихся 5 -го класса
на уроках изобразительного искусства»
Игнатова Ирина Андреевна
учитель изобразительного искусства и искусства
с.Усть-Нем
2016 год
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………………………….стр.3
Глава1 .Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного
искусства
1.1.
Понятие
творческих
способностей…………………………………………………………
стр.4
Глава 2. Методика развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО.
2.1. Особенности развития творческих способностей пятиклассников на уроках
изобразительного искусства..……………………………………………………………………стр.5-6
2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО……………….стр.6-7
2.3. Нетрадиционные техники рисования в развитие творческих способностей.................стр.7-8
Глава 3. Реализация творческих способностей на уроках изобразительного искусства
3.1. Особенности урока декоративно-прикладного искусства ………………………………стр.9-10
Заключение…………………………………………………………………………………………стр.11
Список использованной литературы…………………………………………………………......стр.12
Введение
2
"Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени, становится другим,
чем ребенок, подражающий актам других."
Б.Асафьев
Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством
в
школе
необходимо
для
нравственного
очищения
и
духовного
обогащения
детей.
Урок
искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность
и бездарность, любовь и ненависть.
13 лет работы в школе учителем изобразительного искусства – это время постоянного поиска,
творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим
запросы моих учеников и современного общества.
Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот
процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к
свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не
только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание
творческого человека.
Актуальность - необходимость нестандартно и творчески мыслить в современном обществе.
Проблема -
раскрыть
особенности
формирования
творческой
свободы пятиклассников
на
уроках ИЗО.
Цель – развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного
искусства.
Задачи:
1.
Использование
потенциала
инновационных
педагогических
технологий
для
развития
творческих способностей учащихся;
2.
Использование
потенциала
учебно-познавательной
деятельности
как
средство
стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке ;
3.
Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности
Глава 1. Основы развития творческих способностей учащихся
3
на уроках изобразительного искусства
1.1.Понятие творческих способностей
Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей.
Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой
реализации ребенка. В детстве рисуют все. Ребенок пытается осознать видимое и отобразить это.
Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать.
Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает
трудолюбие.
Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его
индивидуальности.
Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда
насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому творчество обладает большой
притягательной
силой.
Творческая
работа
–
это
возможность
выразить
языком
различных
материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности
изобразительной
деятельности
детей.
Эти
знания
помогут
найти
ключ
к
сердцу
ребенка,
установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства,
помогут
понять,
как
познает
ученик
действительность,
как
развиваются
его
зрительное
восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.
Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для
изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что
содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания,
наблюдательности,
настойчивости
и
воли.
В
творческом
развитии
проявляется
общее
и
особенное, индивидуальное.
Основной задачей уроков изобразительного искусства и является развитие художественно-
творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.
Творческие способности - это индивидуальное творчество в различных областях человеческой
деятельности. Творческая
деятельность
всегда
связана
с
созданием
чего-либо
нового,
открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само
по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая
деятельность
укрепляет
положительную
самооценку,
повышает
уровень
притязаний,
порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.
Глава 2. Методика развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО.
4
2.1. Особенности развития творческих способностей пятиклассников на уроках
изобразительного искусства.
Современный урок изобразительного искусства и роль учителя в организации развития
творческих способностей.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна
стандарта второго поколения и современного урока?
Главное
направление
новых
стандартов
–
усиление
заботы
о
развивающей
стороне
обучения,
о
формировании
у
школьников
умения
учиться.
Постепенно
преодолевается
авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер
отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений
стимулирует
познавательную
деятельность
обучающихся,
повышает
её
результативность.
Учитель
на
уроке
должен
сочетать
требовательность
к
обучающимся
с
проявлением
педагогического
такта,
уважения
и
чуткости
к
детям.
В
настоящее
время
учитель
больше
выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же
становится
активным
участником
образовательного
процесса,
а
не
пассивным
слушателем.
Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение
отвлечённых
от
жизни
знаний,
а
–
необходимая
подготовка
к
жизни,
её
узнавание,
поиск
полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
Психологи считают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в
противном
случае
оно
может
угаснуть.
Следовательно,
нужна
целенаправленная
работа
по
развитию
творческого
мышления
школьников
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей.
В
школе
необходимо
учить
творчеству,
то
есть
«выращивать»
у
учащихся
способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и
вне учебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового,
ориентировать
на
самоопределение...
Знание
педагогом
особенностей
художественных
способностей и их учет в педагогическом процессе делает путь развития личности эффективнее.
Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным
видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно,
так
как
функционирование
мелкой
моторики
напрямую
влияет
на
работу
мозга.
Хорошо
рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру
того,
что
и
как
изображает
ребенок,
можно
судить
о
его
восприятии
окружающей
действительности,
об
особенностях
памяти,
воображения,
мышления.
