Автор: Давыдова Иркина Толгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Незабудка"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: "ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила:
Давыдова Иркина Толгатовна
Введение
Актуальность
исследования обусловлена тем, что поиск новых путей,
решения проблемы развития физических качеств дошкольников как основы
физической
подготовленности
связан
с
необходимостью
изучения
закономерно стей,
метод ологич е ских
и
метод ич е ских
у с л о в и й
совершенствования процесса развития физических качеств.
Существенной
особенностью
раннего
детства
является
взаимосвязь
и
взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического
развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше
подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Начиная с
трехлетнего
возраста,
ребенок
многое
умеет,
очень
подвижен.
Физические
упражнения
развивают
и
укрепляют
опорно-двигательный
аппарат,
предупреждают
нарушение
осанки
и
деформацию
скелета.
Занятия
физическими
упражнениями
имеют
не
только
оздоровительное,
но
и
во спитательное
значение.
У
детей
во спитывается
внимание
и
наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер.
Следовательно,
комплексный
анализ
психического
состояния
детей
позволяет
более
объективно
судить
и
о
процессе
физического
воспитания.
Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры
занимают
одно
из
ведущих
мест
в
воспитательной
работе
с
детьми.
Ведь
именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со
своими
сверстниками,
проявляя
в
естественных
условиях
двигательной
активности свои физические возможности.
По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку.
Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора,
уточнению
представлений
об
окружающем
мире,
совершенствованию
всех
психических процессов, формирует физические навыки, стимулирует переход
детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра
признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника.
Игровая
ситуация
увлекает
и
воспитывает
ребенка,
а
двигательная
деятельность детей благотворно влияет на физическое развитие, формирует
двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья, повышая
функциональную
деятельность
организма
и
усиливая
эмоционально-
родственные ощущения.
За
последние
годы
в
отечественной
литературе
появилось
немало
научных
трудов,
посвященных
решению
различных
проблем
воспитания
дошкольников.
Это
объясняется
тем,
что
целый
ряд
неблагоприятных
социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в
конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и
особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее
время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями
физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и
реальными
возможностями
государства
их
осуществления
для
каждого
человека.
Теоретические аспекты развития физических качеств у
детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной
игры
1. Классификация подвижных игр
Многогранная воспитательная значимость подвижных игр, доступность
их для детей дошкольного возраста, создаваемое играми радостная, увлекающая
детей сфера деятельности – все это определяет подвижные игры как ценнейший
неотъемлемый спутник их повседневной жизни.
Подвижные
игры
следует
отличать
от
имитационных
и
игровых
упражнений.
Имитационные игры - это самостоятельная двигательная деятельность,
направленная на воспроизведение образов окружающей действительности; при
этом движения выполняются в произвольном темпе, без регламентации времени
и подчиняются только замыслу исполнителя.
Игровые упражнения - действия, направленные на овладение движениями
в игровой форме. Ребенок действует в игровых упражнениях без специально
установленных
правил,
соблюдая
требование
точного
осуществления
двигательного действия, выполняя движения независимо от других.
В подвижных играх, как уже говорилось, ребенок действует в постоянно
изменяющихся
условиях,
подчиняя
свое
поведение
заранее
установленным
правилам.
Игры
как
вид
физических
упражнений
делятся
на
подвижные
и
спортивные.
Спортивные
игры
отличаются
сложной
и
точной
техникой,
требуют
такого
развития
физических
возможностей,
которого
еще
нет
у
детей
дошкольного возраста. Игры с элементами спортивных игр рассматриваются
как более высокая ступень подвижной игры. Их объединяет наличие сильных
эмоций, но в других отношениях они значительно отличаются друг от друга.
Характерными
чертами
подвижных
игр
являются
разнообразие
и
свобода
применения
игровых
действий,
большие
возможности
для
проявления
инициативы и творчества. Правила в подвижной игре определяют в основном
ее структуру, а не точность двигательных действий. Для игр же с элементами
спортивных игр характерна известная ограниченность, даже односторонность
движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий и строгой
их
формой.
Структура
игр
с
элементами
спортивных
игр
по
сравнению
с
подвижными играми отличается большей определенностью. Состав команд,
обязанности игроков и продолжительность игры меняться не могут. Игры с
элементами
спортивных
игр
имеют
строго
установленные
правила,
определяющие
точность
двигательных
действий;
обязательным
для
них
является
наличие
судьи,
правильная
разметка
площадки,
соответствующее
оборудование и инвентарь.
Навыки, развиваемые в этих играх, должны отвечать общим требованиям
техники игры, чтобы позднее детей не пришлось переучивать.
Основными задачами в работе с детьми по применению игр с элементами
спортивных игр являются общее развитие ребенка, оздоровление его организма,
развитие движений, двигательных способностей и психофизических качеств,
создание
эмоциональной
обстановки,
воспитание
любви
и
интереса
к
различным видам физических упражнений.
Игры с элементами спортивных игр также требуют подготовки организма
ребенка
для
их
проведения.
Прежде
всего,
в
детском
саду
необходимо
культивировать такие игры, которые дадут дошкольникам возможность быстрее
овладеть элементами спортивных игр, С этой целью самое большое внимание
следует уделять играм с мячами, в которых дети овладевают навыками ловли,
бросания, метания. Наблюдения и исследования позволили сделать вывод; игры
с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического
развития.
Врачебно-педагогический
контроль
показывает,
что
при
быстрых
движениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические процессы.
Особенно
большое
влияние
игры
с
мячом
оказывают
на
формирование
быстроты реакции, ловкости, подвижности и т.п..
Подвижные
и
спортивные
игры
объединяет
деятельность
в
быстро
меняющихся
ситуациях
в
соответствии
с
правилами.
В
подвижных
играх
правила изменяются в зависимости от педагогических задач для постепенного
усложнения
игровой
обстановки.
В
спортивных
играх
правила
постоянны,
носят
устойчивый
характер.
Количество
играющих
в
подвижных
играх
произвольное
(от
двух
и
более).
Состав
играющих
в
подвижных
играх
динамичен: в любой момент игрок может выйти или, наоборот, включиться в
игру. В спортивных играх имеется строго установленное число игроков (хоккей
-
шесть,
волейбол
-
шесть
и
т.д.).
Площадка
для
спортивной
игры
имеет
определенные размеры, тогда как в подвижных играх границы для игры могут
свободно изменяться. Размеры инвентаря (вес и величина мяча, ширина сетки,
диаметр кольца и т.д.), высота его расположения (кольцо в баскетболе, сетка в
волейболе
и
т.д.)
