Автор: Чертковская Ольга Юрьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "Ботовский детский сад" Населённый пункт: д.Ботово, Череповецкого района, Вологодской области Наименование материала: конспект занятия Тема: "Путешествие на неизвестную планету" Раздел: дошкольное образование
Форма
образовательная деятельность
по формированию лексико-грамматических средств языка,
развитию связной речи и обучению элементам грамоты
для детей с ТНР (ОНР 3 уровня речевого развития)
в подготовительной к школе
группе компенсирующей направленности
.
Возраст детей
– 6-7 лет
Срок подготовки
– 1-2 недели
ФИО, должность автора
–
Чертковская Ольга Юрьевна,
учитель – логопед,
высшая кв. к.
Череповецкий район, д.Ботово
2016г.
Пояснительная записка
1
Цель - систематизация детских представлений о космосе, развитие и коррекция речи дошкольников с
общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи НОД
при интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС:
Познавательное развитие: расширить кругозор детей по теме «Космос», формировать представления
детей о профессии космонавта, о разнообразии и особенностях космических тел.
Художественно-эстетическое: развивать
способность
слушать
литературное
произведение
в
виде
стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание
(загадка о Ю. Гагарине, стихи о космосе, о планете Земля);
Социально
–
коммуникативное: воспитывать
любовь
к
планете,
на
которой
живем,
и
бережное
отношение
к
окружающему
миру;
формировать
умение
адекватно
оценивать
работу
товарища;
совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать;
формировать
у
детей
умение
вести
диалог
с
педагогом,
со
сверстниками;
быть
доброжелательным
собеседником; воспитывать культуру речевого общения; воспитывать самостоятельность, активность,
умение работать в коллективе;
Физическое : развивать навыки общей и мелкой моторики.
Речевое развитие и коррекция речи:
Коррекционно-образовательные : формировать умение
составлять слово из букв разрезной азбуки;
выполнять звуковой- буквенный анализ слова;
подбирать родственные слова;
согласовывать числительные и существительные.
образовывать существительные множественного числа родительного падежа;
образовывать относительные прилагательные.
Коррекционно-развивающие: развивать и совершенствовать
навыки звукового анализа на уровне слов и предложений,
навыки чтения; стимулировать интонационную выразительность;
фонематический слух и фонематическое восприятие;
логическое мышление, внимание, воображение;
индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;
Коррекционно-воспитательные:
формировать положительную установку на участие в путешествии;
учиться работать парами и в подгруппе;
воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.
Ожидаемые результаты: систематизация детских представлений о космосе, развитие и коррекция
речи дошкольников по теме «Космос», умение дошкольников применить имеющиеся представления и
сформированные
навыки
в
развитии
звукопроизношения,
лексико-грамматических
средств
языка,
словаря, связной речи в новых нестандартных условиях.
Методическое и материально-техническое обеспечение, информационно-компьютерная
поддержка:
музыка; фонограмма старта космической ракеты; картинный раздаточный материал, карточки с
верхним защитным покрытием, обручи, шапочки-маски, фишки, разрезанная азбука.
мультимедийная система для презентации, ноутбук, экран; запись песни «Земля в
иллюминаторе»
Учебно-развивающая программная среда:
Цикл занятий в рамках проектной деятельности «Этот загадочный Космос».
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по формированию лексико-грамматических средств языка,
обучению элементам грамоты и развитию связной речи
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР - III уровня речевого развития
2
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Тема: «Вперед, в космические дали!».
1. Организационный момент . Дети стоят в кругу у экрана.
Чтение стихотворения ребенком о космосе.
Вот звездное небо! Что видно на нем?
Звезды там светят далеким огнем!
Только ли звезды на небе сияют?
Нет! Среди звезд там планеты блуждают!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовется планетой ... (Земля)!
2 . Мотивационно- побудительный момент . Дети стоят в кругу у экрана.
Обращает внимание детей на видео сообщение от инопланетян:
- Дети, к нам пришло видеосообщение.
