Напоминание

"Музыкальное воспитание детей в детском саду и в семье"


Автор: Биличенко Ирина Сидоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Зайчик"
Населённый пункт: город Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыкальное воспитание детей в детском саду и в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальное воспитание детей в детском саду и в семье

методическая разработка из опыта работы

Пояснительная записка.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при

условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые

первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней

посещения ребёнком детского сада наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не

только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с

музыкой.

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов дошкольного учреждения

и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса,

использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и

видеозаписей, имеющихся в детском саду и призванных помочь родителям в семейном

воспитании, работа по музыкальному воспитанию детей в целом становится более

успешной.

Наработаны различные формы взаимодействия с семьёй: консультации, семинары,

родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений. Все они дают

определённый эффект. Однако этого не достаточно, поскольку мало убедить родителей в

необходимости музыкального воспитания ребёнка в семье, важно ещё обучить их

наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать

музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую

музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты

приобретать или делать своими руками, как организовать детский праздник.)

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их

отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами

музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном

учреждении, а именно:

Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес

к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной

культуры;

Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов

деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально –

образовательная деятельность);

Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо

заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность

музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках,

студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли,

стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их

музыкальный опыт. Данная проблема, хорошо раскрывается в работе О.П. Радыновой,

«Музыкальное воспитание в семье», в элективной программе Л.Н. Комиссаровой

«Музыкальное воспитание в семье». Программа знакомит с методами и приёмами

организации музыкального воспитания в семье, различными формами работы родителей с

детьми, раскрывает роль музыки в гармоничном развитии ребёнка и др.

Описание опыта.

В своей работе я использую различные формы работы с родителями по музыкальному

воспитанию дошкольников.

Консультации, семинары, анкетирование - проводятся с целью музыкального просвещения

родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном

воспитании», «Советы: музыкальное воспитание», «Как слушать музыку с ребёнком». На

консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение

имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом

воспитании детей. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует

тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей,

затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется

наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Весь материал утверждается

заведующей и методистом детского сада. Чтобы за короткий срок дать наибольшую

информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на

конкретном материале. Чтобы глубже понять проблемы разногласий, мы в начале года

проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:

уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,

определить запросы на музыкальное воспитание,

готовность родителей к сотрудничеству,

провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.

Совместные праздники и развлечения.

Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать традиционные

праздники в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из

разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим

ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми. С этой целью в

нашем детском саду проводятся следующие праздники: «День матери», «Моя большая,

дружная семья», «День пожилого человека. Бабушка рядышком с дедушкой», «День

рождения ребёнка в детском саду», «Осенняя ярмарка», «День защитника Отечества», «8

Марта». Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

• Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

• Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

• Подготовка отдельных номеров;

• Помощь в оформлении помещения

• Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Такая форма проведения праздников повышает уровень педагогической культуры

родителей.

Проектная деятельность. Ярмарки.

В своей работе с родителями активно использую метод проектов. Технология

проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного

процесса, становится инструментом саморазвития дошкольников. Проект является

уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых,

способом реализации личностно – ориентированного подхода. В детском саду для

реализации проектной деятельности обязательное участие родителей. Традиционными

стали в нашем ДОУ реализация проектов: «Осенняя ярмарка», «Здравствуй, Новый год!»,

«День рожденья», «День матери».

Слайдовые презентации.

Современная информационная технология всё плотнее входит в нашу жизнь, поэтому

ДОУ, как носитель культуры знаний не может оставаться в стороне. Использование ИКТ

технологий педагогами, повышает эффективность образовательного процесса. ИКТ могут

помочь музыкальному руководителю, создать единое информационно – развивающее

пространство. С этой целью можно создавать слайдовые презентации о проведённых

праздника и развлечениях в детском саду, о музыкальных занятиях, о работе музыкального

и танцевального кружка. Темы моих презентаций: «Встречаем с папами 23 февраля»,

«Моя мама лучше всех!», Праздник «Зимушка – зима».