обозначены
в
правилах
спортивной
игры
и
не
подлежат
изменению. В подвижных играх возможны замена инвентаря и вариации его
размещения.
Это
позволяет
сделать
вывод:
в
обучении
дошкольников
подвижные игры могут быть использованы широко, а что касается спортивных
игр, то возможно использование элементов спортивных игр или упрощенные
игры.
Игры бывают сюжетные и бессюжетные. В сюжетных играх ("Кот и
мыши", "Наседка и цыплята" и др.) правила и роль тесно взаимосвязаны, а в
бессюжетных правила представлены в открытом виде ("Кто скорее добежит до
флажка", "Перемени предмет" и др.). Правилам легче подчиняться в сюжетных
играх.
По интенсивности физиологического воздействия можно выделить игры с
высокой,
средней
и
низкой
нагрузкой.
Как
правило,
высокую
физическую
нагрузку дают игры, построенные на выполнении бега и прыжков или на
сочетаниях
этих
движений
с
другими.
При
этом
следует
учитывать
продолжительность
действий
детей
внутри
одного
проигрывания.
Если
большая часть времени тратится на произнесение текста, то дети получают
среднюю нагрузку ("У медведя во бору", "Мы - веселые ребята" и др.). В поле
зрения необходимо держать одновременность или последовательность действий
играющих.
При
поочередном
выполнении
моторная
плотность
низкая,
а
поэтому даже интенсивные движения в общем дают незначительную нагрузку
("Горелки", "Третий лишний" и др.). Нагрузку можно считать высокой, если при
шести-восьми повторениях пульс достигает 150-170 ударов в минуту, средней -
при пульсе 130-140 ударов.
Выделяется
еще
один
вид
игр
-
игры-забавы,
в
которых
происходит
выполнение
знакомых
движений
в
необычных
условиях
(бег
в
больших
валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т.д.). Они требуют
проявления ловкости и доставляют много веселья и радости.
Существует различная педагогическая классификация игр, отобранных
для детей дошкольного возраста, в основе которой имеются разные признаки.
Подвижные игры делятся на элементарные и сложные. Элементарные в
свою очередь делятся на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы аттракционы.
Сюжетные
игры
имеют
готовый
сюжет
и
твердо
зафиксированные
правила.
Сюжет
отражает
явления
окружающей
жизни
(трудовые
действия
людей, движение транспорта , движения и повадки животных, птиц и т д.),
игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет
ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют
поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение
правилам обязательно для всех.
Сюжетные
подвижные
игры
преимущественно
коллективные
(небольшими группами и все группой). Игры этого вида используются во всех
возрастных группах. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме
жизненный или сказочный эпизод. Детей увлекают игровые образы, в которые
они
творчески
воплощаются
(птицы
и
автомобиль,
пилоты,
волк
и
гуси,
обезьянки и ловцы).
Бессюжетные
подвижные
игры
содержат
интересные
для
детей
двигательные задания, ведущие к достижению понятной им целей. Игры типа
ловишек,
перебежек
не
имеют
сюжета,
образов,
но
сходны
с
сюжетными
наличием
правил
ролей
взаимообусловленностью
игровых
действий
всех
участников.
Эти
игры
связаны
с
выполнением
конкретного
двигательного
задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости,
ориентировки в пространстве.
К
бессюжетным
относятся
так
же
игры
с
использованием
предметов
( кегли, серсо, кольцеброс, городки, «школа мяча» и др).
Двигательные
задания
в
этих
играх
требуют
определенных
условий,
поэтому они проводятся с небольшими группами детей (2,3 и тд.). Правила в
таких играх направлены на порядок расстановки предметов, ползования ими,
очередность
действий
играющих.
В
этих
играх
наблюдаются
элементы
соревнования с целью достижения лучших результатов. В играх – забавах,
аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и
часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют
двигательные
задания
(бег
в
мешках
и
др.),
остальные
дети
являются
зрителями. Игры- забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К
сложным
играм
относятся
спортивные
игры
(городки,
бадминтон,
настольный
теннис,
баскетбол,
волейбол,
футбол,
хоккей).
В
дошкольном
возрасте
используются
элементы
этих
игр
и
дети
играют
по
упрощенным
правилам. Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных
игр
в
основном
проводится
воспитателем
на
физкультурных
занятиях,
организуемых
на
воздухе.
Но
для
того
чтобы
дети
овладели
навыками
спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо
постоянно повторять и закреплять их во время прогулок.
Варианты
подвижных
игр
может
создавать
сам
во спитатель,
учитывающий
уровень
умственного
и
физического
развития
детей
своей
группы и предусматривающий постепенное повышение к ним требований.
К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей,
особенно в старших группах.
И
так,
систематическое
использование
различных
вариантов
игр
содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения
приобретаемых
ими
навыков
движений,
совершенствование
физических
качеств,
навыков
обращения
с
предметами,
развитию
внимания,
наблюдательности пространственных ориентировок.
Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у
детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В
подвижных
играх
ребенок
решает
разнообразные
ориентировочные
задачи:
определяет направление движения расположение различных окружающих его
предметов,
учатся
соразмерять
свои
движения
в
окружающей
среде.
В
подвижной игре ориентировочная деятельность детей требует самостоятельного
решения двигательных заданий: они учатся выбирать маршрут передвижения,
если
он
не
указан
правилами,
быстро
реагировать
на
изменение
игровой
ситуации, звуковые сигналы, двигаться в коллективе детей, согласовывая свои
движения с действиями сверстников.
Игры, в которых сюжетом и правилами предусматриваться направление
движения
вперед
–
назад,
формируют
умения
путем
зрительно-
моторных
реакций соотносить расстояние не только впереди, но и сбоку. Они требуют
развития
глазомерных
оценок
пространства,
расширяют
понимание
относительности направлений вперед – туда, назад – обратно. Для закрепления
представлений
о
направлении
вперед
–
назад
в
старшей
группе
можно
использовать
игры
«
Перебежки»,
«Кто
скорее
добежит
до
флажка»,
«Мы
веселые ребята», «Пожарные на учении» и др.
Таким образом, подвижные игры необходимо проводить в дошкольных
учреждениях как на физкультурных занятиях, так и на прогулке, в свободной
деятельности. Они развивают не только физические качества, но и интересы
детей.
2. Характеристика физических качеств, особенности их развития у
детей старшего дошкольного возраста
В
процессе
физического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
необходимо
решать
образовательные
задачи:
формирование
двигательных
навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие
навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.
Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения
формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье,
ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми
в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой
и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к
тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие
передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега,
ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды
Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет
на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата (происходит развитие
физических качеств). Например, ребенок, научившись правильно метать на
дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с
большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему
развитию соответствующих мышц, связок и суставов.
Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить
физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то
он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря
этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и
более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а
также развивать двигательные качества.
Использование
прочно
сформированных
навыков
и
умений
позволяет
осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе
двигательной,
особенно
игровой,
деятельности.
Так,
ребенок,
научившись
правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать
через рок в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.
В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается
способность
легко
овладевать
более
сложными
движениями
и
различными
видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).
Двигательные
навыки
и
умения,
сформированные
у
детей
до
7
лет,
составляют
фундамент
для
дальнейшего
совершенствования
их
в
школе,
облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем
достигать
высоких
результатов
в
спорте.
У
детей
дошкольного
возраста
необходимо
формировать
навыки
выполнения
упражнений
основной
гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а
также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей играть в
спортивные
игры
(теннис,
бадминтон,
городки),
выполнять
элементы
спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.).
Объем
двигательных
навыков
и
умений,
которые
необходимо
сформировать у детей дошкольного возраста, дан в «Программе воспитания в
детском саду», но он может быть расширен при наличии соответствующих
условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации
воспитателей.
У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества
(ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.).
Чтобы
ползать,
ходить,
бегать,
прыгать,
метать,
нужно
обладать
соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты,
ловкости
увеличиваются
длина,
высота
прыжка,
дальность
метания.
Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения,
проходить большие расстояния.
Точность
попадания
в
цель
при
метании,
точность
приземления
при
прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии
хорошего
глазомера.
Ребенок
не
смог
бы
выполнять
даже
элементарные
упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у
него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.
У
детей
дошкольного
возраста
необходимо
формировать
умение
сохранять
правильное
положение
тела,
когда
они
сидят,
стоят,
ходят.
Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех
внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от
развития
костно-мышечного
аппарата,
но
это
навык,
который
важно
своевременно формировать.
Известно, что двигательные акты детей характеризуются целым рядом
качественных
проявлений,
из
которых
достаточно
полно
изучались
сила,
быстрота и выносливость. Эти стороны двигательного акта в той или иной
степени
взаимосвязаны
друг
с
другом.
Так,
каждое
мышечное
движение
характеризуется проявлением не только силовых, но и скоростных параметров.
Если же оно продолжается достаточно длительное время, следует учитывать
также и третий параметр – выносливость.
Физиологические факторы развития качественных сторон двигательной
активности детей проявляются в совершенствовании регуляции деятельности
мышц и вегетативных органов. При кратковременных, скоростных и силовых
движениях преимущественное значение принадлежит улучшению регуляции
деятельности нервно-мышечной системы. При более длительной работе, наряду
с
совершенствованием
двигательных
функций,
существенное
значение
приобретает и улучшение координации вегетативных функций.
Основными
двигательными
качествами
человека
принято
считать
ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При
выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все
двигательные
качества,
но
преимущественное
значение
приобретает
какое-
нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота, при
беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту
с разбега – сила в сочетании с быстротой.
В
дошкольном
возрасте
преимущественное
внимание
должно
быть
уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не
следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а
также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся
обстановки.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми
новых
упражнений.
Обучение
повышает
пластичность
нервной
системы,
улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми,
более сложными упражнениями.
Развитию
ловкости
способствует
выполнение
упражнений
в
изменяющихся
условиях.
Так,
в
подвижных
играх
детям
приходится
непрерывно
переключаться
от
одних
движений
к
другим,
заранее
не
обусловленным;
быстро,
без
всякого
промедления
решать
сложные
двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Ловкость
развивается
при
выполнении
упражнений,
проводимых
в
усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения
(бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с
использованием
различных
предметов,
физкультурного
инвентаря,
оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении
упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее
время.
Высокая
пластичность
нервных
процессов,
сравнительная
легкость
образования
и
перестройки
условно-рефлекторных
связей
у
детей
создают
благоприятные условия для развития у них быстроты.
Быстрота
развивается
в
упражнениях,
выполняемых
с
ускорением
(ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до
финиша
как
можно
быстрее),
с
изменением
темпа
(медленный,
средний,
быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены
выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Развитию
быстроты
способствуют
скоростно-силовые
упражнения:
прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при
метании
совершается
с
большой
скоростью).
Для
развития
быстроты
целесообразно
использовать
хорошо
освоенные
упражнения,
при
этом
учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Глазомер
–
способность
человека
определять
расстояние
с
помощью
зрения и мышечных ощущений.
Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе
дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках
– точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись, совершить полет в
нужном
направлении,
а
затем
приземлиться
в
определенном
месте;
при
построениях
в
колонну
по
одному
нужно
на
глаз
измерить
расстояние
до
впереди
стоящего
ребенка;
в
метании
на
дальность
и
особенно
в
цель
–
расстояние до цели и т.д. Важно при выполнении упражнений учить детей
измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.
Гибкость
–
способность
достигать
наибольшей
величины
размаха
(амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.
Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также
эластичности
мышц.
Гибкость
развивается
при
выполнении
физических
упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.
У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает
большой
гибкостью.
Следует
стремиться
к
сохранению
этой
естественной
гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут
привести
к
необратимым
деформациям
отдельных
суставов
(например,
коленного).
Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во
время
выполнения
разнообразных
движений
и
поз
на
уменьшенной
и
приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и
на
улице,
не
задевая
предметы,
друг
друга,
успешно
справляться
с
обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем
организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У
дошкольников
ОЦТ
расположен
высоко,
поэтому
им
труднее
сохранять
равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести
тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы
восстановить нужное положение тела.
Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых
на
уменьшенной
и
приподнятой
площади
опоры
(катание
на
коньках,
велосипеде,
ходьба,
бег
по
скамейке),
также
в
упражнениях,
требующих
значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на
дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).
Сила – степень напряжения мышц при их сокращении.
Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса
предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и
др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы
(прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
Выносливость
–
способность
человека
выполнять
физические
упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.
Развитие выносливости требует большого количества повторений одного
и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети
теряют
интерес
к
этому
упражнению.
Поэтому
лучше
всего
применять
разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу,
бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание
и
др.
Полезны
также
подвижные
игры,
которые
вызывают
положительные
эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на
лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом.
Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность
обучения
новым
двигательным
действиям
и
совершенствование
ранее
разученных
упражнений,
является
координация.
Под
координационными
качествами
понимается
способность
быстро
согласовывать
отдельные
двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и
рационально.
Таким образом, детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные
знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе
занятий, о значении физических упражнений и других средств физического
воспитания
(гигиенические
условия,
естественные
факторы
природы,
физический
труд).
