Напоминание

"День памяти жертв Холокоста"


Автор: Бедрина Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГОБУ 3-4 видов (коррекционная школа-интернат 3-4 видов)
Населённый пункт: город Артем, Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "День памяти жертв Холокоста"
Раздел: полное образование





Назад




«День памяти жертв Холокоста»

Цель:

воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму.

Задачи: сформировать представление о Холокосте.

ознакомление с хронологией трагедии Холокоста;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей, чувства

сопереживания, сострадания к другим народам.

Оборудование: ПК, иллюстрации.

Ход классного часа.

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами,

палачами или равнодушными наблюдателями».

И.Бауэр, исследователь Холокоста.

(На фоне тихой музыки учащийся читает стихотворение)

ДЕТИ

В

ОСВЕНЦИМЕ

(

Наум

Коржавин

)

Учащийся: (Лиза)

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучили детей.

(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь, бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучили детей.

Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев

Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января

Международным днём памяти жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо,

прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо

народа на Земле. Так давайте вспомним, как всё это было…

Прежде чем начнем наше занятие, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».

Холокост (от англ. holocaust, из др.греч.

λοκαύστος — «всесожжение») —

систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и

коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма — почти трети

еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые

подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и

детей, приведшая к уничтожению 6000000 евреев Европы и около трети еврейского

населения мира. Кроме того было уничтожено много цыганского населения, белорусского,

поляков, чернокожих душевно больных и не трудоспособных.

Ребята, 27 января 2017 г. исполняется 72 года с того момента, как солдаты

Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Именно о

Холокосте я хотела бы поговорить на нашем классном часу.

Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский

вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.

К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким

проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе

против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому

человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и

развития нетерпимости.

Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть

всемирной истории. Мы должны ответить на один из важных вопросов,

помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть.

Вот что пишет заместитель государственного секретаря имперского

Министерства иностранных дел Мартин Лютер во время поездки в лагерь

Аушвиц-Биркенау (Освенцим-Бжезинка).

Лагерь. Первое впечатление - сами масштабы сооружений, протянувшихся,

по словам Гесса, коменданта лагеря, на два километра в ширину и четыре в

длину. Внутри лагеря, насколько хватает глаз, сотни деревянных бараков,

покрытых зеленым толем.

В южном секторе лагеря железнодорожная ветка длиной приблизительно 1, 5

километра. По обе стороны проволочные заграждения на бетонных столбах и,

кроме того, деревянные наблюдательные вышки с пулеметными гнездами. С

западной стороны над деревьями возвышается извергающая дым квадратная

фабричная труба из красного кирпича.

Пространство вдоль железнодорожной линии начинают заполнять эсэсовцы,

некоторые с собаками, а также выделенные им в помощь заключенные. Вдали

раздается паровозный гудок. Через несколько минут в ворота медленно

въезжает локомотив. Выбрасываемый им пар поднимает тучи желтой пыли.

Он останавливается прямо перед нами. За ним закрываются ворота. Это

эшелон евреев из Франции.

По моим подсчетам, в поезде около шестидесяти товарных вагонов с

высокими деревянными бортами. Войска и выделенные заключенные

окружают поезд. Отпирают и отодвигают двери. Вдоль поезда раздаются одни

и те же команды: "Всем выходить! Ручную кладь забрать с собой! Весь

тяжелый багаж оставить в вагонах!" Первыми выходят мужчины: жмурясь от

света, прыгают вниз - полтора метра, потом помогают женщинам, детям и

старикам и принимают вещи.

Состояние прибывших, жалкое. Грязные, пыльные, показывая на рот,

протягивают миски и чашки, плачут от жажды. В вагонах остаются лежать

мертвые и неспособные двигаться больные. Эсэсовские охранники строят

способных идти в две шеренги. Крики разлучаемых людей. После

многочисленных команд колонны трогаются в противоположных

направлениях. Трудоспособные мужчины направляются в сторону рабочего

лагеря. Остальные двигаются в сторону деревьев. Заключенные в полосатых

одеждах вскарабкиваются в вагоны, выволакивая оттуда багаж и трупы.

В колоннах почти две тысячи человек: женщины с младенцами на руках,

цепляющиеся за юбки детишки, старики и старухи, подростки, больные,

сумасшедшие. Они движутся по пять человек в ряд по шлаковой 300-

метровой дороге, проходят во двор, попадают на другую дорогу, в конце

которой двенадцать бетонных ступеней ведут в огромный, стометровой

длины подвал. Вывеска на нескольких языках (немецком, французском,

греческом, венгерском) гласит: "Бани и дезинфекция". Хорошее освещение,

десятки скамеек, сотни пронумерованных вешалок.

