Напоминание

"Развитие познавательных способностей и оздоровление детей через создание эколого-развивающего пространства в ДОУ в свете Федерального государственного образовательного стандарта" (из опыта работы)


Автор: Гранчак Ирина Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Большеалексеевский д/с комбинированного вида "Калинка"
Населённый пункт: село Большое Алексеевское, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательных способностей и оздоровление детей через создание эколого-развивающего пространства в ДОУ в свете Федерального государственного образовательного стандарта" (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие познавательных способностей и оздоровление детей через

создание эколого-развивающего пространства в ДОУ в свете

Федерального государственного образовательного стандарта»

(из опыта работы)

Событием

для

дошкольных

организаций

является

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

(ФГОС ДО), который, как известно, вошёл в силу с января 2014 года и

определяет работу детских садов как образовательных учреждений первого

уровня общего образования. Этот документ ориентирует воспитателей на

понимание уникальности и сохранение самоценности дошкольного детства,

заботу

о

здоровье

и

всестороннем

развитии

ребёнка

в

этот

период.

Экологическое

воспитание

как

важная

составляющая

образовательной

работы

детского

сада

может

осуществляться

через

основную

или

парциальную программу.

Образовательные

области

Стандарта

(«Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Социально-коммуникативное

развитие»

и

«Художественно-эстетическое развитие») позволяют полноценно реализовать

всю систему экологического воспитания дошкольников.

В своём сообщении я хочу показать связь экологического воспитания

детей с образовательной областью «Физическое развитие»

Важным

является

положение

Стандарта

о

создании

развивающей

образовательной среды, которая должна представлять собой систему условий

социализации и индивидуализации детей. Главным компонентом такой среды

является

предметно-пространственное

обустройство

детского

сада,

позволяющее

реализовать

все

образовательные

области,

формировать

систему отношений ребёнка к окружающему миру, к другим людям и к себе

самому. Такая предметная среда должна создавать условия для общения и

совместной

деятельности

детей,

детей

и

взрослых,

она

должна

быть

содержательно насыщенной, доступной и безопасной.

Что хочет Стандарт от детского сада – понятно, теперь обратимся к

природе

как

обязательному

компоненту

развивающей

предметно-

пространственной

среды

организации.

Какой

же

должна

быть

эколого-

развивающая среда, чтобы обеспечить решение поставленных задач?

Прежде всего, следует отметить, что природы в детском саду должно

быть

много,

очень

много!

Эколого-развивающая

среда

должна

быть

обогащённой. Контакт с природой необходим детям не меньше, чем хорошее

питание и здоровый сон…от восстановления связи с природой зависит и

наше интеллектуальное развитие, физическое и духовное состояние. От этого

зависит здоровье всей планеты. Самоценность, уникальность и хрупкость

любой жизни, её зависимость от окружающей среды и воздействия человека

могут

быть

осмыслены

детьми

только

через

непосредственный

(практический) контакт с ней под направляющим присмотром взрослого.

Надо отметить: с появлением экологического подхода в ознакомлении

детей

с

природой

дошкольная

педагогика

существенно

продвинулась

появились

новый

взгляд

на

развивающую

среду

и

новые

формы

её

организации.

Хочу кратко назвать и охарактеризовать «экологические пространства»

в

помещении

и

на

территории

нашего

ДОУ,

которые

позволяют

решить

задачи, поставленные Стандартом.

Групповой уголок природы включает разнообразные комнатные

растения и аквариум с водными обитателями. Уход осуществляют взрослые

вместе

с

детьми. Главная особенность и преимущество уголка природы -

непосредственная

близость

его

обитателей

к

детям.

Это

позволяет

воспитателю

на

протяжении

всего

учебного

года

использовать

его

для

проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации

разной

деятельности

с

дошкольниками.

Кроме

постоянных

растений

и

животных

в

уголках

природы находятся

временные

объекты

природы,

например

мини-город

на

окне

-

лук,

чеснок,

овес

и

др.

культуры,

выращиваемые в ящиках в холодное время года.

Надо

специально

отметить:

наличие

аквариума

в

педагогическом

пространстве имеет большое значение для экологического воспитания и даже

для оздоровления. Правильно оформленный аквариум – это искусственно

созданная экосистема, в которой все её компоненты (вода, растения, рыбы,

улитки, освещение, корм, грунт и прочее) находятся в равновесии. Такая

экосистема, как ничто другое, позволяет понять и взрослым и детям законы

экологии, связь организма и среды его обитания, понять в целом жизнь

природного

сообщества.

Кроме

того,

аквариум

это

красивый

объект,

который в комплексе с растениями создаёт прекрасный дизайн помещения,

где живут дети; это объект эстетического наслаждения и место релаксации

для уставшего педагога и гиперактивного ребёнка.

