Автор: Кудинова Екатерина Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Ожерельевский центр дополнительного образования городского округа Кашира"
Населённый пункт: мкр. Ожерелье
Наименование материала: Методическая разработка занятия в объединении "Старая добрая кукла"
Тема: "Кукла из лыка"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Ожерельевский центр дополнительного образования городского
округа Кашира»
Объединение «Старая добрая кукла».
Методическая разработка занятия:
«Кукла из лыка».
Подготовила и провела:
педагог дополнительного образования
Кудинова Екатерина Андреевна
Ожерелье, 2017 г.
1.ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУКОЛ.
В современном высокотехнологичном мире, к счастью, все- таки осталось
место народным ремёслам. Многим людям очень интересна сегодня история
своего народа, диковинные обряды и национальные забавные игрушки.
Среди них особое место занимает кукла, которая горячо любима детьми и по
сей день, ведь она мягонькая, нарядная, теплая. И с ней столько ролевых игр
можно придумать.
Изготовление кукол из природного материала уходит своими корнями в
далекое прошлое. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из
подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в
дом. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица
не может поселиться нечистая сила. Куклы делались вручную бабушками или
мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями. Изготовляли их без
ножниц, иголок. То, что кукла была « безликой», позволяло детям мечтать и
фантазировать. Дети могли выдумывать её настроение и характер. Через игры
с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными
ситуациями, познавали мир природы и общества.
На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему находит свой путь
к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в
своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В
этом главная ценность народной куклы.
Я предлагаю изготовить куклу из лыка, которая принесёт в ваш дом
природный аромат и солнечный свет.
Для знакомства детей с природным материалом можно подготовить
небольшой рассказ о процессе заготовления лыка и его применении.
( см. Приложение 1.)
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
Цель: Научить детей делать куклу из лыка.
Приобщить
детей
к
народным
традициям
декоративно
-
прикладного
искусства и бытового дизайна.
Задачи:
Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей, приобщение детей
к основам рукоделия.
Ознакомление с техникой изготовления обереговой куклы из лыка.
Развивать
художественный
вкус
при
комбинировании
ткани
и
тесьмы.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к народной кукле.
3. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ.
клеевой пистолет;
разноцветные атласные ленты различной ширины;
лоскуты ткани;
спички;
ножницы;
кисть из мочала;
спица;
прозрачный скотч;
немного кружев;
ножницы (Приложение 2.)
Размеры могут отличаться, так как толщину и длину пучка лыка вы можете
взять произвольные.
3. ЭТАПЫ РАБОТЫ.
Развязываем узелки на кисти с помощью заостренного края спицы.
Получившиеся завязки не выкидываем, они еще пригодятся в дальнейшем.
Внутри кисти мочало обжато корой дерева, которая не только плохо
закреплена, но и сильно рассыпается. Отчего вокруг на столе становиться
мусорно постоянно. Прижимаем одной рукой кору, а второй свободной
закрепляем прозрачный скотч.
После этого расправляем волокна как показано на фотографии для
формирования будущей головы нашей куклы.
Обвязываем оставшимися завязками на два узелка выше края коры, оставляя
длинные концы для петельки.
При помощи спицы выравниваем волокна.
Отделяем по бокам равные пучки для рук.
На уровне 1/3 все длины пучка завязываем остатками лыка, сначала на один
узел. Если Вы используете нити, то на два, так как узел из них будет
«скользить».
Сгибаем пополам и кладем пучок на первый узелок.
Завязываем теперь уже на два узелка и концы от лыка заправляем внутрь
пучка.
Повторяем ту же процедуру и с другой стороны. В итоге должно получиться
так.
Обрезаем ножницами торчащие волокна с двух сторон.
Делаем петельку сзади.
Вырезаем из любой ткани кусок размером 10х10 см.
Обвязываем его вокруг головы куклы любым способом. И при помощи
клеевого пистолета фиксируем.
Нарезаем атласную ленту (ширина 2,5 см) на 6-ть отрезков длиной по 5 см.
Затем из ленты аналогичного цвета (ширина 5 см) делаем два одинаковых
отрезка по 10 см. Все 8-мь отрезков необходимо опалить для того, чтобы
ленты не «сыпались».
Поочередно приклеиваем короткие полоски на «руки» куклы, начинаем
клеить их снизу накладывая следующую поверх предыдущей.
Получившиеся плечи обклеиваем узкими (ширина 1,5 см) атласными
ленточками того же цвета длиной 12 см.
