Автор: Климанова Наталья Николаевна
Должность: учитель математики 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ Школа №16
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: учебную программу элективного курса по математике в 10 классе
Тема: Решение задач повышенной сложности
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 16
городского округа Самара
Утверждаю:
Директор МБОУ школы №16
Лукоянова Л.Г.
Проверено:
Зам. директора по УВР
Болисов В.В.
Рассмотрено:
На заседании МО
Протокол № ____________
От_____________________
Председатель МО
Климанова Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(элективный курс)
Решение задач повышенной сложности
Класс: 10 «А»
Учитель: Климанова Н.Н.
Количество часов на I полугодие: 16
Количество часов на II полугодие: 18
Всего часов на год: 34
Часов в неделю: 1
Рабочая программа составлена
Дата «_______»______________2016 г.
Подпись /________________/
ЭЛЕКТИВНЫЙ
КУРС
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»
Актуальность разработки курса
Образовательное
пространство
-
это,
несомненно,
зеркало
общества.
Окружающая
действительность, социальная обстановка, государственные приоритеты - всё отражается,
прежде всего, на школе. Однако образование, в свою очередь, обязано влиять на общество:
каково оно сегодня - таково будет завтра страны. Каждый раз со сменой парадигм
образования с новой силой разгораются споры о том, чему учить и как учить. В такие
моменты очень важно не растерять все ценное и хорошее, что накапливалось в педагогике
годами. Это, в первую очередь, относится к математическому образованию. Введение
единого
государственного
экзамена,
реализация
концепции
предпрофильного
и
профильного обучения заставляют по-иному взглянуть на преподавание математики в
школе.
Причины введения данного курса
Элективный курс призван решить проблему повторения и обобщения отдельных тем
математики.
Курс
ориентирован
на
пред
профильную
подготовку учащихся.
Он
расширяет
базовый
курс
математики
и
позволяет
учащимся
осознать практическую
ценность
математики,
проверить
свои
способности
к
математике.
Вопросы,
рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить
познавательную
активность
учащихся.
Кроме
того,
данный
элективный
курс
будет
способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и
умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по
математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения
Особенности программного материала
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных
знаний, способствует выработке у учащихся содержательного понимания отдельных
тем,
значительно
расширяет
круг
задач,
решаемых
с
применением полученных
знаний,
освещает
намеченные,
но
из-за
недостатка
времени
мало проработанные в
общем курсе школьной математики вопросы.
Роль и место дисциплины курса
Курс
входит
в
число
дисциплин,
включенных
в учебный план и на его реализацию
выделен час времени из вариативной части УП.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию
логического мышления учащихся, намечает и использует ряд межпредметных связей.
Предлагаемый курс соответствует: современным целям среднего (полного) образования;
основным
положениям
концепции
профильного
обучения;
перспективным
целям
математического образования в школе.
Данная
программа
построена
в
соответствии
с
требованиями
Государственного
образовательного стандарта по математике и рекомендациями примерной программы по
предмету.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1. Пояснительная записка;
2. Тематический план;
3. Литература.
4. Приложения
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных
лекций, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков. Наряду с традиционными
формами организации занятий на первое место выйдут различные формы индивидуальной
и групповой деятельности учащихся
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Структура программы
ЭЛЕКТИВНЫЙ
КУРС
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ »
Программа составлена на основе нормативных документов: закона об
образовании, федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), «Временных
требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ
МО РФ от 19.05.98. № 1236), с учётом
программы «Алгебра и начала
анализа» среднего (полного) образования.
Одним
из
требований
гуманизации
общего
образования
является
дифференцированный подход к организации учебной деятельности. Данный
модуль
направлен
на
расширение
знаний
учащихся,
повышение
уровня
математической
подготовки
через
решение
большого
класса
задач.
Практическую значимость математики школьники осознают, решая задачи
различной
степени
сложности.
В
последнее
время
в
школьной
практике
наметилась тенденция сокращения часов, отводимых в учебном плане на
изучение математики. Вследствие чего на уроках не остается времени для
решения задач повышенной сложности и обобщения учебного материала
Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Содержание курса не
дублирует программу базового изучения алгебры и начал анализа. Именно
поэтому
при
изучении
данного
модуля
у
старшеклассников
повысится
возможность
намного
полнее
удовлетворить
свои
интересы
и
запросы
в
математическом образовании.
Предлагаемая программа ориентирована на учащихся 10 класса и
содержит материал, необходимый для организации и проведения повторения
курса математики в формате ЕГЭ. Планомерное изучение материала позволит
не только существенно повысить результаты учащихся на экзамене, но и
качественно улучшить общий математический уровень знаний.
Цели:
Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно ставить учебные цели
и
задачи,
искать
и
использовать
необходимые
средства
и
способы
их
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
Систематизация
математических
знаний
и
умений,
необходимых
в
практической деятельности и продолжения образования.
Задачи курса:
Учащиеся должны приобрести навыки решать задачи более высокой по
сравнению с обязательным уровнем сложности.
