Автор: Поворотова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Теремок"
Населённый пункт: город Бор, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского "Мороз Иванович"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5«Теремок»
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Выполнила: Поворотова С.В.
воспитатель
1-ой категории
2017год
Цель: Познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Задачи:
Обучающая: Довести до сознания детей замысел сказки (трудолюбие вознагра-
ждается). Познакомить с новой пословицей о труде (по работе и награда).
Развивающая: Развивать интерес к жанру сказки, подводить к осознанию её
особенностей. Развивать внимание детей, умение выделять пропущенные части
сказки в мультфильме.
Воспитательная: Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Словарная работа: Активизировать в речи детей фразеологизмы (не покладая
рук, как в воду опущенный). Обращать внимание на образные выражения (горе-
мычная, затейница, приключилась беда, почивать).
Материал и оборудование: Иллюстрации к сказке, мультфильм по сказке «Мо-
роз Иванович», использование мультимедийного оборудования.
Методы и приёмы: Постановка цели, проблемные вопросы, выразительное чте-
ние воспитателя, беседа по содержанию (постановка поисковых вопросов),
подсказывание, объяснение незнакомых слов, динамическая пауза, игровое
упражнение, просмотр мультфильма по сказке, сравнительный анализ произве-
дения и мультфильма, рефлексия.
Содержание ОД
Этапы
Действия воспитателя
Действия детей
1.Организа-
ционный мо-
мент.
- Ребята, какие пословицы вы зна-
ете о труде?
- Иногда в народе говорят:
«По работе и награда». Что озна-
чает эта пословица? В каких слу-
чаях так говорят?
- Кто не работает, тот не
ест.
- Лениться да гулять, до-
бра не видать.
Дети размышляют.
2.Знакомство
с произведе-
нием.
- Послушайте сказку Владимира
Федоровича Одоевского «Мороз
Иванович», потом скажите, какая
из пословиц о труде больше всего
подходит по смыслу к этой сказке.
-Почему пословица «По работе и
награда» больше всего подходит к
этой сказке?
Слушают сказку.
Дети высказываются.
3.Беседа о
прочитан-
ном.
-Кто вам больше всего понравился
в сказке? Почему?
-Справедливо ли поступил Мороз
Иванович с Ленивицей, Рукодель-
ницей?
-Почему автор сказки назвал
своих героинь Ленивица и руко-
дельница?
-Какими словами можно сказать о
сёстрах?
-Что любила делать одна сестра?
Что любила делать другая?
-Расскажите, как попала Рукодель-
ница в гости к Морозу Иванови-
чу?
-Вспомните, каким она увидела
жильё Мороза Ивановича?
-Заметила ли эту красоту Лениви-
ца?
-Какими словами можно сказать о
том, как трудилась Рукодельница?
Дети отвечают на вопро-
сы.
4.Динамиче-
ская пауза.
-Расскажите, как наградил Мороз
Иванович одну девочку и наказал
другую?
-Какая Ленивица была в конце
сказки?
Ветер веет над полями.
Ветер веет над полями,
И качается трава.
Облако плывёт над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья-
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнём.
Дети плавно качают рука-
ми над головой.
Потягивания-руки вверх.
Наклоны вправо-влево,
вперед-назад.
Ходьба на месте.
Дети садятся.
5.Игровое
упражнение.
Воспитатель называет сказочные
слова (горемычная, затейница,
беда приключилась, почивать, в
поте лица).
- Вспомните, как говорится в
сказке о пирожке?
-О яблоках?
-О воде?
Дети отвечают, к кому в
сказке они относятся и что
означают.
- Румяный, поджаристый.
- Золотые.
- Хрустальная.
6.Просмотр
мультфиль-
ма.
-Ребята, сейчас посмотрите мульт-
фильм и определите, какие момен-
ты сказки в нём пропущены?
Дети смотрят мультфильм,
после этого называют, что
пропущено, обращают
внимание на другой конец
сказки, где Ленивица ис-
правилась и Мороз Ивано-
вич подарил ей настоящие
бусы.
7.Рефлексия
-Дети, с какой сказкой мы с вами
Высказывания детей.
сегодня познакомились?
-Что или кто больше всего вам по-
нравился?
-Чему учит сказка?