Автор: Трехонина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада", д/с №173 "Василёк".
Населённый пункт: Самарская область, г Тольятти.
Наименование материала: Статья.
Тема: Теоретические основы формирования санитарно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Теоретические основы формирования санитарно-гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста.
«Дурные привычки, как сорняки, появляются и разрастаются очень
быстро, если не искоренять их у своего ребенка.… Уже в дошкольном
возрасте надо начинать формировать целый ряд санитарно-гигиенических
навыков, а также вежливое и предупредительное отношение к старшим и
друзьям». Данное высказывание психолога А. Пинта доказывает то, что
приоритетным направлением в дошкольной педагогике должно быть
привитие детям культуры поведения, в общем, и санитарно-гигиенических
навыков в частности.
К санитарно-гигиеническим навыкам, мы относим рациональное
использование условий внешней среды, сообщение детям элементарных
гигиенических сведений и формирование на их основе навыков личной
гигиены, способствующих укреплению здоровья детей.
Санитарно-гигиеническое воспитание – это непрерывный и
планомерный процесс. С первых месяцев жизни ребенка постоянное
повторение в течение суток одних и тех же процессов, совершающихся всегда
в определенной последовательности, постоянство условий их проведения –
все это способствует формированию многих условных рефлексов. Именно на
основе вышесказанного, при правильных воспитательных воздействиях у
детей легко формируются санитарно-гигиенические навыки.
С понятием санитарно-гигиенического навыка связывается весь тот
комплекс автоматизированных действий, которые позволяют человеку иметь
целесообразное поведение в окружающей среде.
К ним следует отнести: любить чистоту, следить за опрятностью своей
одежды, обуви, пользоваться только индивидуальными предметами туалета,
не есть из чужой тарелки, есть, только предварительно вымыв руки,
ежедневно заниматься утренней гимнастикой, выполнять закаливающие
процедуры, правильно ухаживать за зубами и полостью рта, уметь
пользоваться туалетной бумагой и др.
Какова же роль вышеперечисленных санитарно-гигиенических навыков
в развитии ребенка?
В первую очередь, здесь необходимо сказать, что они являются,
практически, первыми и основными условиями развития у ребенка
потребности в здоровом образе жизни.
Формирование здорового образа жизни, в свою очередь, во многом
обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация
ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является
важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В.
Бордовской, В.П.Озерова, СЮ. Толстовой, Д.И. Фельдштейна
подчеркивается роль социума как среды формирования у детей
определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы
формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П.
Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования здоровьесберегающей
культуры работников ДОУ, педагогического процесса посвящены труды
С.В.Васильевой, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной. Теоретические
основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в
ДОУ освещались О.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается
на санитарно-гигиеническом воспитании и обучении детей.
Таким образом, мы можем видеть, что именно дошкольное учреждение,
как социальная среда развития ребенка, является основой для привития
санитарно-гигиенических навыков, которые в свою очередь, служат
фундаментом для здорового образа жизни ребенка в будущем. То есть
гигиенически организованная социальная среда ребенка в дошкольном
образовательном учреждении является первым и основным условием
развития у него потребности в здоровом образе жизни.
Тут возникает следующий вопрос: каким же образом должна быть
организована гигиеническая среда обитания ребенка в дошкольном
учреждении, что бы он черпал из нее наиболее большее количество полезной
для себя информации и строил на ее основе здоровый образ жизни?
Среда развития ребенка в дошкольном учреждении должна быть
организована с учетом педагогических условий оптимально способствующих
привитию культурно – и санитарно-гигиенических навыков.
Под педагогическими условиями формирования санитарно-
гигиенических навыков мы понимаем совокупность требований к
педагогическому процессу, включающих объективные внешние и внутренние
возможности, которые отражаются в содержании, формах, методах,
материально-пространственной среде, социальном окружении, а также
эмоционально-оценочном восприятии и осмыслении информации о здоровье,
гигиене, благодаря мыслительным операциям, «живым» образцам –
ориентирам и т.д.
Эффективность процесса формирования у детей младшего
дошкольного возраста санитарно-гигиенических навыков определяют
выделенные нами педагогические условия:
1)
Соблюдение режима дня как четкого распорядка жизни ребенка в
дошкольном учреждении;
2)
Трансляция позитивного примера как образца - ориентира;
3)
Обогащение опыта детей знаниями и представлениями о личной
гигиене;
4)
Привитие санитарно-гигиенических навыков детям посредством
игры, как ведущего вида деятельности дошкольников.
