Напоминание

"Работа над крупной формой"


Авторы: Преподаватель Ярцева Лина Владимировна, Концертмейстер Раннева Земфира Юрьевна
Должность: преподаватель по классу скрипки,концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО "Пикалевская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Пикалево Ленинградской области
Наименование материала: Конспект открытого урока в классе скрипки
Тема: "Работа над крупной формой"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект открытого урока

с обучающейся 2 класса скрипки

МОУ ДО «Пикалевская детская школа искусств»

(индивидуальное занятие)

Тема урока: Работа над крупной формой (вариации)

Занятие проводится с обучающейся 2 класса по разделу учебной программы

«Специальность» /скрипка/ ДПОП «Струнные инструменты» (срок обучения

8/9лет)

Преподаватель: Ярцева Л.В.

Концертмейстер: Раннева З.Ю.

Место учебного занятия в системе занятий по предмету: 39-е занятие по

учебно – тематическому плану

Тип занятия: комбинированный

Форма урока: индивидуальная

Ученица должна знать:

сведения о композиторе, произведении;

строение крупной формы (вариации);

функцию скрипичной и фортепианной партий в теме и каждой вариации;

исполнительскую терминологию;

элементы

средств

выразительности,

формирующие

художественный

образ;

Ученица должна уметь:

исполнить

произведение

крупной

формы

(чисто

интонировать,

правильно

извлекать

штрихи,

играть

в

заданном

темпе,

сохранять

ритмический рисунок, играть

наизусть

и

использовать грамотную

аппликатуру);

слышать фортепианную партию;

привести двигательно-игровые процессы в соответствии с характером

музыкального произведения;

самостоятельно продолжать работать над художественным образом.

Цель:

сформировать интерес к произведению и стремление к получению и

совершенствованию навыков игры на скрипке для передачи художественного

образа.

Задачи:

1. Образовательные:

изучать новый репертуар

(Кржановская Г. Вариации «Получил Яцек

букварь»);

обучать навыкам скрипичной игры – чистое интонирование, качественное

звукоизвлечение штрихов деташе, легато, мартелатто, сотийе;

обучать приему pizzicato левой рукой;

проанализировать пьесу, используя изученную терминологию строения

произведения; усвоить строение, особенности крупной формы и роль

каждой вариации в целом произведении;

уяснить

ученицей

роль

скрипки

во

взаимодействии

с

партией

фортепиано; научиться слышать тему каждое проведение темы;

использовать

грамотную,

рациональную

аппликатуру

и

штрихи,

соответствующие композиторскому замыслу.

2. Развивающие:

развивать музыкальный слух при работе над интонацией;

развивать музыкальную память (игра наизусть) и чувство самоконтроля

(грамотно исполнить свою партию);

р а з в и в ат ь

р и т м и ч е с к у ю

д и с ц и п л и н у

( у с в о и т ь

з а д а н н ы е

метроритмические формулы и добиться общности ритмического пульса в

ансамбле с концертмейстером);

исполнить произведение выразительно, в соответствии с музыкальными

образами, используя динамику, вибрацию, фразировку;

добиться ощущения формы вариаций и данных темпов.

3. Воспитательные:

воспитывать художественный вкус;

воспитывать творческую дисциплинированность и ответственность;

вовлечь ученицу в исполнительский процесс.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово (2 минуты).

II. Исполнение обучающейся крупной формы Кржановской Г. «Получил Яцек

букварь» с концертмейстером.

Анализ своей игры, строения произведения и характера вариаций (3минуты).

III. Работа над произведением с концертмейстером:

1. Работа над штрихами деташе, легато, сотийе, мартеллато.

Упражнения (7 минут);

2. Установка на качество звукоизвлечения штрихов и чистоту интонации

(3 минуты);

3. Изменения динамики от p до ff в соответствии с музыкальным образом.

