Напоминание

"Путешествие на неизвестную планету"


Автор: Чертковская Ольга Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Ботовский детский сад"
Населённый пункт: д.Ботово, Череповецкого района, Вологодской области
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Путешествие на неизвестную планету"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МДОУ «Ботовский детский сад»

Тема

«Путешествие на неизвестную планету»

Форма
образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи и обучению элементам грамоты для детей с ТНР (ОНР 3 уровня речевого развития) в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности .
Возраст детей


6-7 лет
Срок подготовки


1-2 недели
ФИО, должность автора
– Чертковская Ольга Юрьевна, учитель – логопед, высшая кв. к.
Череповецкий район, д.Ботово

2016г.

Пояснительная записка
1

Цель -
систематизация детских представлений о космосе, развитие и коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи НОД

при интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС:

Познавательное развитие:
расширить кругозор детей по теме «Космос», формировать представления детей о профессии космонавта, о разнообразии и особенностях космических тел.
Художественно-эстетическое:
развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание (загадка о Ю. Гагарине, стихи о космосе, о планете Земля);
Социально



коммуникативное:
воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру; формировать умение адекватно оценивать работу товарища; совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать; формировать у детей умение вести диалог с педагогом, со сверстниками; быть доброжелательным собеседником; воспитывать культуру речевого общения; воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе;
Физическое :
развивать навыки общей и мелкой моторики.
Речевое развитие и коррекция речи:
Коррекционно-образовательные
:
формировать умение  составлять слово из букв разрезной азбуки;  выполнять звуковой- буквенный анализ слова;  подбирать родственные слова;  согласовывать числительные и существительные.  образовывать существительные множественного числа родительного падежа;  образовывать относительные прилагательные. Коррекционно-развивающие: развивать и совершенствовать  навыки звукового анализа на уровне слов и предложений,  навыки чтения; стимулировать интонационную выразительность;  фонематический слух и фонематическое восприятие;  логическое мышление, внимание, воображение;  индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности; Коррекционно-воспитательные:  формировать положительную установку на участие в путешествии;  учиться работать парами и в подгруппе;  воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.
Ожидаемые результаты:
систематизация детских представлений о космосе, развитие и коррекция речи дошкольников по теме «Космос», умение дошкольников применить имеющиеся представления и сформированные навыки в развитии звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка, словаря, связной речи в новых нестандартных условиях.


Методическое и материально-техническое обеспечение, информационно-компьютерная

поддержка:
 музыка; фонограмма старта космической ракеты; картинный раздаточный материал, карточки с верхним защитным покрытием, обручи, шапочки-маски, фишки, разрезанная азбука.  мультимедийная система для презентации, ноутбук, экран; запись песни «Земля в иллюминаторе»
Учебно-развивающая программная среда:
 Цикл занятий в рамках проектной деятельности «Этот загадочный Космос».
Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по формированию лексико-грамматических средств языка,

обучению элементам грамоты и развитию связной речи

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР - III уровня речевого развития
2

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Тема: «Вперед, в космические дали!».

1. Организационный момент
. Дети стоят в кругу у экрана. Чтение стихотворения ребенком о космосе. Вот звездное небо! Что видно на нем? Звезды там светят далеким огнем! Только ли звезды на небе сияют? Нет! Среди звезд там планеты блуждают! И вместе с ними планета моя - Та, что зовется планетой ... (Земля)!
2
.
Мотивационно- побудительный момент
. Дети стоят в кругу у экрана. Обращает внимание детей на видео сообщение от инопланетян: -
Дети, к нам пришло видеосообщение.

Вы внимательно прослушайте и попробуйте ответить на вопросы:

- Кто отправил это сообщение? Куда он приглашает? Что для этого надо сделать?
«Дорогие, Земляне! Мы приглашаем вас слетать в космос, чтобы встретиться с нами и найти «Неизвестную планету». А как она называется, вы узнаете тогда, когда выполните все наша задания. До встречи на неизвестной планете».
- Ну что, ребята, кто хочет отправиться в космос, поднимите руки?

