Автор: Астафьева Ольга Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 107
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ЛЕКСИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОЦИОИГРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСТВА
Раздел: дошкольное образование
Астафьева Ольга Ивановна,
старший воспитатель МАДОУ Детский сад № 107 ГО г.Уфа
Инновационная площадка: «Исследование лексического развития детей старшего
дошкольного возраста в социоигровом пространстве детства»
ЛЕКСИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
СОЦИОИГРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСТВА
Язык
является
важнейшим
способом
формирования
и
существования
знаний человека о мире. Огромная доля информации поступает к нему через
слово, и успех человека в обществе зависит от того, насколько хорошо он
владеет словом. Овладение родным языком, развитие речи является одним из
самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается
в современном дошкольном образовании как базисная основа воспитания и
обучения
детей.
Одной
из
основных
задач
речевого
развития
ребенка-
дошкольника
является
словарная
работа.
В
процессе
работы
над
словом
воспитанники усваивают не только его лексическое и грамматическое значение,
но и учатся составлять словосочетания, предложения, а затем и связный текст.
Одновременно с этим должно развиваться умение сознательно выбирать из
словарного запаса те языковые средства, которые наиболее точно отражают
замысел
говорящего
и
делают
высказывание
не
только
грамматически
правильным, но и выразительным. Формирование понимания значения слова
является
важной
частью
овладения
лексикой
родного
языка.
Развитие
лексического значения слова находится в тесном взаимодействии с освоением
грамматического строя языка.
Именно эффективность работы ДОО определяется тем, в какой мере
образовательный процесс обеспечивает речевое развитие и коммуникативные
действия
ребенка
в
различных
видах
деятельности.
На
необходимость
активного
внедрения
в
образовательный
процесс
различных
видов
деятельности
указывает
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО).
В данном
документе
подчеркивается,
что
речевое
развитие
предполагает
овладение
речью
как
средством
общения
и
культуры;
обогащение
активного
словаря;
развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных
жанров
детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития
познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является
средством
не
только
речи,
но
и
мышления
(Л.С.Выготский,
Н.И.Жинкин,
А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, Т.Н.Ушакова и др.). Анализ количественных данных,
представленных Е.А.Аркиным, Ш.Бюллером, В.П.Вехтеровым, А.В.Захаровой,
Д.Б.Элькониным и др., показывает своеобразие формирования словаря у детей с
нормальным речевым развитием: преобладание в словаре дошкольников 5-6
летнего возраста имен существительных с конкретным значением и глаголов,
обозначающих
различные
виды
движения,
медленное
обогащение
словаря
прилагательными.
Авторы
связывают
наличие
индивидуальных
различий
в
объеме словаря с условиями жизни ребенка, которые оказывают на его развитие
большое влияние. В научной литературе подробно проанализирован процесс
развития
значений
слов.
Исследования
Л.С.Выготского,
А.А.Леонтьева,
А.Н.Леонтьева, А.РЛурия и др. авторов дозволили раскрыть наиболее важные
аспекты
проблемы
связи
мышления
и
речи,
в
том
числе
когнитивные
предпосылки
развития
речи
и
языка,
закономерности
развития
речи
и
мышления
в
онтогенезе,
вопрос
об
отношении
мысли
к
слову.
Слово
как
элемент системы кодов языка, обозначающих любые явления и отношения,
занимает центральное место в процессе формирования сознания. Ребенок в
процессе
онтогенетического
развития
овладевает
всей
системой
функциональных компонентов структуры слова как основной единицы языка
(А.Р.Лурия).
Согласно
современным
представлениям,
развиваемым
в
лингвистике,
психологии,
психолингвистике
(А.П.Клименко,
В.А.Ковшиков,
А.А.Леонтьев,
А.Н.Леонтьев,
А.Р.Лурия,
Слобин
Д.,
Грин
Д.
и
др.),
слово
рассматривается
как
одна
из
основных
единиц
языка,
имеющая
сложное
строение,
где
выделяются
следующие
составные
части:
предметная
отнесенность,
или
денотативное
значение,
сигнификативное
значение,
коннотативный
компонент.
Перечисленные
психолого-педагогические
исследования,
несомненно,
представляют
основательный
фундамент
настоящего исследования.