Наглядная информация, выставки и работы ребёнка для родителей.

Самой распространённой формой наглядной агитации, являются информационные

стенды, где представлены расписание музыкальных занятий, информация о программах

музыкального воспитания используемых в детском саду, перечень рекомендуемой

литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения,

которые можно делать в домашних условиях. Папки – передвижки более подробно

знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают

информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при

систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду». Фоторепортажи на

темы: «Зимний праздник», «День защитника отечества», «Театрализованная деятельность

детей», «Осенняя ярмарка» и др., особенно привлекают внимание пап и мам. Они

сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией. Выставки

совместных работ педагогов и воспитанников, родителей и детей с рисунками и

рассказами: «Моя любимая мама», «Музыкальные инструменты», «Весна», знакомят с

музыкально – художественным творчеством детей. Выступление в СМИ позволяют

представить фрагменты утренников, развлечений, интегрированных занятий на местном

телевидении.

Совместное посещение театров, концертов, экскурсий. Участие родителей в подготовке к

городским конкурсам.

Дошкольное учреждение на протяжении ряда лет, является открытой образовательной

системой, сотрудничающей с объектами социокультурного назначения в городе. Каждый

год у нас проводится ряд мероприятий, способствующих социальной адаптации детей в

обществе. Например, экскурсии в музей, дом творчества. Выступления на творческих

конкурсах во дворце культуры. Выступление артистов цирка и театров в ДОУ. Всё это

способствует духовно – нравственному и эстетическому становлению ребёнка, что

невозможно реализовать без участия родителей.

Родительские собрания (круглые столы, викторины, КВН, мастер классы, консультации)

Групповые собрания – целесообразная и действенная форма работы педагогов с

коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами,

содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского

сада и семьи. В повестку дня группового собрания может быть включено выступление

медицинской сестры или другого специалиста, в том числе и музыкального руководителя.

Я использую на родительских собраниях традиционные и не традиционные формы. Темы

традиционных собраний: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»,

«Внедрение информационных компьютерных технологий в работу музыкального

руководителя», «Дошкольник и музыка».

Не традиционные родительские собрания в форме викторины: «Угадай мелодию»,

«Музыкальная гостиная», «Музыкальный калейдоскоп», «Диво дивное, чудо чудное»

приобщение детей к истокам народного искусства.

Результаты деятельности:

Систематическая, целенаправленная работа педагогического коллектива с семьями

воспитанников, затрагивающая различные аспекты воспитания и развития дошкольников,

дала ощутимые положительные результаты.

Такой серьезный подход в процессе систематической совместной деятельности по

музыкальному воспитанию с семьей позволил педагогам и родителям приобрести ряд

необходимых компетенций:

мотивационная компетенция: развитие потребности в обогащении эмоционального мира

ребенка за счет организации праздников на основе семейных традиций;

коммуникативная компетенция: обогащение опыта взаимодействия и общения между

всеми участниками педагогического процесса, развитие навыков сотрудничества в

совместной деятельности во время подготовки праздников и их проведения;

информационная компетенция: содействие осознанию значимости создания и сохранения

семейных традиций, их воспитательных влияний на развитие детей дошкольного возраста

и основ организации семейных праздников;

технологическая компетенция: это, скорее, прерогатива педагогического коллектива,

работа которого призвана содействовать активному и осознанному овладению родителями

умения организации разнообразных семейных досугов и праздников в условиях семейного

воспитания, игрового взаимодействия с детьми во время праздника и в повседневной

жизни.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с

родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками

музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое

воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому

сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие

проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым

понять мир ощущения детей. За последние три года, участие родителей в праздниках

(участники театрализованного представления) увеличилось на 40%. Родители, которые

выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появляется мотивация,

интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. И, в итоге,

повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение

показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников

продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.

Список используемой литературы:

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.

2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1

сентября 2013.

3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. М. Творческий центр,

2010.

4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж.

Управление ДОУ 2008 №6.

5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.



В раздел образования