Автор: Година Карина Анатольевна
Должность: студентка 5 курса, направления подготовки 44.03.05 "педагогическое образование", профиль подготовки "начальное образование и английский язык"
Учебное заведение: ГПА (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ имени В. И. Вернадского"
Населённый пункт: город Ялта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Специфика преподавания уроков изобразительного искусства в начальной школе
Раздел: начальное образование
2
Година Карина Анатольенва
Специфика
преподавания
уроков
изобразительного
искусства
в
начальном звене образования
Художественная
деятельность
является
одним
из
важных
факторов
воспитания
личности.
Включаясь
в
этот
процесс,
учащийся
коренным
образом
меняет
свое
представление
о
себе
и
об
окружающем
мире.
Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием
успехов
в
данной
деятельности,
что
в
свою
очередь
меняет
авторитет
школьника в классе [5].
В
процессе
развиваются
способности,
трудовые
умения
и
навыки
младших школьников. В изобразительной деятельности формируются новые
виды
мышления.
Вследствие
коллективности
труда
школьник
получает
навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в
обществе [6].
Таким
образом,
творческое
воспитание,
через
изобразительное
искусство˗ процесс развития трудовых умений и навыков, творческого и
практического мышления, трудолюбия. В процессе
совершенствуется сам
человек, формируется его личность. Поэтому цель школьного воспитания
направляется
на
воспитание
психологической
и
практической
готовности
младшего школьника к школе.
Акцент в обучения делается на практическом применении школьниками
теоретических
знаний.
В
системе
начального
обучения
художественная
деятельность
является
одним
из
важных
факторов
развития
ребенка:
нравственного,
умственного,
физического,
эстетического.
Именно
в
начальных классах закладываются основы социально активной личности,
проявляющей
интерес
к
трудовой
деятельности,
самостоятельности,
уважения
к
людям
труда
и
другие
ценные
качества,
способствующие
усвоению
требований
жизни
и
утверждению
в
ней.
Рассмотрим
составляющие организацию уроков изобразительного искусства в начальном
3
звене образования (рис. 1.3, с. 39). Целью - развитие творческой, активной
личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и желание
трудиться.
Эта цель обуславливает реализацию следующих задач:
1)
формирование
склонностей
и
интересов,
воспитания
поведения
учащихся;
2) формирование у учащихся практических навыков художественной
обработки
различных
материалов,
конструирования
и
моделирования;
развитие творческой самодеятельности, элементов технического мышления;
3)
целенаправленного
и
систематического
формирования
умений,
навыков планирования трудовых действий, самостоятельного и взаимного
контроля оценки своего и чужого труда, самообслуживания.
Федеральный государственный стандарт начального образования (2014
г.) [34] предусматривает реализацию образовательной области „Искусство”,
целью которой является формирование и развитие компетенций в процессе
овладения
художественными
ценностями
и
способами
художественной
деятельности
путем
получения
собственного
эстетического
опыта.
Реализация области „Искусство” предусматривает решение следующих задач:
– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству;
– развитие художественных интересов и потребностей, способности,
– оценивать, интерпретировать эстетические явления;
– формирование системы художественных знаний и умений;
– развитие эмоционально˗чувственной сферы учащихся;
– формирование чувств и эмоций.
Анализ
учебной
программы
по
изобразительному
искусству
и
трудовому обучению младших школьников (2011 г.) показал, что требования
образовательной
области
„Искусство”
государственного
стандарта
начального образования гармонически объединяет учебно воспитательный
потенциал эстетического образования и воспитания.
Анализ трех современных программ по изобразительному искусству в
4
начальной
школе
помог
раскрыть
специфику
преподавания
уроков
изобразительного искусства в начальном звене образования.
В программе „Изобразительное искусств и трудовое обучение” под
редакцией
академика
Б.М.
Неменского
[22]
художественная
деятельность
органически
присуща
–
синкретична
всей
жизнедеятельности
ребенка.
Именно это положение лежит в основе программы по изобразительному
искусству в начальной школе. Потребность рисовать, что-то изображать, а
также
рассматривать
картинки
–
необходимый
и
специфичный
способ
познания мира. Младший школьник не столько создает некое произведение,
сколько проживает свое состояние в процессе рисования. В это время учитель
имеет уникальную возможность сопереживать вместе с учеником,
на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске
пластилина.
19
Задачи:
Задачи:
Рис.1.3. Изобразительное искусство в начальной школе
Изобразительное искусство в начальной школе
деятельности в начальной школе
Цель:
развитие творческой, активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и желание
трудиться.
Задачи
формирование умений, навыков планирования
художественно-экспериментальных
действий,
самостоятельного
и
взаимного
контроля
оценки своего и чужого труда.
