Автор: Березенцева Елена Александровна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ №177 Населённый пункт: Новосибирск Наименование материала: Статья Тема: Профилактика безнадзорности Раздел: дополнительное образование
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №177
Елена Александровна Березенцева
Профилактика безнадзорности, правонарушений и суицидального
поведения среди несовершеннолетних
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
"...дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без
попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями
здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом
развитии;
дети
-
жертвы
вооруженных
и
межнациональных
конфликтов,
экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей
беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных
условиях;
дети
-
жертвы
насилия;
дети,
отбывающие
наказание
в
виде
лишения
свободы
в
воспитательных
колониях;
дети,
находящиеся
в
образовательных
организациях
для
обучающихся
с
девиантным
(общественно
опасным)
поведением,
нуждающихся
в
особых
условиях
воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода
(специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого
типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в
поведении;
дети,
жизнедеятельность
которых
объективно
нарушена
в
результате
сложившихся
обстоятельств
и
которые
не
могут
преодолеть
данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;..."
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
(ред. от 28.11.2015)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Рост безнадзорности и правонарушений среди подрастающего поколения
является одной из глобальных проблем нашего общества.
Безнадзорный
–
несовершеннолетний,
контроль
за
поведением
которого
отсутствует
вследствие
неисполнения
или
ненадлежащего
исполнения
обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны
родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Проблема безнадзорности и правонарушений наиболее остро встает в
период подросткового возраста. Он является кризисным этапом для ребенка и
проявляется в остром желании осознать себя, найти свое место в мире и
начать сепарацию от значимых взрослых. В это время, как никогда, важна
поддержка и принятие в семье. Если до этого родители не научили ребенка
выстраиванию
конструктивных
отношений,
не
дали
ему
чувства
причастности
и
заботы,
то
неудовлетворенная
потребность
в
данных
впечатлениях приведет подростка в группу сверстников. Объединившись, они
будут выстраивать свои законы общения и взаимодействия с миром, которые
легко могут оказаться губительными для личности. Самоутверждение в таких
компаниях может происходить за счет совершения неправомерных поступков,
таких как кражи, разбои, употребление психоактивных веществ, вандализм,
злоупотребление физической силой.
Причины
подобного
поведения
кроются
в
социальных,
личностных
и,
в
первую очередь, семейных факторах.
Семья готовит ребенка к жизни в социуме и является первой ступенью в
развитии
личности,
т.
е.
именно
из
качества
отношений
внутри
нее
формируются
черты
характера
и
навыки
взаимодействия
с
социальной
средой.
Подросток,
у
которого
сформировано
базовое
доверие
к
миру,
который научился самостоятельности, чувствует ответственность за свою
жизнь и нашел принятие и понимание у своих родителей, сможет реализовать
себя, не прибегая к крайним мерам в виде правонарушений, и не поддаться
негативному влиянию в окружении.
Такие проблемы и нарушения, как неполные и функционально неполные
семьи, дисфункциональные семьи, насилие и агрессия в семье, дисгармония
супружеских отношений, измены и т. д., могут являться основополагающей
причиной
девиантного
поведения,
которое
проявляется,
в
том
числе,
в
безнадзорности и правонарушениях. Но и во внешне благополучных семьях
могут встречаться такие проблемы, так как качества гармоничной личности
закладываются с самого раннего возраста, и такое поведение, как гиперопека
или
гиперконтроль,
эмоциональное
отчуждение
и
т.
д.,
также
являются
губительными в воспитании.
Психодиагностика суицидального поведения
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе,
дает
понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не
возникают
внезапно,
импульсивно,
непредсказуемо
или
неизбежно.
Они
являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.
Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным
образом
раскрывают
свои
стремления.
Иногда
это
будут
едва
уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Поэтому
очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых
ключах и предостерегающих признаках самоубийства.
Суицидально опасная референтная группа:
1.Молодежь:
с
нарушением
межличностных
отношений,
“одиночки”,
злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным
или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
2.Лица,
страдающие
от
недавно
испытанных
унижений
или
трагических
утрат.
3.Подростки,
фрустрированные
(сосредоточенные
на
эмоционально
–
отрицательном
переживании
неудач,
крушении
надежд,
сопровождаемое
чувством безысходности) несоответствием между ожидавшимися успехами в
жизни и реальными достижениями. Сверхкритичные к себе.
