Напоминание

"Нарушение прав сказочных героев"


Автор: Яковлева Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №74" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Интегрированное занятие
Тема: "Нарушение прав сказочных героев"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №74»

городского округа Самара

Интегрированное занятие по правовому

воспитанию детей старшей группы

«Нарушение прав сказочных героев»

Воспитатель Яковлева М.П.

Самара, 2017 г.

«Нарушение прав сказочных героев»

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном

порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать

права других людей, если будут уважать права ребёнка.

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей

в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка».

Задачи:

способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о

Конвенции ООН «О правах ребенка», познакомить в соответствующей их возрасту

форме с основными правами на примере сказок;

способствовать

формированию

чувства

собственного

достоинства,

осознания

своих прав и свобод, чувства ответственности;

способствовать

развитию

интеллектуальных

и

личностных

качеств

детей

-

развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от

его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка,

пола, возраста;

продолжать формировать навыки работы с компьютером.

Предварительная

работа: чтение

сказок:

«Золотой

ключик

или

приключение

Буратино»,

«Красная

шапочка»,

«Гуси-лебеди»,

«Три

поросенка»,

«Снегурочка»;

инсценировка

по

сказкам

«Заюшкина

избушка»

и

«Маша

и

медведь»;

подготовка

необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по

сказкам).

Материалы и оборудование: карточки с пиктограммами; презентация «Конвенция о

правах ребенка», ноутбук и проектор.

Ход занятия

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах

ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть и у взрослых, и у детей. - Ребята, а кто из

вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей?

(Ответы детей) Конвенция прав ребенка.

2

Презентация

1 слайд - Конвенция прав ребенка

Мы с вами много беседовали о правах и обязанностях, и сегодня

я предлагаю вам

прогуляться по страницам детских сказок вспомнить некоторые из них. Путешествуя по

сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных

героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права

соблюдаются.

Вы

согласны

путешествовать

со

мной?

(Звучит

музыка

«В

гостях

у

сказки»)

Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»

- Вы узнали эту сказку? Это сказка «Красная Шапочка», которую написал Ш. Перро.

3 слайд - Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?

А что произошло с ней потом? (Ответы детей)

Права, каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)

Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.

А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

4 слайд – Право на жизнь.

Саша выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право

ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.

А сейчас, снова внимание.

5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и

эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя

принесет мне счастье...”

- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

6 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или

приключение Буратино”.

Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?

Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.

О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)

7 слайд - Право на имя.

Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.

3

А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на

друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто

называть их числами? (Размышления детей)

А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться

друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)

Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы

детей)

- Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы,

которым мы обозначили право ребенка на имя.

У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что

означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости

8 слайд – иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».

Инсценировка с героями из сказки «Заюшкина избушка».

Заяц. Помогите!

Помогите

же

кто-нибудь!

Ребята

со

мной

приключилась

беда,

попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне

жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим.

Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель.

Илюша,

выбери,

пожалуйста,

значок

пиктограммы,

которым

мы

обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

9

слайд -

Теперь

Лиса,

ты

поняла,

что

не

имеешь

права

выгонять

Зайца

из

его

собственного дома.

Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.

Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нём.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.

- Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

10 слайдЭто сказка С.Михалкова «Три поросёнка»

4

Я предлагаю поиграть в игру «Три поросенка».

- Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?

Например:

Раз, два, три, четыре, пять

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Проводится подвижная игра «Три поросенка».

Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.

Дети поют:

Мы маленькие поросятки,

На полянке мы гуляем, цветы собираем,

песенки поем, волка в дом не ждем.

Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!

Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.

-

Ребята,

а

какое

право

поросят

нарушил

серый

волк?

Ответы

детей.

(Право

на

неприкосновенность жилища).

Проходите и снова внимание.

11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ...Глядь, а у Снегурочки губы

порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала

она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба

живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и

смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет –

заслушаешься.

- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке «Снегурочка».

Какое настроение у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

- У Снегурочки появилась семья.

О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)

Каким

значком

пиктограммы

мы

отметим

право

на

воспитании

в

семейном

окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится

о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

5

Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них? (Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с

мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть

телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)

- А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали,

Братца милого украли.

Ничего с ним не случится –

Выручит его сестрица.

- О какой сказке идет речь в загадке? («Гуси-лебеди»)

13 слайд - На экране иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».

Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных

героев сказки? (Ответы детей)

- Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями. Максим, найди нам значок

пиктограммы,

которым

мы

обозначили

право

ребенка

не

разлучаться

со

своими

родителями.

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Это пальчик – дедушка,

Это пальчик – бабушка,

Это пальчик – папочка,

Это пальчик – мамочка,

Это пальчик – это я

Вот и вся моя семья.

На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.

Алена, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. Марьям, а какой твой родной язык?

А сможешь ли ты рассказать это стихотворение на своем родном языке.

Пальчиковая гимнастика «Семья» на татарском языке.

Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном

языке.

15 слайд - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что

все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут

общаться на своем родном языке.

Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.

6

16 слайд - инсценировка с героями сказки «Маша и медведь».

Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. А что случилось?

Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому

кашу варить да в избе прибирать – вот и все.

Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его

кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.

Воспитатель. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.

(Ответы детей).

17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Воспитатель. Миша нарушил права Маши.

- Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в

подневольном состоянии.

- Снова прошу вашего внимания.

18 слайд - отрывок из сказки А. Толстого «Золотой ключик»:

Воспитатель:

...Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из

старого носка – колпачок с кисточкой.

...Папа Карло сказал: «Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в

школу и стать умным и благоразумным».

«Я буду умненьким и благоразумненьким», - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в

школу.

19 – на экране иллюстрация к сказке А. Толстого «Золотой ключик»

В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

«Я буду умненьким, благорозумненьким», – так сказал Буратино, взял азбуку и куда

отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы

детей)

20 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский

сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Совсем скоро и вы отправитесь в школу.

А теперь ребята давайте еще раз вспомним, о каких правах мы сегодня говорили? (Дети

перечисляют права детей)

7

Молодцы, ребята!

8



В раздел образования