Важно,
чтобы
дети
имели
представление
о
технике
физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а
также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать
название
частей
тела,
направление
движений
(вверх,
вниз,
вперед,
назад,
вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила
хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.
3. Подвижные игры как средство развития физических качеств у
детей старшего дошкольного возраста
Подвижная
игра
–
естественный
спутник
жизни
ребенка,
источник
радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются
традиционным средством педагогики.
В дошкольном возрасте нервная система и весь организм ребенка в целом
обладают
чрезвычайной
пластичностью,
податливостью
к
внешним
воздействиям.
Поэтому
рациональная
дозировка
объема
и
интенсивности
нагрузки,
регулярное
чередование
ее
с
отдыхом
будет
определять
оптимальность динамики организма ребенка, обеспечивать своевременность
восстановительных процессов и повышать работоспособность. Нагрузка , с
одной стороны, выражается в величине воздействия физических упражнений на
организм
и
интенсивности
выполнения
их,
что
повышает
функциональные
процессы
организма;
с
другой
–
в
воздействии
на
динамику
психических
функций, проявляющихся в умственной деятельности ребенка, концентрация
внимания и восприятия во время объяснения и демонстрации упражнения,
осмысливании заданий точности ответной реакции.
В
связи
с
этим
используются:
наглядные
методы,
обеспечивающие
яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для
возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о
движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей;
словесные
методы,
обращенные
к
сознанию
детей,
помогающие
осмысливанию
поставленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных
упражнений, играющие большую роль в усвоении содержания и структуры
упражнений,
самостоятельном
их
применении
в
различных
ситуациях;
практические методы, связанные с практической двигательной деятельностью
детей,
обеспечивающие
действенную
проверку
правильности
восприятия
движений на собственных мышечно – моторных ощущениях. Практические
методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением
упражнений
в
игровой
(образной)
форме,
использованием
элементов
соревнования.
Одной из разновидностей практических методов является игровой метод,
близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, организма путем
развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей
к
дисциплине,
сосредоточению
и
планомерности
действий.
Наиболее
специфичный и эмоционально – эффективный в работе с ними, учитывающий
элементы наглядно – образного и наглядно–действенного мышления. Он дает
возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных
навыков,
самостоятельности
действий,
быстрой
ответной
реакции
на
изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
В
процессе
физического
воспитания
детей
старшего
дошкольного
возраста
подвижной
игре
принадлежит
ведущая
роль.
Являясь
одним
из
основных
средств
и
методов
физического
воспитания,
подвижная
игра
позволяет
эффективно
разрешать
оздоровительные
и
воспитательно-
образовательные
задачи.
Она
оказывает
всестороннее
воздействие
на
физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная
активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает
процессы обмена, повышает жизненный тонус. В процессе игровых действий у
детей формируется морально-волевые качества, развиваются познавательные
силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия
коллектива.
Подвижная
игра
с
правилами
-
сознательная,
активная
деятельность
ребенка,
цель
которой
достигается
точным
и
своевременным
выполнением
заданий,
связанных
с
обязательными
для
всех
играющих
правилами.
По
определению
П.Ф.
Лесгафта,
подвижная
игра
является
упражнением,
посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание,
эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и
физическим усилиям .
Подвижная игра - двигательная деятельность, основным содержанием
которой является выполнение движений в изменяющихся условиях. В отличие
от сюжетно-ролевых игр содержание большинства подвижных дается в готовом
виде. Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение
двигательной задачи. Структура игры регламентируется правилами. Правила
четко
формулируются
с
самого
начала,
и
им
должны
подчиняться
все
участники. Правила определяют время выполнения двигательных действий и
требования
к
их
точности.
Овладеть
правилом
-
значит
овладеть
своим
поведением, научиться управлять им.
В
рамках
действий
по
правилам
остается
достаточный
простор
для
личной инициативы детей. Правила игр приучают к действиям на основе общих
положений, а не по частным указаниям и инструкциям. В последнем случае
любая
инициатива
и
самостоятельность
исключается;
в
первом
случае
возможно свободное развитие индивидуальных способностей. Ребенок должен
выбрать двигательное действие или способ его выполнения, который позволит
успешно
решать
двигательную
задачу
за
наименьшее
время,
с
меньшей
затратой
сил;
при
этом
средство
и
способ
достижения
положительного
результата в одной и той же игре не остаются постоянными, они согласуются со
складывающейся обстановкой. В ходе игры у ребенка может возникнуть новое
решение и новый прием, неизвестный ему до этого. Это происходит за счет
способности
коры
больших
полушарий
под
влиянием
второй
сигнальной
системы
осуществлять
образование
новых
форм
движения
из
имеющихся
элементов
двигательных
навыков,
отдельных
движений,
приобретенных
в
процессе прямого обучения.
Играющие должны строго и точно соблюдать правила игры, к ним они
должны
относиться
сознательно
и
ответственно,
как
к
закону.
Правила
помогают
регулировать
двигательную
деятельность
и
осуществлять
самоуправление,
присваивают
каждому
игроку
определенную
роль,
устанавливают его место в игре, взаимосвязь между играющими, а вот действия
в пределах правил и роли отличаются большой самостоятельностью.
Одна
из
характерных
особенностей
подвижных
игр
-
стремление
к
результату.
Ребенок
испытывает
радость
от
удовлетворения
потребности
в
движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный
подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата
– выигрыша.
Подвижная игра предлагает детям решать индивидуальную двигательную
задачу,
вступая
во
взаимоотношения
с
другими
играющими,
учитывать
их
поведение.
Подвижная игра связана с выполнением основных движений, но не может
быть
средством
их
разучивания.
В
игре
ребенка
захватывает
сюжет,
а
эмоциональное
возбуждение
отвлекает
от
правильного
выполнения
двигательного действия. Отмечая назначение подвижных игр в физическом
образовании, П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что игры должны состоять главным
образом из тех действий, которые усваиваются при систематическом обучении.
Подвижные
игры
для
дошкольников
включают
разнообразные
основные
движения: быстрый бег, бег с увертыванием, подлезание, прыжки в длину,
прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед и т.д. Поэтому в
процессе
физического
воспитания
игру
используют
для
укрепления
двигательных навыков, сформированных на занятии в специально подобранных
упражнениях, и для их совершенствования, для получения более интенсивной
функциональной нагрузки с целью укрепления и развития внутренних органов,
воспитания физических, морально-волевых и интеллектуальных качеств.
Подвижная
игра
оказывает
благоприятное
воздействие
на
детскую
нервную
систему.
Для
достижения
успеха
в
игре
надо
обладать
быстрой
реакцией,
т.е.
