Напоминание

Конспект НОД по формированию у детей связной речи через театрализованную игру.


Автор: Носкова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №13 "Дельфинчик"
Населённый пункт: г. Бор Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по формированию у детей связной речи через театрализованную игру.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности

у дошкольников с ОНР.

Я работаю в старшей группе компенсирующей направленности для

детей с тяжёлыми нарушениями речи. Основным речевым нарушением, с

которым дети поступают в логопедическую группу, является общее

недоразвитие речи. То есть у дошкольников с нормальным слухом и

сохранным интеллектом нарушены все компоненты речевой системы:

звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая

сторона речи, и как следствие, связная речь. Наличие у таких детей

вторичных нарушений познавательных процессов (восприятия, внимания,

памяти, воображения), недоразвитие общей и мелкой моторики создают

дополнительные трудности в овладении навыками связной, грамотной,

выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР.

Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у

детей с ОНР, является театрализованная деятельность, самый

распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку,

доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует

творческому и речевому развитию ребенка и формированию базиса его

личностной культуры.

Целью использования театрализованной деятельности в коррекционной

работе с детьми с ОНР является создание условий для развития речевых и

творческих способностей у детей с нарушением речи.

Работая по данной теме,

решаю

следующие коррекционные задачи:

Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;

Закреплять правильное произношение поставленных звуков;

Упражнять в использовании вербальных и невербальных

выразительных средств общения;

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи в

процессе театрально-игровой деятельности;

Воспитывать культуру речевого общения.

Развивать познавательные процессы, мелкую и общую моторику.

Театрализация сказок предполагает большой объем предварительной

работы. Мы знакомим детей с литературными произведениями, обращаем

внимание на характер героев, изображаем сюжеты, персонажей сказок в

различных видах художественной деятельности. Музыкальная,

изобразительная, конструктивная деятельности являются составляющими

компонентами театрализованных игр.

Работа по данной теме проводится в системе и взаимосвязи со всеми

специалистами детского сада. Распределяя роли, мы с учителем-логопедом

учитываем речевые возможности каждого ребёнка. При подборе текстов

сказок стараемся избегать звуков, которые дети ещё не умеют произносить

правильно, и сложных по структуре слов (иногда даже заменяем слова на

более лёгкие).

Начинаю разучивать стихи, сказки, инсценировки после проведения

тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому

ребёнку. Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый

материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное

наизусть они быстро забывают, даже в коротких четверостишиях

переставляют слова, заменяют их другими словами или опускают.

При подборе песенного и танцевального материала музыкальный

руководитель подбирает небольшие по объёму и мелодичные произведения в

спокойном темпе.

Педагог по физической культуре на своих занятиях использует сюжеты

сказок, включает элементы театрализованной деятельности для развития

выразительности, пластичности и координации движений. Игровая

деятельность, используемая на занятиях, помогает развивать творческое

мышление, произвольное внимание, воображение детей.

Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных

зрителей. Привлекаю их к работе над театрализацией. Совместно с детьми

они читают произведения, просматривают видеофильмы, рекомендованные

педагогами по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает

внутренний мир, а главное учит членов семьи взаимопониманию, сближает

их.

На начальных этапах работы с детьми с ОНР основными исполнителями

являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Стараюсь дать

возможность выступить каждому ребёнку даже с самой маленькой ролью.

Создавая образ, они учатся преодолевать не только речевые трудности, но и

справляться с застенчивостью.

Работа над связной речью посредством театрализованной деятельности

проводится поэтапно.

На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения,

направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря этому

движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети

начинают легче переключаться с одного движения на другое.

Предлагаю следующие игровые упражнения: «Съешь кислый лимон…»,

«Рассердись на драчуна…», «Испугаться злого волка…», и др.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и

речевого аппарата, правильной артикуляции, такие как: «Салют в стакане»,

«Волшебный телефон», «Подуй на снежинку», «Песенка шарика», «Песенка

водички» и др.

- для развития интонационной выразительности, силы голоса и четкой

дикции предлагаю такие игры как «Чудо-лесенка», «Громко-тихо», «Скажи

как большой медведь, как маленький медвежонок» и проговаривание

различных скороговорок сначала в медленном, затем в быстром темпе.

На третьем этапе мы переходим к драматизации стихов, прибауток,

потешек. Например, потешки «Курочка-рябушечка», «Гуси, вы, гуси!»,

«Тень-тень-потетень». Дети разыгрывают их, используя настольный или

пальчиковый театр.

На четвертом этапе мы переходим к более сложному виду деятельности -

драматизации рассказов и сказок. Для этого подойдут сказки «Курочка Ряба»,

«Волк и козлята», рассказы: «Как Маша стала большой» (по Е. Пермяку),

«Маша обедает» (С.Капутикян), «Как собака себе друга искала» (мордовская

сказка) и др. Дети разыгрывают небольшие по объёму тексты как актеры,

используя маски или элементы костюмов. Один и тот же текст подойдет для

разных инсценировок.

Инсценирование сказок очень увлекает детей. Они начинают

импровизировать, наряжаться, обыгрывать ту или иную сценку в

самостоятельной деятельности.

Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают

использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в

бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа мини-

спектаклей, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей.

Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять,

анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся

внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность

активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную

насыщенность.



В раздел образования