Отработка мягкой атаки звука в двойных нотах с применением вибрации (6

минут);

4. Физкультминутка (1 минута);

5. Отработка общности ритмического пульса, динамики, соразмеренности

звучания

между

темой

и

остальными

голосами

в

ансамбле

с

концертмейстером (4 минуты);

6.

Обучение

приему pizzicato

левой

рукой.

Применение

грамотной

аппликатуры (4 минуты);

7. Совершенствование штриха деташе в коде. Создание художественного

образа

с

выполнением

авторских

указаний

и

использованием

средств

музыкальной выразительности для передачи настроения произведения

(7 минут).

IV. Прослушивание новой интерпретации произведения (2 минуты).

V. Повторное исполнение произведения с концертмейстером (2 минуты).

VI. Анализ игры и подведение итогов урока (2 минуты).

VII. Домашнее задание (1 минута).

Тема

урока

выбрана

в

соответствии

и

программными

требованиями

(раздел II; тема 2.3, 2.4). Учебная модифицированная программа разработана

преподавателем в 2013 году, скорректирована в 2015, 2016 годах.

Методы:

словесные

(беседа,

анализ

текста,

структуры

музыкального

произведения);

наглядные (показ, исполнение педагогом);

практические.

Оборудование:

класс, стулья;

музыкальные инструменты (скрипка, фортепиано);

пульт;

нотная литература;

мультимедийное оборудование;

видеозапись;

дидактические таблицы;

иллюстрации.

Музыкальный материал:

Кржановская Г. Вариации «Получил Яцек букварь»

Предварительная работа:

настроены скрипки;

ученица уведомлена о съемке урока.

I. Преподаватель: Тема нашего урока – работа над произведением крупной

формой

вариациями.

Мы

изучали

произведения,

написанных

в

других

формах: это «Колыбельная» И. Брамса – в двухчастной, «Марш» Р. Шумана,

имеющий трехчастную форму. В прошлом году работали над формой рондо –

«Хоровод» Н.Баклановой. Раскрывать тему будем на современном музыкальном

материале польского композитора Г. Кржановской с интересным названием –

«Получил Яцек букварь».

Сегодня работаем с концертмейстером, нашим

верным

помощником.

Наша

задача

-

провести

тему

в

каждой

вариации,

услышать

разнообразное

красочное

сопровождение,

а

также

тему

песни

в

партии фортепиано. Исполнение твоей партией должно быть выразительным и

понятным каждому слушателю. Чтобы добиться этого, надо выполнить все

авторские

указания

темп,

динамику,

штрихи,

ритмический

рисунок,

и,

конечно же, всегда представлять, о чем ты играешь.

II. (Звучит исполнение).

Преподаватель: Можно ли сыграть лучше?

Ученица: Да.

Преподаватель: Что для этого надо изменить?

Ученица: (анализирует).

Преподаватель: (показывает таблицы со строением формы вариаций). Напомню,

что слово «рондо» в переводе с латинского означает «изменение». В отличие от

формы рондо, где тема (рефрен) всегда постоянная, в вариациях тема меняется

в соответствии с новым образом или настроением. Какая она по характеру в

каждом новом проведении – вариации?

Ученица: Разная: веселая, грустная, задумчивая, праздничная.

Анализирует

характер

каждой

вариации

с

помощью

преподавателя.

Для

каждого художественного образа выбирает иллюстрации.

П

реподаватель: В каком темпе должна прозвучать тема?

Ученица: Allegro moderato.

П

реподаватель: Меняются ли темп и ритмический рисунок в этой крупной

форме?

Ученица: Да.

П

реподаватель: Почему?

Ученица: Потому что меняется характер.

Преподаватель ставит таблицу со строением вариаций для дальнейшей работы.

III.

Работа над произведением с концертмейстером.

Отработка

в

теме

штрихов

деташе

и

легато

в

умеренном

темпе.

