Автор: Латынцева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по разделу "Формирование элементарных математических представлений" для средней группы
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОСНЕЖКА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Г. НОЯБРЬСК
«Рассмотрено»
На заседании
педагогического совета
Приказ №222-од
от «31» августа 2016 года
Председатель
педагогического Совета:
Кравченко Т. П.
«Согласовано»
Заместитель заведующей
по ВМР:
Каракулова О.В.
Приказ №222-од
от «31» августа 2016 года
«Утверждаю»
Заведующая МБДОУ
«Белоснежка»
Кравченко Т.П.
Приказ №222-од
от «31» августа 2016 года
Рабочая программа
по разделу «Формирование элементарных математических представлений»
для средней группы №5
образовательная область
«Познавательное развитие»
1 непосредственная образовательная деятельность в неделю
(всего 37 непосредственной образовательной деятельности)
Составители:
Воспитатели МБДОУ «Белоснежка»
Горулько О.Н.
Латынцева Н.Н.
2016 -2017 уч. год
Пояснительная записка к рабочей программе
по разделу «Формирование элементарных математических представлений»
для средней группы
образовательная область – «Познавательное развитие»
Рабочая программа по разделу
«Формирование
элементарных математических
представлений»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
составлена на основании
Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в соответствии с
Основной
образовательной
программой
дошкольного
образования
муниципального
бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Белоснежка» муниципального образования город Ноябрьск
(далее по тексту ООП МБДОУ «Белоснежка»).
Используемый учебно – методический комплект:
УМК примерной образовательной
программы «От
рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и др.
Программа рассчитана на проведение непосредственной образовательной деятельности 37 раз в год, (1 раз в
неделю), продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности 15 мин.
Программой предусмотрено проведение:
- Количество и счет – 5час 30 мин
- Величина - 4 часа 40мин
- Форма предметов – 1час 20 мин
- Ориентировка в пространстве – 1 час 40 мин
- Ориентировка во времени – 55 мин
- Диагностика - 1 час 20 минут
Данная
учебная
программа
имеет
своей
целью:
познакомить
детей
с
элементарными
математическими понятиями через развитие круга представлений, формирование познавательной
активности,
самостоятельности
мышления,
помочь
находить
самостоятельный
путь
решения
познавательных задач, стимулировать его желание достигнуть поставленной цели.
Изучение предмета «Математика» способствует решению следующих задач:
Психолого-педагогической работы:
- развивать восприятие, обогащать представления детей о наглядных свойствах предметов, ставить
перцептивные задачи на восприятие пространственных и временных отношений(Художественное
творчество);
- развивать исследовательскую деятельность детей с использованием простейших наглядных схем;
выявлять и анализировать такие отношения, как начало процесса, середина и окончание (Труд,
Художественное творчество, Социализация, Коммуникация);
-
развивать
наглядно-образное
мышление,
используя
схематизированные
изображения:
ставить
задачи,
решение
которых
возможно
на
основе
применения
простых
схем
-
ориентировка
в
пространстве, предвосхищение наступления тех или иных событий в результате взаимодействия
объектов;
осваивать
использование
простых
схем
наблюдаемых
событий
и
историй
(Чтение,
Безопасность, Социализация, Труд, Художественное творчество, Коммуникация).
Направления работы:
Количество и счет.
Задачи. Дать детям представления о том, что множество может состоять из разных по
качеству элементов.
Учить считать до пяти (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета.
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.
Учить уравнивать неравные группы предметов двумя способами.
Отсчитывать предметы, выкладывать, приносить в соответствии с образцом, по заданному
количеству.
Учить устанавливать равенство не равенство предметов разных по признакам.
Величина.
Задачи. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, отражать результат
сравнения.
Учить сравнивать предметы по двум признакам.
Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, высоты…
Форма.
Задачи. Развивать представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, шар,
куб.
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с другими фигурами, устанавливать
размер фигур.
Называть форму предметов.
Ориентировка в пространстве.
Задачи. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в
заданном направлении, обозначать словами положение предметов относительно себя.
Познакомить с пространственными отношениями далеко- близко.
Ориентировка во времени.
Задачи.
Расширять
представление
детей
о
частях
суток,
их
характерных
особенностях,
последовательности.
Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Два раза в год (октябрь, май) проводиться педагогическая диагностика.
Предполагаемый результат.
