Напоминание

ЛЕКСИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОЦИОИГРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСТВА


Автор: Астафьева Ольга Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 107
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ЛЕКСИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОЦИОИГРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСТВА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Астафьева Ольга Ивановна,

старший воспитатель МАДОУ Детский сад № 107 ГО г.Уфа

Инновационная площадка: «Исследование лексического развития детей старшего

дошкольного возраста в социоигровом пространстве детства»

ЛЕКСИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В

СОЦИОИГРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСТВА

Язык

является

важнейшим

способом

формирования

и

существования

знаний человека о мире. Огромная доля информации поступает к нему через

слово, и успех человека в обществе зависит от того, насколько хорошо он

владеет словом. Овладение родным языком, развитие речи является одним из

самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается

в современном дошкольном образовании как базисная основа воспитания и

обучения

детей.

Одной

из

основных

задач

речевого

развития

ребенка-

дошкольника

является

словарная

работа.

В

процессе

работы

над

словом

воспитанники усваивают не только его лексическое и грамматическое значение,

но и учатся составлять словосочетания, предложения, а затем и связный текст.

Одновременно с этим должно развиваться умение сознательно выбирать из

словарного запаса те языковые средства, которые наиболее точно отражают

замысел

говорящего

и

делают

высказывание

не

только

грамматически

правильным, но и выразительным. Формирование понимания значения слова

является

важной

частью

овладения

лексикой

родного

языка.

Развитие

лексического значения слова находится в тесном взаимодействии с освоением

грамматического строя языка.

Именно эффективность работы ДОО определяется тем, в какой мере

образовательный процесс обеспечивает речевое развитие и коммуникативные

действия

ребенка

в

различных

видах

деятельности.

На

необходимость

активного

внедрения

в

образовательный

процесс

различных

видов

деятельности

указывает

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО).

В данном

документе

подчеркивается,

что

речевое

развитие

предполагает

овладение

речью

как

средством

общения

и

культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие

речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры

речи,

фонематического

слуха;

знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

на

слух

текстов

различных

жанров

детской

литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития

познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является

средством

не

только

речи,

но

и

мышления

(Л.С.Выготский,

Н.И.Жинкин,

А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, Т.Н.Ушакова и др.). Анализ количественных данных,

представленных Е.А.Аркиным, Ш.Бюллером, В.П.Вехтеровым, А.В.Захаровой,

Д.Б.Элькониным и др., показывает своеобразие формирования словаря у детей с

нормальным речевым развитием: преобладание в словаре дошкольников 5-6

летнего возраста имен существительных с конкретным значением и глаголов,

обозначающих

различные

виды

движения,

медленное

обогащение

словаря

прилагательными.

Авторы

связывают

наличие

индивидуальных

различий

в

объеме словаря с условиями жизни ребенка, которые оказывают на его развитие

большое влияние. В научной литературе подробно проанализирован процесс

развития

значений

слов.

Исследования

Л.С.Выготского,

А.А.Леонтьева,

А.Н.Леонтьева, А.РЛурия и др. авторов дозволили раскрыть наиболее важные

аспекты

проблемы

связи

мышления

и

речи,

в

том

числе

когнитивные

предпосылки

развития

речи

и

языка,

закономерности

развития

речи

и

мышления

в

онтогенезе,

вопрос

об

отношении

мысли

к

слову.

Слово

как

элемент системы кодов языка, обозначающих любые явления и отношения,

занимает центральное место в процессе формирования сознания. Ребенок в

процессе

онтогенетического

развития

овладевает

всей

системой

функциональных компонентов структуры слова как основной единицы языка

(А.Р.Лурия).

Согласно

современным

представлениям,

развиваемым

в

лингвистике,

психологии,

психолингвистике

(А.П.Клименко,

В.А.Ковшиков,

А.А.Леонтьев,

А.Н.Леонтьев,

А.Р.Лурия,

Слобин

Д.,

Грин

Д.

и

др.),

слово

рассматривается

как

одна

из

основных

единиц

языка,

имеющая

сложное

строение,

где

выделяются

следующие

составные

части:

предметная

отнесенность,

или

денотативное

значение,

сигнификативное

значение,

коннотативный

компонент.

Перечисленные

психолого-педагогические

исследования,

несомненно,

представляют

основательный

фундамент

настоящего исследования.

