Вокальный ансамбль как одна из форм коллективного музицирования
Автор: Закизянова Гузель Ильясовна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБОУ ДО Детская музыкальная школа №3 Населённый пункт: Альметьевск Наименование материала: статья Тема: Вокальный ансамбль как одна из форм коллективного музицирования Раздел: дополнительное образование
Вокальный ансамбль как одна из форм коллективного музицирования
Вокальный
ансамбль
является
художественно
-
эффективной
и
жизнеспособной формой вокального пения для певцов, лишенных от природы
ярких
сольных
голосов.
Голосовая
недостаточность
(неяркий
тембр,
ограниченность
звуковысотного
и
динамического
диапазона)
при
работе
в
ансамбле скрадывается. Это еще раз подчеркивает практическую важность и
доступность
данного
вида
вокального
исполнительства,
а
также
дает
возможность
расширить
границы
творческого
самовыражения
в
вокальном
искусстве. Коллективным музицированием учащиеся начинают заниматься со 2
класса музыкальной школы, приобретя певческие навыки на уроках сольного
вокала в 1 классе.
Ансамбль
использует
и
развивает
базовые
навыки,
полученные
на
занятиях в классе сольного пения.
Целью
занятий
вокальным
ансамблем
является
развитие
творческой
инициативы и способностей учащихся.
Основной
задачей
класса
группового
вокального
ансамбля
является
приобретение и закрепление
навыков совместного исполнения вокальных
произведений, как:
Развитие чувства ансамбля (слушать себя и партнеров);
Развитие чувства гармонического слуха;
Выработка единой манеры звукообразования;
Ритмическая и темповая слитность;
Интонационная слаженность;
Стремление к единству образно – художественных элементов исполняемых
произведений, а так же развитие у детей художественного вкуса, воспитание
коллективной творческой и исполнительской дисциплины.
Каждое занятие по ансамблю обязательно включает следующие формы и
методы работы на уроке:
разогрев
голосового
аппарата
поющих
через
исполнение
специально
подобранного комплекса упражнений, имеющего вспомогательный характер
и не сложного в вокально-техническом отношении;
работу над ансамблевым звучанием (формирование навыков ансамблевого
пения) с помощью вокально-тренировочного материала (исполнение разного
рода
мелодико-ритмических
упражнений,
попевок,
гармонических
последовательностей и т. п.) под сопровождение фортепиано и a cappella,
отработку штрихов и приемов;
работу над вокальным произведением (выбор произведения, разучивание
мелодического материала, работа над партитурой).
на заключительном этапе работы над произведением необходимо вводить
элементы
постановки
концертного
номера,
а
именно
работа
над
сценическим
поведением
через мимику, жесты и телодвижения, при
необходимости использование хореографических средств.
Состав ансамбля формируется из учащихся младших и старших классов
музыкальной школы с учетом возрастных особенностей, природных данных,
индивидуальных особенностей вокальных данных детей.
Вся вокальная работа осуществляется в процессе работы над
разучиваемым
репертуаром,
доступном
и
способствующем
духовному
и
вокально – техническому росту
учащихся, определяющим творческое лицо
ансамбля, а также позволяющее решать воспитательные задачи.
Подбирая учебный репертуар, следует учитывать следующее: в репертуар
ансамбля должны входить эстрадные произведения современных российских
композиторов, пишущих для детей, известных советских композиторов, а также
песни кинофильмов, известных российских и зарубежных мюзиклов, джазовая
современная и классическая музыка.
Занимаясь в
вокальном ансамбле, учащийся овладевает
навыками
смешанного типа дыхания, свободного звучания голоса, чистоты интонации,
развивает
чувство
ритма,
стиля,
а
также
осмысленности
и
искренности
исполнения.
Список литературы
1.
Апраскина О.А. «Музыкальное воспитание в школе».- М., 1978.-58-59с.
2.
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».-
М .,1992.-143с.
3.
Теплов Б. «Психология музыкальных способностей».- М., 1961.