К концу года дети могут
-
Различать
из
каких
частей
составлена
группа
предметов,
называть
их
характерные
особенности (цвет, размер, назначение)
- Считать до 5(количественный). Отвечать на вопрос: Сколько всего?
- Сравнивать количество предметов в группе на основе счета, путем составления пар.
- Сравнивать два предмета по величине на основе приложения и наложения.
- Различать, называть, знать характерные признаки геометрических фигур: треугольник, круг,
квадрат, прямоугольник, шар, куб.
- Определять положение предметов относительно себя, двигаться в нужном направлении по
сигналу.
- Определять части суток.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов
освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе
оценки развития интегративных качеств ребенка.
Новизной данной рабочей программы является компиляция в воспитательно-образовательном
процессе приоритетного компонента ДОУ, тематических недель и ФГОС.
Отличие
данной
рабочей
программы
от
примерной
в
активном
интегрировании
экспериментально-исследовательской
деятельности
в
процесс
формирования
у
детей
всех
компонентов математических представлений.
Содержание программы носит познавательно-развивающий характер.
Задачи раздела «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная
область «Познавательное развитие») осуществляются:
- в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов и самостоятельной
деятельности детей, в условиях специально созданной предметно-развивающей среды и включает
в себя формирование навыков общения с детьми и взрослыми, расширение кругозора детей,
знакомство с региональным компонентом.;
-
посредством
создания
специальной
развивающей
речевой
среды,
которая
помогает
детям
общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни,
предложи
помощь,
поблагодари
и
т.
п.).
В
быту,
в
самостоятельных
играх
помогает
детям
посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
Задачи приоритетного экологического направления МБДОУ, решаются в ходе наблюдений,
составления рассказов о происходящем событии, наблюдаемом объекте, игровых упражнений и
пальчиковых игр.
Программа
составлена
с
учетом
межпредметных
связей,
согласно
тематическим
неделям.
Тематический
принцип
построения
образовательного
процесса
позволяет
органично
вводить
региональные
и
культурные
компоненты,
учитывать
территориальность,
и
приоритетность
дошкольного учреждения.
Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач
области
«Познавательное
развитие»
осуществляется
во всех
областях
Программы.
Соответственно
и
эффективная
реализация
психолого-педагогических
задач
других
областей
Программы
невозможна
без
интеграции в них раздела «Формирование элементарных математических представлений».
Принципы отбора основного и дополнительного содержания раздела «Формирование
элементарных математических представлений» связаны с преемственностью целей образования при
переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией образовательных областей, а также с
возрастными особенностями развития воспитанников.
Примерные виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие»
По задачам и содержанию психолого-педагогической
работы
П о
с р е д с т в а м
о р г а н и з а ц и и
и
оптимизации образовательного процесса
-
«Физическое развитие» - расширение кругозора
детей в части представлений о здоровом образе
жизни.
-
«Социально-коммуникативное
развитие»
-
формирование
целостной
картины
мира
и
расширение
кругозора
в
части
представлений
о
себе, семье, обществе, государстве, мире
-
«Познавательное
развитие»
-
формирование
целостной картины мира, расширение кругозора
для развития всех компонентов устной речи.
«Художественно-эстетическое
развитие»
Музыка
-
способствовать
овладению
средствами
общения
и
способами
взаимодействия
с
взро слыми
и
с в е р с т н и к а м и
в
э л е м е н т а р н о й
совместной музыкальной деятельности
Художественное творчество (лепка,
аппликация, рисование)
использование средств продуктивных
видов деятельности для развития всех
компонентов устной речи.
Реализация
раздела
«Формирование
элементарных
математических
представлений»
предполагает
оценку
индивидуального
развития
детей.
Такая
оценка
производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической
диагностики
—
карты
наблюдений
детского
развития,
позволяющие
фиксировать
индивидуальную динамику речевого развития и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
•
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и
пр.);
•
игровой деятельности;
•
познавательной
деятельности
(как
идет
развитие
детских
способностей,
познавательной активности);
•
проектной
деятельности
(как
идет
развитие
детской
инициативности,
ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою
деятельность);
•
художественной деятельности;
•
физического развития.
Результаты
педагогической
диагностики
могут
использоваться
исключительно
для
решения следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2)
оптимизации работы с группой детей.
В
ходе
образовательной
деятельности
педагоги
должны
создавать
диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Требования к уровню подготовки.
Программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений»
предусматривает у детей пятого года жизни формирование следующих умений:
Количество и счет
Иметь представления о множестве; умеет сравнивать части множества, составляя пары предметов
Уметь считать до 5. Соотносит числительное с предметом
Иметь представления о порядковом счете, правильно использует порядковые числительные.
Знать о равенстве и неравенстве групп предметов; умеет их уравнивать, добавляя или убирая
предмет
Отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с образцом или заданным числом
(до 5)
Величина
Сравнивать два предмета по величине (длина, ширина, высота), толщине, отражая результаты
сравнения в речи.
Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты),
толщины, располагая их в определенной последовательности
Сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой
Форма
Иметь знания о геом.фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоуг. шаре, кубе. Выделяет их
признаки
Соотносить форму предметов с известными геом. Фигурами: тарелка – круг и т.д.
Иметь представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой, маленький куб
Ориентировка в пространстве
Определять пространственные направления от себя, двигается в заданном направлении.
Знать пространственные отношения: далеко – близко
Ориентировка во времени
Иметь представления о частях суток, их особенностях, последовательности.
Объяснять значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Литература и средства обучения.
Методические пособия для
педагогов
(учебное пособие, методические
рекомендации, т.д.)
Пособия для детей
(рабочие тетради,
учебные пособия
для детей,
раздаточные
дидактические
альбомы, т.д.)
Демонстрационные и
раздаточные
материалы
(комплекты
плакатов, учебно-
наглядных пособий,
комплекты
конструкторов,
кубиков и т.д.)
Учебные аудио и
видео-
материалы
Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования
«От рождения до школы»/под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2014
И.А.Помораева, В.А.Позина
«Формирование элементарных
математических представлений.
Средняя группа» М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2014
В.Н. Новикова «Математика в
детском саду 4-5 лет»
Т.И. Ерофеева
«Математические
сказки». (4-5лет).
М.:Просвещение
2008 (пособие для
детей)
Наборы
геометрических
плоскостных и
объемных фигур.
Измерительные
приборы.
Счетный
раздаточный и
демонстрационный
материал
Презентации
«Части суток»
«Угадай, какая
фигура»
«Угадай что
изменилось»
«Посчитай по
порядку»
«Наоборот»
методическое пособие М:
Мозаика –Синтез 2008г
Учебный график по разделу
«Формирование элементарных математических представлений»
область – «Познавательное развитие» средняя группа.
№
п/
п
Непосредственно образовательная деятельность
Планируемое
время
проведения
Фактическое
время
проведения
1
Диагностика
6 сентября
2
Диагностика
13 сентября
3
Путешествие в осенний лес.
20 сентября
4
В гостях у кролика
27 сентября
5
К нам приехал цирк
4 октября
6
Необыкновенный зоопарк
11 октября
7
Гости из леса
18 октября
8
Три поросенка
25 октября
9
Угостим зайчиков морковкой
1 ноября
10
В гостях у Буратино
8 ноября
11
Мальвина учит считать Буратино
15 ноября
12
Давайте поиграем
22 ноября
13
Поиграем с Петушком
29 ноября
14
Куклы собираются в гости к гномикам
6 декабря
15
Игровая встреча умников и умниц
13 декабря
16
Чудесный мешочек
20 декабря
17
Разложи картинки
27 декабря
18
Сон Мишки
10 января
19
Играем с матрешками
17 января
20
Строим дорожки
24 января
21
Отгадай, сколько
31 января
22
Число 5
7 февраля
23
Делаем зарядку
14 февраля
24
Письмо из Простоквашино
21 февраля
25
Степашка убирает игрушки
28 февраля
26
Правильно пойдешь – секрет найдешь
7 марта
27
Накроем стол для чаепития
14 марта
28
Посадим цветочки вдоль дорожки
21 марта
29
Разложи предметы по форме
28 марта
30
Строим игровую площадку
4 апреля
31
Поездка на праздник
11 апреля
32
Письмо от волшебника
18 апреля
33
Весна пришла
25 апреля
34
Сравнение предметов по величине
2 мая
35
Повторение
16 мая
36
Диагностика.
23 мая
37
Диагностика.
30 мая
Календарно-тематическое планирование по разделу «Математика»
М
ес
я
ц
№
Тема, мотивация, задачи, материал
Опорные
слова,
выражения
Содержание по базовой программе
Компонент
МБДОУ
Количество и
счет
Величина
Геометрически
е фигуры
Ориентиро
вка в
пространс
тве и
времени
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
1-
2
Диагностика
Определения уровня знаний, умений и навыков по формированию у детей
элементарных математических представлений
3
Тема: "Путешествие в осенний лес."