Вы внимательно прослушайте и попробуйте ответить на вопросы:
- Кто отправил это сообщение? Куда он приглашает? Что для этого надо сделать?
«Дорогие,
Земляне!
Мы
приглашаем
вас
слетать
в
космос,
чтобы
встретиться
с
нами
и
найти
«Неизвестную планету». А как она называется, вы узнаете тогда, когда выполните все наша задания. До
встречи на неизвестной планете».
- Ну что, ребята, кто хочет отправиться в космос, поднимите руки?
3. Осознание и определение темы занятия. Стоят в кругу у экрана.
- Дети, как мы назовем наше занятие?
Дети предлагают различные темы:
«Полет на неизвестную планету», «Полет в космос», «Космическое путешествие».
- Тема занятия: «Полет на неизвестную планету».
4. Актуализация знаний о космосе. Дети смотрят видеоролик «Этот загадочный космос»
5. Актуализация знаний о космонавте и космонавте Ю. А. Гагарине. Дети смотрят презентацию
«Первый космонавт»
- Скажите, пожалуйста, как называют людей, которые летают в космос?
(Людей, которые летают в космос, называют космонавтами ).
- Вспомните, кто же был первым космонавтом на Земле? (Ю. А. Гагарин)
- Когда это произошло? (12 апреля 1961г)
– Сколько лет прошло со дня первого полета в космос? (55 лет).
6. Д/игра «Составь слово». Дети выходят к мольберту.
- Скажите, а на чем же мы с вами полетим в космос?
(В космос можно полететь на ракете, летательном аппарате, на космической станции).
Дети
и
учитель-логопед
отправляются
на
«космодром».
На
мольберте
изображен
космодром
и
космические ракеты. Логопед обращает внимание детей, как много космических ракет на космодроме.
Проводится игра:
- Посчитаем
космические
ракеты Дети
согласовывают
числительное
и
прилагательное
с
существительным: «Одна космическая ракета, две космические ракеты и т.д.»
3
Логопед обращает внимание детей на то, что у каждой ракеты есть название. Но название одной
ракеты непонятно, все буквы перепутались. Логопед предлагает детям собрать слово и узнать название
ракеты.
- Тут спряталось какое-то слово, давайте его соберем из букв и прочитаем.
Дети составляют из букв разрезной азбуки на мольберте: ВОСТОК .
У каждого ребенка на столе макет ракеты из картона. Но дети замечают, что на ракетах нет
иллюминаторов. Логопед предлагает «разбросать» слово ВОСТОК на звуки и вместо иллюминаторов
поставить круглые разноцветные фишки, которыми мы обозначим звуки в слове ВОСТОК. Дети
выполняют звуковой анализ слова ВОСТОК. На ракету ставят фишки (иллюминаторы)-символы звуков.
- Молодцы, все справились с заданием, приготовились к старту.
7. Д/игра «Получи пропуск».
Логопед уточняет: «Для того, чтобы отправиться в космос, надо получить пропуск. У каждого из детей на
столе
карточка,
покрытая
серебристым
слоем
краски.
Дети
стирают
защитный
слой,
на
карточке
появляется картинка . Получают пропуск с картинкой и встают в ряд.
Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
- Для того, чтобы попасть на космодром, вам надо получить пропуск:
назвать новое слово - признак предмета, отвечающее на вопрос какой? Признак образуем от слова,
обозначающего предмет на вашей картинке-пропуске.
звезда – звездный, солнце – солнечный, луна – лунный, космос- космический и т.д.
8. Словарная работа – новое слово
СКАФАНДР
. Дети стоят в шеренге, имитируют надевание скафандра.
- Можно ли полететь в космос в нашей одежде? Что мы наденем на себя?
- Нет, у космонавта есть специальная одежда- скафандр.
- Что такое скафандр? (Скафа́
ндр - это специальная одежда космонавтов, которая защищает их в
космосе).
- Скафандр какой? (Блестящий, прочный, крепкий, надежный).
9. Гимнастика для язычка . Движение по кругу с сопровождением речи.
- Есть волшебные слова, чтобы отправиться в путешествие.