Затем закрываем широкими ленточками тело куклы-берегини.
Берем лоскут ткани со специальным скошенным срезом с одной стороны.
Собираем край ткани на иголку в одном направлении, а затем, перевернув
лоскут, еще раз собрать в другом направлении.
Приклеиваем получившуюся юбку к нижнему краю ленты.
После закрываем место склеивания лентой (длина 25 см).
Вырезаем из кружевной ленты фрагмент и приклеиваем его на куколку-
оберег.
Кукла-оберег готова! Дарите для счастья!
Приложение 1.
Рассказ.
Лыко - молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье лиственного дерева - липы, ивы,
дуба. Самое распространённое - липовое лыко. Применяется для изготовления рогожи и
плетения лаптей, корзин, игрушек, используется, как мочало в бане.
Для заготовления лыка скобелем снимали кору с липы, затем замачивали в воду у берега,
в мелком спокойном месте, придавив камням и, примерно на неделю. Потом отдирали
мочало от корья, отмывали мочало «набело» и высушивали на вешалах.
Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное
сокодвижение по стволу (а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева); но
весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще.
Приискивали липы не старые, начиная с тех, что толщиной в руку и до пяди примерно в
толщину (1 пядь – 4 вершка - 17,78 см). Если же дерево попадалось постарше и кора у
него толстая, то сначала скобелем (струг с узким лезвием и двумя ручками) или топором
срезали её верхний слой («наросты»), иначе при сворачивании коры в «кочомки» (мотки)
она будет переламываться и лыко разорвётся на короткие куски. Липу валили топором и
руками «драли лыко» - на комле (толстом конце ствола) надрезали кору, хватались за легко
отделяющиеся закрайки и отдирали длинные полосы коры вместе с лыком от дерева. В
спелую пору лыко толстое и легко сходит вместе с корой. Бывало, что при снятии лыка
пользовались заострённой деревянной лопаткой, сделанной из елового сука.
Старались заготовить как можно более длинное лыко, особенно для витья верёвок. Суки
обрубали, тщательно ободрав липку, ствол разделывали и забирали с собой – из мягкой
белой древесины резали ковши, совки для зерна, ложки; резчики делали из липового
дерева резные киоты, накладную резьбу на мебель. На месте рубки вообще ничего не
бросали, лес соблюдали чистым, не захламляли.
Женщины, выезжая за лыком без мужиков, бывало, не валили дерево, а драли лыко со
стоящей липки, делая зарубки у корня и выше головы, как достанут руки; или же драли
полосы снизу и до самых веток кроны. Дерево при этом оставалось стоять, не взятое лыко
и древесина без пользы пропадали. Так лыко готовили для себя уже при колхозах после
войны, когда на земле трудились, в основном, женщины и дети, при недостатке мужчин –
погибших мужей и отцов.
Заготовленное корьё сворачивали в «кочомки» (мотки) – скручивали ленты коры лычной
стороной наружу, а корой внутрь. Увязывали кочомки тонкими полосками того же лыка и
укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку. Приехав под парусом домой, на
Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив
камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды – в
холодное лето вымачивали дольше, в тёплое – короче. Обычно мочили в озере не менее
недели. Как и при мочении льна, конопли, а в древности – крапивы, действие мочения
состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой,
непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые
волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки
и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное
волокно.
Когда видишь это вымоченное лыко - размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее
гнилью – не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих
кочомок получится «солнечное» душистое мочало. Как же этого добивались? Кочомки
вытаскивали на берег, развязывали, и ленты коры развешивали на вешалах (устройства из
жердей для сушки, починки сетей и пр.) вдоль скодни (деревянных мостков для
причаливания лодки). Хорошо вымоченное лыко легко отделяется от коры, обычно
ленты мочала отделяли от коры голыми руками, без всякого инструмента. В случае
затруднения, для снятия последних, грубых волокон, пользовались ножом. Сразу же
толстые и широкие многослойные тяжи лыка разделяли на примерно одинаковые по
толщине и ширине полоски и раскладывали мочало в разные пучки, разделяя его по
качеству и длине волокна.
Приложение 2.
«
ПРАВИЛА
РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ»:
1.
Ножницы клади кольцами к себе.
2.
Следи за движением лезвий во время работы.
3.
Не оставляй ножницы раскрытыми.
4.
Передавай ножницы кольцами вперед.
5.
Не играй ножницами, не подноси их к лицу.