П/с: совершенствовать умение сравнивать
две равные группы предметов, обозначать
результаты сравнения словами: поровну,
столько-сколько.
Закреплять умение сравнивать два предмета
по величине, обозначать результаты
сравнения словами: большой, маленький,
больше, меньше.
Упражнять в определении пространственных
направлений от себя и назывании их
словами: впереди, сзади, слева, справа,
сверху, внизу.
Материал: Дорожка из бумаги, корзинка,
макет поляны.
Для детей: Грибы, бумажные листья,
большие и маленькие шишки.
Помораева И.А, Позина В.А. стр.12
впереди,
сзади, слева,
справа,
сверху,
внизу.
1«Разноцветные
шарики»
2 «Найди такой
же»
4
Тема:"В гостях у кролика"
П/с: Упражнять в сравнении двух групп
предметов, разных по цвету, форме,
определяя их равенство или не равенство на
основе сопоставления пар, учить обозначать
результаты сравнения словами: больше,
меньше, поровну, столько - сколько.
Закреплять умение, различать и называть
части суток (утро, день, вечер, ночь).
Материал: Для воспитателя: Игрушки:
Винни Пух, Пятачок, Кролик, две коробки,
красные и синие кубы (по кол-ву детей),
сюжетные картинки с изображением разных
частей суток.
Для детей: кубы и треугольные призмы (по 5
шт. для каждого ребёнка).
Помораева И.А, Позина В.А. стр.13
Один, два.
1 Образование
числа 1
2 Образование
числа 2
3 «Кто больше
принесет?»
5
Тема:"К нам приехал цирк"
П\с: Упражнять в умении различать и
называть геометрические фигуры: квадрат,
круг, треугольник.
Совершенствовать умение сравнивать два
предмета по длине и ширине, обозначать
результаты сравнения словами: длинный
-короткий, длиннее - короче; широкий -
узкий, шире - уже.
Развивать умение сравнивать предметы по
цвету, форме и пространственному
расположению.
Материал: Два клоуна, элементы костюмов
у которых отличаются по форме, цвету,
пространственному расположению; 5-7
воздушных шаров разного цвета, красная и
синяя ленты разной длины, 2 дощечки
разной ширины, фланелеграф.
Для детей: Двухполосные счётные карточки,
карточки с изображением воздушных шаров
синего и красного цветов(по 5 штук),
звёздочки.
Помораева И.А, Позина В.А. стр.14
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
6
Тема:"Необыкновенный зоопарк"
П\с: Продолжать учить сравнивать две
группы предметов, разных по форме,
определяя их равенство или неравенство на
основе сопоставления пар.
Закреплять умение различать и называть
плоские геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник.
Упражнять в сравнении двух предметов по
высоте, обозначая результаты сравнения
словами: высокий, низкий, выше, ниже.
Материал: Для воспитателя: игрушки: енот,
обезьяна, жираф; платочки одинакового
цвета, круглой, квадратной и треугольной
формы( по 5шт.)
Помораева И.А, Позина В.А. стр.16
Перед, на,
под.
4 Работа с
карточками
2 И/у
«Угадай где
воробей?»
3 И «Где
правая, где
левая?»
1.Загадыван
ие загадки
про воробья.
7
Тема: "Гости из леса"
П\с: Учить понимать значение итогового
числа, полученного в результате счёта
предметов в пределах 3, отвечать на
Слева,
справа.
3 И «Подумай и
ответь»
4 И «Что в
мешочке?»
1
Загадывани
е загадки:
«Когда
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
вопрос"Сколько?"
Упражнять в умении определять
геометрические фигуры(шар,куб, квадрат,
треугольник, круг) осязательно-
двигательным путём.
Закреплять умение различать левую и
правую руки, определять пространственные
направления и обозначать их словами:
налево, направо, слева, справа.
Материал: Двухступенчатая лесенка,
3зайчика, 3белочки,"волшебный" мешочек,
шар, квадрат, куб, круг, треугольник.
Помораева И.А, Позина В.А. стр.17
петушок
Раньше
всех
встает?
Голосисто
поет?
Солнышко
встречать
зовет?»
2 И
«Угадай
какая часть
суток?»
8
Тема : «Три поросёнка»
П/с: Учить считать в пределах3, используя
следующие приёмы: при счёте правой рукой
указывать на каждый предмет слева направо,
называть числа по порядку, согласовывать их
в роде, числе и падеже, последнее число
относить ко всей группе предметов.
