Напоминание

Решение задач повышенной сложности


Автор: Климанова Наталья Николаевна
Должность: учитель математики 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ Школа №16
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: учебную программу элективного курса по математике в 10 классе
Тема: Решение задач повышенной сложности
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 16

городского округа Самара

Утверждаю:

Директор МБОУ школы №16

Лукоянова Л.Г.

Проверено:

Зам. директора по УВР

Болисов В.В.

Рассмотрено:

На заседании МО

Протокол № ____________

От_____________________

Председатель МО

Климанова Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(элективный курс)

Решение задач повышенной сложности

Класс: 10 «А»

Учитель: Климанова Н.Н.

Количество часов на I полугодие: 16

Количество часов на II полугодие: 18

Всего часов на год: 34

Часов в неделю: 1

Рабочая программа составлена

Дата «_______»______________2016 г.

Подпись /________________/

ЭЛЕКТИВНЫЙ

КУРС

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

Актуальность разработки курса

Образовательное

пространство

-

это,

несомненно,

зеркало

общества.

Окружающая

действительность, социальная обстановка, государственные приоритеты - всё отражается,

прежде всего, на школе. Однако образование, в свою очередь, обязано влиять на общество:

каково оно сегодня - таково будет завтра страны. Каждый раз со сменой парадигм

образования с новой силой разгораются споры о том, чему учить и как учить. В такие

моменты очень важно не растерять все ценное и хорошее, что накапливалось в педагогике

годами. Это, в первую очередь, относится к математическому образованию. Введение

единого

государственного

экзамена,

реализация

концепции

предпрофильного

и

профильного обучения заставляют по-иному взглянуть на преподавание математики в

школе.

Причины введения данного курса

Элективный курс призван решить проблему повторения и обобщения отдельных тем

математики.

Курс

ориентирован

на

пред

профильную

подготовку учащихся.

Он

расширяет

базовый

курс

математики

и

позволяет

учащимся

осознать практическую

ценность

математики,

проверить

свои

способности

к

математике.

Вопросы,

рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить

познавательную

активность

учащихся.

Кроме

того,

данный

элективный

курс

будет

способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и

умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по

математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения

Особенности программного материала

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных

знаний, способствует выработке у учащихся содержательного понимания отдельных

тем,

значительно

расширяет

круг

задач,

решаемых

с

применением полученных

знаний,

освещает

намеченные,

но

из-за

недостатка

времени

мало проработанные в

общем курсе школьной математики вопросы.

Роль и место дисциплины курса

Курс

входит

в

число

дисциплин,

включенных

в учебный план и на его реализацию

выделен час времени из вариативной части УП.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию

логического мышления учащихся, намечает и использует ряд межпредметных связей.

Предлагаемый курс соответствует: современным целям среднего (полного) образования;

основным

положениям

концепции

профильного

обучения;

перспективным

целям

математического образования в школе.

Данная

программа

построена

в

соответствии

с

требованиями

Государственного

образовательного стандарта по математике и рекомендациями примерной программы по

предмету.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. Пояснительная записка;

2. Тематический план;

3. Литература.

4. Приложения

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных

лекций, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков. Наряду с традиционными

формами организации занятий на первое место выйдут различные формы индивидуальной

и групповой деятельности учащихся

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Структура программы

ЭЛЕКТИВНЫЙ

КУРС

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ »

Программа составлена на основе нормативных документов: закона об

образовании, федерального компонента государственного стандарта основного

общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), «Временных

требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ

МО РФ от 19.05.98. № 1236), с учётом

программы «Алгебра и начала

анализа» среднего (полного) образования.

Одним

из

требований

гуманизации

общего

образования

является

дифференцированный подход к организации учебной деятельности. Данный

модуль

направлен

на

расширение

знаний

учащихся,

повышение

уровня

математической

подготовки

через

решение

большого

класса

задач.

Практическую значимость математики школьники осознают, решая задачи

различной

степени

сложности.

В

последнее

время

в

школьной

практике

наметилась тенденция сокращения часов, отводимых в учебном плане на

изучение математики. Вследствие чего на уроках не остается времени для

решения задач повышенной сложности и обобщения учебного материала

Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Содержание курса не

дублирует программу базового изучения алгебры и начал анализа. Именно

поэтому

при

изучении

данного

модуля

у

старшеклассников

повысится

возможность

намного

полнее

удовлетворить

свои

интересы

и

запросы

в

математическом образовании.

Предлагаемая программа ориентирована на учащихся 10 класса и

содержит материал, необходимый для организации и проведения повторения

курса математики в формате ЕГЭ. Планомерное изучение материала позволит

не только существенно повысить результаты учащихся на экзамене, но и

качественно улучшить общий математический уровень знаний.

Цели:

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно ставить учебные цели

и

задачи,

искать

и

использовать

необходимые

средства

и

способы

их

достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Систематизация

математических

знаний

и

умений,

необходимых

в

практической деятельности и продолжения образования.

Задачи курса:

Учащиеся должны приобрести навыки решать задачи более высокой по

сравнению с обязательным уровнем сложности.