формирование
склонностей
и
интересов, воспитания поведения
учащихся
формирование
у
учащихся
практических
навыков
художественной
обработки
различных
материалов,
конструирования
и
моделирования;
развитие
творческой
самодеятельности,
элементов
технического мышления;
Виды художественной деятельности
Художественно-
экспериментальная
деятельность
Самообразование
Художественная
обработка различных
материалов
Техническое моделирование
и технический труд
Методы
Формы
Урок-исследование
Урок-экскурсия
Урок-проект
Словесные
Наглядные
Практические
Интегрированные
Творческие
Контроля
Урок–учебная игра
Урок-дискуссия
Классный час
20
Художественная
деятельность
младшего
школьника
предполагает
особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность
отношений,
на
отход
от
бытующей
методики
обучения
детей:
создание
конкретных
поделок
и
рисунков
по
образцам,
когда
ребенок
боится
не
справиться
или
нарушить
заданное
правило
исполнения.
Поэтому
сама
атмосфера
и
цели
уроков
по
изобразительному
искусству
предполагают
свободные игровые формы общения. Элемент общения присущ внутренней
природе
искусства.
Это
важная
характеристика
художественной
деятельности.
Поэтому
занятия
искусством
несут
в
себе
огромное
компенсирующее
воздействие,
но
могут
и
терять
его
в
условиях
строго
регламентированного общения.
Художе ственные
занятия
в
период
школьной
а д а п т а ц и и
первоклассников должны иметь различные формы. Прогулки и экскурсии в
парк
или
лес
с
целью
развития
навыков
восприятия,
эстетического
любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для
дальнейших художественных занятий.
Программой
предусмотрены
прогулки,
экскурсии
на
которых
дети
собирают корни, ветки, сучки, шишки, камушки, ягоды, листья в качестве
природных
материалов
для
художественного
конструирования.
Задача
учителя – научить младших школьников чувствовать особый выразительный
характер
природного
материала,
видеть
богатство
его
форм
фактур,
разнообразие
красок,
чтобы
на
основе
этого
создавать
художественные
образы. Это развивает у детей воображение и творчество, будит ассоциации
из
сказок,
фильмов,
из
переживаний
и
впечатлений
собственной
жизни.
Рассматривание своих находок формирует у детей умение анализировать
форму. Очень важно, организуя общение, сразу нацеливать на выражение
характера увиденного персонажа: не только «кто?», но и «какой?» – веселый,
хитрый, испуганный зверушка. Для организации детского общения, умения
понимать друг друга, умения договариваться, выражать свои идеи, для снятия
комплекса „не умею” и заниженной самооценки, для особого переживания
21
радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы,
обычно намного превышающей возможности индивидуальной, необходимо
применять на занятиях по изобразительному искусству методы коллективных
работ, подробно описанных в методических пояснениях к программе.
К
важным
условиям
организации
обучения
следует
отнести
взаимосвязи на занятиях по изобразительному искусству с другими видами
художественной деятельности: игрой-драматизацией, придумыванием сказок,
веселых
или
грустных
историй,
сочинением
или
чтением
стихов,
органичного включения музыки для понимания характера образа и способов
его выражения, для внутреннего проживания образа.
Таким
образом,
данная
программа
являет ся
ц е л о с т н ы м
интегрированным
курсом,
который
включает
в
себя
все
основные
виды
искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн. Основной
целью изучения курса является нравственно-эстетическое развитие ребёнка,
формирование у него качеств, отвечающих представлениями о доброте и
культурной полноценности в восприятии мира.
В программе „Изобразительное искусство” под редакцией В.С. Кузина
[14] занятия изобразительным искусством являются одним из любимых и
увлекательных
видов
учебно-творческой,
художественной
деятельности
детей, начиная еще с дошкольного возраста. Это обуславливается тем фактом,
что
изобразительная
деятельность,
художественное
творчество
детей
(рисование, лепка, аппликация, рассматривание иллюстраций) ввиду своей
специфики
ярко
выраженного
эмоционально-чувственного
отношения
к
предметам и явлениям окружающего мира, к прекрасному – сами по себе
могут
служить
средством
развития
положительных
эмоций
и
стимулов
обучения, радостных переживаний, средством снятия перегрузки младшего
школьника.
Однако
при
решении
конкретных
учебных
задач
на
уроке
изобразительного искусства, требовании выполнить задание по тону или
иному
разделу
программы
предполагает,
помимо
интереса
и
желания
рисовать
и
лепить,
сосредоточение
внимания,
памяти,
волевых
усилий,
22
активной
работы
мышления
и
воображения,
зрительно-моторной
координации. Данные факторы при отсутствии гибкой методики организации
урока могут привести к чрезмерному напряжению духовных и физических
сил ребенка, к перегрузке.