быть
способным
в
минимальное
время
произвести
целесообразное действие в ответ на внезапное изменение обстановки, иначе все
действия ребенка будут запаздывающими, неэффективными. В большинстве
подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц,
что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко
происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность
быстрого утомления детей. Возможность изменения темпа игры самими детьми
превращает ее в средство для регуляции нагрузки.
Условия
выполнения
двигательных
действий
в
подвижной
игре
не
остаются
постоянными,
они
часто
меняются.
Необходимость
немедленного
реагирования
на
неожиданное
изменение
обстановки
требует
доведения
двигательных навыков до такой стадии, когда они выполняются автоматически.
Только тогда ребенок имеет возможность сосредоточить внимание на условиях
выполнения. Чтобы действовать в соответствии с условиями и правилами игры,
ребенок
должен
менять
свое
поведение,
а
это
требует
применения
ранее
выработанного двигательного стереотипа в новых условиях, его изменения,
приспособления к окружающей обстановке. Игровая обстановка учит детей
выбирать наиболее целесообразный способ решения различных двигательных
задач, который позволяет при меньшей затрате сил и сохранении точности и
быстроты выполнения позволяет достигнуть успеха.
Подвижные
игры
являются
эффективным
способом
воспитания
выдержки,
что
особенно
важно
для
дошкольников,
у
которых
процесс
возбуждения преобладает над процессом торможения.
В
подвижных
играх,
у
детей
начинает
формироваться
интерес
к
соревновательной
стороне
-
соревнованию
в
ловкости,
быстроте,
смекалке,
смелости, организованности.
В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры
с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших
дошкольников
соответствуют
бессюжетные
игры,
но
детям
по-прежнему
доставляют
большое
удовольствие
сюжетные
подвижные
игры.
Игры
с
элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях,
могут
включать
как
индивидуальные,
так
и
командные
соревнования.
С
пятилетнего
возраста,
по
данным
В.
Панкова,
можно
использовать
разнообразные
игры-эстафеты,
предусматривающие
взаимодействие
между
играющими.
Становятся
доступными
игры
с
элементами
спортивных
игр:
городки,
баскетбол,
футбол
и
т.д.
Целесообразно
продолжить
разучивание
подвижных игр как своего, так и других народов.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр,
тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе
игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
К практическим методам относится также соревновательный метод. В
процессе
обучения
детей
дошкольного
возраста
он
может
применятся
при
условии педагогического руководства.
Этот метод используется преимущественно в старших группах детского
сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но
не состязания в борьбе за первенство). Обязательное условие соревнования –
соответствие его физическим силам детей, воспитание морально – волевых
качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе
сознательного отношения к требованию.
При
правильном
руководстве
соревнование
может
быть
успешно
использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию
двигательных
навыков,
развитию
физических
способностей,
воспитанию
морально – волевых черт личности.
Подвижные
игры
служат
методом
совершенствования
уже
освоенных
детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели,
а
не
на
способ
выполнения
движения.
Он
действует
целеустремленно,
приспосабливаясь
к
игровым
условиям,
проявляя
ловкость
и
тем
самым
совершенствуя движения. Поэтому, например, такая игра, как «волк во рву»,
проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.
П.Ф. Лесгафт писал: « В играх применяется все то, что усваивается при
систематических
занятиях,
поэтому
все
производимые
здесь
движения
и
действия в полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и
производится с возможно большей точностью и ловкостью».
Это положение подтверждается работами педагогов (М.М.Конторович,
Л.И.Михайлова, А.И.Быкова, Д.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Н.Н.Кильпио, Э.Я.
Степаненкова,
С.Я.Лайзане
и
др.),
которые
внесли
значительный
вклад
в
разработку методики проведения подвижных игр в детском саду.
Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной
спецификой:
она
требует
от
ребенка
быстрой
реакции
на
сигналы
и
неожиданные изменения игровой обстановки.
Различные
ситуации,
возникающие
в
игре,
создают
необходимость
в
изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения,
быстром
изменении
направления
движения.
Например,
в
игре «ловишки»
каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его
приближении
ребенок
стремительно
убегает
в
противоположную
сторону.
Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его,
приостанавливается.
При
новом
приближении
водящего
он
вновь
ускоряет
движение.
Почти
в
каждой
подвижной
игре
существуют
сигналы
к
изменению
игровых действий и движений детей. Например, сигнал «Построится!» в игре
«Дружные
ребята»
вызывает
быструю
реакцию
детей,
выражающуюся
в
изменении
действий,
направления
и
характера
движения:
легкий
бег,
врассыпную
изменяется
на
целеустремленный
в
прямом
направлении
для
скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных
местах.
Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему
ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.
В
подвижной
игре
ребенок
учится
регулировать
степень
напряжения
внимания
и
мышечной
деятельности:
в
зависимости
от
складывающейся
игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует
воспитанию
наблюдательности,
сообразительности,
спо собно сти
ориентироваться
в
изменяющихся
условиях
окружающей
среды,
находить
выход из создавшегося положения, быстро принимать решения и приводить его
в
исполнение,
проявлять
смелость,
ловкость,
инициативу,
выбирать
самостоятельно способ достижения цели.
Таким
образом,
содержание
игр
обогащает
представление
детей,
активизирует наблюдательность, мышление воображение, внимание, а также
развивает память, сообразительность и находчивость. Игровая деятельность
всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных
обязанностей,
преодолением
разного
рода
трудностей
и
препятствий,
преодоление
препятствий
укрепляет
силу
воли,
воспитывает
выдержку,
решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Выводы
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей
дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в
результате
целенаправленного
педагогического
воздействия
укрепляется
здоровье
ребенка,
происходит
тренировка
физиологических
функций
организма,
интенсивно
развиваются
движения,
двигательные
навыки
и
физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития
личности.
В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит
передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования
двигательных
возможностей,
какими
потенциально
обладает
человек,
и
обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей.
Общим
прикладным
результатом
физического
воспитания,
если
рассматривать
его
относительно
трудовой
и
других
видов
практической
деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в
повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом
отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической
подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.
Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую
роль.
Оно
воспитывает
в
дошкольнике
здоровый
дух,
помогает
ему
в
дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям.
Физически
воспитанные
дошкольники
становятся
здоровыми
людьми
и
полноценными гражданами в обществе.
Старший школьный возраст обоснованно считается одним из наиболее
важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная
активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии
организма ребенка. В этом возрасте более интенсивно развиваются физические
качества, в том числе скоростно-силовые.
Список использованной литературы
1.
Аганянц,
Е.К.
Возрастная
динамика
двигательных
и
вегетативных
функций в связи с мышечной деятельностью: учебное пособие / Е.К.