От уровня сформированности психологической грамотности родителей во
многом зависит эффективность семейного воспитания. Однако в настоящее
время методы воспитания, выбираемые родителями, подбираются стихийно,
под влиянием средств массовой информации, опыта старших поколений. В
большинстве своем взрослое население в нашей стране не обращается за
помощью к специалистам из-за финансовой недоступности подобных услуг в
коммерческих учреждениях либо недоверия к психологической службе в силу
недостаточной информированности о способах ее работы. Чаще всего случаи
обращения
происходят
в
состоянии
безысходности,
тяжелых
кризисных
ситуациях, когда требуется гораздо более длительная и глубокая проработка,
нежели при профилактических мерах.
Одним из решений, перечисленных выше проблем является организация
внешкольной занятости учащихся.
Анализ
правонарушений,
беседы
с
подростками,
анкетирование
показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное
время.
Логика
профилактики
подсказывает
необходимость
создания
в
школах
условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют
безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески
мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему
работы
во
внеурочное
время
с
детьми,
родителями
или
лицами
их
заменяющими.
Для
достижения
вышеперечисленного
в
образовательном
учреждении
необходима
разработка
программы,
ориентированной
на
организацию
содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека,
профилактику
правонарушений
и
преступлений,
профилактику
безнадзорности, профилактику суицидального поведения.
Программа
по
профилактике
безнадзорности,
правонарушений
и
суицидального поведения
среди несовершеннолетних направлена на
совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в
любых
делах,
что
позволяет
предоставить
одинаковые
возможности
вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Целью
программы
является:
создание
оптимальных
условий
для
адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся,
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации,
через
вовлечение
их
во
внеурочную деятельность ОУ.
Задачи программы:
1.
обеспечение педагогической поддержки обучающимся для реализации
прав на участие в творческой деятельности, получения рационального и
содержательного досуга;
2.
организация
и
совершенствование
деятельности
учреждения,
направленной на вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;
3.
предупреждение
безнадзорности,
правонарушений
и
суицидального
поведения среди учащихся ОУ и профилактике здорового образа жизни;
4.
разработка памяток для педагогов ОУ;
5.
создание
единого
банка
данных
детей,
находящихся
в
тяжелой
жизненной ситуации;
6.
обучение педагогов ОУ на специализированных курсах.
Особенности организации работы с данной категорией детей в условиях
школы и учреждения дополнительного образования
Внеурочная деятельность и дополнительное образование рассматриваются
как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего
развитие успешной личности.
Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является
расширением
пространства
самореализации
личности
и
спо соб
самовыражения.
Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих
обучающихся и включение всех учащихся во внеучебную деятельность на
бесплатной основе.
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от
организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот
процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга,
мир и жизнь, принимать и исповедовать правила нравственности.
Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием,
интересным и увлекательным. Ребенок – это не только школьник, но и,
прежде
всего,
человек
с
многогранными
интересами,
запросами,
стремлениями.
Кто
он
будет,
когда
вырастет?
Каким
он
будет?
Это
не
праздные вопросы – это вопросы жизни.
Социально-значимое и социально-педагогическое проектирование
В работе с детьми среднего и старшего школьного возраста в целях
профилактики беспризорности и правонарушений очень эффективна форма
организации деятельности - участие в социально значимых и социально
педагогических
проектах,
ориентированных
на
сплочение
коллектива,
профилактику асоциального поведения, на освоение общественных норм и
правил поведения, нацеленных на позитивный образ жизни и др. В проектах
такого
направления
необходимо
закладывать
воспитательные
моменты,
семинары, круглые столы, любые виды деятельности с детьми, отражающие
суть профилактики правонарушений и беспризорности среди детей. Такие
виды деятельности должны быть нацелены на личность каждого ребенка,
давая ему возможность проявить себя, пропустить через себя информацию и
передать её другому.
Предполагаемые результаты
В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и
дальнейшее
развитие
систем
по
профилактике
безнадзорно сти,
правонарушений
и
суицидального
поведения
среди
несовершеннолетних,
планируется достижение следующих результатов:
· социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в трудной
жизненной ситуации;
· вовлечение малоактивных учащихся во внеучебную деятельность;
· снижение процента правонарушений среди несовершеннолетних;
·
выработка
коммуникативных
навыков
для
адаптации
в
социуме
и
утверждения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди
сверстников