Для
данной
проблематики
особую
значимость
имеют
исследования
в
области:
- социоигровой деятельности (вопросы интерактивного общения в игре
отражены
в
трудах
Б.Ф.Ломова,
А.Н.Лутошкина,
М.А.Новикова,
Л.А.Петровской, Л.И.Уманского и др.); анализ смыслового поля игры в качестве
феномена
культуры,
трактуемого
как
вид
эстетической
деятельности,
встречается в трудах И.Канта, Платона, Ф.Шиллера и др. Игра как явление
бытийного
плана
рассматривается
в
концепциях
А.Бергсона,
X.
Ортеги-и-
Гассета, А. Шопенгауэра и др.
-
проектной
деятельности
(Дж.Дьюи,
В.Х.Килпатрик,
Е.С.Заир
Бек,
Н.К.Зотова,
И.А.Колесникова,
Н.В.Матяш,
В.Г.Рындак,
И.С.Сергеев
и
др.);
ориентации
на
«зону
ближайшего
развития
личности»
(Л.С.Выготский)
в
проектной деятельности; признание самоценности дошкольного возраста как
особого
периода
в
становлении
личности,
в
частности
познавательного
развития
продуктивного
мышления
(Л.И.Божович,
А.В.Запорожец
и
др.).
Интересны также работы, раскрывающие особенности использования метода
проектов
в
работе
со
старшими
дошкольниками
(Л.А.Венгер,
Е.Н.Веракса,
А.М.Вербенец, В.А.Деркунская и др.);
-
моделирования в развитии речи (Л.А.Пашковская и др.):
предметная
модель
-
предметно-схематическая
-
схематическая
–
и,
включающая
следующие этапы: развитие образного восприятия речевых единиц (умение
осознавать
художественный
образ
с
опорой
на
языковые
средства
выразительности), формирование представлений о структуре текста, значения
слова
(обучение
пониманию
наполнения
моделей),
самостоятельное
составление творческих рассказов и рассказов из личного опыта с опорой на
модель; логико-смысловое моделирование (В.Э.Штейнберг и др.);
- применения национально-регионального компонента в образовательном
процессе ДОО (Ф.Г.Азнабаева, Р.Х.Гасанова, Г.Р.Шафикова, Н.Ш.Сыртланова и
др.).
Однако,
несмотря
на
достаточную
степень
изученности
проблемы
лексического
развития
старших
дошкольников,
остается
недостаточно
разработанным
один
из
аспектов
этой
проблемы
–
лексическое
развитие
старших
дошкольников
с
использованием
современных
педагогических
технологий
в
социоигровом
пространстве
детства. Задачи
инновационного
исследования:
провести
теоретический
анализ
философской,
психолого-
педагогической
литературы
и
выявить
особенности
лексического
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста;
обосновать
роль
применения
педагогических
технологий
в
лексическом
развитии
детей
старшего
дошкольного
возраста
(проектная
деятельность,
моделирование,
ТРИЗ)
в
социоигровом
пространстве
детства);
построить
модель
и
апробировать
комплекс
мероприятий
по
применению
педагогических
технологий
лексического развития детей старшего дошкольного возраста в социоигровом
пространстве
детства;
разработать
программно-методическое
обеспечение
педагогических технологий лексического развития детей старшего дошкольного
возраста.
Педагоги
с
супервизорами
дошкольного
образования
инновационной
экспериментальной
площадки
организовывают научно-исследовательскую
работу,
применяя
инновационные
продукты
деятельности,
обучаясь в
Экспертно-методическом
центре
формирования
компетенций,
оценки
и
сертификации квалификаций педагогических работников ДОО РБ», повышая
свою
квалификацию
через
систему
дистанционного
обучения
кафедры
дошкольной педагогики и психологии БГПУ им.М.Акмуллы в рамках сетевого
взаимодействия
и
реализации
соглашения
БГПУ
им.М.Акмуллы
«Базовые
образовательные учреждения» на 2015-2018 гг.
Список использованной литературы
1.
Сидорова, И.В. Как организовать проект с дошкольниками [Текст] /
И.В. Сидороа. – М., 2014.
2. Шабаева, Г.Ф. Формирование готовности студентов к педагогической
диагностике
речевого
развития
детей
дошкольного
возраста
[Текст]
/
Г.Ф.Шабаева // Диссертация канд. пед. наук. - М., 2009, - 241 с.
3.
Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] /
В.И.Яшина, М.М.Алексеева. – М.: Академия, 2016. – 448 с.