Аганянц. - Краснодар, 2009. - 220 с.
2.
Адашкявичене,
Э.Й.
Спортивные
игры
и упражнения в
детском
саду:
книга
для воспитателей детских
садов
/
Э.Й.
Адашкявичене.
-
М.:
Просвещение, 2009. - 159 с.
3.
Баранчукова, Г.А. Воспитательные возможности в процессе проведения
подвижных игр / Г.А. Баранчукова // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С.
41- 42.
4.
Васильева,
Н.Н.
Развивающие
игры
для дошкольников:
популярное
пособие для родителей и педагогов / Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева-
Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2010 - 208 с.
5.
Васильева, Н.Н. Физическое воспитание дошкольника / Н.Н. Васильева.
-Ярославль: Академия развития, 2010. - 405 с.
6.
Волошина, Л. Современная методология обучения играм с элементами
спорта / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. 2012. - № 11. - С. 27-32.
7.
Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных
образовательных
учреждениях:
методическое
пособие
/
И.М.
Воротилкина. - М.: НЦЭНАС, 2011. - 144 с.
8.
Воротилкина,
И.М.
Формирование самостоятельности и
активности
у
детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания / И.М.
Воротилкина. - Хабаровск, 2009. - 24 с.
9.
Гаврин, С.Е. Уроки для дошколят / С.Е. Гаврин, А.С. Галанов и др. - М.:
ООО Изд-во «Росмен-Пресс», 2010. - 287 с.
10.
Гейнисман,
М.Л.
Развитие
основных двигательных качеств
как
важнейшее средство оздоровление детей дошкольного возраста / М.Л.
11.Глазырина,
Л.Д.
Физическая
культура дошкольникам:
программа
и
программные требования / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2010. - 144 с.
12.Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольниками. Старший возраст /
Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2010. -264 с.
13.Глушкова, Г.В. Физическое воспитание в семье и ДОУ: методические
рекомендации: домашние задания / Г.В. Глушкова, Л.В. Голубева, И.А.
Прилепина. - М.: Школа-Пресса, 2012. - 95 с.
14. Грядкина, Т.С. Педагогические условия оптимизации обучения детей 6-го
года
жизни
основным
движениям
в
детском
саду
(прыжки,
метание,
лазание) / Т.С. Грядкина. - Волгоград: ВГАФК, 2009. - 31 с.
15.Гутникова,
Л.
Спорт
+ игра =
радость
/
Л.
Гутникова
//
Дошкольное
воспитание. - 2010. - № 12.-С. 15-19.
16.
Д а в ы д о в ,
В . Ю .
В л и я н и е
ф и з и ч е с к и х упражнений различной
направленности на организм детей дошкольного возраста / В.Ю. Давыдов.
- Волгоград, 2009.-27 с.
17.Дворкина,
Н.И.
Физическое
воспитание
детей
5-6
лет
на
основе
подвижных игр дифференцированных по преимущественному развитию
физических качеств: метод пособие / Н.И. Дворкина, Л.И. Лубышева. -
М.: Советский спорт, 2012. - 80 с.
18. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного
возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 4. - С. 10-
19.Ермакова,
З.И.
Физическая
подготовка
детей
пяти-шестилетнего
возраста / З.И. Ермакова. 2-е изд.; перераб и доп. - Минск: Ушверсггэцкае,
2009. - 255 с.
20. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных
учреждениях: проблемы и пути оптимизации: материалы Всероссийского
совещания. - М.: Изд-во ГНОМ и Д., 2010. - 320 с.
Приложение
Игры, направленные на развитие физических качеств
В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают
собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх
используются предметы: набивные мячи, гантели, скамейки и т.д. или партнёр
по
тренировке.
Для
проведения
игр
с
преодолением
собственного
веса
используются: гимнастическая стенка, брусья, вертикальный канат. Нередко
такие игры не требуют инвентаря и связанны с перемещением по площадке в
упоре лёжа, в упоре сзади, с выпрыгиванием. Эмоциональная окраска подобных
испытаний
заставляет
участников
игр
проявить
максимальные
усилия
для
достижения как личной, так и командной победы.
В игре не следует давать начинающим в большом объёме упражнение с около
предельными и предельными нагрузками. Эмоциональный подъём часто не
может компенсировать их недостаточной физической подготовленности.
1.
«Кто дальше»
Подготовка:
занимающиеся
становятся
на
лицевой
линии
площадки
с
набивными мячами.
Описание игры: каждый занимающийся берёт набивной мяч (масса 1-2 кг), и.п.-
мяч сзади за спиной, резко накланяясь вперед и поднимая руки назад- вверх
резко выбросить мяч через голову.
Выигрывает тот, кто дальше бросит.
Вариант бросков:
а) снизу двумя руками;
б) сверху из-за головы двумя руками;
в) с боку (справа или слева) двумя руками, стоя в полоборота к направлению
броска;
г) одной рукой снизу;
д) одной рукой сбоку;
е) одной рукой сверху.
Условия выполнения задания те же.
2. «Толкание ядра».
Подготовка: занимающиеся становятся на лицевой линии площадки.
Описание игры: толкание «ядра» (набивного мяча) выполняется правой (левой)
рукой от плеча. Задание можно делать с места или со скачка. Каждый участник
выполняет по три попытки, в зачет идёт лучший результат. При толкании левой
и
правой
рукой
можно
два
лучших
результата
суммировать,
и
по
этому
показателю определить победителя.
3. «Перетягивание».
Подготовка: по два занимающихся стоят в круге диаметром 2-4 м, взяв один
другого за правую или левую руку.
Описание игры: каждый старается перетянуть соперника за линию позади себя.
4. « Кто сильнее ».
Подготовка: по два игрока стоят между двумя чертами, проведенными 2-4 м
одна от другой, уперевшись друг другу в предплечья.
Описание игры: каждый старается вытолкнуть соперника за его линию.
Варианты:
игроки
стоят
спиной
к
друг
другу,
сцепившись
руками,
полусогнутыми в локтях;
игроки седят спиной к друг другу;
игроки занимают положение в упоре лежа, упираясь в друг друга правым или
левым плечом.
5.
«Удержись в круге».
Подготовка: взявшись за руки, игроки становятся вокруг прочерченного круга.
Описание игры: перетягиванием и толканием игроки стараются вынудить друг
друга или одна команда другую зайти в круг.
Кто попал в круг получает штафное очко или выбывает из игры.
Соревнование проходит по способу: один против одного или команда против
команды – кто останется в поле?
5.
«На прорыв».
Подготовка: несколько игроков, взявшись за руки, образуют круг. Остальные
располагаются в круге.