Все
сказанное
обусловливает
необходимость
ряд
у р о ко в
изобразительного искусства в начале учебного года в 1 классе организовать с
учетом максимальной нагрузки содержания и с целью возбуждения интереса,
радостного настроя, активного включения в учебный процесс игры (сюжетно-
ролевых
и
дидактических
игр),
разнообразия
видов
изобразительной
деятельности на уроках.
1-й
урок.
Тема:
Мы
юные
художники.
Демонстрация
картин
(репродукций) И. Шишкина „Лесные дали”, И. Поленова „Заросший пруд” –
первое знакомство первоклассников с произведениями художников – своего
рода волшебниками, способными передать красоту окружающего мира.
На уроках показывается сочетание элементов узора на различном фоне
и в разных композициях. Обращается внимание на широкое использование
геометрических
форм
в
жизни
и
искусстве,
особенно
в
декоративно-
прикладном искусстве. Завершаются уроки выставкой детских аппликаций.
Таким образом, программа „Изобразительное искусство” (Кузин В.С.) в
начальной
школе
соответствует
образовательной
области
„Искусство”
и
отражает,
один
из
основных
видов
художественного
творчества
–
эстетическое
осмысление
действительности.
Посредством
образного
отражения
предметов
и
явлений
действительности
˗
рисунок,
живопись,
декоративно˗прикладное
искусство,
скульптура
помогают
младшим
школьникам с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир,
видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В программе „Изобразительное искусство и художественный труд” под
редакцией Т.Я. Шпикаловой [36] изобразительный материал подобран так,
чтобы
учитель
имел
возможности
для
проведения
занимательных,
интересных занятий, в процессе которых шестилетний школьник участвует в
различных
игровых
ситуациях,
любуется
картинами
родной
природы,
23
фантазирует, создает красивые рисунки и декоративные изделия. Игровой
прием доминирует, чтобы облегчить вчерашнему дошкольнику переход к
новым учебным ритмам школьной жизни.
Так,
на
уроках
предлагается
создать
разные
картины,
связанные
с
красотой
золотой
осени,
с
настроениями
праздника
урожая.
Создать
непринужденные игровые ситуации на этих уроках могут помочь Кисточка и
Красочная осень, Кисточка как фантастический образ оживает и играет с
детьми, превращая упражнение на различные приемы рисования кистью в
увлекательное занятие. Толстые и тонкие кисточки весело двигаются по
бумаге, оставляя разные следы. Дети определяют, как двигается веселая
Кисточка:
вот
она
протопала,
оставляя
след
во
всю
длину
ворса;
затем
прошлась „на цыпочках”.
Восхищение красотой нарядной осени не ограничивается творческой
работой в тетради и по учебнику. Экскурсии в природу, живые наблюдения за
изменением
окружающего
пейзажа,
сбор
листьев
и
сухих
трав
–
все
становится предметом наблюдения и детского восхищения, формирование
чувств и эмоций младших школьников.
На
каждом
уроке
учитель
сочиняет
маленькие
сказки,
отмечает
удивительные свойства мастера: он делится секретами своего мастерства с
детьми (показывает, как выполнить красивые прорези-веточки; показывает,
как подготовить глиняные бусинки к окраске); он озадачивает детей своими
вопросами, чтобы они выполнили коллективную работу и создали из осенних
листьев сказочный лес, в котором живут сказочные птицы и звери, о которых
дети могли бы сочинить маленькие сказки.
Учитель напоминает о некоторых особенностях декоративной формы и
дети,
из
бумаги,
начинают
проявлять
свои
творческие
способности.
По
завершении работ желательно полюбоваться всем вместе своими творениями,
обратить
внимание
родителей
на
духовную
значимость
этой
небольшой
работы
первоклассников,
которая
помогает
установить
связь,
открыть
красоту.
24
Период адаптации к новым условиям пребывания шестилетних детей в
школе
предполагает
создание
различных
игровых
с и т у а ц и й ,
доброжелательной атмосферы на занятиях изобразительным искусством и
художественным
трудом
с
учетом
психологических
особенностей
этого
возраста (цельность взгляда на мир в единстве познания и эмоционального
восприятия;
способность
естественно
принимать
правила
игры;
легкость
перевоплощения и обмена ролями).
Таким
образом,
данная
программа
предусматривает
развитие
эмоционально˗эстетиче ского
во сприятия
путем
п р о и з вед е н и й
изобразительного
искусства.
Отражение
красоты,
настроения,
состояния
явлений природы в графике, живописи и декоративно-прикладном искусстве.
Развитие эстетических представлений и художественных умений в работе с
художественными материалами.