Для

данной

проблематики

особую

значимость

имеют

исследования

в

области:

- социоигровой деятельности (вопросы интерактивного общения в игре

отражены

в

трудах

Б.Ф.Ломова,

А.Н.Лутошкина,

М.А.Новикова,

Л.А.Петровской, Л.И.Уманского и др.); анализ смыслового поля игры в качестве

феномена

культуры,

трактуемого

как

вид

эстетической

деятельности,

встречается в трудах И.Канта, Платона, Ф.Шиллера и др. Игра как явление

бытийного

плана

рассматривается

в

концепциях

А.Бергсона,

X.

Ортеги-и-

Гассета, А. Шопенгауэра и др.

-

проектной

деятельности

(Дж.Дьюи,

В.Х.Килпатрик,

Е.С.Заир

Бек,

Н.К.Зотова,

И.А.Колесникова,

Н.В.Матяш,

В.Г.Рындак,

И.С.Сергеев

и

др.);

ориентации

на

«зону

ближайшего

развития

личности»

(Л.С.Выготский)

в

проектной деятельности; признание самоценности дошкольного возраста как

особого

периода

в

становлении

личности,

в

частности

познавательного

развития

продуктивного

мышления

(Л.И.Божович,

А.В.Запорожец

и

др.).

Интересны также работы, раскрывающие особенности использования метода

проектов

в

работе

со

старшими

дошкольниками

(Л.А.Венгер,

Е.Н.Веракса,

А.М.Вербенец, В.А.Деркунская и др.);

-

моделирования в развитии речи (Л.А.Пашковская и др.):

предметная

модель

-

предметно-схематическая

-

схематическая

и,

включающая

следующие этапы: развитие образного восприятия речевых единиц (умение

осознавать

художественный

образ

с

опорой

на

языковые

средства

выразительности), формирование представлений о структуре текста, значения

слова

(обучение

пониманию

наполнения

моделей),

самостоятельное

составление творческих рассказов и рассказов из личного опыта с опорой на

модель; логико-смысловое моделирование (В.Э.Штейнберг и др.);

- применения национально-регионального компонента в образовательном

процессе ДОО (Ф.Г.Азнабаева, Р.Х.Гасанова, Г.Р.Шафикова, Н.Ш.Сыртланова и

др.).

Однако,

несмотря

на

достаточную

степень

изученности

проблемы

лексического

развития

старших

дошкольников,

остается

недостаточно

разработанным

один

из

аспектов

этой

проблемы

лексическое

развитие

старших

дошкольников

с

использованием

современных

педагогических

технологий

в

социоигровом

пространстве

детства. Задачи

инновационного

исследования:

провести

теоретический

анализ

философской,

психолого-

педагогической

литературы

и

выявить

особенности

лексического

развития

детей

старшего

дошкольного

возраста;

обосновать

роль

применения

педагогических

технологий

в

лексическом

развитии

детей

старшего

дошкольного

возраста

(проектная

деятельность,

моделирование,

ТРИЗ)

в

социоигровом

пространстве

детства);

построить

модель

и

апробировать

комплекс

мероприятий

по

применению

педагогических

технологий

лексического развития детей старшего дошкольного возраста в социоигровом

пространстве

детства;

разработать

программно-методическое

обеспечение

педагогических технологий лексического развития детей старшего дошкольного

возраста.

Педагоги

с

супервизорами

дошкольного

образования

инновационной

экспериментальной

площадки

организовывают научно-исследовательскую

работу,

применяя

инновационные

продукты

деятельности,

обучаясь в

Экспертно-методическом

центре

формирования

компетенций,

оценки

и

сертификации квалификаций педагогических работников ДОО РБ», повышая

свою

квалификацию

через

систему

дистанционного

обучения

кафедры

дошкольной педагогики и психологии БГПУ им.М.Акмуллы в рамках сетевого

взаимодействия

и

реализации

соглашения

БГПУ

им.М.Акмуллы

«Базовые

образовательные учреждения» на 2015-2018 гг.

Список использованной литературы

1.

Сидорова, И.В. Как организовать проект с дошкольниками [Текст] /

И.В. Сидороа. – М., 2014.

2. Шабаева, Г.Ф. Формирование готовности студентов к педагогической

диагностике

речевого

развития

детей

дошкольного

возраста

[Текст]

/

Г.Ф.Шабаева // Диссертация канд. пед. наук. - М., 2009, - 241 с.

3.

Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] /

В.И.Яшина, М.М.Алексеева. – М.: Академия, 2016. – 448 с.



В раздел образования