- Как надо проговорить эти слова? Почему?
(Я думаю, что космонавты должны четко, громко и правильно говорить, чтобы их слова поняли и
услышали на Земле)
- Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
10.Игра на развитие фонематического восприятия «Угадай звук». Заняли места в отсеках ракеты –
обручах.
- Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет.
- Начинаем обратный отсчет. 10,9,8,7….1 Старт! (Звучит музыкальная запись)
«Космическая» музыка затихает. Слышен гул мотора.
- Послушайте, что это за звук? (Это звук взлетающего космического корабля).
- Какие еще бывают звуки? (Речевые и неречевые: звуки природы, техники и т.д.)
-Игра «Поймай звук» (Дети хлопают в ладоши - «ловят звук», когда слышат звук взлетающего
корабля: РРРРР
4
11. Игра «Один - много». Дети летят в ракетах – обручах.
- Вот мы и летим в космическом корабле к неизвестным планетам.
Давайте выглянем в иллюминатор и поиграем в игру «Один – много»: я вижу одну планету, а я вижу
много ... (планет, комет, звезд, ракет, созвездий, орбит, галактик, метеоритов, кратеров,).
12. Космическая разминка .Стоят вокруг макета Солнечной системы на звездочках.
- Мы приблизились к неопознанным объектам. Что вы видите?
На луне жил звездочёт (Показать в небо рукой)
Он планетам вёл учёт: (Смотрят в телескоп)
Меркурий — раз (Описать круг руками)
Венера-два-с, (Хлопок)
Три — Земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон влево- вправо)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперед -прогнуться назад)
Девять-дальше всех–Плутон. (Поднять правую руку, потом левую)
13. Составление предложений с предлогами НАД, ПОД, НА.
- Где была ракета? Составьте предложение с маленьким словом и выберите схему предлога. (Ракета
пролетала над Меркурием. Ракета пролетала под Венерой. Ракета прикоснулась к Луне. Ракета
приземлилась на планету Земля).
14. Д/игра «Луна, Земля и Солнце». Дети стоят у столов.
- Кто знает, что такое Луна? (Луна – это спутник Земли).
- Предлагаю поиграть в игру «Луна, Земля и Солнце». Дети надевают шапочки Луны, Земли и
Солнца. По очереди демонстрируют движение Земли вокруг Солнца, Луны вокруг Земли.
- Инопланетяне предлагают составить схему предложение со словом ЛУНА.
(Луна облетает вокруг Земли).
- Какое 1-е слово в предложении? (Луна). - Назовите 2 слово (облетает).
- А какое 3 слово? (вокруг). - Какое слово не называли? (Земли).
- Сколько слов в предложении? (4 слова)
Д/игра «Живые слова» (Выходит к доске столько детей- сколько слов в предложении, первый ребенок
поднимает руку, обозначая Большую букву в начале предложения. Цель: формировать языковой анализ на
уровне предложения.
/______ ______ __ ______.
15. Планета Желаний . Дети подходят к экрану, на слайде изображена планета и её название.
Цель: развитие воображения и умения читать слова.
- Вот мы и добрались до неизвестной планеты.
- Прочитайте, как она называется. (Планета ЖЕЛАНИЙ).
- Как вы думаете, что на ней происходит? (Загадывают желания).
- Продолжите фразу «Я желаю…». Ребята получают звёздочки и загадывают желание!
16. Возвращение на Землю. - Начинаем обратный отсчет. 10,9,8,7….1 Старт!
5
Движение по кругу с сопровождением речи: «Чу-чу-чу-на Землю я хочу.
Ой-ой-ой- вернемся мы домой.
17. Заключительный. Оценка деятельности детей. Дети сидят на стульях:
- Наш корабль взял курс на Землю!
- Каждый из вас сегодня был космонавтом. Что особенно вам понравилось? Что вас увлекло? Что
хотелось бы повторить? Чему вы сегодня научились?
Я хочу подарить вам медали- космические звезды на память о нашем путешествии.
Во время вручения медалей звучит песня «Земля в иллюминаторе» группы «Земляне».
6