Автор: Мельниченко Людмила Африкановна
Должность: учитель черчения
Учебное заведение: частное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат №24 среднего общего образования открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г.Тайшет
Населённый пункт: город Тайшет, Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инновационные технологии в черчении с целью повышения творческой активности обучающихся"
Раздел: полное образование
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 24 среднего общего образования открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
«Инновационные технологии в черчении с целью повышения
творческой активности обучающихся»
Составитель:
Мельниченко Людмила
Африкановна
учитель черчения
Тайшет 2016
1
Цель:
Применение инновационных технологий обучения для повышения
творческой активности обучающихся.
Задачи:
Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой
деятельности.
Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в
области теории и методики преподавания черчения.
Внедрить в практику образовательной деятельности программу по
черчению с применением «Компас 3D LT ».
Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
Охрана и укрепление здоровья учащихся.
Предполагаемый результат:
повышение творческой активности обучающихся;
овладение компьютерными технологиями для получения графических
изображений;
повышение качества знаний обучающихся.
Использование инновационных технологий в процессе обучения
способствует развитию творческих, креативных способностей обучающихся.
Творческая личность способна не только обеспечить себе достойное место в
обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Каждый человек
от
рождения
обладает
как
интеллектуальными,
так
и
креативными
способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное
(творческое)
мышление
"затухает".
Малое
количество
людей
с
высоким
творческим потенциалом в обществе объясняется тем, что в детстве лишь
очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их
творческих способностей.
Суть использования инновационных технологий
на уроках в школе, состоит в направлении учебного процесса на вероятные
возможности
самого
человека
и
их
реализацию.
Образование
должно
формировать
механизмы
инновационной
деятельности,
показывать
креативные творческие способы решения актуальных задач.
Инновация,
нововведение —
это
внедрённое
новшество,
обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или конечных
результатов.
Инновация
является
конечным
продуктом
интеллектуальной
деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, изобретений и
рационализации. Под инновацией следует понимать не всякое новшество или
нововведение,
а
только
то,
которое
серьёзно
повышает
эффективность
действующей
системы.
Технологический
аспект
инноваций
предполагает
2
использование различных технических средств и оборудования в обучении
(компьютерные
технологии,
сеть
Интернет).
К
классу
инновационных
технологий
относятся
ИКТ
(информационно-коммуникационные
технологии), которые одновременно выполняют функции инструментов и
объектов
познания.
Инновационные
технологии
в
образовании
х а р а к т е р и з у ю т с я
д о с т и ж е н и е м
с л е д у ю щ и х
э ф ф е к т о в :
-
усвоение
за
минимальный
промежуток
времени
максимального
объема
информации;
-
п о в ы ш е н и е
т в о р ч е с к о й
а к т и в н о с т и
о б у ч а ю щ и х с я ;
- овладением широким спектром практических навыков и умений.
Использование технологии ИКТ в процессе изучения курса черчения это
-
развитие
личности
обучаемого,
подготовка
к
самостоятельной
продуктивной
деятельности
в
условиях
информационного
общества;
развитие
творческих
способностей
при
использовании
современного
программного
обеспечения
для
решения
познавательных
задач
и
формирования
операционного
мышления ,
направленного
н а
совершенствование
навыков
работы
на
компьютере;
р а з в ит ие
коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности.
Формы использования ИКТ:
1. Использование готовых электронных продуктов;
2. Использование мультимедийных презентаций;
3. Использование ресурсов сети Интернет;
4. Использование интерактивной доски;
5. Использование программы «Компас 3D LT», «AutoCAD».
Использование готовых электронных продуктов, мультимедийных
презентаций, ресурсов сети Интернет - это использование иллюстрационного
наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд – фильмов, слайд –
презентаций. С целью опережающего обучения я предоставляю учащимся на
выбор
в
соответствии
их
уровнем
подготовки
и
уровнем
сложности
самостоятельно
изучить
материал
предыдущих
тем
календарного
тематического плана на месяц или четверть. Ученик должен подготовить
слайд – презентацию и защитить ее при прохождении классом данной темы.
Учащимся нравится работать с компьютером, и они с удовольствием
включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у
школьников
вызывается
новизной
наглядных
средств
обучения.
Систематичность
применения
ИКТ
способствует
формированию
у
3
школьников умений и навыков работы с компьютером, использования
программных средств и способов поиска и обработки информации.
Для развития элементов творческой деятельности нужны активные
методы
проведения
занятий,
погружение
в
конкретную
учебную
или
производственную
ситуацию,
мозговые
атаки,
деловые
игры,
решение
творческих
задач,
выполнение
проектов,
моделирование
и
другие
нестандартные формы проведения занятий.
При необходимости на уроках пользуюсь компьютером с выходом в сеть
Интернет, использую интерактивную доску, что делает урок более ярким,
насыщенным и запоминающимся.
И с п о л ь з о в а н и е
И К Т
п р и
в ы п о л н е н и и
п р о е к т о в .
При
выборе
и
обосновании
темы
проекта
ведется
поисково-
исследовательская работа с привлечением всех информационных ресурсов.
На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных
знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают и
конкретизируют тему проекта и выбирают вид изделия, описывают его в
соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной
информации по объекту проекта. Источником информации могут быть как
классические книги, учебники, журналы, так и современные (медиа диски,
Интернет). С целью сохранности бумажной литературы, учащиеся копируют
нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат,
принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет
предоставляет
громадные
возможности
выбора
источника
информации.
