Напоминание

"Проектная деятельность с обучающимися во внеурочное время"


Автор: Бородулина Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху"
Населённый пункт: г.Грязовец
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность с обучающимися во внеурочное время"
Раздел: среднее образование





Назад




БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»

Реферат

«Проектная деятельность с обучающимися

во внеурочное время»

воспитатель Бородулина И.С.

Важным аспектом реформирования школьного образования на современном

этапе

является

его

нацеленность

на

развитие

таких

качеств

личности,

как

инициативность,

способность

творчески

мыслить,

находить

нестандартные

решения и проявлять готовность к обучению в течение

всей жизни. В этом

значительная

роль

придается

методу

проектной

деятельности

как

средству

реализации индивидуального развития личности.

1.

Цель: повышение своего профессионального уровня,

развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей

обучающихся.

2.

Задачи работы над темой:

-

совершенствование

теоретических

знаний

по

вопросам

проектной

деятельности, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания

детей;

-

изучение

и

внедрение

в

практику

передового

педагогического

опыта,

технологий, инновационных процессов.

3.

Сроки работы: 3 года.

4.

Предполагаемые результаты работы по теме самообразования

Увеличение

объёма

активного

словарного

запаса

обучающихся

с

нарушением интеллекта; совершенствование коммуникативных умений в

основных видах речевой деятельности; умений планировать свое речевое и

неречевое

поведение;

овладение

новыми

языковыми

средствами

в

соответствии с отобранными темами и сферами общения: развитие навыков

оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.

Разработка и проведение открытых занятий с использованием технологии

проектного обучения.

Проведение

ежегодного

самоанализа

своей

профе ссиональной

деятельности, выступление с отчётом о результатах работы над темой по

самообразованию на заседаниях

МО воспитателей, на педагогических

советах.

Разработка

дидактических

материалов,

тестов

по

учебных

предметам,

способствующие

накоплению

активного

словаря,

развитию

связной

и

диалогической речи учащихся.

Создание собственной медиатеки занятий с применением мультимедийных

презентаций.

Размещение

результатов

своей работы над темой самообразования на

сайтах в Интернете.

Обобщение

собственного

педагогического

опыта

по

теме

«Проектная

деятельность с обучающимися во внеурочное время»

Содержание

Обоснование выбора темы:

Современная школа

требует развития новых способов образования,

педагогических

технологий,

имеющих

дело

с

индивидуальным

развитием

личности,

творческой

инициативой,

навыка

самостоятельности.

Акцент

переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у

детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,

чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.

Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм

и способов ведения образовательной деятельности.

Положительная мотивация ученика – важная движущая сила учебного

процесса, ведь многие школьники не проявляют интереса к учебе, современные

дети не стремятся к знаниям и проводят время в основном за компьютером, в

Интернете.

Школа – это прекрасное место, где можно найти единомышленников,

которые с удовольствием участвуют во внеклассных мероприятиях и активно

работают на занятиях.

Для

меня

открылась

прекрасная

возможность

поделиться

с

обучающимися

класса

своими

увлечениями,

развить

их

познавательный

интерес

к проектам. Проекты могут быть и без исследования (творческие,

социальные, информационные).

Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у обучающихся

основные

виды

мышления,

творческие

способности,

стремление

самому

созидать,

осознавать

себя

творцом.

У

обучающихся

вырабатывается

и

закрепляется

привычка

к

анализу

ситуаций,

способность

оценивать

идеи,

исходя

из

реальных

потребностей,

материальных

возможностей

и

умений

выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям

дизайна

способ

изготовления

объекта

проектной

деятельности.

В

методе

проектов

привлекает

его

нацеленность

на

актуализацию

имеющихся

и

формирование

новых

знаний

и

умений,

значимый

результат,

атмосфера

делового сотрудничества воспитатель помогает воспитаннику самостоятельно

добывать знания. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные

задачи,

поскольку

между

обучающимися

и

воспитателем

формируются

отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

«То,

что

ребенок

сегодня

умеет

делать

в

сотрудничестве

и

под

руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он

способен

выполнить

самостоятельно.

