Автор: Бахорь Ирина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ СОШ №5 Населённый пункт: г. Тайшет.Иркутская область. Наименование материала: Методическая разработка Тема: Педагогическое кредо учителя. Раздел: среднее образование
кредо
Я
села
в
свой
учительский
поезд
благодаря
великим
педагогам
–
наставникам
–
Л
.
Н
.
Толстому
и
А
.
С
.
Макаренко
,
заботливым
и
внимательным
родителям
,
моим
наставникам
из
Иркутского
Государственного
университета
,
которые
помогли
мне
утвердиться
в
жизни
,
правильности
выбора
жизненных
целей
:
трудиться
ради
людей
;
сердце
отдавать
детям
;
«
светить
всегда
,
светить
везде
…»
Жизнь
моя
далеко
не
простая
,
но
результат
есть
:
любимая
работа
,
хорошая
,
дружная
семья
,
замечательные
двое
детей
.
У
меня
много
друзей
,
которых
я
люблю
и
искренне
желаю
им
:
Упаси
вас
бог
познать
заботу
Об
ушедшей
юности
грустить
,
Делать
нелюбимую
работу
,
С
нелюбимым
человеком
жить
.
Мое
жизненное
кредо
—
это
творчество
,
созидающее
смысл
.
Такой
труд
,
который
дает
ощущение
того
,
что
жизнь
не
бессмысленна
.
Это
не
тот
труд
(
работа
!),
который
делает
тебя
рабом
,
а
тот
,
в
котором
чествуешь
себя
причастной
к
великому
делу
воспитания
молодых
сердец
,
формирования
молодых
душ
,
умов
,
наконец
.
Это
труд
,
который
питает
,
даёт
силы
жить
.
А
значит
,
даёт
ощущение
счастья
.
Ведь
счастье
—
это
со
-
у
-
частие
,
со
-
при
-
частие
чему
-
то
предельному
в
жизни
,
культуре
,
истории
.
Ощущение
собственной
значимости
—
не
просто
для
других
,
то
вокруг
меня
,
но
и
для
тех
,
кто
будет
когда
-
нибудь
,
когда
меня
уже
не
будет
.
Вера
в
то
,
что
делаемое
мной
оставит
след
в
культурной
памяти
человеческой
и
сделает
тех
,
кто
придет
завтра
,
хотя
бы
немного
более
счастливыми
,
чем
мы
.
Радость
того
,
что
счастье
возможно
и
что
мне
даны
силы
хоть
как
-
то
соучаствовать
в
этом
…
Моё
педагогическое
кредо
Оно
,
пожалуй
,
совпадает
с
жизненным
.
Когда
я
размышляю
о
смысле
и
значении
великой
профессии
—
учитель
,
я
вспоминаю
:
Путешественник
увидел
трех
рабочих
,
которые
толкали
тяжело
Нагруженные
тачки
,
и
спросил
каждого
,
что
он
делает
.
Первый
ответил
: «
Толкаю
эту
тяжелую
тачку
,
будь
она
проклята
».
Второй
сказал
: «
Зарабатываю
на
хлеб
для
своей
семьи
».
А
третий
гордо
произнес
: «
Я
строю
прекрасный
храм
».
Трое
рабочих
делали
одно
и
тоже
,
но
чувствовали
себя
по
-
разному
.
Для
первого
работа
была
каторгой
,
и
он
был
несчастен
.
Второй
чувствовал
себя
опорой
и
кормильцем
семьи
.
В
нем
—
спокойное
достоинство
.
Третий
служил
прекрасной
уели
.
Он
был
горд
и
счастлив
.
Счастье
человека
во
многом
зависит
от
того
,
какой
смысл
он
вкладывает
в
свой
труд
,
работу
.
1990
год
.
Я
,
как
сосуд
,
до
краев
наполненный
институтскими
знаниями
,
стою
у
доски
.
Мне
не
терпелось
начать
свой
первый
урок
.
Я
думала
,
что
чем
больше
расскажу
и
покажу
на
ней
,
там
лучше
будут
дети
знать
мой
предмет
.
Но
постепенно
убеждалась
,
это
только
иллюзии
,
что
учение
—
это
не
чистый
лист
бумаги
,
на
котором
ты
можешь
писать
всё
,
что
захочешь
,
а
скорее
факел
,
который
нужно
зажечь
,
помочь
другим
воспламениться
.
Познание
мира
начинается
с
удивления
. «
Удивляясь
—
удивлять
,
увлекаясь
—
увлекать
других
».
Я
так
сформулировала
бы
основной
тезис
своей
педагогической
философии
.
Проанализировав
традиционную
образовательную
систему
,
я
поняла
,
что
для
меня
в
ней
неприемлемо
:
—
прямая
трансляция
личности
учителя
на
личность
ученика
;
—
ученик
является
простым
преемником
знаний
,
умений
и
навыков
.
Не
может
быть
будущего
за
такой
школой
.
Учитель
и
ученик
,
на
мой
взгляд
,
должны
делать
всё
вместе
,
быть
сотоварищами
,
партнерами
,
составлять
союз
более
старшего
и
опытного
с
опытным
,
но
ни
один
из
них
не
должен
стоять
над
другим
.
Для
меня
нет
вопроса
,
должна
быть
дистанция
между
учителем
и
учеником
,
спору
нет
,
должна
.
