Напоминание

Профилактика безнадзорности


Автор: Березенцева Елена Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №177
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Профилактика безнадзорности
Раздел: дополнительное образование





Назад





Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №177

Елена Александровна Березенцева

Профилактика безнадзорности, правонарушений и суицидального

поведения среди несовершеннолетних
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: "...дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;..." Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Рост безнадзорности и правонарушений среди подрастающего поколения является одной из глобальных проблем нашего общества.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Проблема безнадзорности и правонарушений наиболее остро встает в период подросткового возраста. Он является кризисным этапом для ребенка и проявляется в остром желании осознать себя, найти свое место в мире и начать сепарацию от значимых взрослых. В это время, как никогда, важна поддержка и принятие в семье. Если до этого родители не научили ребенка выстраиванию конструктивных отношений, не дали ему чувства причастности и заботы, то неудовлетворенная потребность в данных впечатлениях приведет подростка в группу сверстников. Объединившись, они будут выстраивать свои законы общения и взаимодействия с миром, которые легко могут оказаться губительными для личности. Самоутверждение в таких компаниях может происходить за счет совершения неправомерных поступков, таких как кражи, разбои, употребление психоактивных веществ, вандализм, злоупотребление физической силой. Причины подобного поведения кроются в социальных, личностных и, в первую очередь, семейных факторах. Семья готовит ребенка к жизни в социуме и является первой ступенью в развитии личности, т. е. именно из качества отношений внутри нее формируются черты характера и навыки взаимодействия с социальной средой. Подросток, у которого сформировано базовое доверие к миру, который научился самостоятельности, чувствует ответственность за свою жизнь и нашел принятие и понимание у своих родителей, сможет реализовать себя, не прибегая к крайним мерам в виде правонарушений, и не поддаться негативному влиянию в окружении. Такие проблемы и нарушения, как неполные и функционально неполные семьи, дисфункциональные семьи, насилие и агрессия в семье, дисгармония супружеских отношений, измены и т. д., могут являться основополагающей причиной девиантного поведения, которое проявляется, в том числе, в безнадзорности и правонарушениях. Но и во внешне благополучных семьях могут встречаться такие проблемы, так как качества гармоничной личности закладываются с самого раннего возраста, и такое поведение, как гиперопека или гиперконтроль, эмоциональное отчуждение и т. д., также являются губительными в воспитании.

Психодиагностика суицидального поведения
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства.
Суицидально опасная референтная группа:
1.Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; 2.Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат. 3.Подростки, фрустрированные (сосредоточенные на эмоционально – отрицательном переживании неудач, крушении надежд, сопровождаемое чувством безысходности) несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями. Сверхкритичные к себе. От уровня сформированности психологической грамотности родителей во многом зависит эффективность семейного воспитания. Однако в настоящее время методы воспитания, выбираемые родителями, подбираются стихийно, под влиянием средств массовой информации, опыта старших поколений. В большинстве своем взрослое население в нашей стране не обращается за помощью к специалистам из-за финансовой недоступности подобных услуг в коммерческих учреждениях либо недоверия к психологической службе в силу недостаточной информированности о способах ее работы. Чаще всего случаи обращения происходят в состоянии безысходности, тяжелых кризисных ситуациях, когда требуется гораздо более длительная и глубокая проработка, нежели при профилактических мерах.
Одним из решений, перечисленных выше проблем является организация

внешкольной занятости учащихся.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школах условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время с детьми, родителями или лицами их заменяющими. Для достижения вышеперечисленного в образовательном учреждении необходима разработка программы, ориентированной на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений, профилактику безнадзорности, профилактику суицидального поведения.
Программа

по

профилактике

безнадзорности,

правонарушений

и

суицидального поведения

среди несовершеннолетних направлена на

совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной

ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в

любых

делах,

что

позволяет

предоставить

одинаковые

возможности

вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Целью

программы

является:
создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность ОУ.
Задачи программы:
1. обеспечение педагогической поддержки обучающимся для реализации прав на участие в творческой деятельности, получения рационального и содержательного досуга; 2. организация и совершенствование деятельности учреждения, направленной на вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия; 3. предупреждение безнадзорности, правонарушений и суицидального поведения среди учащихся ОУ и профилактике здорового образа жизни; 4. разработка памяток для педагогов ОУ;
5. создание единого банка данных детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации; 6. обучение педагогов ОУ на специализированных курсах.
Особенности организации работы с данной категорией детей в условиях

школы и учреждения дополнительного образования
Внеурочная деятельность и дополнительное образование рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и спо соб самовыражения. Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих обучающихся и включение всех учащихся во внеучебную деятельность на бесплатной основе. Успех развития системы образования в значительной степени зависит от организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать правила нравственности. Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Ребенок – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни.
Социально-значимое и социально-педагогическое проектирование
В работе с детьми среднего и старшего школьного возраста в целях профилактики беспризорности и правонарушений очень эффективна форма организации деятельности - участие в социально значимых и социально педагогических проектах, ориентированных на сплочение коллектива, профилактику асоциального поведения, на освоение общественных норм и правил поведения, нацеленных на позитивный образ жизни и др. В проектах такого направления необходимо закладывать воспитательные моменты, семинары, круглые столы, любые виды деятельности с детьми, отражающие суть профилактики правонарушений и беспризорности среди детей. Такие
виды деятельности должны быть нацелены на личность каждого ребенка, давая ему возможность проявить себя, пропустить через себя информацию и передать её другому.
Предполагаемые результаты
В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике безнадзорно сти, правонарушений и суицидального поведения среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов: · социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; · вовлечение малоактивных учащихся во внеучебную деятельность; · снижение процента правонарушений среди несовершеннолетних; · выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников


В раздел образования