Автор: Носкова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №13 "Дельфинчик"
Населённый пункт: г. Бор Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по формированию у детей связной речи через театрализованную игру.
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности
у дошкольников с ОНР.
Я работаю в старшей группе компенсирующей направленности для
детей с тяжёлыми нарушениями речи. Основным речевым нарушением, с
которым дети поступают в логопедическую группу, является общее
недоразвитие речи. То есть у дошкольников с нормальным слухом и
сохранным интеллектом нарушены все компоненты речевой системы:
звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая
сторона речи, и как следствие, связная речь. Наличие у таких детей
вторичных нарушений познавательных процессов (восприятия, внимания,
памяти, воображения), недоразвитие общей и мелкой моторики создают
дополнительные трудности в овладении навыками связной, грамотной,
выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР.
Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у
детей с ОНР, является театрализованная деятельность, самый
распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку,
доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует
творческому и речевому развитию ребенка и формированию базиса его
личностной культуры.
Целью использования театрализованной деятельности в коррекционной
работе с детьми с ОНР является создание условий для развития речевых и
творческих способностей у детей с нарушением речи.
Работая по данной теме,
решаю
следующие коррекционные задачи:
Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;
Закреплять правильное произношение поставленных звуков;
Упражнять в использовании вербальных и невербальных
выразительных средств общения;
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи в
процессе театрально-игровой деятельности;
Воспитывать культуру речевого общения.
Развивать познавательные процессы, мелкую и общую моторику.
Театрализация сказок предполагает большой объем предварительной
работы. Мы знакомим детей с литературными произведениями, обращаем
внимание на характер героев, изображаем сюжеты, персонажей сказок в
различных видах художественной деятельности. Музыкальная,
изобразительная, конструктивная деятельности являются составляющими
компонентами театрализованных игр.
Работа по данной теме проводится в системе и взаимосвязи со всеми
специалистами детского сада. Распределяя роли, мы с учителем-логопедом
учитываем речевые возможности каждого ребёнка. При подборе текстов
сказок стараемся избегать звуков, которые дети ещё не умеют произносить
правильно, и сложных по структуре слов (иногда даже заменяем слова на
более лёгкие).
Начинаю разучивать стихи, сказки, инсценировки после проведения
тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому
ребёнку. Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый
материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное
наизусть они быстро забывают, даже в коротких четверостишиях
переставляют слова, заменяют их другими словами или опускают.
При подборе песенного и танцевального материала музыкальный
руководитель подбирает небольшие по объёму и мелодичные произведения в
спокойном темпе.
Педагог по физической культуре на своих занятиях использует сюжеты
сказок, включает элементы театрализованной деятельности для развития
выразительности, пластичности и координации движений. Игровая
деятельность, используемая на занятиях, помогает развивать творческое
мышление, произвольное внимание, воображение детей.
Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных
зрителей. Привлекаю их к работе над театрализацией. Совместно с детьми
они читают произведения, просматривают видеофильмы, рекомендованные
педагогами по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает
внутренний мир, а главное учит членов семьи взаимопониманию, сближает
их.
На начальных этапах работы с детьми с ОНР основными исполнителями
являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Стараюсь дать
возможность выступить каждому ребёнку даже с самой маленькой ролью.
Создавая образ, они учатся преодолевать не только речевые трудности, но и
справляться с застенчивостью.
Работа над связной речью посредством театрализованной деятельности
проводится поэтапно.
На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения,
направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря этому
движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети
начинают легче переключаться с одного движения на другое.
Предлагаю следующие игровые упражнения: «Съешь кислый лимон…»,
«Рассердись на драчуна…», «Испугаться злого волка…», и др.
На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и
речевого аппарата, правильной артикуляции, такие как: «Салют в стакане»,
«Волшебный телефон», «Подуй на снежинку», «Песенка шарика», «Песенка
водички» и др.
- для развития интонационной выразительности, силы голоса и четкой
дикции предлагаю такие игры как «Чудо-лесенка», «Громко-тихо», «Скажи
как большой медведь, как маленький медвежонок» и проговаривание
различных скороговорок сначала в медленном, затем в быстром темпе.
На третьем этапе мы переходим к драматизации стихов, прибауток,
потешек. Например, потешки «Курочка-рябушечка», «Гуси, вы, гуси!»,
«Тень-тень-потетень». Дети разыгрывают их, используя настольный или
пальчиковый театр.
На четвертом этапе мы переходим к более сложному виду деятельности -
драматизации рассказов и сказок. Для этого подойдут сказки «Курочка Ряба»,
«Волк и козлята», рассказы: «Как Маша стала большой» (по Е. Пермяку),
«Маша обедает» (С.Капутикян), «Как собака себе друга искала» (мордовская
сказка) и др. Дети разыгрывают небольшие по объёму тексты как актеры,
используя маски или элементы костюмов. Один и тот же текст подойдет для
разных инсценировок.
Инсценирование сказок очень увлекает детей. Они начинают
импровизировать, наряжаться, обыгрывать ту или иную сценку в
самостоятельной деятельности.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают
использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в
бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа мини-
спектаклей, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей.
Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять,
анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся
внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность
активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную
насыщенность.