Помимо поиска и обработки информации, учащиеся используют ИКТ для
создания в графическом редакторе Paint или офисной программе Office Word,
используя
панель
инструментов
«Рисование»,
различных
вариантов
конструкций
будущего
изделия,
в
текстовом
редакторе
WordPad,
Word
пишется
характеристика,
резюме.
Затем
проводится
защита
проекта
с
и с п о л ь з о в а н и е м
п р о г р а м м ы
O f f i c e
P o w e r P o i n t .
Обучение черчению с элементами компьютерной графики приобщает
школьников
к
графической
культуре
-
совокупности
достижений
человечества в области освоения инструментальных и машинных способов
передачи
графической
информации.
Для
выполнения
чертежных
работ
п р и м е н я е т с я
с п е ц и а л ь н а я
п р о г р а м м а
Ком п а с
3D.
С и с т е м а
автоматизированного
проектирования
Компас
3D
–
это
не
п р о с то
графический редактор, а средство автоматизации конструкторских работ в
машиностроении
и
различных
графических
работ
в
архитектуре,
строительстве
и
т.д.
Результатом
работы
системы
является
создание,
редактирование
и
выдача
на
принтер
или
плоттер
чертежей,
графиков,
различных
схем
и
подобных
изображений.
В
последнее
время
Компас
3D получил
широкое
распространение,
что
само
по
себе
говорит
о
его
удобстве, массе возможностей и перспективах дальнейшего развития.
Работа на компьютерах в системе Компас 3D на уроках черчения и во
внеурочной деятельности чередуется с работой на бумаге. После усвоения
4
теории ученики переходят к машинам. Интенсивное использование ЭВМ и
безбумажной технологии как инструмента учебной работы учащихся дает
возможность более эффективно усваивать новый материал, разнообразить
урок, сделать его более занимательным и содержательным. В результате этого
компьютер
из
технического
средства
превратился
в
рабочий
инструмент,
позволяющий во многом избавить ученика и учителя от рутинной работы и
высвободить время для более творческой.
Такие уроки дают требуемую общеобразовательную подготовку и уровень
информационной
культуры
выпускников
нашей
школы
достаточные
для
творческой
деятельности
в
дальнейшем,
так
как
умение
наглядно
представлять информацию в виде таблиц, графиков и т. д., использование
готовых
программных
средств
на
традиционных
рабочих
местах,
оснащенных,
персональными
ЭВМ
становится
обязательной
частью
современного общества. Опыт за рубежом и у нас показывает, что наиболее
активно применяют компьютеры рядовые служащие, инженерно-технические
работники,
для
которых
компьютер,
оснащенный
всеми
необходимыми
программами, стал наряду с телефоном неотъемлемой частью оборудования
рабочего места.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии являются
непременной
составляющей всех уроков. Стараюсь создать на своих уроках комфортные
условия,
благоприятный
психологический
и
эмоциональный
климат.
Использую
активные
методы
обучения,
которые
влияют
на
процесс
здоровьясбережения
тем,
что
достигается
снижение
риска
появления
у
школьников
переутомления;
кроме
того,
происходит
более
гармоничное
развитие личности в условиях активного включения в процесс социального
взаимодействия.
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№ Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
рациональный
Недостаточно
рациональный
нерациональный
1
Число видов учебной
деятельности
4-7
2-3
1-2
2
Средняя продолжительность
различных видов учебной
деятельности
Не более 10
минут.
11-15 минут.
Более 15 минут.
3
Место и длительность
применения ТСО
В соответствии с
гигиеническими
требованиями.
С частичным
соблюдением
гигиенических норм.
В произвольной
форме.
4
Физкультминутки
Две за урок,
состоящие из 3
1 физкультминутка за
урок, с
Отсутствуют .
5
легких
упражнений, по
3-5 повторений
каждого.
недостаточной
продолжительностью
5
Психологический климат
Преобладают
положительные
эмоции.
Имеются случаи
отрицательных
эмоций.
Преобладают
отрицательные
эмоции.
Сегодня большинство людей не представляют свою жизнь без компьютера.
Компьютер – это инструмент, как для работы, так и для развлечения.
Влияние компьютера на здоровье: 1. Застой крови из-за сидячего
положения в течение длительного времени; 2. воздействие электромагнитного
излучения монитора; 3. утомление глаз, нагрузка на зрение; 4. перегрузка
суставов кистей; 5. стресс при потере информации
Как работать за компьютером без вреда для здоровья?1. Работать за
компьютерами
необходимо
с
хорошо
освещенным
рабочим
столом.
2.
Держать
спину
прямо
3.
Ноги
поставить
на
пол.
2.
Проводить
за
компьютером
не
более
трех
часов
в
день.3.
Каждые
15
минут
делать
гимнастику для глаз: (• круговые вращения• смотреть то вдаль, то близко•
поморгать 1 минуту• закрыть глаза на 2 минуты)
Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений
для
рук
и
позвоночника.
Опустите
руки
и
потрясите
расслабленными
кистями.
Руки
согните
в
локтях,
ладони
вверх
и
вперед.
Выполните
поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного (каждый раз перед
щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3
раза. Затем опустите руки и потрясите расслабленными кистями. Обязательно
чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе
На практике можно заметить, что инновационные методы обучения дают
возможность
качественно
и
быстрее
получить
хороший
результат.
Применение
разнообразных
инновационных
методов,
повышает
у
школьников интерес к самой учебно-познавательной деятельности, повышает
мотивацию
и
в
купе
решает
комплекс
воспитательных,
обучающих,
поставленных задач.
Создавать новое – это и есть инновация.
6