Хочется

остановиться

на

озеленении

внутреннего

пространства

детского сада: групп, коридоров, холлов, кабинетов. Напольные и настенные

растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение (не

должно быть только колючих и ядовитых растений).

Надо

иметь

ввиду,

что

растения

создают

особый

микроклимат

в

помещениях и являются фактором, благотворно влияющим на физическое и

психическое здоровье людей, т.е. отвечают задаче, поставленной в Стандарте:

-в дневное время (на свету) обогащают воздух кислородом;

-увлажняют воздух, снижая его сухость (особо это значимо в отопительный

сезон);

-собирают на себя пыль, что важно для помещения, где дети и взрослые

много двигаются;

-многие

растения

выделяют

фитонциды,

поглощающие

болезнетворные

бактерии. Эти растения особенно важны для групп;

-некоторые растения (например, хлорофитум) поглощают из воздуха вредные

вещества, выделяемые синтетическими материалами;

-напольные, настенные растения создают красоту пространства, благотворно

влияют на эмоциональное состояние людей.

Эколого-развивающая среда ДОУ включает в себя такой компонент, как

экологическая

комната

(комнатные

растения

и

картотека

к

ним,

карты

звездного неба, зона коллекций, макеты, природный материал, оборудование

для ухода за живыми объектами).

Библиотека – имеется в каждой групповой комнате, которая включает

в

себя

познавательную

литературу

о

природе,

литературу

по

уходу

за

животными, подборку картин и иллюстраций из жизни животных, растений,

по

сезонным

изменениям,

а

также

видеоматериалы,

аудиоматериалы.

Экологическая

библиотека

выполняет

познавательную

функцию

и

воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.

Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.

В

групповых

комнатах

оборудованы

уголки

для

детского

экспериментирования.

Здесь

малыши

под

руководством

воспитателя

проводят

опыты

с

различными

объектами

живой

и

неживой

природы,

наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-

лабораториях позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться

обобщать, делать выводы.

Экологический

театр

это

костюмы,

атрибуты,

маски

для

экологических

инсценировок,

аудиозаписи. С

помощью

экологического

театра

педагоги

доступно

объясняют

детям

необходимость

бережного

отношения

к

природе,

показывают

неприглядность

потребительского

отношения

к

ней.

Экологический

театр

включает

в

себя

подборку

экологических пьес и сказок для постановок.

В

нашем

дошкольном

учреждении

особое

внимание

уделяется

организации

экологического

пространства

на

территории

детского

сада.

Зеленый щит создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает

попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода

в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, дети могут

познакомиться

с

особенностями

роста

растений

нашего

региона,

приобщиться к труду на земле, применить свои знания на практике.

Так же в нашем детском саду мы – педагоги проводим большую работу

по оформлению детских игровых площадок. Площадки оснащены малыми

формами,

изготовленными

руками

воспитателей

и

родителей.

Вместе

с

детьми на площадках гуляют жираф, зебра, медвежонок, петушок со своей

семьёй, жар-птица, фламинго, зайчонок и др.

На территории, окружающей наш детский сад, созданы следующие

экологические пространства:

общее хорошее озеленение (разнообразие древесных и кустарниковых

пород)

и

множество

цветников

общих

и

групповых.

Уход

осуществляется персоналом ДОО при эпизодическом участии детей.

Огород

и

фруктовое

дерево

(яблонька)

традиционные

объекты

природной среды дошкольной организации. В устройстве и уходе за

огородом участвует персонал ДОО и старшие дети, опавшие яблоки

убирает дворник.

На

всей

территории

детского

сада

расположены цветники

-

учреждение

для

маленьких

детей

должно

быть

действительно

ц в е т у щ и м

с а д о м . В

ц в е т н и к а х представлены

различные

неприхотливые однолетние и многолетние растения.

Птичий столб – столб с кормушкой пригоден для зимней подкормки

зимующих птиц.

На

территории

детского

сада создана экологическая

тропа. Это

"экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками

разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

Территория

детского

сада,

игровые

площадки

используются

для

организации экологических праздников, экскурсий и игр.

Совместная

организационно-хозяйственная,

трудовая

деятельность

в

зелёной зоне детского сада принимает различные формы и проходит с

разной степенью включённости и участия, как взрослых, так и детей.

Таким

образом,

эколого-развивающая

среда

это

важнейшее

условие реализации системы экологического воспитания дошкольни-

ков и достижения программных результатов, определяемых Стандар-

том.

Такие

природные

условия

позволяют

организовать

различные

виды

образовательной

деятельности:

познавательную

(наблюдение,

моделирование явлений природы в календарях, экспериментирование),

речевую (разговор, обсуждение), художественно-эстетическую. Только

обогащённые

природные

условия

смогут

обеспечить

достижение

целевых ориентиров – сформировать у детей элементарные представ-

ления о живой природе и естествознании.



В раздел образования