Автор: Биличенко Ирина Сидоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Зайчик"
Населённый пункт: город Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыкальное воспитание детей в детском саду и в семье"
Раздел: дошкольное образование
Музыкальное воспитание детей в детском саду и в семье
методическая разработка из опыта работы
Пояснительная записка.
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при
условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые
первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней
посещения ребёнком детского сада наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не
только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с
музыкой.
Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов дошкольного учреждения
и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса,
использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и
видеозаписей, имеющихся в детском саду и призванных помочь родителям в семейном
воспитании, работа по музыкальному воспитанию детей в целом становится более
успешной.
Наработаны различные формы взаимодействия с семьёй: консультации, семинары,
родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений. Все они дают
определённый эффект. Однако этого не достаточно, поскольку мало убедить родителей в
необходимости музыкального воспитания ребёнка в семье, важно ещё обучить их
наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать
музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую
музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты
приобретать или делать своими руками, как организовать детский праздник.)
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их
отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами
музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном
учреждении, а именно:
Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес
к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной
культуры;
Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов
деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально –
образовательная деятельность);
Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо
заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность
музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках,
студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли,
стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их
музыкальный опыт. Данная проблема, хорошо раскрывается в работе О.П. Радыновой,
«Музыкальное воспитание в семье», в элективной программе Л.Н. Комиссаровой
«Музыкальное воспитание в семье». Программа знакомит с методами и приёмами
организации музыкального воспитания в семье, различными формами работы родителей с
детьми, раскрывает роль музыки в гармоничном развитии ребёнка и др.
Описание опыта.
В своей работе я использую различные формы работы с родителями по музыкальному
воспитанию дошкольников.
Консультации, семинары, анкетирование - проводятся с целью музыкального просвещения
родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном
воспитании», «Советы: музыкальное воспитание», «Как слушать музыку с ребёнком». На
консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение
имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом
воспитании детей. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует
тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей,
затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется
наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Весь материал утверждается
заведующей и методистом детского сада. Чтобы за короткий срок дать наибольшую
информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на
конкретном материале. Чтобы глубже понять проблемы разногласий, мы в начале года
проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:
уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
определить запросы на музыкальное воспитание,
готовность родителей к сотрудничеству,
провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.
Совместные праздники и развлечения.
Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать традиционные
праздники в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из
разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим
ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми. С этой целью в
нашем детском саду проводятся следующие праздники: «День матери», «Моя большая,
дружная семья», «День пожилого человека. Бабушка рядышком с дедушкой», «День
рождения ребёнка в детском саду», «Осенняя ярмарка», «День защитника Отечества», «8
Марта». Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
• Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
• Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
• Подготовка отдельных номеров;
• Помощь в оформлении помещения
• Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Такая форма проведения праздников повышает уровень педагогической культуры
родителей.
Проектная деятельность. Ярмарки.
В своей работе с родителями активно использую метод проектов. Технология
проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного
процесса, становится инструментом саморазвития дошкольников. Проект является
уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых,
способом реализации личностно – ориентированного подхода. В детском саду для
реализации проектной деятельности обязательное участие родителей. Традиционными
стали в нашем ДОУ реализация проектов: «Осенняя ярмарка», «Здравствуй, Новый год!»,
«День рожденья», «День матери».
Слайдовые презентации.
Современная информационная технология всё плотнее входит в нашу жизнь, поэтому
ДОУ, как носитель культуры знаний не может оставаться в стороне. Использование ИКТ
технологий педагогами, повышает эффективность образовательного процесса. ИКТ могут
помочь музыкальному руководителю, создать единое информационно – развивающее
пространство. С этой целью можно создавать слайдовые презентации о проведённых
праздника и развлечениях в детском саду, о музыкальных занятиях, о работе музыкального
и танцевального кружка. Темы моих презентаций: «Встречаем с папами 23 февраля»,
«Моя мама лучше всех!», Праздник «Зимушка – зима».
