Автор: Гранчак Ирина Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Большеалексеевский д/с комбинированного вида "Калинка"
Населённый пункт: село Большое Алексеевское, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательных способностей и оздоровление детей через создание эколого-развивающего пространства в ДОУ в свете Федерального государственного образовательного стандарта" (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательных способностей и оздоровление детей через
создание эколого-развивающего пространства в ДОУ в свете
Федерального государственного образовательного стандарта»
(из опыта работы)
Событием
для
дошкольных
организаций
является
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(ФГОС ДО), который, как известно, вошёл в силу с января 2014 года и
определяет работу детских садов как образовательных учреждений первого
уровня общего образования. Этот документ ориентирует воспитателей на
понимание уникальности и сохранение самоценности дошкольного детства,
заботу
о
здоровье
и
всестороннем
развитии
ребёнка
в
этот
период.
Экологическое
воспитание
как
важная
составляющая
образовательной
работы
детского
сада
может
осуществляться
через
основную
или
парциальную программу.
Образовательные
области
Стандарта
(«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»
и
«Художественно-эстетическое развитие») позволяют полноценно реализовать
всю систему экологического воспитания дошкольников.
В своём сообщении я хочу показать связь экологического воспитания
детей с образовательной областью «Физическое развитие»
Важным
является
положение
Стандарта
о
создании
развивающей
образовательной среды, которая должна представлять собой систему условий
социализации и индивидуализации детей. Главным компонентом такой среды
является
предметно-пространственное
обустройство
детского
сада,
позволяющее
реализовать
все
образовательные
области,
формировать
систему отношений ребёнка к окружающему миру, к другим людям и к себе
самому. Такая предметная среда должна создавать условия для общения и
совместной
деятельности
детей,
детей
и
взрослых,
она
должна
быть
содержательно насыщенной, доступной и безопасной.
Что хочет Стандарт от детского сада – понятно, теперь обратимся к
природе
как
обязательному
компоненту
развивающей
предметно-
пространственной
среды
организации.
Какой
же
должна
быть
эколого-
развивающая среда, чтобы обеспечить решение поставленных задач?
Прежде всего, следует отметить, что природы в детском саду должно
быть
много,
очень
много!
Эколого-развивающая
среда
должна
быть
обогащённой. Контакт с природой необходим детям не меньше, чем хорошее
питание и здоровый сон…от восстановления связи с природой зависит и
наше интеллектуальное развитие, физическое и духовное состояние. От этого
зависит здоровье всей планеты. Самоценность, уникальность и хрупкость
любой жизни, её зависимость от окружающей среды и воздействия человека
могут
быть
осмыслены
детьми
только
через
непосредственный
(практический) контакт с ней под направляющим присмотром взрослого.
Надо отметить: с появлением экологического подхода в ознакомлении
детей
с
природой
дошкольная
педагогика
существенно
продвинулась
–
появились
новый
взгляд
на
развивающую
среду
и
новые
формы
её
организации.
Хочу кратко назвать и охарактеризовать «экологические пространства»
в
помещении
и
на
территории
нашего
ДОУ,
которые
позволяют
решить
задачи, поставленные Стандартом.
Групповой уголок природы включает разнообразные комнатные
растения и аквариум с водными обитателями. Уход осуществляют взрослые
вместе
с
детьми. Главная особенность и преимущество уголка природы -
непосредственная
близость
его
обитателей
к
детям.
Это
позволяет
воспитателю
на
протяжении
всего
учебного
года
использовать
его
для
проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации
разной
деятельности
с
дошкольниками.
Кроме
постоянных
растений
и
животных
в
уголках
природы находятся
временные
объекты
природы,
например
мини-город
на
окне
-
лук,
чеснок,
овес
и
др.
культуры,
выращиваемые в ящиках в холодное время года.
Надо
специально
отметить:
наличие
аквариума
в
педагогическом
пространстве имеет большое значение для экологического воспитания и даже
для оздоровления. Правильно оформленный аквариум – это искусственно
созданная экосистема, в которой все её компоненты (вода, растения, рыбы,
улитки, освещение, корм, грунт и прочее) находятся в равновесии. Такая
экосистема, как ничто другое, позволяет понять и взрослым и детям законы
экологии, связь организма и среды его обитания, понять в целом жизнь
природного
сообщества.
Кроме
того,
аквариум
–
это
красивый
объект,
который в комплексе с растениями создаёт прекрасный дизайн помещения,
где живут дети; это объект эстетического наслаждения и место релаксации
для уставшего педагога и гиперактивного ребёнка.
Хочется
остановиться
на
озеленении
внутреннего
пространства
детского сада: групп, коридоров, холлов, кабинетов. Напольные и настенные
растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение (не
должно быть только колючих и ядовитых растений).