Основными
задачами
преподавания изобразительного искусства в 5 классе являются:
-
совершенствование
эмоционально-образного
восприятия
произведений
декоративно-
прикладного искусства и окружающего мира;
5
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической
и личностной значимой ценности;
-воспитание
уважения
к
истории
культуры
своего
Отечества,
выраженной
в
её
декоративно-прикладном искусстве;
-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
-овладение
основами
культуры
практической
работы
различными
художественными
материалами и инструментами.
2.2. Формы и методы развития творческих способностей пятиклассников на уроках
изобразительного искусства.
Для
активизации
развития
творческих
способностей
детей
необходимо
использовать
новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса
к
учебе
и
более
прочному
усвоению
знаний.
Стремление
развить
познавательный
интерес
учащихся
к
предмету,
побуждает
искать
формы,
приемы,
методы
работы,
которые
более
действенно,
результативно
влияют
на
уровень
мотивации,
обеспечивают
сознательную
деятельность школьников по овладению знаниями.
Для
активизации
развития
творческих
способностей
учащихся
на
уроках
изобразительного искусства мной используются методы обучения:
–
использование
информационно-коммуникативных
средств
в
обучении
и
поисковой
деятельности учащихся;
– использование игровых методов;
– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой
компетентности в области изобразительного искусства.
-Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
-Метод
индивидуальной
и
коллективной
поисковой
деятельности.
Поисковая
деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из
всех возможных.
-Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
-Метод
сравнений.
Путь
активизации
творческого
мышления.
На
уроках
стараюсь
демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового,
учебного,
культурного,
художественно-творческого,
где
ребенок
приобретает
опыт
жизни,
ценности,
открывает
истину,
сам
выстраивает
собственные
знания,
формирует
ценности,
культуру.
6
Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает,
развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого
потенциала
ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся
На уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей использую
компьютер.
Развивающее
значение
компьютера
для
развития
творческих
способностей
младшего
школьника
очень
велико.
Применение
компьютеров
на
уроке
ИЗО
создает
эмоциональный
настрой,
это,
в
свою
очередь,
положительно
сказывается
на
развитии
художественного творчества.
Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства
позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс
Формы
организации
познавательной
деятельности
учащихся:
фронтальная,
парная,
групповая, индивидуальная.
От
того,
как
сам
учитель
будет
показывать
принципы
рисования,
зависит
качество
творческой
работы
ученика.
Философы
говорят,
что
жизнь
человеческая
измеряется
не
количеством
прожитых
дней,
месяцев,
лет,
а
яркими,
запоминающимися
событиями,
впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников,
взволновать
их,
а,
взволновав,
заставить
задуматься”.
Потому
что,
как
подчеркивает
Б.М.
Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без
наслаждения
абсолютно
не
реально,
не
достижимо”
Искусство
–
уникальное
явление
человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и
красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира.
2.3. Нетрадиционные техники рисования в развитие творческих способностей.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность,
которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая
среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание
носило развивающий характер, и было направлено на активизацию развитие творчества каждого
ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей
возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают
детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь,
и
даже
можно
придумать
свою
необычную
технику.
Дети
ощущают
незабываемые,
положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует,
что его огорчает.
В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник
рисования повысило интерес детей к рисованию. Существует много техник нетрадиционного
7
рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого
результата.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения
доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста
детей.
Каждая
из
этих
техник
-
это
маленькая
игра.
Их
использование
позволяет
детям
чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для
самовыражения.
В
ходе
занятий
школьники
выполняют
задания
разные
по
тематике
и
требующие
применения различных приёмов работы. Что помогает школьникам быстро осваивать
работу
разными художественными
материалами и развить навыки по изобразительному искусству.
Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.
Я стараюсь внушить учащимся, что все они способны к творчеству, только одни рисуют
лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Применение различных техник на
уроках ИЗО позволяет раскрыть творческие способности учащихся. Творчество не является
уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих
способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо
её песнь есть выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь
каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям.
В 5 классе использую следующие техники:
Компрессорика - это выдувание краски (туши) из трубочки (пустого стержня). Оттиск
смятой бумагой, набрызг, создавая работы на тему :
«Древо жизни», «Бал во дворце», «Народные праздничные обряды»
Кляксография,
метод
монотипии,
при
создании
работ
на
свободную
тему
импровизации в разделе «Ты сам мастер»
Рисование по-сырому и «Лессировка», при создании творческих работ - «Пасхальное
яйцо», «Народный костюм», «Декоративное панно», «Витраж»
Коллаж, граттаж - используем при создании декоративного панно.
8
Глава 3. Реализация творческих способностей
на уроках изобразительного искусства.
В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и
методических приемов обучения декоративно-прикладному искусству, которые способствуют
более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и
практической
деятельности
учащихся.