Упражнять в сравнении двух предметов по
величине, обозначать результаты сравнения
соответствующими словами.
Расширять представление о частях суток и
их последовательности.
Материал: Для воспитателя: Фланелеграф,
картинки с изображением 3 поросят,
3жёлудя,3домика,2двери, сюжетные
картинки с изображением поросят в разное
время суток
Для детей: Дорожки из бумаги разной
длины(по 2шт.), ёлочки разной высоты(по
2шт.)
Три.
1 Знакомство с
образованием
числа 3
2 И «Что
изменилось?»
4 Работа с
карточками
3
Ориентиро
вка на
числовой
карточке
Помораева И.А, Позина В.А. стр.18
9
Тема: «Угостим зайчиков морковкой»
П/с: Продолжать учить считать в пределах 3,
соотнося число с элементом множества,
самостоятельно обозначать итоговое число,
правильно отвечать на вопрос "Сколько?"
Совершенствовать умение различать и
называть геометрические фигуры
независимо от их размера.
Развивать умение определять
пространственное направление от себя:
вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Материал: Фланелеграф, 3зайчика, 3
морковки, круг, квадрат, треугольник, поднос
колокольчик.
Для детей: Двухполосная карточка,
3белочки, 3 орешка; круг, квадрат,
треугольник(по одной фигуре для ребёнка)
Помораева И.А, Позина В.А. стр.20
Выше, ниже.
1Строительство
домика
2 И «Найди
игрушку»
4 Работа с
треугольниками.
3.Загадыван
ие загадки:
«Зимой и
летом одним
цветом»
Н
О
Я
Б
10
Тема: «В гостях у Буратино»
П/с: Закреплять умение считать в пределах 3,
познакомить с порядковым значением числа,
учить правильно отвечать на
вопросы"Сколько?" "Который по счёту?"
Упражнять в умении находить одинаковые
по длине, ширине, высоте, предметы,
обозначать соответствующие признаки
словами: длинный- длиннее...
Познакомить с прямоугольником на основе
сравнения его с квадратом.
Материал: Для воспитателя: игрушки:
Буратино, мишка, зайчик, ёжик; счётная
лесенка, карточка с изображением трёх
Треугольник
2 И «Сделаем
домик для
зайчика»
3 «Чудесный
мешочек»
1Загадыван
ие загадки:
«Длинное
ухо.
Комочек
пуха.
Прыгает
ловко,
любит
морковку.»
Р
ь
бантиков разного цвета: магнитная доска,
конверт, квадрат,
прямоугольник( соотношение фигур по
величине 1:2); мешочек с
предметами( верёвочки разной длины, ленты
разной ширины, пирамидки разной высоты);
мяч.
Для детей: Плоскостные изображения
бантиков такого же цвета, как на
демонстрационной карточке( по 3 шт. для
каждого ребёнка); красный, зелёный,
жёлтый.
Помораева И.А, Позина В.А. стр.21
11
Тема : «Мальвина учит считать Буратино»
П/с: Показать образование числа 4 на основе
сравнения двух групп предметов,
выраженных числами 3 и 4; учить считать в
пределах4.
Расширять представления о прямоугольнике
на основе сравнения его с квадратом.
Развивать умение составлять целостное
изображение предметов из частей.
Материал: Для воспитателя: игрушки:
Мальвина, Буратино; 4 блюдца, 4 чашки,
треугольник, квадрат, прямоугольник; 2
полоски-модели, контрастные по длине( одна
полоска равна длине сторон квадрата и
короткой стороне прямоугольника, другая-
равна длинной стороне прямоугольника).
Для детей: Двухполосные карточки,
листочки и цветочки(по 4 шт.), конверты;
Куб, шар.
3 «Чудесный
мешочек»
1 «Прокати в
ворота»
2 «Что
изменилось
»
предметы посуды, разрезанные на части( по
2 шт.).
Помораева И.А, Позина В.А. стр23
12
Тема : «Давайте поиграем»
П\с: Закреплять умение считать в пределах 4,
познакомить с порядковым значением числа,
учить отвечать на
вопросы"Сколько?""Который по счёту?""На
котором месте?"
Упражнять в умении различать и называть
знакомые геометрические фигуры: квадрат,
круг, прямоугольник, треугольник.
Раскрыть на конкретных примерах значение
понятий быстро, медленно.
