Автор: Бедрина Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГОБУ 3-4 видов (коррекционная школа-интернат 3-4 видов)
Населённый пункт: город Артем, Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "День памяти жертв Холокоста"
Раздел: полное образование
«День памяти жертв Холокоста»
Цель:
воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму.
Задачи: сформировать представление о Холокосте.
ознакомление с хронологией трагедии Холокоста;
- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей, чувства
сопереживания, сострадания к другим народам.
Оборудование: ПК, иллюстрации.
Ход классного часа.
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр, исследователь Холокоста.
(На фоне тихой музыки учащийся читает стихотворение)
ДЕТИ
В
ОСВЕНЦИМЕ
(
Наум
Коржавин
)
Учащийся: (Лиза)
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучили детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь, бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучили детей.
Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев
Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января
Международным днём памяти жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо,
прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо
народа на Земле. Так давайте вспомним, как всё это было…
Прежде чем начнем наше занятие, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».
Холокост (от англ. holocaust, из др.греч.
ὁ
λοκαύστος — «всесожжение») —
систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и
коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма — почти трети
еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые
подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и
детей, приведшая к уничтожению 6000000 евреев Европы и около трети еврейского
населения мира. Кроме того было уничтожено много цыганского населения, белорусского,
поляков, чернокожих душевно больных и не трудоспособных.
Ребята, 27 января 2017 г. исполняется 72 года с того момента, как солдаты
Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Именно о
Холокосте я хотела бы поговорить на нашем классном часу.
Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский
вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.
К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким
проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе
против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому
человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и
развития нетерпимости.
Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть
всемирной истории. Мы должны ответить на один из важных вопросов,
помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть.
Вот что пишет заместитель государственного секретаря имперского
Министерства иностранных дел Мартин Лютер во время поездки в лагерь
Аушвиц-Биркенау (Освенцим-Бжезинка).
Лагерь. Первое впечатление - сами масштабы сооружений, протянувшихся,
по словам Гесса, коменданта лагеря, на два километра в ширину и четыре в
длину. Внутри лагеря, насколько хватает глаз, сотни деревянных бараков,
покрытых зеленым толем.
В южном секторе лагеря железнодорожная ветка длиной приблизительно 1, 5
километра. По обе стороны проволочные заграждения на бетонных столбах и,
кроме того, деревянные наблюдательные вышки с пулеметными гнездами. С
западной стороны над деревьями возвышается извергающая дым квадратная
фабричная труба из красного кирпича.
Пространство вдоль железнодорожной линии начинают заполнять эсэсовцы,
некоторые с собаками, а также выделенные им в помощь заключенные. Вдали
раздается паровозный гудок. Через несколько минут в ворота медленно
въезжает локомотив. Выбрасываемый им пар поднимает тучи желтой пыли.
Он останавливается прямо перед нами. За ним закрываются ворота. Это
эшелон евреев из Франции.
По моим подсчетам, в поезде около шестидесяти товарных вагонов с
высокими деревянными бортами. Войска и выделенные заключенные
окружают поезд. Отпирают и отодвигают двери. Вдоль поезда раздаются одни
и те же команды: "Всем выходить! Ручную кладь забрать с собой! Весь
тяжелый багаж оставить в вагонах!" Первыми выходят мужчины: жмурясь от
света, прыгают вниз - полтора метра, потом помогают женщинам, детям и
старикам и принимают вещи.
Состояние прибывших, жалкое. Грязные, пыльные, показывая на рот,
протягивают миски и чашки, плачут от жажды. В вагонах остаются лежать
мертвые и неспособные двигаться больные. Эсэсовские охранники строят
способных идти в две шеренги. Крики разлучаемых людей. После
многочисленных команд колонны трогаются в противоположных
направлениях. Трудоспособные мужчины направляются в сторону рабочего
лагеря. Остальные двигаются в сторону деревьев. Заключенные в полосатых
одеждах вскарабкиваются в вагоны, выволакивая оттуда багаж и трупы.
В колоннах почти две тысячи человек: женщины с младенцами на руках,
цепляющиеся за юбки детишки, старики и старухи, подростки, больные,
сумасшедшие. Они движутся по пять человек в ряд по шлаковой 300-
метровой дороге, проходят во двор, попадают на другую дорогу, в конце
которой двенадцать бетонных ступеней ведут в огромный, стометровой
длины подвал. Вывеска на нескольких языках (немецком, французском,
греческом, венгерском) гласит: "Бани и дезинфекция". Хорошее освещение,
десятки скамеек, сотни пронумерованных вешалок.
Охранники кричат: "Всем раздеться! Дается десять минут!" Люди стесняются,
смотрят друг на друга. Приказ повторяют более резко, и на этот раз
нерешительно, но спокойно, люди подчиняются. "Запомните номер своей
вешалки, чтобы получить одежду!" Среди них снуют лагерные холуи,
подбадривая, помогая раздеться слабым телом и духом. Некоторые матери
пытаются спрятать младенцев в кучах одежды, но они быстро обнаруживают
себя.