Исследуя,

что

ребенок

способен

выполнить

в

сотрудничестве,

мы

определяем

развитие

завтрашнего

дня».

Этому

во

многом

способствует

выполнение

творческих

проектов.

При

выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у

обучающихся

активной

творческой

деятельности,

развитие

эстетического

вкуса,

образного

мышления,

пространственного

воображения.

Все

этапы

проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся,

интеллектуальной

подготовки,

поиска

материалов,

инструментов,

технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная

заинтересованность

в

получении

знаний,

необходимых

для

выполнения

проекта. А для меня, как для воспитателя, предоставляется возможность дать

обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на

протяжении всего учебного года. Проектный метод обучения на современном

этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной

работы обучающихся. Включение метода проектов в учебный процесс дает

возможность воспитателю значительно расширить и раскрыть свой творческий

потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную

сферу школьников.

Проект – это замысел, план, творчество по плану.

Проект

это

самостоятельная

творчески

завершенная

работа,

соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения

которой

они

продолжают

пополнять

свои

знания

и

умения.

Есть

вполне

устоявшееся определение того, что проект – это «бросок мыслью в будущее».

Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности

– «конечный продукт в уме», то, что будет достигаться, создаваться. По латыни

projectus

брошенный

вперед,

замысел,

план.

Любой

проект

обязательно

выполняется

под

руководством

и

с

помощью

воспитателя.

Главная

задача

состоит в том, чтобы создать для обучающихся предпосылки для успешного

творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку

выбранной темы.

Проект дает обучающимся возможность применить свои знания на деле,

помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую

культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые

руки и умную голову. В процессе выполнения проекта обучающиеся не только

узнают

много

нового,

но

и

проводят

своеобразные

исследования.

Это

поисково-исследовательское

начало

прямо

связано

с

внедрением

в

технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется

желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить

возникшие у них идеи в материале. Подход к освоению учащимися технологии

проектной

деятельности

оправдан

и

педагогически

эффективен.

Поэтому

считаю,

что

нам,

воспитателям,

необходимо

углублять

и

расширять

это

направление в своей работе.

Основными этапами проектной деятельности являются:

• Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели

проекта, выбор названия проекта;

• Обсуждение и выбор возможных вариантов

тем проектов, сбор и

изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту,

составление плана работы, распределение обязанностей;

Выполнение

запланированных

технологический

операций,

внесение

необходимых изменений;

Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения

проекта.

Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо

объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой

для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность

совместной творческой работы воспитателя и учащегося.

Цель: Создание

условий

для

формирования

у

обучающихся

познавательных и творческих способностей в условиях работы над проектами.

Задачи:

-познакомить обучающихся со структурой проекта со способами поиска

информации;

-мотивировать обучающихся на выполнение учебных задач, требующих

усердия и самостоятельности;

-прививать

навыки

организации

работы

со

словарями

и

энциклопедиями;

-прививать интерес к проектной деятельности;

Предполагаемые результаты:

• умение думать;

• собирать информацию;

• анализировать;

принимать

решения

на

основе

высокого

уровня

знаний

и

умений,

постоянной готовности к самообразованию.

В результате обучения обучающиеся

должны знать:

o

основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы,

сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация)

o

понятия цели и задач проекта

o

основные источники информации

o

правила оформления списка использованной литературы

o

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты)

o

источники информации (книга, старшие товарищи и родственники,

видео курсы, ресурсы Интернета

должны уметь:

o

выделять объект исследования

o

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы

o

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку

o

работать в группах, в паре

o

пользоваться

словарями,

энциклопедиями

другими

учебными

пособиями

o

вести наблюдения окружающего мира

o

планировать и организовывать исследовательскую деятельность

o

работать в группе

Общепедагогические и дидактические принципы:

• связь теории с практикой;

• научность, сознательность и активность усвоения знаний;

• доступность, систематичность и преемственность обучения;

• наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными

технологическими

знаниями,

умениями

и

терминологией.

Воспитательная

функция состоит в развитии личностных качеств:

• деловитости;

• предприимчивости;

• ответственности.