Описание
игры:
по
сигналу
игроки
идут
на
«прорыв»
круга;
игроки,
образующие круг, препятствуют этому.
Выигрывает
команда,
которая
сможет
вырваться
из
круга
или
за
сколько
времени они смогут вырваться из круга?
6.
« Крепче круг»
Подготовка: игроки образуют круг, взявшись за руки.
Описание
игры:
игроки
сходятся
вплотную
к
друг
другу.
По
сигналу
все
отбегают назад. Кто не выдерживает рывка и отпускает руки, выбывает из игры
или получает штрафное очко.
7.
«Ванька- встанька»
Подготовка: один игрок стоит, вытянув руки вдоль туловища. Все остальные
усаживаются вокруг него вплотную, поджав ноги и протягивают к нему руки.
Описание
игры:
«Ванька-встанька»
падает
на
вытянутые
руки
сидящих
игроков, которые все время отталкивают его от себя.
Оценка: кто не смог оттолкнуть «Ванька-встаньку» от себя, сам выходит в круг.
8.
«Бой петухов».
Описание игры: два игрока выходят на середину круга. Скрестив руки на груди,
они прыгают на одной ноге. Каждый старается толчком вытеснить соперника из
круга или вывести друг друга из равновесия (т.е. заставить встать на обе ноги).
9.
«Бег на руках».
Подготовка:
играющие
расчитываются
на
первый-второй
и
разбиваются
на
пары. Затем выстраиваются вдоль лицевой линии.
Описание игры: первые номера принимают упор лёжа, вторые- берут их за
ноги. По сигналу пары устремляются до контрольной линии. При достижении
контрольной отметки движение начинают следующие два игрока. Побеждает
команда, раньше всех закончившая игру.
Игры, направленные на развитие быстроты.
Быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный
отрезок времени. Быстрота в определённой степени зависит от силы мышц.
Большое
значение
имеет
подвижность
в
суставах
и
способность
мышц-
антагонистов
к
растягиванию.
Выполнять
все
упражнения
следует
в
максимально быстром темпе. Продолжительность выполнения одной серии 10-
20 с. Паузы отдыха – 1-1,5 мин.
Упражнения, способствующие воспитанию быстроты, не следует выполнять в
состоянии
утомления,
иначе
резко
нарушается
координация
движений
и
теряется способность выполнять их быстро и правильно. Поэтому упражнения
на
развитие
быстроты
рекомендуется
віполнять
в
первую
половину
тренировочного занятия, причем в небольших объёмах.
1. «Вызов номеров».
Подготовка:
каждая
группа
рассчитывается
по
порядку
номеров.
Ведущий
громко называет число. Игрок под этим номером из каждой команды сразу же
стартует, пробегает обозначенную дистанцию и возвращается на своё место.
Описание игры: группы выстраиваются в колоны по одному рядом. По сигналу
нужно пробежать до отметки поворота.
6.
«Эстафета».
Подготовка: участники эстафеты выстраиваются в колонны рядом.
Описание игры: по сигналу стартуют по одному участнику от каждой команды.
Они
пробегают
установленную
дистанцию,
а
затем,
коснувшись
рукой
следующего игрока своей команды, становятся в конец своей колонны. Команда
заканчивает эстафету, когда последний номер встанет на своё место.
7.
«Черные и белые».
Подготовка:
в
центре
поля
на
расстоянии
1-3
метра
одна
от
другой
выстраиваются команды „черных” и „белых”.
Описание игры: как только руководитель назовёт: „черные”, то они становятся
преследуемыми,
а
«белые»
преследуют
их.
Каждый
может
быть
запятнан
несколькими ловцами.
4. «Волки и овцы».
Подготовка: назначается водящий, он располагается в середине площадки. Все
остальные – свободные игроки занимают место на противоположной стороне
поля.
Описание игры: свободные игроки-«овцы», стараются перебежать на другую
сторону площадки, стараясь убежать от «волка».
5. «Простые пятнашки».
Подготовка: игроки делятся на ловцов и свободных игроков.
Описание игры: каждый ловец, запятнавший свободного игрока, меняется с ним
ролями.
Оценка: кого запятнают меньшее количество раз.
6. «Лови мяч»
Подготовка: игроки делятся на две команды. На расстоянии 5м от каждой
колонны чертится круг.
Описание игры: по сигналу игроки с баскетбольными мячами в руках бегут в
круг
и
бросают
мяч
вторыми
номером,
а
сами
бегут
в
колонну
назад.
Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету.
7. «Гонка мячей по кругу»
Подготовка: участники рассчитываются на 1-2 и становятся в круг через одного.
Описание игры: в кругу два мяча у капитанов. Мяч перебрасывают через одного
своему
игроку.
Мяч
должен
обойти
полный
круг
и
вернутся
к
капитану.
Получив мяч, капитан говорит : «Есть»!
8. «Охота на уток».
Подготовка: игроки, разбившись на " охотников" и "уток" образуют два круга:
большой и маленький. Маленький круг располагается внутри большого.
Описание игры: по сигналу игроки начинают движение по кругу. По второму
сигналу "охотники" преследуют "уток", причём тех, напротив которых стояли
вначале.
9. «Мяч среднему».
Подготовка: играющие образуют два круга, в середине которых стоят водящие
с набивными мячами в руках.
Описание игры: по сигналу водящие начинают поочерёдно бросать мяч своим
игрокам. Получив мяч от последнего игрока водящий поднимает его вверх.
Побеждает команда, которая раньше закончила игру. Кто уронил мяч, тот его и
поднимает, получив штрафное очко.
Игры, направление на развитие выносливости
В
играх
выносливость
проявляется
не
в
статических,
а
в
динамических
условиях роботы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. Эти
упражнения, особенно циклического характера, могут вызывать утомление, при
этом наблюдается снижение работоспособности. Поэтому такие упражнения
следует давать во второй половине занятия.
1.
«Рыбаки и рыбки».
Подготовка: игроки располагаются по кругу. В центре водящий со скакалкой.
Описание
игры:
водящий
вращает
скакалку
под
ногами
играющих,
все
подпрыгивают,
стараясь
не
задеть
её.
А
кто
все-таки
задевает
скакалку,
становится сам на место «рыбака».
2.
«Кто быстрей».
2. «Кто быстрей».
Подготовка: игроки разбиваются на две команды и становятся вдоль лицевой
линии.
Описание игры: в середине площадки находится мяч; руководитель называет
номер игроков, те устремляются к мячу, с целью быстрее завладеть мячом.
3.
«Перехват мяча».
Подготовка: начертить три круга. В каждом кругу по три участника.
Описание игры: в пределах круга двое игроков перебрасывают друг другу мяч.
Третий старается перехватить его.
4.
