Напоминание

"Инновационные технологии в черчении с целью повышения творческой активности обучающихся"


Автор: Мельниченко Людмила Африкановна
Должность: учитель черчения
Учебное заведение: частное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат №24 среднего общего образования открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г.Тайшет
Населённый пункт: город Тайшет, Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инновационные технологии в черчении с целью повышения творческой активности обучающихся"
Раздел: полное образование





Назад




Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 24 среднего общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

«Инновационные технологии в черчении с целью повышения

творческой активности обучающихся»

Составитель:

Мельниченко Людмила

Африкановна

учитель черчения

Тайшет 2016

1

Цель:

Применение инновационных технологий обучения для повышения

творческой активности обучающихся.

Задачи:

Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой

деятельности.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в

области теории и методики преподавания черчения.

Внедрить в практику образовательной деятельности программу по

черчению с применением «Компас 3D LT ».

Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.

Охрана и укрепление здоровья учащихся.

Предполагаемый результат:

повышение творческой активности обучающихся;

овладение компьютерными технологиями для получения графических

изображений;

повышение качества знаний обучающихся.

Использование инновационных технологий в процессе обучения

способствует развитию творческих, креативных способностей обучающихся.

Творческая личность способна не только обеспечить себе достойное место в

обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Каждый человек

от

рождения

обладает

как

интеллектуальными,

так

и

креативными

способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное

(творческое)

мышление

"затухает".

Малое

количество

людей

с

высоким

творческим потенциалом в обществе объясняется тем, что в детстве лишь

очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их

творческих способностей.

Суть использования инновационных технологий

на уроках в школе, состоит в направлении учебного процесса на вероятные

возможности

самого

человека

и

их

реализацию.

Образование

должно

формировать

механизмы

инновационной

деятельности,

показывать

креативные творческие способы решения актуальных задач.

Инновация,

нововведение

это

внедрённое

новшество,

обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или конечных

результатов.

Инновация

является

конечным

продуктом

интеллектуальной

деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, изобретений и

рационализации. Под инновацией следует понимать не всякое новшество или

нововведение,

а

только

то,

которое

серьёзно

повышает

эффективность

действующей

системы.

Технологический

аспект

инноваций

предполагает

2

использование различных технических средств и оборудования в обучении

(компьютерные

технологии,

сеть

Интернет).

К

классу

инновационных

технологий

относятся

ИКТ

(информационно-коммуникационные

технологии), которые одновременно выполняют функции инструментов и

объектов

познания.

Инновационные

технологии

в

образовании

х а р а к т е р и з у ю т с я

д о с т и ж е н и е м

с л е д у ю щ и х

э ф ф е к т о в :

-

усвоение

за

минимальный

промежуток

времени

максимального

объема

информации;

-

п о в ы ш е н и е

т в о р ч е с к о й

а к т и в н о с т и

о б у ч а ю щ и х с я ;

- овладением широким спектром практических навыков и умений.

Использование технологии ИКТ в процессе изучения курса черчения это

-

развитие

личности

обучаемого,

подготовка

к

самостоятельной

продуктивной

деятельности

в

условиях

информационного

общества;

развитие

творческих

способностей

при

использовании

современного

программного

обеспечения

для

решения

познавательных

задач

и

формирования

операционного

мышления ,

направленного

н а

совершенствование

навыков

работы

на

компьютере;

р а з в ит ие

коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности.

Формы использования ИКТ:

1. Использование готовых электронных продуктов;

2. Использование мультимедийных презентаций;

3. Использование ресурсов сети Интернет;

4. Использование интерактивной доски;

5. Использование программы «Компас 3D LT», «AutoCAD».

Использование готовых электронных продуктов, мультимедийных

презентаций, ресурсов сети Интернет - это использование иллюстрационного

наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд – фильмов, слайд –

презентаций. С целью опережающего обучения я предоставляю учащимся на

выбор

в

соответствии

их

уровнем

подготовки

и

уровнем

сложности

самостоятельно

изучить

материал

предыдущих

тем

календарного

тематического плана на месяц или четверть. Ученик должен подготовить

слайд – презентацию и защитить ее при прохождении классом данной темы.

Учащимся нравится работать с компьютером, и они с удовольствием

включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у

школьников

вызывается

новизной

наглядных

средств

обучения.

Систематичность

применения

ИКТ

способствует

формированию

у

3

школьников умений и навыков работы с компьютером, использования

программных средств и способов поиска и обработки информации.

Для развития элементов творческой деятельности нужны активные

методы

проведения

занятий,

погружение

в

конкретную

учебную

или

производственную

ситуацию,

мозговые

атаки,

деловые

игры,

решение

творческих

задач,

выполнение

проектов,

моделирование

и

другие

нестандартные формы проведения занятий.

При необходимости на уроках пользуюсь компьютером с выходом в сеть

Интернет, использую интерактивную доску, что делает урок более ярким,

насыщенным и запоминающимся.

И с п о л ь з о в а н и е

И К Т

п р и

в ы п о л н е н и и

п р о е к т о в .

При

выборе

и

обосновании

темы

проекта

ведется

поисково-

исследовательская работа с привлечением всех информационных ресурсов.

На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных

знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают и

конкретизируют тему проекта и выбирают вид изделия, описывают его в

соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной

информации по объекту проекта. Источником информации могут быть как

классические книги, учебники, журналы, так и современные (медиа диски,

Интернет). С целью сохранности бумажной литературы, учащиеся копируют

нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат,

принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет

предоставляет

громадные

возможности

выбора

источника

информации.

