Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста "Колобок"
Автор: Чванова Надежда Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП детский сад "Колосок" ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" с. Большая Глушица Населённый пункт: с. Большая Глушица Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста "Колобок" Раздел: дошкольное образование
Организация развивающей предметно-пространственной среды
в группе раннего возраста «Колобок»
Воспитатель: Н.П. Чванова
В
период
раннего
детства
маленький
человек
активно
познаёт
окружающий мир. И наша задача – сделать окружение для ребёнка ярким,
интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная
среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать
эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить
игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с
постепенно усложняющимся содержанием.
При
создании
развивающей
предметно-пространственной
среды
мы
учитываем
все
принципы,
которые
прописаны
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования:
насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность,
доступность и безопасность.
Центр
«Песок-вода»
помогает
экспериментировать
с
различными
предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой,
происходит
знакомство
детей
со
свойствами
различных
предметов
и
материалов, также закрепляются
элементарные представления о форме,
величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка.
Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в
ладошку,
из
совка
в
формочку,
в
него
можно
закапывать
и
откапывать
различные предметы, строить горки, дорожки и т.д.
Игры
с
водой
вызывают
положительные
эмоции,
способствуют
внутренней раскованности малыша.
Отдельное место в группе занимает уголок природы , где находятся
много комнатных растений, которые соответствуют возрасту детей. Дети
могут протирать крупные листья у фикуса, опрыскивать и поливать растения.
В уголке природы есть макеты диких животных и домашних животных.
В
пластиковых
контейнерах
хранятся
сосновые
и
еловые
шишки,
желуди, мелкие камушки, ракушки, песок, которые не только рассматриваем,
но и используем в других видах деятельности.
Музыкальный
центр
в
г р у п п е
доставляет детям много радостных минут,
здесь
есть
музыкальные
инструменты
(дудки, гитары, гармошка, бубен, барабан,
металлофон и д.р.), тем самым развивают
фонематический слух и чувство ритма у
малыша.
Р а н н и й
в о з р а с т ,
н а и б о л е е
б л а г о п р и я т е н
д л я
р а з в и т и я
экспериментирования
с
материалами
и
в е щ е с т в а м и .
П о э т о м у
в
у г о л к е
изобразительной
деятельности
е с т ь
фломастеры,
мелки,
наборы
карандашей,
трафареты, пластилин, гуашь, кисти и бумага для рисования.
Малыши
любят
проводить
время
в
уголке
изобразительной
деятельности. Больше всего им нравится экспериментировать с пластилином,
трафаретами,
штампом,
рисование
на
морских
камешках,
раскрашивать
картинки.
Игра для малышей – основной вид деятельности. Дети очень любят
играть в «жилой комнате» и
«кухне». Как девочки, так и
мальчики
с
удовольствием
надевают фартуки и готовят
к у к л а м
о б е д ы
и
укладывают
их
с п а т ь .
Игровая
среда
постоянно
меняется
и
пополняется
в
зависимости
от
времени
года и игровой ситуации.
Есть в группе уголок физического развития , в котором размещены
разнообразные спортивные снаряды: обручи скакалки, кегли, мячи разных
размеров, кольца с лентами, гимнастические палки. Здесь также хранятся
массажные коврики, изготовленные заботливыми руками наших родителей из
подручных материалов, а также атрибуты для проведения подвижных игр.
Имеются
пособия
необходимые
для
проведения
утренней
гимнастики
(платочки, флажки, погремушки и др.)
Уютная
спальная
комната
рассчитана
на
списочный
состав
детей.
Детские кровати застелены покрывалами. На каждом окне имеются жалюзи.
Так как развитие активной речи является основной задачей развития
детей,
то
в
центре любимой
книги
подобраны
наборы
предметных картинок, наборы
сюжетных картин.
Малыши любят, когда мы
читаем книги и рассматриваем
картинки, поэтому здесь у нас
много книг по программе.
Центр
развивающих
игр
направлен
на
развитие
речи
детей,
сенсорного
во с п р и я т и я ,
м е л к о й
м о т о р и к и ,
воображения. Комплектация:
матрёшки
с
вкладышами,
вкладыши
разной
формы,
набор палочек разного цвета,
игрушки-шнуровки
разного
в и д а ,
с ю ж е т н о -
дидактиче ские
панно
с
пуговицами, кнопками, молниями, липучками, разные виды мозаик, лото по
разным
темам,
настольно-печатные
игры,
настенное
панно
с
геометрическими фигурами.
В
игровой
зоне
для
мальчиков
собраны
транспортные
игрушки:
грузовые машины-самосвалы, грузовики, трактора (в них дети легко могут
катать кукол, перевозить детали конструктора и т.д.); легковые автомобили,
машины скорой помощи, полицейская машина, пожарная машина, самолёты,
пароходы.
Здесь
же
находится
игровой
строительный
материал
разного
размера,
основных
цветов
для
сооружения
пост
р
оек
и
игрушки
для
обыгрывания.
Многие дети очень любят примерять на себя роль доктора. В нашем
«медицинском
кабинете»
для
этого
есть
всё
необходимое:
медицинская
форма,
шкаф
с
медицинскими
и н с т рум е н т а м и ,
ап т еч ка
с
л е к а р с т в а м и ,
а
т а к ж е
в с е в о зм ож н ы е
п у з ы р ь к и
с
«микстурами».
Играя с детьми в сюжетно-
отобразительные
игры,
мы
показываем детям значимость той
или иной профессии в жизни детей. Учим детей не бояться доктора, а
прививаем понимание того, как необходима эта профессия для оказания
медицинской помощи.
В
р а з д е в а л ь н о й
к о м н а т е
оформлен
уголок
для
родителей
с
информацией о режиме работы ДОО,
мини-библиотека
для
с емейного
чтения,
а
т акже
сундучок
д л я
«потеряшек».
В группе отведено место для мини-музея: «Мир сумок», «Музыкальные
инструменты» и « Волшебные деревянные игрушки». Благодаря активному
сотрудничеству родителями наш музей периодически пополняется.