Охранники кричат: "Всем раздеться! Дается десять минут!" Люди стесняются,

смотрят друг на друга. Приказ повторяют более резко, и на этот раз

нерешительно, но спокойно, люди подчиняются. "Запомните номер своей

вешалки, чтобы получить одежду!" Среди них снуют лагерные холуи,

подбадривая, помогая раздеться слабым телом и духом. Некоторые матери

пытаются спрятать младенцев в кучах одежды, но они быстро обнаруживают

себя.

Сопровождаемая по бокам охранниками толпа обнаженных людей через

большие дубовые двери медленно перемещается во второе помещение,

такое же большое, как и первое, но абсолютно голое, если не считать

поддерживающие потолок четыре толстые квадратные колонны,

расположенные с интервалом в двадцать метров. В нижней части каждой

колонны металлическая решетка. Помещение заполняется, двери

закрываются.

По траве, растущей на крыше сооружения, подпрыгивая, едет небольшой фургон со

знаками Красного Креста. Останавливается. Из машины появляются офицер СС и врач в

противогазах, несущие четыре металлические канистры. Из травы в двадцати метрах друг

от друга выступают незаметные бетонные трубы. Врач и эсэсовец поднимают крышки на

трубах и высыпают желтовато-лиловое зернистое вещество. Снимают противогазы и

закуривают на солнышке.

Тишина в помещении нарушается лишь глухим стуком, раздающимся в дальнем конце

помещения позади чемоданов и груд еще не остывшей одежды. В дубовые двери вставлен

небольшой стеклянный глазок. Я заглядываю в него. По глазку бьют кулаком, и я

отдергиваю голову…

Возвращаемся в подземное сооружение. В воздухе громкое жужжание электромоторов -

патентованная система удаления газа "Эксхатор". Двери открываются. Трупы навалены в

одном конце; руки искусаны, исцарапаны. Входит "зондеркоманда" евреев в резиновых

сапогах и фартуках, в противогазах. Скопления газа держатся на уровне пола до двух

часов. Обмывают из шлангов скользкие трупы. Чтобы оттащить их к четырем двух

дверным лифтам, на кисти рук набрасываются веревочные петли.

Крематорий. Удушающая жара: 15 печей работают на полную мощь. Оглушительный

шум: дизельные вентиляторы раздувают пламя. Трупы из лифта выгружаются на конвейер

(металлические катки). Кровь и т.п. стекают в бетонный желоб. Стоящие с обеих сторон

парикмахеры бреют головы. Волосы собирают в мешки. Кольца, бусы, браслеты и т.п.

бросают в металлический ящик. В конце зубная команда - 8 человек с крючками и

щипцами - удаление золота (зубы, мосты, пломбы). Трупы сбрасывают в печи с

металлических тачек.

В лагере четыре такие газовые камеры с крематорием. Пропускная способность каждой -

по 2000 трупов в сутки; итого 8000. Обслуживается еврейской рабочей силой, заменяемой

каждые 3 месяца. Операция, таким образом, осуществляется по принципу

самообслуживания; секреты исчезают вместе с их носителями. Самая большая головная

боль в отношении секретности - зловоние, а по ночам пламя из труб, видимое на много

километров, особенно воинским эшелонам, направляющимся по основной линии на

Восток".

Итак, концлагеря – это лагеря смерти, в которых издевались, ставили опыты над людьми,

использовали как рабочую силу, расстреливали, заживо сжигали. Прибывающие на

железнодорожные станции под предлогом приведения себя в порядок после дороги

направлялись в "душевые". В помещение подавался газ "циклон В" - и через 5 минут

люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным

образом убивали 12 тысяч человек, тела которых впоследствии сжигались в печах

крематория.

В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были

оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов - крематории. С помощью этих

орудий смерти в течение 1942 г. были уничтожены свыше 3,25 млн. евреев, живших в

Восточной Европе.

Крайне отрицательно влияли на физическое и психическое состояние гонимых евреев

невероятно тяжелые условия жизни: голод, холод, каторжный труд, постоянное унижение

человеческого достоинства, побои, издевательства, неизбывный страх за себя и за семью.

Многие обитатели гетто до последнего момента надеялись спастись, не верили в

страшную правду о лагерях смерти. Такие надежды питала нацистская пропаганда,

распускавшая слухи о том, что вывезенные из гетто люди просто переселяются в другие

местности.

Таким образом, этот кровавый и нечеловеческий период Холокоста в мировой

истории и истории России, занимает важное место. И каждый из нас должен

это помнить. Помнить о жертвах Холокоста, которые умирали мученической

смертью. Помнить горе, которое пережили люди, вернувшиеся из лагерей -

смерти.

Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше

сил требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов

других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне,

инакомыслящие или военнопленные…

Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следу зла,

осознавая, что корни явлений, приведших к еврейской Катастрофе, еще не

выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только

как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и

осуществленного плана массового истребления, но и как предостережение.

Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о

погибших, но и одно из условий выживания современного человека.

Хочу закончить наш урок высказыванием Бауэра: "Память о Холокосте

необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или

равнодушными наблюдателями».



В раздел образования