Итак, остановимся поподробнее на каждом из вышеуказанных
педагогических условиях успешного привития санитарно-гигиенических
навыков детям младшего дошкольного возраста.
В первую очередь, это режим дня. Режим дня в формировании
санитарно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это
четкий распорядок жизни в течение суток. Уже с первых дней своей жизни
ребенок окунается в определенный, установленный значимыми взрослыми
режим дня. В более позднем возрасте, включаясь в режим дня, выполняя
бытовые процессы, ребенок осваивает серию гигиенических навыков. Навык,
ставший потребностью - это привычка. Навык умываться позволяет ребенку
делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это
охотно и без принуждения.
Здесь существует еще один момент, воспитание навыков
осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем
научения, приучения, поэтому воспитание культурно - гигиенических
навыков необходимо планировать в режиме дня. Огромное значение режиму
дня придавал выдающийся педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим -
это средство воспитания, правильный режим должен отмечаться
определённостью, точностью и не допускать исключений. Наблюдения
показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в
соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности
проводятся на высоком педагогическом уровне показатели
работоспособности и развития детей высоки. А самое главное, по режиму
дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям
отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у
старших детей уже более сформированы. Из этого важно подчеркнуть, что
возрастные особенности и индивидуальные способности детей играют
важную роль в режиме дня. То есть планируя режим дня в детских
дошкольных учреждениях необходимо учитывать в первую очередь
возрастные особенности детей.
Исследователи проблемы Виноградова Н.Ф. и Белостоцкая Е.М.
считали, что «режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, у
ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне,
наступает через определенные промежутки времени и сопровождается
ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов.
Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую
деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без
лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.»
Следующим педагогическим условием успешного привития санитарно-
гигиенических навыков, является правильная организация трудовой
деятельности детей. Санитарно-гигиенические навыки лежат в основе
первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по
самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия
ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя.
«Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и
трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и
сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился,
заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает
его требования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается
научить» - считают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина.
В основе вышеизложенной трудовой деятельности, ребенок начинает
знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить
предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и
соотносящие. Первые предполагают овладение предметом - орудием, с
помощью которого человек воздействует на другой предмет( ножом режут
хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий
предметы приводятся в соответствующие пространственные положения:
малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за
петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.
Еще одно педагогическое условие способствующие успешному
привитию санитарно-гигиенических навыков, это индивидуально-
личностный подход к каждому ребенку. Способствование ребенку осознания
собственной индивидуальности и индивидуальности своих сверстников и
взрослых. В этом отношении, освоение санитарно - гигиенических навыков
дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею
это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки
для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а
так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов
малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно -
следственные связи.
Санитарно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка.
Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого
себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и
умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к
пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе
бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из
растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на
ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний
вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде,
просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется
потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие,
совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому
они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь,
малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки - ручки, завязывая
бантик или шарфик - свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое
отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.
Санитарно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией
психического развития - развитием воли. Здесь педагогам необходимо быть
особенно внимательными и терпимыми. Так как всякое действие детям
младшего дошкольного возраста дается с большим трудом. И не всегда
хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается.
И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем
затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень
быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите»,
«оденьте». Афонькина Ю.А. и Урунтаева Г.А. считают: « Для того чтобы
завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить
волевые усилия.
С возрастом по мере овладения санитарно - гигиеническими навыками
ребенок осознает правила поведения, которые их определяют. И такие
правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть
поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои
непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее
поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует
общественное правило поведения.
Таким образом, освоение санитарно - гигиенических навыков связано с
этическим развитием дошкольника.»
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет
важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному
поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и
выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм ребенок
начинает осознавать, что выполнение этих правил обусловлено нормами
человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к
окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к
тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них
естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно
совершенствовались. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно
связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене
прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов
деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти
благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое
значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно
помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к
подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Таким образом, мы можем подвести итог вышесказанному.
Привитие санитарно-гигиенических навыков детям:
- создает фундамент для формирования здорового образа жизни в
будущем;
- является основой трудовой деятельности – труда по
самообслуживанию;
- способствует развитию предпосылок для формирования самооценки и
самоконтроля;
- формирует представления о собственном теле;
- способствует развитию воли;
- обеспечивает усвоение правил поведения, которые в свою очередь
начинают регламентировать действия ребенка, то есть поведение становится
произвольным.