Автор: Королева Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НШ г.Ворсма
Населённый пункт: город Ворсма Нижегородская область
Наименование материала: проект
Тема: Достопримечательности городов малой Родины
Раздел: начальное образование
Проект
«Города моей малой Родины»
Тип проекта: информационный, групповой, творческий.
Сроки проекта: среднесрочный
Постановка проблемы.
На уроке окружающего мира, изучая тему «Наша Родина» учащиеся
узнают много нового и интересного о своей стране. Они без труда называют
государство, столицу, символы России. С малых лет ребята знают название
города, в котором живут, домашний адрес, делятся впечатлениями а
мероприятиях, проводимых в родном городе. Но историю своей малой
Родины знают недостаточно. Убедившись в этом, дети решили посвятить
работу над проектом именно этой проблеме. На уроке была выявлена
проблема, выбрана тема, поставлена цель, а сама работа над проектом
проводилась в рамках внеурочной деятельности.
Учениками, совместно со мной, было принято решение начать работу
над проектом "Города моей малой Родины". Так как информации по данной
теме, предположительно, очень много, было решено изучит
достопримечательности родного города Ворсма и районного города Павлово.
Начали работу с выбора и обсуждения микротем. Ученики разделились на
группы, выбрали интересующую их достопримечательность и приступили к
работе. Учитель как всегда лишь наблюдает, консультирует и оказывает
помощь при возникновении трудностей.
Цель: формирование интереса к изучению истории малой Родины,
расширение знаний учащихся.
Задачи:
Личностные:
- воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за достижения земляков;
Познавательные:
- формирование умений выделять и анализировать информацию из учебных и
научно-популярных текстов;
- формирование умений анализировать краеведческий материал.
Регулятивные:
- планировать действия с поставленной целью;
- формирование умения контролировать свою деятельность в процессе
деятельности;
- развитие
Коммуникативные:
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
- аргументировать и отстаивать своё мнение.
Гипотеза
В ходе реализации проекта учащиеся 3 А класса расширят свой кругозор,
приобретут опыт работы с различными источниками информации.
Методы:
- Анализ литературы.
- Конструирование.
- Рефлексивный анализ деятельности.
- Приёмы умственной деятельности: анализ, конкретизация, обобщение,
сравнение, выявление существенного, доказательства.
Приёмы работы:
- консультации, изучение различных источников, работа с документами,
иллюстрациями, подбор текстов.
Участники проекта: учащиеся 3А класса, родители, учитель.
Материалы:
фотографии с видами городов Ворсма и Павлово.
презентация по итогам работы
альбомы для рисования, цветные карандаши
справочный материал, толковый словарь
Информационное обеспечение:
Сайты сети Интернет, беседы с работником краеведческого музея.
Планируемые результаты
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
*положительное отношение к истории своего родного края;
* чувство гордости за свой город.
Регулятивные:
*умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
*умение осуществлять контроль своей деятельности;
*умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные:
*выделение и анализ информации из учебных и научно-популярных текстов;
*собор краеведческого материала, описание его.
Коммуникативные:
*организация
учебного
сотрудничества
и
совместной
деятельности
с
учителем и сверстниками;
2
*формулирование аргументировать и отстаивать своё мнение;
Аннотация проекта
Проект предназначен для учащихся 3 класса. Он направлен на ознакомление
детей со своим городом и районным центром. При создании проекта дети
знакомятся с учебной литературой, расширяют свой кругозор
об истории
городов малой Родины, об их достопримечательностях. Данная работа
помогает приобрести новые знания и навыки. Собранный материал можно
использовать как на уроках курса "Окружающий мир", так и во внеклассной
работе.
Механизм управления проектом
Учитель: создание команды единомышленников, координация
взаимодействия. Помощь в организации проектной деятельности
Учащиеся: активные участники проектной деятельности.
Родители: помощники советом, в подборе информации.
Описание этапов работы над проектом.
Уровень владения учениками проектной технологией средний. Работа
выполняется не в первый раз, но помощь со стороны взрослых требуется.
Этапы работы
Этап 1. Постановка проблемы.
Этап 2. Планирование деятельности.
Этап 3. Поиск информации.
Этап 4. Оформление проектной работы.
Этап 5. Презентация результатов.
Этап 6. Рефлексия.
Этап 1. Постановка проблемы.
Цель этапа - подготовка обучающихся к работе над проектом.
Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной
деятельности педагога и обучающихся; создать группы учащихся для работы.
На данном этапе учащиеся с помощью учителя формулируют проблему, цель
и задачи проекта. Учащиеся обсуждают тему будущего проекта, определяют
свои потребности, распределяются по группам.
3
Этап 2. Планирование деятельности.
В результате обсуждения возникли следующие творческие группы:
Тема
Творческая группа
Что выполнено
1.Памятник
"Гусине
бои"
г.Павлово
Презентация
2.Памятник
"Павловский
лимон" г.Павлово
Сообщение.
3.Монастырь г.Ворсма
Фотографии с видами
монастыря.
Презентация
К работе подключились и родители, заинтересовавшиеся темой проекта и
готовые работать вместе с детьми.
Цель этапа - выполнение конкретных действий и получение результатов.
На данном этапе источниками информации могут быть научно-
познавательная литература, интервью или опрос
Этап 3. Поиск информации.
На исследовательском этапе при изучении истории города учащимися
при помощи учителя и родителей была собрана информация об истории
монастыря города Ворсма и информация о всеми любимых памятниках
города Павлово, подобраны фотографии, организована фотовыставка.
Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней,
школьной и городских библиотек, Интернет-ресурсов по теме проекта).
Этап 4. Оформление проектной работы
Цель – оформление итогов работы (сообщений и презентаций).
Задачи: структурировать полученную информации.
Учитель организует работу над презентацией, продумывает и реализует
взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся
по вопросам подготовки презентации и оформления проекта.
Учащиеся выбирают форму презентации; готовят презентацию, при
необходимости консультируются с учителем.
Этап 5. Презентация результатов
4
Цель – защита проекта.
Результаты представляются ученикам других классов и их учителям.
Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
коллективное
обсуждение
результатов
проекта;
самоанализ
проектной деятельности.
Учитель оценивает усилия учащихся. Раздаются оценочные листы.
Этап 7. Рефлексия.
После защиты работы решили, что при работе над проектом были изучены не
все интересующие вопросы, так как за столь короткий срок объять
необъятное невозможно. Было принято решение продолжить работу над
данной темой, но уже в 4 классе.
В процессе работы возникли некоторые трудности при работе с источниками
информации, так как детьми изучалась историческая литература и в силу их
возраста не все было понятно. Здесь на помощь приходили учитель и
родители.
5