Основные принципы

Принцип системности

Реализация

задач

через

связь

внеурочной

деятельности

с

учебным

процессом.

Принцип гуманности

Уважение к личности.

Создание благоприятных условий для развития способностей обучающихся.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах проектной деятельности:

планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое

занятие

должно

заканчиваться

рефлексией.

Совместно

с

обучающимися

необходимо

обсудить,

что

получилось

и

что

не

получилось,

изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и обучающемуся необходимо быть значимым и успешным.

Степень

успешности

определяет

самочувствие

человека,

его

отношение

к

окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его

вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и

успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и

неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по

выполнению учебно-исследовательских проектов.

Этапы работы:

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации.

Содержание

1.

Выбор темы

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна

на всех, чтобы в ней можно было выделить много разных маленьких тем по

интересам

детей.

Критериями

выбора

темы

могут

быть

и

специфические

источники информации. Коллективный выбор детьми единой на всех темы

необходимо

регулировать

воспитателю

(наводками

и

подсказками).

Обучающиеся могут делать личный выбор того, что им интересно.

2.

Сбор сведений

Обращение к различным источникам информации, сбор интересующих

сведений. Основные виды представления информации – это записи, рисунки,

вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать

информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того

или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).

Во

время

работы

над

темой

обучающиеся

учатся

находить

интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее.

Основная задача взрослого на этапе сбора сведений по теме – это направлять

деятельность обучающихся на самостоятельный поиск информации.

источники информации:

книги,

библиотеки,

фильмы,

музеи,

предприятия,

мероприятия

(экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя.

3.

Выбор проектов

После

завершения

этапа

сбора

информации

переходим

к

участию

в

реализации проектов. При этом знакомимся с множеством проектов, которые

можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим

придумать

свои

проекты.

На

первом

этапе

следует,

не

озадачивая

детей

придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально

выполнимые проекты.

Работа в малых группах.

Индивидуальная деятельность

Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких

личных

изделий

можно

простым

объединением

(например,

организовав

выставку) сделать и коллективный продукт

Коллективная деятельность

Получаемый продукт – результат работы коллектива.

4.

Реализация проектов.

На этом этапе обучающиеся готовят выбранные ими проекты.

Каждый обучающийся имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах ;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

5.

Презентации.

Каждый

проект

должен

быть

доведен

до

успешного

завершения,

оставляя ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе

работы над проектами необходимо помогать детям соизмерять свои желания и

возможности.

После

завершения

работы

над

проектом

детям

надо

предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них

получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Если

проект

долгосрочный,

то

в

нем

целесообразно

выделять

промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное

подкрепление.

Вывод:

Проектная

деятельность

-

дело

хорошее,

но

организация

её

вызывает

определенные

трудности,

как

у

воспитателя,

так

и

у

учеников.

Трудностью

выполнения

проектов

является

необходимость

затрат

воспитателем

большого

количества

времени

на

индивидуальную

работу

с

каждым

обучающимся.

Приходится

подробно

определять

основные

и

дополнительные

цели

и

этапы

работы,

чтобы

сформировать

навыки

творческой

деятельности,

не

подавляя

инициативу школьника.

При

высказывании

критических

замечаний

стараюсь

быть

очень

корректной. При работе над проектом у обучающихся возникает потребность

использования знаний и умений по ряду учебных дисциплин. Специфика такова,

что

обучающиеся

должны

обладать

хотя

бы

минимумом

знаний

школьной

программы. Мы касаемся предметов при подготовке к проектам.

Таким образом, межпредметные связи играют важную роль, в частности,

при выполнении творческого проекта. Успешность выполнения учебного проекта

окончательно выясняется на его защите.

Обучающиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта, Представляют

наглядный

материал

(иллюстрации,

фотографии,

документацию

по

его

выполнению).

Автор

проекта

делает

самоанализ

своей

работы,

выслушивает

мнение

других

обучающихся,

воспитателя.

Подводится

итог

обсуждению

и

ставится оценка. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и

качество выполнения кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность

выполнения,

уровень

самостоятельности,

степень

владения

материалом

при

защите.



В раздел образования