Материал: Для воспитателя: Пирамидка с
колечками разного цвета( красного, синего,
зелёного, жёлтого), верёвки, физкультурные
палки. Для детей: Рули с изображениями
геометрических фигур; коробки, цветные
карандаши, цветные ленты.( по кол-ву
детей).
Помораева И.А, Позина В.А. стр24
Первый,
второй,
третий.
1 «Какой по
порядку?»
2Практическая
работа за столом
(Обследование
треугольника)
4 «Что бывает
такой формы?»
3 «Что за
чем?»
13
Тема: «Поиграем с Петушком»
Четыре
1 «Кто
4
П/с: Познакомить с образованием числа 5,
учить считать в пределах 5, отвечать на
вопросс"Сколько?"
Закреплять представления о
последовательности частей суток: утро, день,
вечер, ночь.
Упражнять в различении геометрических
фигур( круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник.)
Материал: Для воспитателя: Игрушечный
петушок или картинка с его изображением;
картинка с изображением петушка ,
сидящего на заборе на фоне встающего
солнышка, 5 курочек,5 цыплят, фланелеграф,
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Для детей: Двухполосные карточки;
плоскостные изображения блюдечек и
зёрнышек( по 5 шт. каждому), карточки с
изображением частей суток( по 4 шт
каждому).
Помораева И.А, Позина В.А. стр26
быстрей?»
2 Образование
числа 4
3 «Что бывает
по 4»
5 работа с
карточками.
Загадывание
загадки:
«Словно
елка весь в
иголка. Кто
это?» (еж)
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
14
Тема:"Куклы собираются в гости к
гномикам.
П\с: Продолжать учить считать в пределах 5,
знакомить с порядковым значением числа 5,
отвечать на вопросы"Сколько?", "Который по
счёту?"
Учить сравнивать предметы по двум
признакам величины( длине, ширине),
обозначать результаты сравнения
выражениями, н-р: Красная ленточка
длиннее и шире зелёной, а зелёная короче и
уже красной ленточки"
Совершенствовать умение определять
пространственное направление от себя:
вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Материал: Для воспитателя: Большая и
маленькая куклы, красная длинная и
широкая лента, зелёная короткая и узкая
лента, игрушки для дидактической
игры( пирамидка, мяч, машина и др.)
фланелеграф.
Помораева И.А, Позина В.А. стр28
Прямоуголь
ник
5 «Не ошибись»
2 Знакомство с
прямоугольнико
м
3
Загадывани
е загадки
про мяч
4 «Где
мяч?»
1Загадыван
ие загадки:
«Под полом
таится,
Кошки
боится. Кто
это?»
(мышка)
15
Тема: «Игровая встреча умников и умниц"
П\с: Закреплять умение считать в пределах 5,
формировать представления о равенстве и
неравенстве двух групп предметов на основе
счёта.
Продолжать учить сравнивать предметы по
двум признакам величины(длине, ширине),
обозначать результаты сравнения
соответствующими выражениями, н-р:
"Длинная и широкая- большая дорожка,,
Геометричес
кие фигуры
3 «Сколько
всего?»
1 «Сделай
квадрат»
2 «Найди свою
пару»
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
короткая и узкая- маленькая дорожка.
Материал: Машины 5шт., куклы 5шт. 4
корзины, 4 набора фигур( 2 набора- с
шарами, 2 набора- с кубами;
Для детей: Круги (по 5шт.), квадраты( по 5
шт.",ледяные дорожки" изготовленные из
картона разной длины и ширины(по 2шт.),
"снежные комочки" разного размера( по 2
шт. )
Помораева И.А, Позина В.А. стр.29
16
Тема: "Чудесный мешочек"
П/с: Продолжать формировать
представления о порядковом значении числа
( в пределах 5), закреплять умение отвечать
на вопросы "Сколько?" "Который по счёту?",
"На котором месте?".
Познакомить с цилиндром, учить различать
шар и цилиндр.
Развивать умение сравнивать предметы по
цвету, форме, величине.
Материал: Для воспитателя: Мешочек,
шар,5 цилиндров разных цветов.
Для детей: шары, цилиндры, набор парных
предметов разного цвета и величины.
Помораева И.А, Позина В.А. стр31
Прямоуголь
ник
1 Практическая
часть «Сделай
прямоугольник
из счетных
палочек»
3 «Назови
предмет»
4 «Кто больше?»
