Автор: Яковлева Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №74" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Интегрированное занятие
Тема: "Нарушение прав сказочных героев"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №74»
городского округа Самара
Интегрированное занятие по правовому
воспитанию детей старшей группы
«Нарушение прав сказочных героев»
Воспитатель Яковлева М.П.
Самара, 2017 г.
«Нарушение прав сказочных героев»
Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном
порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать
права других людей, если будут уважать права ребёнка.
Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей
в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка».
Задачи:
способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о
Конвенции ООН «О правах ребенка», познакомить в соответствующей их возрасту
форме с основными правами на примере сказок;
способствовать
формированию
чувства
собственного
достоинства,
осознания
своих прав и свобод, чувства ответственности;
способствовать
развитию
интеллектуальных
и
личностных
качеств
детей
-
развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от
его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка,
пола, возраста;
продолжать формировать навыки работы с компьютером.
Предварительная
работа: чтение
сказок:
«Золотой
ключик
или
приключение
Буратино»,
«Красная
шапочка»,
«Гуси-лебеди»,
«Три
поросенка»,
«Снегурочка»;
инсценировка
по
сказкам
«Заюшкина
избушка»
и
«Маша
и
медведь»;
подготовка
необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по
сказкам).
Материалы и оборудование: карточки с пиктограммами; презентация «Конвенция о
правах ребенка», ноутбук и проектор.
Ход занятия
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!
Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах
ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть и у взрослых, и у детей. - Ребята, а кто из
вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей?
(Ответы детей) Конвенция прав ребенка.
2
Презентация
1 слайд - Конвенция прав ребенка
Мы с вами много беседовали о правах и обязанностях, и сегодня
я предлагаю вам
прогуляться по страницам детских сказок вспомнить некоторые из них. Путешествуя по
сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных
героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права
соблюдаются.
Вы
согласны
путешествовать
со
мной?
(Звучит
музыка
«В
гостях
у
сказки»)
Тогда отправляемся. Внимание на экран.
2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»
- Вы узнали эту сказку? Это сказка «Красная Шапочка», которую написал Ш. Перро.
3 слайд - Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?
А что произошло с ней потом? (Ответы детей)
Права, каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
А какое право нарушил волк? (Ответы детей)
Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.
4 слайд – Право на жизнь.
Саша выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право
ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.
А сейчас, снова внимание.
5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:
... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и
эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя
принесет мне счастье...”
- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
6 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или
приключение Буратино”.
Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)
7 слайд - Право на имя.
Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.
3
А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на
друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто
называть их числами? (Размышления детей)
А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться
друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы
детей)
- Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы,
которым мы обозначили право ребенка на имя.
У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что
означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости
8 слайд – иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».
Инсценировка с героями из сказки «Заюшкина избушка».
Заяц. Помогите!
Помогите
же
кто-нибудь!
Ребята
со
мной
приключилась
беда,
попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне
жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим.
Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель.
Илюша,
выбери,
пожалуйста,
значок
пиктограммы,
которым
мы
обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.
9
слайд -
Теперь
Лиса,
ты
поняла,
что
не
имеешь
права
выгонять
Зайца
из
его
собственного дома.
Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.
Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
- Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)
10 слайд – Это сказка С.Михалкова «Три поросёнка»
4
Я предлагаю поиграть в игру «Три поросенка».
- Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?
Например:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Проводится подвижная игра «Три поросенка».
Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.
Дети поют:
Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.
Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!
Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.
Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.
-
Ребята,
а
какое
право
поросят
нарушил
серый
волк?
Ответы
детей.
(Право
на
неприкосновенность жилища).
Проходите и снова внимание.
11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ...Глядь, а у Снегурочки губы
порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала
она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба
живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и
смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет –
заслушаешься.
- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке «Снегурочка».
Какое настроение у героев сказки? А почему? (Ответы детей)
- У Снегурочки появилась семья.
О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
Каким
значком
пиктограммы
мы
отметим
право
на
воспитании
в
семейном
окружении или право иметь семью? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится
о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)
5
Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них? (Ответы детей)
У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с
мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть
телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)
- А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится –
Выручит его сестрица.
- О какой сказке идет речь в загадке? («Гуси-лебеди»)
13 слайд - На экране иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».
Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных
героев сказки? (Ответы детей)
- Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)
14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями. Максим, найди нам значок
пиктограммы,
которым
мы
обозначили
право
ребенка
не
разлучаться
со
своими
родителями.
А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик – папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.
Алена, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. Марьям, а какой твой родной язык?
А сможешь ли ты рассказать это стихотворение на своем родном языке.
Пальчиковая гимнастика «Семья» на татарском языке.
Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном
языке.
15 слайд - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что
все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут
общаться на своем родном языке.
Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.
6
16 слайд - инсценировка с героями сказки «Маша и медведь».
Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. А что случилось?
Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому
кашу варить да в избе прибирать – вот и все.
Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его
кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
Воспитатель. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.
(Ответы детей).
17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Воспитатель. Миша нарушил права Маши.
- Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в
подневольном состоянии.
- Снова прошу вашего внимания.
18 слайд - отрывок из сказки А. Толстого «Золотой ключик»:
Воспитатель:
...Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из
старого носка – колпачок с кисточкой.
...Папа Карло сказал: «Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в
школу и стать умным и благоразумным».
«Я буду умненьким и благоразумненьким», - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в
школу.
19 – на экране иллюстрация к сказке А. Толстого «Золотой ключик»
В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)
«Я буду умненьким, благорозумненьким», – так сказал Буратино, взял азбуку и куда
отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы
детей)
20 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.
Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).
Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).
А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский
сад, кружки, музыкальную школу и прочее).
Совсем скоро и вы отправитесь в школу.
А теперь ребята давайте еще раз вспомним, о каких правах мы сегодня говорили? (Дети
перечисляют права детей)
7
Молодцы, ребята!
8