Обеспечить

сознательное

овладение

учащимися

системой

математических

знаний,

умений

и

навыков,

необходимых

для

продолжения учебы более высокого уровня.

Развитие

мыслительных

способностей

учащихся:

умения

анализировать,

сопоставлять,

сравнивать,

систематизировать

и

обобщать.

Результаты изучения курса можно выявить в рамках следующих форм

контроля:

Текущий контроль (вопросы учащихся к учителю; индивидуальные и

групповые беседы по изучающим вопросам; ответы и выступления

учащихся в процессе занятия и т.д.)

Тематический контроль (тестовые задания, тематические зачеты)

Самостоятельное

решение

предложенных

задач

с

последующим

разбором вариантов решений

Тематическое планирование

Пункта

Тема

Кол-во

часов

Содержание

Форма работы

1

Решение текстовых

задач

10

Рассмотреть различные способы

решения задач на проценты, на

пропорции, на движение, на смеси и

сплавы, с практическим содержанием

Лекция

Практикум

решение тестовых

заданий

2

Свойства функций.

Графики функций.

8

Обобщение основные понятий функции,

графики и свойства. Умение определять

данные понятия для заданных функций .

Преобразование графиков. Графические

зависимости, отражающие реальные

зависимости. Использование свойств

функции при решении уравнений и

неравенств

Лекция, практикум

Самост. работа ,

3

Решение уравнений и

систем

8

Обобщение общих методов решения

уравнений и систем.

Решение квадратных и приводимых к

квадратным уравнений

Рассмотреть решения:

- иррациональных уравнений и систем;

- тригонометрических уравнений и

систем;

- показательных уравнений и систем;

- логарифмических уравнений и систем

Лекция, Практикум,

решение тестовых

заданий

Самост. работа

4

Преобразование

выражений

5

Рассмотреть преобразование

алгебраических выражений.

Рассмотреть преобразование выражений,

содержащих степень.

Рассмотреть преобразование выражений,

содержащих радикал.

Рассмотреть преобразование

тригонометрических выражений.

Рассмотреть преобразование выражений,

содержащих логарифм.

Лекция, Практикум

Самост. работа

5

Решение неравенств и

систем

3

Обобщить общие методы решения

неравенств и систем.

Практикум по решению неравенств и

систем

Лекция, Практикум

Самост. работа

Тема

Количество часов:

Формы контроля

Всего

Ауди-

торных

Внеауди-

торных

практическу

ю деятел-ть

1.Решение текстовых задач (10ч)

Решение задач с практическим

содержанием

4

1

3

Лекция, решение тестовых

заданий

Решение задач на проценты и пропорцию

2

2

Лекция, практикум

Задачи на движение

2

2

Решение тестов

Решение задач на смеси и сплавы

2

2

Решение тестовых

заданий

2. Свойства функций. Графики функций. (8ч)

Основные понятия

1

1

Лекция

Функции, их графики и свойства

2

1

1

Лекция, Практикум

Графические зависимости, отражающие

реальные зависимости

2

2

Решение тестовых

заданий

График производной функции

1

1

Построение графиков

Преобразование графиков

1

1

Практикум,

Использование свойств функции при

решении уравнений и неравенств

1

1

Практикум

3. Решение уравнений и систем (8 ч)

Общие методы решения уравнений и

систем

2

1

1

Лекция, Практикум,

Решение квадратных и приводимых к

квадратным уравнений

2

2

Лекция, Практикум,

Иррациональные уравнения и системы

2

2

Лекция, Практикум,

Тригонометрические уравнения и

системы

2

2

Практикум

Самост. Работа

5. Преобразование выражений (5ч )

Преобразование алгебраических

выражений

1

1

Практикум

Преобразование выражений, содержащих

степень

1

1

Решение тестов

Преобразование выражений, содержащих

радикал

1

1

Практикум

Преобразование тригонометрических

выражений

2

2

Решение тестов

6. Решение неравенств и систем (3ч)

Основные методы решения неравенств и

систем.

1

1

Лекция, Практикум

Практикум по решению неравенств и

систем

2

2

Практикум.

Зачетная работа

Литература для учителя:

1.

Горнштейн П.И. и др. Задачи с параметром. – Харьков: Илекса, 1998.

2.

Лысенко Ф.Ф., Кулабухова

С.Ю.

Математика. Устные вычисления и

быстрый счет. 7-11кл. 2010 -231с

3.

Слонимская И.С, Слонимский Л.И.

Математика. Выражения и

преобразования. – М: Учитель,2008

4.

Слонимская И.С, Слонимский Л.И. Математика. Решение текстовых

задач.- М: Учитель, 2006

5.

Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Сборник элективных курсов. – М.:

«Учитель», 2006.

Литература для ученика:

1.

Горнштейн П.И. и др. Задачи с параметром. – Харьков: Илекса, 1998.

2.

Кочагин В.В. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.

3.

Слонимская И.С, Слонимский Л.И. Математика. Решение текстовых

задач.- М: Учитель, 2006

4.

Шабунин М.И. и др. Алгебра и начала анализа: Дидактические

материалы для 10-11 кл. – М.:Мнемозина, 2008



В раздел образования