Сопровождаемая по бокам охранниками толпа обнаженных людей через
большие дубовые двери медленно перемещается во второе помещение,
такое же большое, как и первое, но абсолютно голое, если не считать
поддерживающие потолок четыре толстые квадратные колонны,
расположенные с интервалом в двадцать метров. В нижней части каждой
колонны металлическая решетка. Помещение заполняется, двери
закрываются.
По траве, растущей на крыше сооружения, подпрыгивая, едет небольшой фургон со
знаками Красного Креста. Останавливается. Из машины появляются офицер СС и врач в
противогазах, несущие четыре металлические канистры. Из травы в двадцати метрах друг
от друга выступают незаметные бетонные трубы. Врач и эсэсовец поднимают крышки на
трубах и высыпают желтовато-лиловое зернистое вещество. Снимают противогазы и
закуривают на солнышке.
Тишина в помещении нарушается лишь глухим стуком, раздающимся в дальнем конце
помещения позади чемоданов и груд еще не остывшей одежды. В дубовые двери вставлен
небольшой стеклянный глазок. Я заглядываю в него. По глазку бьют кулаком, и я
отдергиваю голову…
Возвращаемся в подземное сооружение. В воздухе громкое жужжание электромоторов -
патентованная система удаления газа "Эксхатор". Двери открываются. Трупы навалены в
одном конце; руки искусаны, исцарапаны. Входит "зондеркоманда" евреев в резиновых
сапогах и фартуках, в противогазах. Скопления газа держатся на уровне пола до двух
часов. Обмывают из шлангов скользкие трупы. Чтобы оттащить их к четырем двух
дверным лифтам, на кисти рук набрасываются веревочные петли.
Крематорий. Удушающая жара: 15 печей работают на полную мощь. Оглушительный
шум: дизельные вентиляторы раздувают пламя. Трупы из лифта выгружаются на конвейер
(металлические катки). Кровь и т.п. стекают в бетонный желоб. Стоящие с обеих сторон
парикмахеры бреют головы. Волосы собирают в мешки. Кольца, бусы, браслеты и т.п.
бросают в металлический ящик. В конце зубная команда - 8 человек с крючками и
щипцами - удаление золота (зубы, мосты, пломбы). Трупы сбрасывают в печи с
металлических тачек.
В лагере четыре такие газовые камеры с крематорием. Пропускная способность каждой -
по 2000 трупов в сутки; итого 8000. Обслуживается еврейской рабочей силой, заменяемой
каждые 3 месяца. Операция, таким образом, осуществляется по принципу
самообслуживания; секреты исчезают вместе с их носителями. Самая большая головная
боль в отношении секретности - зловоние, а по ночам пламя из труб, видимое на много
километров, особенно воинским эшелонам, направляющимся по основной линии на
Восток".
Итак, концлагеря – это лагеря смерти, в которых издевались, ставили опыты над людьми,
использовали как рабочую силу, расстреливали, заживо сжигали. Прибывающие на
железнодорожные станции под предлогом приведения себя в порядок после дороги
направлялись в "душевые". В помещение подавался газ "циклон В" - и через 5 минут
люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным
образом убивали 12 тысяч человек, тела которых впоследствии сжигались в печах
крематория.
В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были
оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов - крематории. С помощью этих
орудий смерти в течение 1942 г. были уничтожены свыше 3,25 млн. евреев, живших в
Восточной Европе.
Крайне отрицательно влияли на физическое и психическое состояние гонимых евреев
невероятно тяжелые условия жизни: голод, холод, каторжный труд, постоянное унижение
человеческого достоинства, побои, издевательства, неизбывный страх за себя и за семью.
Многие обитатели гетто до последнего момента надеялись спастись, не верили в
страшную правду о лагерях смерти. Такие надежды питала нацистская пропаганда,
распускавшая слухи о том, что вывезенные из гетто люди просто переселяются в другие
местности.
Таким образом, этот кровавый и нечеловеческий период Холокоста в мировой
истории и истории России, занимает важное место. И каждый из нас должен
это помнить. Помнить о жертвах Холокоста, которые умирали мученической
смертью. Помнить горе, которое пережили люди, вернувшиеся из лагерей -
смерти.
Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше
сил требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов
других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне,
инакомыслящие или военнопленные…
Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следу зла,
осознавая, что корни явлений, приведших к еврейской Катастрофе, еще не
выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только
как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и
осуществленного плана массового истребления, но и как предостережение.
Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о
погибших, но и одно из условий выживания современного человека.
Хочу закончить наш урок высказыванием Бауэра: "Память о Холокосте
необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или
равнодушными наблюдателями».