2
«Вырасти
большой»
17
Тема: "Разложи картинки"
П\с: Упражнять в счёте и отсчёте предметов
в пределах 5 по образцу.
Продолжать уточнять представление о
цилиндре, закреплять умение различать шар,
куб, цилиндр.
Закреплять представление о
Столько
же…
1 «Положи
столько же…»
2 Работа с
карточками
3 «Найди свою
пару»
4 «Назови такой
же»
последовательности частей суток.
Материал: Для воспитателя : Мишка,
картинки, на которых изображён мишка в
разное время суток, 3 коробки,
двухступенчатая лесенка, наборы игрушек.
Для детей : Наборы фигур( 1шар, 1 куб, 1
цилиндр), карточки-"чеки" с 3-5 кругами.
Помораева И.А, Позина В.А.стр.32
18
Тема:"Сон Мишки"
П\с: Упражнять в счёте и отсчёте предметов
в пределах 5 по образцу и названному числу.
Познакомить со значением слов далеко-
близко.
Рисовать умение составлять целостное
изображение предмета из его частей.
Материалы:
Для воспитателя: две корзины
Для детей: Рабочие тетради( с. 2, задание Б;
с. 8), карточка с двумя окошками: в одном
изображен какой-нибудь предмет( елочка,
грибочек, солнышко), а другое- пустое,
простой карандаш, шишки( по 1 шт.), наборы
геометрических фигур (круги и
треугольники разного цвета и величины)
Помораева И.А, Позина В.А.стр33
Второй,
третий,
четвертый.
2 «Чего не
стало?»
4 «Зайчики»
.
1 «Сделаем
сапожек в
подарок Деду
Морозу»
(наклеивание
геометрических
фигур)
3Загадыван
ие загадки:
«Это что за
зверь
лесной?
Встал, как
столбик, под
сосной И
стоит среди
травы, Уши
больше
головы?»
(заяц)
Я
Н
В
А
19
Тема: "Играем с матрёшками"
П\с: Упражнять в счёте звуков на слух"
Уточнить представления о значении слов
далеко-близко.
Учить сравнивать три предмета по величине,
раскладывать их в убывающей и
возрастающей последовательности,
обозначать результаты сравнения словами:
Р
Ь
длинный, короче, самый короткий,
короткий, длиннее, самый длинный.
Для воспитателя: Постройки из
строительного материала: домик, качели,
песочница; 3 матрёшки одинаковой
величины, музыкальные инструменты:
ложки, барабан, дудочка, 3 дорожки разной
длины и одинакового цвета.
Для детей:Круги (по 6-7шт.)
Помораева И.А. Позина В.А стр.34
20
Тема: «Строим дорожки"
П\с: Упражнять в счёте звуков в пределах 5.
Продолжать учить сравнивать три предмета
по длине, раскладывать их в убывающей и
возрастающей последовательности,
обозначать результаты сравнения словами:
длинный, короче, самый короткий,
короткий, длиннее, самый длинный.
Упражнять в умении различать и называть
знакомые геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник.
Материал: Для воспитателя: : металлофон,
мешочек, набор геометрических фигур
разного цвета и величины: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, верёвки,
физкультурные палки.
Для детей: прямоугольники (10 шт.) для
каждого ребёнка, трёхполосные карточки,
рули с изображениями геометрических
фигур. Помораева И.А. Позина В.А стр.35
Выше, ниже.
3 «Угадай какой
по счету?»
1Загадывание
загадки про шар
2 «Слепим шар»
4
Загадывани
е загадок о
частях
суток.
21
Тема:"Отгадай, сколько"
П/с: упражнять в счёте предметов на ощупь в
пределах 5.
Объяснить
значение
слов: вчера,
сегодня,
Толстые,
тонкие,
высокие,
низкие.
4 «Пройди в
ворота»
3 «Скажи
наоборот»
2 Наклеивание
игрушек на елку
.
1Загадыван
ие загадки:
«Я прихожу
с
Ф
Е
В
Р
А
Л
ь
завтра.
Развивать умение, сравнивать предметы по
их пространственному расположению (слева,
справа, налево, направо).
Материалы: салфетка, 10 кубиков, счётная
лесенка.
Для детей: рабочие тетради (стр.15), красные
и синие карандаши. Помораева И.А.
Позина В.А стр.36
подарками,
Блещу
огнями
яркими,
нарядная,
забавная, На
Новый год я
славная!»