Для

качественного звукоизвлечения внимание ученицы обращалось на ведение и

распределение

смычка,

ровность

ритмического

рисунка

и

выполнение

динамики в заданном темпе.

Преподаватель: В первой вариации штрих «сотийе» или дубль – штрих. Как

первокласснику

Яцеку

необходимо

повторение,

чтобы

выучить

азбуку

и

научиться

читать,

так

каждый

звук

неоднократно

повторяется.

Начнем

отработку этого штриха с упражнения: чтобы почувствовать хорошую опору

смычка на струну, необходимую для получения качественного сотийе. Арина,

подними с трости безымянный палец и мизинец.

Ученица: Выполняет.

(

Смычок без дополнительных движений опускается на

струну. Опора смычка на струну освобождает пальцы от усилия держания

смычка).

Преподаватель:

Постарайся

с этим ощущением вести смычок предплечьем и

кистью без малейших попыток подбрасывать его для получения сотийе.

Ученица: Добивается качественного звукоизвлечения.

Преподаватель:

А

сейчас

попробуем

также

качественно

исполнить

тему

рефрена

штрихом

сотийе.

(Исполнение.

Ученица

добивается

поставленной

задачи). Молодец.

Вторая вариация, как мы уже говорили, грустная. Какая в ней тональность?

Ученица: Ре минор.

Преподаватель:

Правильно. Назови все полутоны с учетом знаков альтерации.

Ученица: Называет.

Преподаватель:

Попробуй исполнить, подготавливая переход смычка со струны

на струну постепенным приближением смычка и руки к следующей струне.

Ученица: Выполняет.

Преподаватель:

Пальцы ставь четко, но мягко, избегая ложных акцентов. Чтобы

было легче добиться этого, представляй настроение Яцека – мальчику грустно,

он устал и не все сразу получается в обучении.

Ученица: Добивается.

Преподаватель: В третьей вариации характер меняется.

Ученица: Яцек справился с задачей, у него радостное настроение.

Преподаватель:

Правильно. Чтобы донести этот образ, воспользуемся штрихом

мартеллато

штрих,

похожий

на

марле,

только

более

короткий,

лёгкий

и

подвижный.

Обрати,

пожалуйста,

внимание

на хорошее

качество

звука

и

прослушивание паузы.

Исполнение.

Отработка

мгновенной

смены

напряжения

при

«уколе» на

свободное, уверенное ведение смычка.

Преподаватель:

В четвертой вариации ты представила, что Яцек заснул за

букварем. Как следует исполнять ее?

Ученица: Тихо, медленно.

Преподаватель: Правильно. (Исполнение).

Преподаватель:

Чтобы двойные ноты прозвучали качественно, атака звука

должна быть мягкой (показ). Обрати внимание также на интонацию, слушай

каждый звук – тогда звукоизвлечение будет качественным.

Ученица: Исполняет.

Добивается результата.

Преподаватель: А что ты услышала в партии фортепиано?

Ученица: Главную тему.

Преподаватель:

А что можно представить, услышав тему в фортепианном

изложении и мягкую, спокойную партию скрипки?

Ученица: Мальчик спит и ему снится день, когда он впервые получил букварь.

Преподаватель:

Ты уже знаешь прием pizzicato

правой рукой. Также тебе

известно, что pizzicato, отмеченное знаком «+», можно исполнять левой рукой.

Этот красивый прием игры очень любят использовать скрипачи – виртуозы.

Чтобы

стать

настоящим

скрипачом,

необходимо

овладеть

таким

навыком.

Следующую вариацию мы будем стараться исполнить в подвижном темпе и

изящно, как задумал композитор. (Показывает).

Исполнение. Ученица добивается извлечения красивого звука в темпе Allegro.

Преподаватель: Заключительная вариация – кода. О чем рассказывает музыка?

Ученица: Яцек научился хорошо читать. Это праздник букваря.

Преподаватель: Как надо исполнить, чтобы получилось радостное настроение?