Обеспечить
сознательное
овладение
учащимися
системой
математических
знаний,
умений
и
навыков,
необходимых
для
продолжения учебы более высокого уровня.
Развитие
мыслительных
способностей
учащихся:
умения
анализировать,
сопоставлять,
сравнивать,
систематизировать
и
обобщать.
Результаты изучения курса можно выявить в рамках следующих форм
контроля:
Текущий контроль (вопросы учащихся к учителю; индивидуальные и
групповые беседы по изучающим вопросам; ответы и выступления
учащихся в процессе занятия и т.д.)
Тематический контроль (тестовые задания, тематические зачеты)
Самостоятельное
решение
предложенных
задач
с
последующим
разбором вариантов решений
Тематическое планирование
№
Пункта
Тема
Кол-во
часов
Содержание
Форма работы
1
Решение текстовых
задач
10
Рассмотреть различные способы
решения задач на проценты, на
пропорции, на движение, на смеси и
сплавы, с практическим содержанием
Лекция
Практикум
решение тестовых
заданий
2
Свойства функций.
Графики функций.
8
Обобщение основные понятий функции,
графики и свойства. Умение определять
данные понятия для заданных функций .
Преобразование графиков. Графические
зависимости, отражающие реальные
зависимости. Использование свойств
функции при решении уравнений и
неравенств
Лекция, практикум
Самост. работа ,
3
Решение уравнений и
систем
8
Обобщение общих методов решения
уравнений и систем.
Решение квадратных и приводимых к
квадратным уравнений
Рассмотреть решения:
- иррациональных уравнений и систем;
- тригонометрических уравнений и
систем;
- показательных уравнений и систем;
- логарифмических уравнений и систем
Лекция, Практикум,
решение тестовых
заданий
Самост. работа
4
Преобразование
выражений
5
Рассмотреть преобразование
алгебраических выражений.
Рассмотреть преобразование выражений,
содержащих степень.
Рассмотреть преобразование выражений,
содержащих радикал.
Рассмотреть преобразование
тригонометрических выражений.
Рассмотреть преобразование выражений,
содержащих логарифм.
Лекция, Практикум
Самост. работа
5
Решение неравенств и
систем
3
Обобщить общие методы решения
неравенств и систем.
Практикум по решению неравенств и
систем
Лекция, Практикум
Самост. работа
Тема
Количество часов:
Формы контроля
Всего
Ауди-
торных
Внеауди-
торных
практическу
ю деятел-ть
1.Решение текстовых задач (10ч)
Решение задач с практическим
содержанием
4
1
3
Лекция, решение тестовых
заданий
Решение задач на проценты и пропорцию
2
2
Лекция, практикум
Задачи на движение
2
2
Решение тестов
Решение задач на смеси и сплавы
2
2
Решение тестовых
заданий
2. Свойства функций. Графики функций. (8ч)
Основные понятия
1
1
Лекция
Функции, их графики и свойства
2
1
1
Лекция, Практикум
Графические зависимости, отражающие
реальные зависимости
2
2
Решение тестовых
заданий
График производной функции
1
1
Построение графиков
Преобразование графиков
1
1
Практикум,
Использование свойств функции при
решении уравнений и неравенств
1
1
Практикум
3. Решение уравнений и систем (8 ч)
Общие методы решения уравнений и
систем
2
1
1
Лекция, Практикум,
Решение квадратных и приводимых к
квадратным уравнений
2
2
Лекция, Практикум,
Иррациональные уравнения и системы
2
2
Лекция, Практикум,
Тригонометрические уравнения и
системы
2
2
Практикум
Самост. Работа
5. Преобразование выражений (5ч )
Преобразование алгебраических
выражений
1
1
Практикум
Преобразование выражений, содержащих
степень
1
1
Решение тестов
Преобразование выражений, содержащих
радикал
1
1
Практикум
Преобразование тригонометрических
выражений
2
2
Решение тестов
6. Решение неравенств и систем (3ч)
Основные методы решения неравенств и
систем.
1
1
Лекция, Практикум
Практикум по решению неравенств и
систем
2
2
Практикум.
Зачетная работа
Литература для учителя:
1.
Горнштейн П.И. и др. Задачи с параметром. – Харьков: Илекса, 1998.
2.
Лысенко Ф.Ф., Кулабухова
С.Ю.
Математика. Устные вычисления и
быстрый счет. 7-11кл. 2010 -231с
3.
Слонимская И.С, Слонимский Л.И.
Математика. Выражения и
преобразования. – М: Учитель,2008
4.
Слонимская И.С, Слонимский Л.И. Математика. Решение текстовых
задач.- М: Учитель, 2006
5.
Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Сборник элективных курсов. – М.:
«Учитель», 2006.
Литература для ученика:
1.
Горнштейн П.И. и др. Задачи с параметром. – Харьков: Илекса, 1998.
2.
Кочагин В.В. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.
3.
Слонимская И.С, Слонимский Л.И. Математика. Решение текстовых
задач.- М: Учитель, 2006
4.
Шабунин М.И. и др. Алгебра и начала анализа: Дидактические
материалы для 10-11 кл. – М.:Мнемозина, 2008