3. Осознание и определение темы занятия.
Стоят в кругу у экрана.
- Дети, как мы назовем наше занятие?
Дети предлагают различные темы: «Полет на неизвестную планету», «Полет в космос», «Космическое путешествие».
- Тема занятия: «Полет на неизвестную планету».

4. Актуализация знаний о космосе.
Дети смотрят видеоролик «Этот загадочный космос»
5. Актуализация знаний о космонавте и космонавте Ю. А. Гагарине.
Дети смотрят презентацию «Первый космонавт»


- Скажите, пожалуйста, как называют людей, которые летают в космос?
(Людей, которые летают в космос, называют
космонавтами
).
- Вспомните, кто же был первым космонавтом на Земле?
(Ю. А. Гагарин)
- Когда это произошло?
(12 апреля 1961г)
– Сколько лет прошло со дня первого полета в космос?
(55 лет).
6. Д/игра «Составь слово».
Дети выходят к мольберту.
- Скажите, а на чем же мы с вами полетим в космос?
(В космос можно полететь на ракете, летательном аппарате, на космической станции). Дети и учитель-логопед отправляются на «космодром». На мольберте изображен космодром и космические ракеты. Логопед обращает внимание детей, как много космических ракет на космодроме. Проводится игра: -
Посчитаем

космические

ракеты
Дети согласовывают числительное и прилагательное с существительным: «Одна космическая ракета, две космические ракеты и т.д.» 3
Логопед обращает внимание детей на то, что у каждой ракеты есть название. Но название одной ракеты непонятно, все буквы перепутались. Логопед предлагает детям собрать слово и узнать название ракеты. -
Тут спряталось какое-то слово, давайте его соберем из букв и прочитаем.
Дети составляют из букв разрезной азбуки на мольберте:
ВОСТОК
. У каждого ребенка на столе макет ракеты из картона. Но дети замечают, что на ракетах нет иллюминаторов. Логопед предлагает «разбросать» слово ВОСТОК на звуки и вместо иллюминаторов поставить круглые разноцветные фишки, которыми мы обозначим звуки в слове ВОСТОК. Дети выполняют звуковой анализ слова ВОСТОК. На ракету ставят фишки (иллюминаторы)-символы звуков. -
Молодцы, все справились с заданием, приготовились к старту.

7. Д/игра «Получи пропуск».
Логопед уточняет: «Для того, чтобы отправиться в космос, надо получить пропуск. У каждого из детей на столе карточка, покрытая серебристым слоем краски. Дети стирают защитный слой, на карточке появляется картинка
.
Получают пропуск с картинкой и встают в ряд. Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
- Для того, чтобы попасть на космодром, вам надо получить пропуск:

назвать новое слово - признак предмета, отвечающее на вопрос какой? Признак образуем от слова,

обозначающего предмет на вашей картинке-пропуске.
звезда – звездный, солнце – солнечный, луна – лунный, космос- космический и т.д.
8. Словарная работа – новое слово

СКАФАНДР
. Дети стоят в шеренге, имитируют надевание скафандра. -
Можно ли полететь в космос в нашей одежде? Что мы наденем на себя?
- Нет, у космонавта есть специальная одежда- скафандр. -
Что такое скафандр?
(Скафа́ ндр - это специальная одежда космонавтов, которая защищает их в космосе).
- Скафандр какой?
(Блестящий, прочный, крепкий, надежный).
9. Гимнастика для язычка
. Движение по кругу с сопровождением речи.
- Есть волшебные слова, чтобы отправиться в путешествие.