Наглядная информация, выставки и работы ребёнка для родителей.
Самой распространённой формой наглядной агитации, являются информационные
стенды, где представлены расписание музыкальных занятий, информация о программах
музыкального воспитания используемых в детском саду, перечень рекомендуемой
литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения,
которые можно делать в домашних условиях. Папки – передвижки более подробно
знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают
информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при
систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду». Фоторепортажи на
темы: «Зимний праздник», «День защитника отечества», «Театрализованная деятельность
детей», «Осенняя ярмарка» и др., особенно привлекают внимание пап и мам. Они
сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией. Выставки
совместных работ педагогов и воспитанников, родителей и детей с рисунками и
рассказами: «Моя любимая мама», «Музыкальные инструменты», «Весна», знакомят с
музыкально – художественным творчеством детей. Выступление в СМИ позволяют
представить фрагменты утренников, развлечений, интегрированных занятий на местном
телевидении.
Совместное посещение театров, концертов, экскурсий. Участие родителей в подготовке к
городским конкурсам.
Дошкольное учреждение на протяжении ряда лет, является открытой образовательной
системой, сотрудничающей с объектами социокультурного назначения в городе. Каждый
год у нас проводится ряд мероприятий, способствующих социальной адаптации детей в
обществе. Например, экскурсии в музей, дом творчества. Выступления на творческих
конкурсах во дворце культуры. Выступление артистов цирка и театров в ДОУ. Всё это
способствует духовно – нравственному и эстетическому становлению ребёнка, что
невозможно реализовать без участия родителей.
Родительские собрания (круглые столы, викторины, КВН, мастер классы, консультации)
Групповые собрания – целесообразная и действенная форма работы педагогов с
коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами,
содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского
сада и семьи. В повестку дня группового собрания может быть включено выступление
медицинской сестры или другого специалиста, в том числе и музыкального руководителя.
Я использую на родительских собраниях традиционные и не традиционные формы. Темы
традиционных собраний: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»,
«Внедрение информационных компьютерных технологий в работу музыкального
руководителя», «Дошкольник и музыка».
Не традиционные родительские собрания в форме викторины: «Угадай мелодию»,
«Музыкальная гостиная», «Музыкальный калейдоскоп», «Диво дивное, чудо чудное»
приобщение детей к истокам народного искусства.
Результаты деятельности:
Систематическая, целенаправленная работа педагогического коллектива с семьями
воспитанников, затрагивающая различные аспекты воспитания и развития дошкольников,
дала ощутимые положительные результаты.
Такой серьезный подход в процессе систематической совместной деятельности по
музыкальному воспитанию с семьей позволил педагогам и родителям приобрести ряд
необходимых компетенций:
мотивационная компетенция: развитие потребности в обогащении эмоционального мира
ребенка за счет организации праздников на основе семейных традиций;
коммуникативная компетенция: обогащение опыта взаимодействия и общения между
всеми участниками педагогического процесса, развитие навыков сотрудничества в
совместной деятельности во время подготовки праздников и их проведения;
информационная компетенция: содействие осознанию значимости создания и сохранения
семейных традиций, их воспитательных влияний на развитие детей дошкольного возраста
и основ организации семейных праздников;
технологическая компетенция: это, скорее, прерогатива педагогического коллектива,
работа которого призвана содействовать активному и осознанному овладению родителями
умения организации разнообразных семейных досугов и праздников в условиях семейного
воспитания, игрового взаимодействия с детьми во время праздника и в повседневной
жизни.
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с
родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками
музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое
воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому
сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие
проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым
понять мир ощущения детей. За последние три года, участие родителей в праздниках
(участники театрализованного представления) увеличилось на 40%. Родители, которые
выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появляется мотивация,
интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. И, в итоге,
повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение
показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников
продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.
Список используемой литературы:
1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1
сентября 2013.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. М. Творческий центр,
2010.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж.
Управление ДОУ 2008 №6.
5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.