Помимо поиска и обработки информации, учащиеся используют ИКТ для

создания в графическом редакторе Paint или офисной программе Office Word,

используя

панель

инструментов

«Рисование»,

различных

вариантов

конструкций

будущего

изделия,

в

текстовом

редакторе

WordPad,

Word

пишется

характеристика,

резюме.

Затем

проводится

защита

проекта

с

и с п о л ь з о в а н и е м

п р о г р а м м ы

O f f i c e

P o w e r P o i n t .

Обучение черчению с элементами компьютерной графики приобщает

школьников

к

графической

культуре

-

совокупности

достижений

человечества в области освоения инструментальных и машинных способов

передачи

графической

информации.

Для

выполнения

чертежных

работ

п р и м е н я е т с я

с п е ц и а л ь н а я

п р о г р а м м а

Ком п а с

3D.

С и с т е м а

автоматизированного

проектирования

Компас

3D

это

не

п р о с то

графический редактор, а средство автоматизации конструкторских работ в

машиностроении

и

различных

графических

работ

в

архитектуре,

строительстве

и

т.д.

Результатом

работы

системы

является

создание,

редактирование

и

выдача

на

принтер

или

плоттер

чертежей,

графиков,

различных

схем

и

подобных

изображений.

В

последнее

время

Компас

3D получил

широкое

распространение,

что

само

по

себе

говорит

о

его

удобстве, массе возможностей и перспективах дальнейшего развития.

Работа на компьютерах в системе Компас 3D на уроках черчения и во

внеурочной деятельности чередуется с работой на бумаге. После усвоения

4

теории ученики переходят к машинам. Интенсивное использование ЭВМ и

безбумажной технологии как инструмента учебной работы учащихся дает

возможность более эффективно усваивать новый материал, разнообразить

урок, сделать его более занимательным и содержательным. В результате этого

компьютер

из

технического

средства

превратился

в

рабочий

инструмент,

позволяющий во многом избавить ученика и учителя от рутинной работы и

высвободить время для более творческой.

Такие уроки дают требуемую общеобразовательную подготовку и уровень

информационной

культуры

выпускников

нашей

школы

достаточные

для

творческой

деятельности

в

дальнейшем,

так

как

умение

наглядно

представлять информацию в виде таблиц, графиков и т. д., использование

готовых

программных

средств

на

традиционных

рабочих

местах,

оснащенных,

персональными

ЭВМ

становится

обязательной

частью

современного общества. Опыт за рубежом и у нас показывает, что наиболее

активно применяют компьютеры рядовые служащие, инженерно-технические

работники,

для

которых

компьютер,

оснащенный

всеми

необходимыми

программами, стал наряду с телефоном неотъемлемой частью оборудования

рабочего места.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии являются

непременной

составляющей всех уроков. Стараюсь создать на своих уроках комфортные

условия,

благоприятный

психологический

и

эмоциональный

климат.

Использую

активные

методы

обучения,

которые

влияют

на

процесс

здоровьясбережения

тем,

что

достигается

снижение

риска

появления

у

школьников

переутомления;

кроме

того,

происходит

более

гармоничное

развитие личности в условиях активного включения в процесс социального

взаимодействия.

Гигиенические критерии рациональной организации урока

№ Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно

рациональный

нерациональный

1

Число видов учебной

деятельности

4-7

2-3

1-2

2

Средняя продолжительность

различных видов учебной

деятельности

Не более 10

минут.

11-15 минут.

Более 15 минут.

3

Место и длительность

применения ТСО

В соответствии с

гигиеническими

требованиями.

С частичным

соблюдением

гигиенических норм.

В произвольной

форме.

4

Физкультминутки

Две за урок,

состоящие из 3

1 физкультминутка за

урок, с

Отсутствуют .

5

легких

упражнений, по

3-5 повторений

каждого.

недостаточной

продолжительностью

5

Психологический климат

Преобладают

положительные

эмоции.

Имеются случаи

отрицательных

эмоций.

Преобладают

отрицательные

эмоции.

Сегодня большинство людей не представляют свою жизнь без компьютера.

Компьютер – это инструмент, как для работы, так и для развлечения.

Влияние компьютера на здоровье: 1. Застой крови из-за сидячего

положения в течение длительного времени; 2. воздействие электромагнитного

излучения монитора; 3. утомление глаз, нагрузка на зрение; 4. перегрузка

суставов кистей; 5. стресс при потере информации

Как работать за компьютером без вреда для здоровья?1. Работать за

компьютерами

необходимо

с

хорошо

освещенным

рабочим

столом.

2.

Держать

спину

прямо

3.

Ноги

поставить

на

пол.

2.

Проводить

за

компьютером

не

более

трех

часов

в

день.3.

Каждые

15

минут

делать

гимнастику для глаз: (• круговые вращения• смотреть то вдаль, то близко•

поморгать 1 минуту• закрыть глаза на 2 минуты)

Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений

для

рук

и

позвоночника.

Опустите

руки

и

потрясите

расслабленными

кистями.

Руки

согните

в

локтях,

ладони

вверх

и

вперед.

Выполните

поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного (каждый раз перед

щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3

раза. Затем опустите руки и потрясите расслабленными кистями. Обязательно

чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе

На практике можно заметить, что инновационные методы обучения дают

возможность

качественно

и

быстрее

получить

хороший

результат.

Применение

разнообразных

инновационных

методов,

повышает

у

школьников интерес к самой учебно-познавательной деятельности, повышает

мотивацию

и

в

купе

решает

комплекс

воспитательных,

обучающих,

поставленных задач.

Создавать новое – это и есть инновация.

6



В раздел образования