Надо
иметь
ввиду,
что
растения
создают
особый
микроклимат
в
помещениях и являются фактором, благотворно влияющим на физическое и
психическое здоровье людей, т.е. отвечают задаче, поставленной в Стандарте:
-в дневное время (на свету) обогащают воздух кислородом;
-увлажняют воздух, снижая его сухость (особо это значимо в отопительный
сезон);
-собирают на себя пыль, что важно для помещения, где дети и взрослые
много двигаются;
-многие
растения
выделяют
фитонциды,
поглощающие
болезнетворные
бактерии. Эти растения особенно важны для групп;
-некоторые растения (например, хлорофитум) поглощают из воздуха вредные
вещества, выделяемые синтетическими материалами;
-напольные, настенные растения создают красоту пространства, благотворно
влияют на эмоциональное состояние людей.
Эколого-развивающая среда ДОУ включает в себя такой компонент, как
экологическая
комната
(комнатные
растения
и
картотека
к
ним,
карты
звездного неба, зона коллекций, макеты, природный материал, оборудование
для ухода за живыми объектами).
Библиотека – имеется в каждой групповой комнате, которая включает
в
себя
познавательную
литературу
о
природе,
литературу
по
уходу
за
животными, подборку картин и иллюстраций из жизни животных, растений,
по
сезонным
изменениям,
а
также
видеоматериалы,
аудиоматериалы.
Экологическая
библиотека
выполняет
познавательную
функцию
и
воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.
Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.
В
групповых
комнатах
оборудованы
уголки
для
детского
экспериментирования.
Здесь
малыши
под
руководством
воспитателя
проводят
опыты
с
различными
объектами
живой
и
неживой
природы,
наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-
лабораториях позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться
обобщать, делать выводы.
Экологический
театр
–
это
костюмы,
атрибуты,
маски
для
экологических
инсценировок,
аудиозаписи. С
помощью
экологического
театра
педагоги
доступно
объясняют
детям
необходимость
бережного
отношения
к
природе,
показывают
неприглядность
потребительского
отношения
к
ней.
Экологический
театр
включает
в
себя
подборку
экологических пьес и сказок для постановок.
В
нашем
дошкольном
учреждении
особое
внимание
уделяется
организации
экологического
пространства
на
территории
детского
сада.
Зеленый щит создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает
попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода
в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, дети могут
познакомиться
с
особенностями
роста
растений
нашего
региона,
приобщиться к труду на земле, применить свои знания на практике.
Так же в нашем детском саду мы – педагоги проводим большую работу
по оформлению детских игровых площадок. Площадки оснащены малыми
формами,
изготовленными
руками
воспитателей
и
родителей.
Вместе
с
детьми на площадках гуляют жираф, зебра, медвежонок, петушок со своей
семьёй, жар-птица, фламинго, зайчонок и др.
На территории, окружающей наш детский сад, созданы следующие
экологические пространства:
общее хорошее озеленение (разнообразие древесных и кустарниковых
пород)
и
множество
цветников
–
общих
и
групповых.
Уход
осуществляется персоналом ДОО при эпизодическом участии детей.
Огород
и
фруктовое
дерево
(яблонька)
–
традиционные
объекты
природной среды дошкольной организации. В устройстве и уходе за
огородом участвует персонал ДОО и старшие дети, опавшие яблоки
убирает дворник.
На
всей
территории
детского
сада
расположены цветники
-
учреждение
для
маленьких
детей
должно
быть
действительно
ц в е т у щ и м
с а д о м . В
ц в е т н и к а х представлены
различные
неприхотливые однолетние и многолетние растения.
Птичий столб – столб с кормушкой пригоден для зимней подкормки
зимующих птиц.
На
территории
детского
сада создана экологическая
тропа. Это
"экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками
разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.
Территория
детского
сада,
игровые
площадки
используются
для
организации экологических праздников, экскурсий и игр.
Совместная
организационно-хозяйственная,
трудовая
деятельность
в
зелёной зоне детского сада принимает различные формы и проходит с
разной степенью включённости и участия, как взрослых, так и детей.
Таким
образом,
эколого-развивающая
среда
–
это
важнейшее
условие реализации системы экологического воспитания дошкольни-
ков и достижения программных результатов, определяемых Стандар-
том.
Такие
природные
условия
позволяют
организовать
различные
виды
образовательной
деятельности:
познавательную
(наблюдение,
моделирование явлений природы в календарях, экспериментирование),
речевую (разговор, обсуждение), художественно-эстетическую. Только
обогащённые
природные
условия
смогут
обеспечить
достижение
целевых ориентиров – сформировать у детей элементарные представ-
ления о живой природе и естествознании.