«Тигробол».
Подготовка:
игроки
образуют
круг
8
м,
несколько
«тигров»
находятся
в
середине круга.
Описание
игры:
занимающиеся
разыгрывают
мяч
между
собой,
«тигры»
стараются коснуться мяча. Кто позволил «тигру» коснуться мяча становится на
его место.
5. «Выбивалы».
Подготовка: игроки делятся на две команды. Одна команда располагается на
одной половине площадки, а вторая на другой.
Описание
игры:
каждая
команда
старается
выбить
мячом
игроков
другой
команды, разыгрывая.мяч между собой.
6. «Регби».
Подготовка: на площадке две команды по 5 человек, 6-й в воротах.
Описание игры: мяч устанавливается в центре. Обе команды стараются за
мячом от линии своих ворот. Каждая команда старается доставить мяч за линию
ворот соперника.
7. «Футбол на спине»
Подготовка: игроки располагаются в положении лежа на спине, упор руками
сзади и развирывают мяч ногами. Команды стараются забить мяч в ворота
соперника.
8. «Скачки».
Подготовка: играющие разбиваются на «наездников» и «коней».
Описание игры: пары выстраиваются вдоль лицевой линии, »наездник» сидит
верхом на «коне».
Задача. Быстрее достичь противоположной лицевой линии.
9. «Сумей догнать»
Подготовка: на беговой дорожке 16 игроков. Они находятся на расстоянии 25
метров друг от друга.
Описание
игры:
по
сигналу
начинается
бег.
Необходимо
догнать
впереди
бегущего игрока, но и не допустить, чтобы тебя догнал сзади бегущий.
Игры для развития ловкости
Ловкость – это сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия
оценки. Под ловкостью понимают:
1)
способность быстро осваивать новые движения;
2)
способность осваивать сложные по координации движения;
3)способность быстро найти выход из двигательной ситуации.
Это качество проявляется в умении быстро перестраиваться
в соответствии с меняющейся обстановкой. Ловкость помогает в овладении
спортивной
техникой
и
ее
совершенствовании.
Для
воспитания
ловкости
используют самые разные упражнения.
1.
« Зоркий глаз».
Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу занимающиеся выполняют
заранее обусловленное действие. Например: поднятая вверх рука означает, что
дети должны выполнить скачок вперёд и принять обусловленную стойку.
2.
«Падающая палка».
Подготовка: занимающиеся становятся в круг. В центре круга водящий, который
придерживает
за
верхний
конец
палку,
находящуюся
в
вертикальном
положении.
Описание игры: водящий называет номер одного из игроков и отпускает палку,
игрок должен сделать выпад вперед и схватить палку, не дав ей упасть.
3.
4.
«Мяч над веревкой».
Подготовка: через середину поля на высоте поднятой руки натягивается сетка
или веревка. На каждой половине площадки располагается одна команда.
Описание игры: каждая команда старается бросить мяч над сеткой на поле
соперника так, чтобы он коснулся земли и одновременно не допустить этого на
своем поле.
5.
«Передачи волейболистов».
Описание игры: занимающиеся становятся в круг и способом верхней передачи
отбивают мяч вверх друг другу. Игрок, допустивший падение мяча, получает
штрафное очко. Побеждает тот, кто меньше допустил ошибок.
6.
«Только снизу».
Описание
игры:
обычная
игра
в
волейбол,
но
передачи
мяча
разрешается
выполнять только снизу двумя или одной рукой. В противном случае мяч
передаётся на противоположную сторону, а команда получает очко.
7.
«Бомбардиры».
Подготовка: участники стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч.
Описание игры: допустивший ошибку при приёме мяча или пославший мяч
неточно садится в центр круга. Остальные, время от времени нападающим
ударом посылают мяч в сидящих. Если попали в игрока, тот выходит из круга и
продолжает игру. Обстрел длится до тех пор, пока один из сидящих не поймает
мяч в руки, тогда все встают, а игрок пробивший в руки садится в круг.
7. «По наземной мишени».
Подготовка: на волейбольной площадке чертятся два круга.
Описание игры: игроки поочереди разбегаются и бросают мяч в круг двумя
руками. За удачное попадание команда получает очко.
8.
«Точная подача».
Подготовка: на волейбольном поле чертятся квадраты.
Описание
игры:
игроки
выполняют
любую
подачу,
предварительно
назвав
номер квадрата, в который они хотят попасть. Игрок, попавший в квадрат,
получает очко.
9.
«Смена кругов».
Подготовка: на площадке чертят круги. Одна команда становится в круги,
другая между ними.
Описание игры: команда, находившаяся вне круга, старается отобрать мяч у
игроков круга, которые перебрасывают мяч между собой, не выходя из круга.
2
1
6
3
4
5
Игры для развития гибкости
Гибкость
–
это
способность
выполнять
движения
с
большой
амплитудой.
Гибкость зависит от эластичности мышц, сухожилий и связок.
Гибкость проявляется при выполнении всех технических приемов. Поэтому
высокая
эластичность
мышц,
сухожилий
и
связок
способствует
хорошему
ведению игры.
Основными средствами развития гибкости являются упражнения с малыми
отягощениями,
с
партнёром
и
упражнения
близкие
по
своей
структуре
к
упражнениям волейболиста, выполняющего технический приём.
1.
«Кто быстрее передаст».
Подготовка: две команды выстраиваются в колонну. Дистанция между игроками
в команде 1 м.
Описание игры: по сигналу обе команды начинают передавать мяч, используя
верхнюю передачу мяча, сзади стоящему партнёру. Кто быстрее передаст мяч.
2.
«Кто быстрее».
Подготовка: строятся две команды. У каждой набивной мяч, дистанция между
партнерами-1м.
Описание
игры:
игроки
передают
мяч
друг
другу,
поворачивая
туловище
направо, достигнув крайнего игрока, мяч передается в обратном направлении
поворотом налево.
3.
«Скамейка над головой».
Описание игры: по команде игроки наклоняются вправо и берут скамейку,
переправляя ее над головой на другую сторону, потом переходят на другое
место, чтобы скамейка оказалась слева, и выполняют упражнение вновь до
условной линии. Игра выполняется по времени.
4. «Мостик и кошка».
Подготовка: строятся две команды. Каждая команда рассчитывается на первый-
второй. Перед каждой командой чертятся по два круга.
Описание
игры:
по
сигналу
первые
пары
от
каждой
команды
начинают
эстафету. Оказавшись в первом кругу, один из игроков делает " мост", а второй
пролезает под ним и бежит в другой круг, где принимает упор, стоя согнувшись.
Его партнер пролезает под ним, после чего оба, взявшись за руки, бегут назад и
передают эстафету следующей паре.