Ученица: Быстро. Громко.

Преподаватель:

Правильно. Нам поможет динамика – crescendo – нарисовать

картину,

как

Яцек

бежит

с

похвальной

грамотой

домой

к

родителям.

Ты

согласна, Полина?

Ученица: Да, он очень гордится и торопится.

Исполнение.

Отработка

коды

с

применением

средств

музыкальной

выразительности и полученных навыков игры на скрипке.

VI. Преподаватель: А теперь послушаем исполнение этих вариаций в записи.

Прослушивание. Понравилось игра юного скрипача – твоего ровесника?

Ученица: Да.

V.

Преподаватель:

Исполни

еще

раз

произведение

с

концертмейстером

и

проанализируй свою игру (исполнение).

VI. Ученица анализирует.

Преподаватель:

Исполнение

стало

более

выразительным,

стабильным

по

темпам;

штрихи

намного

качественнее,

ритмическая

пульсация

ровная,

заметно

улучшилась

интонация.

Заметно,

что

всегда

слушаешь

партию

фортепиано, есть чувство ансамбля с концертмейстером. Молодец, но как ты,

верно,

отметила,

еще

достаточно

много

самостоятельной

работы

над

улучшением результата и его закреплением.

VII. Домашнее задание:

Работа над штрихами деташе, легато, сотийе, мартеллато в упражнениях и

гамме до 20 минут в день;

Работа над выразительным исполнением;

Игра наизусть в подвижном и ровном темпе с использованием метронома.

Успехов тебе, и до новой встречи!

К конспекту открытого урока прилагается:

1.

список литературы;

2.

приложение;

3.

самоанализ урока;

4.

презентация урока;

5.

анализ урока;

6.

учебная программа «Специальность» /скрипка/.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Баренбойм

Л.

Теория

артикуляции

И.А.Браудо

и

её

значение

для

исполнительской и педагогической практики. М., 2013.

2.

Блок М. К вопросу о воспитании музыкально-исполнительской техники. –

В кн: Очерки по методике обучения игре на скрипке. М., 2011.

3.

Григорьев

В.

(составитель).

«Леонид

Коган»

Воспоминания.

Письма.

Статьи. Интервью. МГК им. Чайковского – М., 2012.

4.

Гутников Б., Шульпяков О. О вариантности приёмов звукоизвлечения в

скрипичном исполнительстве. М., 2015.

5.

Зеленин В.И. Физические подготовительные упражнения на начальном

этапе воспитания скрипача. Минск, 2012.

6.

Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. – М.: Классика – XXI,

2014.

7.

Козловы Ольга и Андрей. «Ушки на макушке» Практическая помощь

педагогам

и

начинающим

скрипачам

в

формировании

навыков

интонирования. СПб., «Композитор», 2016.

8.

Крепс

С.

Культура

скрипичного

тона

и

штриховая

техника

скрипача.

Тбилиси, 2013.

9.

Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача. Киев, 2012.

10.

Лесман И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М., 2015.

11.

Мазель В. О начальном этапе работы над звуком и техникой правой руки

скрипача. М., 2015.

12.

Металлиди

Ж.

«Сыграем

вместе»

Пьесы

для

ансамбля

скрипачей

и

фортепиано СПБ., «Композитор», 2012.

13.

Мострас К. Виды постановки. М., 2010.

14.

Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача. М., 2011.

15.

Самойлов А. Некоторые вопросы обучения в классе скрипки. М., 2015.

16.

Стеценко

В.

Принцип

движения

как

основа

формирования

игровых

навыков скрипача. М., 2013.

17.

Флеш К. Искусство скрипичной игры. Ч. 1. М., 2014.

18.

Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., 2009.

19.

Штейнгаузен Ф. Физиология ведения смычка. М., 2010.

20.

Ямпольский А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей.

М., 2008.

21.

Янкелевич Ю. О первоначальной постановке скрипача. М., 2015.



В раздел образования