- Как надо проговорить эти слова? Почему?
(Я думаю, что космонавты должны четко, громко и правильно говорить, чтобы их слова поняли и услышали на Земле) - Чу – чу – чу, в космос полететь хочу. Им – им – им, на ракете полетим. Ды – ды – ды, долетим мы до звезды. Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
10.Игра на развитие фонематического восприятия «Угадай звук».
Заняли места в отсеках ракеты – обручах. - Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. - Начинаем обратный отсчет. 10,9,8,7….1 Старт! (Звучит музыкальная запись) «Космическая» музыка затихает. Слышен гул мотора.
- Послушайте, что это за звук?
(Это звук взлетающего космического корабля).
- Какие еще бывают звуки?
(Речевые и неречевые: звуки природы, техники и т.д.)
-Игра «Поймай звук»
(Дети хлопают в ладоши - «ловят звук», когда слышат звук взлетающего корабля: РРРРР 4

11. Игра «Один - много».
Дети летят в ракетах – обручах. - Вот мы и летим в космическом корабле к неизвестным планетам. Давайте выглянем в иллюминатор и поиграем в игру «Один – много»: я вижу
одну
планету, а я вижу
много ...
(планет, комет, звезд, ракет, созвездий, орбит, галактик, метеоритов, кратеров,).
12. Космическая разминка
.Стоят вокруг макета Солнечной системы на звездочках.
- Мы приблизились к неопознанным объектам. Что вы видите?
На луне жил звездочёт (Показать в небо рукой) Он планетам вёл учёт: (Смотрят в телескоп) Меркурий — раз (Описать круг руками) Венера-два-с, (Хлопок) Три — Земля, четыре — Марс, (Присесть) Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон влево- вправо) Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперед -прогнуться назад) Девять-дальше всех–Плутон. (Поднять правую руку, потом левую)
13. Составление предложений с предлогами НАД, ПОД, НА.

- Где была ракета? Составьте предложение с маленьким словом и выберите схему предлога.
(Ракета пролетала
над
Меркурием. Ракета пролетала
под
Венерой. Ракета прикоснулась
к
Луне. Ракета приземлилась
на
планету Земля).
14. Д/игра «Луна, Земля и Солнце».
Дети стоят у столов. -
Кто знает, что такое Луна?
(Луна – это спутник Земли). -
Предлагаю поиграть в игру «Луна, Земля и Солнце».
Дети надевают шапочки Луны, Земли и Солнца. По очереди демонстрируют движение Земли вокруг Солнца, Луны вокруг Земли.
- Инопланетяне предлагают составить схему предложение со словом ЛУНА.
(Луна облетает вокруг Земли).
- Какое 1-е слово в предложении?
(Луна).
- Назовите 2 слово
(облетает).
- А какое 3 слово?
(вокруг).
- Какое слово не называли?
(Земли).
- Сколько слов в предложении?
(4 слова) Д/игра «Живые слова» (Выходит к доске столько детей- сколько слов в предложении, первый ребенок поднимает руку, обозначая Большую букву в начале предложения. Цель: формировать языковой анализ на уровне предложения. /______ ______ __ ______.
15. Планета Желаний
. Дети подходят к экрану, на слайде изображена планета и её название. Цель: развитие воображения и умения читать слова.
- Вот мы и добрались до неизвестной планеты.

- Прочитайте, как она называется.
(Планета ЖЕЛАНИЙ).
- Как вы думаете, что на ней происходит?
(Загадывают желания). -
Продолжите фразу
«Я желаю…». Ребята получают звёздочки и загадывают желание!
16. Возвращение на Землю.
- Начинаем обратный отсчет. 10,9,8,7….1 Старт! 5
Движение по кругу с сопровождением речи: «Чу-чу-чу-на Землю я хочу. Ой-ой-ой- вернемся мы домой.
17. Заключительный. Оценка деятельности детей.
Дети сидят на стульях: -
Наш корабль взял курс на Землю!

- Каждый из вас сегодня был космонавтом. Что особенно вам понравилось? Что вас увлекло? Что

хотелось бы повторить? Чему вы сегодня научились?

Я хочу подарить вам медали- космические звезды на память о нашем путешествии.
Во время вручения медалей звучит песня «Земля в иллюминаторе» группы «Земляне». 6


В раздел образования