Для
успешного
развития
творческих
способностей
учащихся работаю над:
развитием
способностей,
склонностей
и
интересов
каждого
учащегося
с
учетом
их
возможностей;
приемами осознанного решения различных творческих задач;
направляю
и
активизирую
творческие
способности
учащихся
через
практическую
деятельность.
3.1.Особенности урока декоративно-прикладного искусства.
Народное
декоративное
искусство
способствует
воспитанию
людей,
оптимистически
воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит
любить и ценить то, что признано народом.
Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые
ритмы, утверждать положительные идеалы.
Колыбельная песня, сказки ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец,
ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они в детстве окружают ребенка.
На уроке изобразительного искусства особое значение имеет использование подлинных
произведений народного искусства. Присутствие подлинников на уроке играет очень важную
роль, так как создается возможность организации особой эмоциональной среды, благоприятной
для восприятия. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать
традиции и особенности каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании
композиции, развить творческие способности.
Также народное декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких
мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных
росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается симметрия, ритм,
соразмерность отдельных элементов, и счёт в исполнении орнамента. Это в свою очередь дает
материал
для
развития
математических
представлений.
При
рассматривании
школьниками
подлинных предметов декоративно – прикладного искусства, как правило, формируется связная
речь,
правильность
произношения,
умение
описывать
увиденное,
рассказывать
о
созданном
изделии.
Выразительность
цвета
и
пластики,
декоративность,
узорчатость
орнамента,
разнообразие
фактур
материалов
—
вот
характерные
особенности
произведений
народного
9
декоративно-прикладного искусства. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок
может проявить свои индивидуальные способности.
На уроках я использую следующие художественные техники: рисование аппликация и
коллаж,
лепка,
бумагопластика,
роспись
самостоятельно
выполненных
изделий
и
др.
Во
внеурочное время на кружке «Вдохновения», кроме рисования, выполняем работы в технике
роспись по стеклу, по дереву, особенно при более подробном изучении Городецкой росписи.
На своих уроках стараюсь использовать дидактические упражнения и игровые моменты,
которые, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно
сказывается
на
их
продуктивно-изобразительной
деятельности
и
отношении
к
занятиям.
Например, игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий:
1.
Продолжите
цепочку
слов.Такое
упражнение
можно
проводить
в
начале
урока.
Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: -рубаха, сарафан, платок,
понева…
2. Объясните значение слова.Например: декор – это…., ритм — это…, дизайн — это…
3. Сгруппируйте слова по
видам.На доске написаны различные понятия, термины,
названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
4.
Вычеркните
лишнее
слово.Упражнение
носит
характер
обобщающий,
контролирующий. Оценка устных ответов.
5.
Блиц-контроль
(вопрос
—
ответ).6.
Диагностическое
упражнение
«Вспомни
слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Например: пр_челина (причелина), фр_нт_н (фронтон ), к_р_м_ка (керамика).
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к
предмету,
изучению
искусства
и
является
необходимым
условием
формирования
личности
ребенка. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение
их выразительными возможностями. Важным условием развития художественных способностей
ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности
слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников,
научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия
для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Воспитывающее
влияние
народного
творчества
очень
многообразно
и,
несомненно,
плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность
и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.
10
Заключение
На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения
понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов
оказывает
влияние
изобразительное
искусство.
Посредством
восприятия
изобразительного
искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых
эпох
и
нового
времени.
Овладевая
изобразительно-выразительными
навыками,
дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее
передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить
и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию,
усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном
выборе,
нахождении
и
обработке
формы
ребенок
становится
мужественным,
искренним,
развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус.
Тем и будет обеспечен подход к красоте.
Таким образом, можно сделать вывод, что декоративно – прикладное искусство помогает
развивать
в
детях
эстетическое
и
духовно
-
нравственное
отношение
к
действительности,
прививает
любовь
к
родному
краю,
а
также
развивает
мышление,
воображение,
речь.
Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об
идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно -
выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они
получают
возможность
полнее
передавать
образы
предметов
и
явлений
окружающей
действительности. Приобщение детей к народному искусству на всю жизнь оставит отпечаток
прекрасного в душе человека, научит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Считаю,
развития
творческих
способностей
учащихся
5
класса
на
уроках
изобразительного
искусства
позволяют
обеспечить
рост
качественного,
обучения
в
образовательном
процессе,
учат
ребёнка
самостоятельному
достижению
цели,
активизирует
творческие способности учащихся, повышает эффективность урока.
11
Список использованной литературы
1.
Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994.
2.
Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
3.
Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6. –
4.
Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. –
2007. - №7. –
5.
Евладова
Е.Б.
Возможности
дополнительного
образования
по
развитию
интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5.
– С.4-7.
6 Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности
учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8. 7.Методика обучения изобразительной деятельности и
конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
8. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
9 Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
10. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». – Самара:
Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.
11 . Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.
12