Но
это
не
стена
,
не
барьер
,
который
можно
перешагнуть
,
а
более
высокая
тупенька
,
на
которую
тебя
подняли
сами
ученики
, —
Уважением
с
высоты
ты
протягиваешь
руку
тем
,
кто
идет
за
тобой
,
помогая
подняться
по
лестнице
познания
,
как
в
древней
мудрости
:
Учитель
—
этот
тот
,
кто
способен
спуститься
с
высот
своих
знаний
до
незнания
ученика
и
с
ним
совершить
восхождение
.
Как
же
это
верно
!
Вместе
!
Вот
на
этой
мудрости
и
основывается
педагогическое
кредо
!
Именно
вместе
мы
совершаем
с
учениками
открытия
,
заглядываем
в
прошлое
языка
,
находим
происхождение
слов
.
Узнавать
вместе
на
уроке
,
что
руководитель
—
тот
,
кто
рукой
водит
,
понедельник
—
день
после
недели
(
т
.
е
.
выходного
),
а
авоська
–
сумка
,
которую
брали
на
случай
(«
авось
да
что
-
нибудь
купим
») —
это
я
считаю
чудом
!
Чудом
нашего
открытия
!
Мы
учимся
чувствовать
слово
,
думать
над
словами
,
искать
в
словах
истинный
смысл
,
восхищаться
словом
и
выражать
себя
в
слове
,
овладевая
несметными
богатствами
родного
языка
.
И
мне
не
стыдно
показать
свое
незнание
,
еще
Л
.
Н
.
Толстой
говорил
: «
Не
стыдно
не
знать
,
а
стыдно
и
вредно
притворяться
,
что
знаешь
».
Так
что
моё
педагогическое
кредо
определяет
ученик
,
ребенок
,
в
личности
которого
нужно
найти
,
развить
и
сохранить
те
зернышки
душевного
таланта
,
которые
,
бесспорно
,
там
«
рассыпаны
».
Пусть
не
все
выпускники
окажутся
наделенными
великолепными
способностями
и
талантами
,
я
думаю
,
что
все
вспомнят
наше
со
-
дружество
и
со
-
творчество
на
уроке
.
Таким
образом
,
моё
педагогическое
кредо
стоит
на
трех
китах
:
1.
Любовь
к
детям
.
2.
Со
-
дружество
,
со
-
творчество
.
3.
Удивляясь
—
удивляй
,
увлекаясь
—
увлекай
.
Мои
педагогические
аксиомы
просты
:
Если
я
хочу
,
чтобы
ребенок
любил
свой
предмет
,
я
должны
любить
то
,
что
я
преподаю
и
кому
преподаю
;
Если
я
хочу
,
чтобы
ребенок
любил
учиться
,
я
должна
работать
с
ним
в
содружестве
;
Если
я
хочу
,
чтобы
ребенок
проявлял
инициативу
,
я
должна
увлечь
его
;
Лучшее
,
что
есть
в
детях
,
помогая
им
самим
,
это
лучшее
в
себе
увидеть
.
Чтобы
изжить
скуку
на
уроках
,
развить
познавательную
активность
учащихся
мне
помогают
нетрадиционные
формы
обучения
,
в
том
числе
игра
.
В
процессе
игры
у
детей
вырабатывается
привычка
сосредотачиваться
,
мыслить
самостоятельно
,
развивает
внимание
,
стремление
к
победе
.
Увлекшись
,
дети
не
замечают
,
что
учатся
.
Даже
самые
пассивные
из
детей
включаются
с
огромным
желанием
,
прилагая
усилия
.
В
курсе
русского
языка
много
правил
и
определений
.
Как
добиться
от
ребенка
заинтересованности
увлеченного
изучением
этих
правил
?
В
этом
мне
помогают
дидактические
игры
,
кроссворды
.
Даю
детям
время
для
их
разгадывания
.
Кроссворда
заставляют
искать
ответы
на
разные
по
степени
сложности
вопросы
.
Если
ответ
находишь
,
радуешься
своим
знаниям
,
если
этот
поиск
труден
и
долг
,
то
найденный
в
результате
его
ответ
долгое
время
останется
в
памяти
.
Групповой
метод
работы
и
работа
в
парах
также
позволяют
активизировать
познавательную
деятельность
учащихся
.
Учащиеся
объединившись
в
одну
группу
,
пробуют
работать
вместе
,
учатся
находить
общий
язык
и
преодолевать
неизбежные
сложности
,
которые
глубоко
переживают
все
подростки
.
Кроме
того
,
сильные
учащиеся
начинают
чувствовать
ответственность
за
своих
менее
подготовленных
товарищей
,
и
те
,
в
свою
очередь
,
стараются
показать
себя
в
группе
с
лучшей
стороны
.
По
этому
же
принципу
работают
дети
и
в
парах
,
где
один
—
сильный
,
другой
слабый
.
Сколько
будет
еще
школьных
звонков
и
уроков
в
моей
учительской
судьбе
?
Идут
дни
,
годы
.
На
пороге
новый
век
,
но
каким
бы
он
ни
был
,
дети
всегда
остаются
.
И
как
всегда
—
задачи
учителя
:
—
дать
учащимся
прочные
и
глубокие
знания
по
предмету
;
—
содействовать
творческому
развитию
каждого
ученика
,
как
на
уроке
,
так
и
вне
урока
;
—
вызвать
у
ребенка
интерес
к
знаниям
,
научить
его
иметь
собственное
мнение
;
—
воспитывать
у
детей
самостоятельность
,
любознательность
,
честность
,
личную
веру
в
себя
;
—
стать
им
другом
,
раскрыть
богатство
их
душ
.