(елка)
22
Тема: "Число 5"
П/с: продолжать упражнять в счёте на ощупь
в пределах 5.
Закреплять представление о значении слов:
вчера, сегодня, завтра.
Учить сравнивать 3 предмета по ширине
раскладывать их в убывающей и
возрастающей последовательности,
обозначать результаты сравнения словами:
широкий, уже, самый узкий, узкий, шире,
самый широкий.
Материал: Для воспитателя: фланелеграф, 3
шарфа одного цвета, одинаковой длины и
разной ширины, три прямоугольника одного
цвета одинаковой длины и разной ширины.
Для детей: карточки с пуговицами в
мешочках (на карточках по 1 - 5 пуговиц),
наборы карточек с кругами (на карточка по 1
- 5 кругов), сюжетные картинки с
изображением детей, играющих в зимние
игры (4-5 шт. для каждого ребёнка)
Утро, день,
вечер, ночь.
2 «Что стало не
так?»
1 «Назови
фигуру»
3 «Какая
часть
суток?»
Помораева И.А. Позина В.А стр.38
Ф
Е
В
Р
А
Л
ь
23
Тема: "Делаем зарядку"
П/с: учить считать движения в пределах 5.
Упражнять в умении ориентироваться в
пространстве и обозначать
пространственные направления
относительно себя словами: вверху, внизу,
слева, справа, впереди, сзади.
Учить сравнивать 4 - 5 предметов по
ширине, раскладывать их в убывающей и
возрастающей последовательности,
обозначать результаты сравнения
соответствующими словами: широкий, уже,
самый узкий, узкий, шире, самый широкий.
Материал: Для воспитателя: числовые
карточки с кругами (от 1 до 5 кругов), ворота
разной ширины (4 шт.), 4 мяча разной
величины.
Для детей: ленты разной ширины и
одинаковой длины (по 5 шт. для каждого
ребёнка), наборы игрушек (матрёшка,
машина, мяч, пирамидка).
Помораева И.А. Позина В.А стр.39
Пять
1 Образование
числа 5
2 «Назови
цифру»
3 «Сделай
лесенку»
Ф
Е
В
Р
24
Тема: «Письмо из Простоквашино»
П/с: учить, воспроизводить указанное кол -
во движений (в пределах 5).
Упражнять в умении называть и различать
знакомые геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник.
Совершенствовать представления о частях
суток и их последовательности утро, день,
цифра
1 Работа с
карточкой
3 «Отсчитаем
столько же»
2 «Найди свой
домик»
А
Л
ь
вечер, ночь.
Материал: Для воспитателя: фланелеграф,
числовые карточки с кругами (от 1 до 5
кругов), вырезанные из бумаги скворечники
с разными формами окошек (круглые,
квадратные, треугольные, прямоугольные),
картинки с изображениями героев
мультфильма "Простоквашино" в разное
время суток.
Для детей: наборы кругов, квадратов,
прямоугольников.
Помораева И.А. Позина В.А стр.41
М
А
Р
Т
25
Тема: "Степашка убирает игрушки"
П/с: Упражнять в умении воспроизводить
указанное количество движений в
пределах5).
Учить двигаться в заданном
направлении(вперёд, назад, налево, направо)
Закреплять умение составлять целостное
изображение предметов из отдельных
частей.
Материал: Для воспитателя: Игрушки:
Степашка или картинка с его
изображением, 4 корзины.
Для детей : игрушки: кубик, машина,
пирамидка, матрёшка( по одной штуке),
числовые карточки с кругами( от 1-5 кругов),
карточки с изображениями героев
телепередачи, разрезанные на 4 части: на 4
треугольника, на 4 прямоугольника, на 2
треугольника, и на 2 прямоугольника.
Измерение
2 «Как лиса
подшутила над
волком»
3 «Найди свое
место».
1Загадыван
ие
загадок:«Кт
о
з и м о й
холодной
Ходит
злой,
голодный?»
(волк)
Помораева И.А. Позина В.А стр42
26
Тема: «Правильно пойдёшь- секрет
найдёшь".
П\с: Закреплять умение двигаться в заданном
направлении.
Объяснить, что результат счёта зависит от
величины предметов( в пределах 5),
раскладывать их в убывающей и
возрастающей последовательности,
обозначать результаты сравнения словами:
самый большой, поменьше, ещё меньше,
самый маленький, больше.
Материал: Для воспитателя: Конверт, план(
рисунок) с указанием дороги к домику,
предметы для ориентирования по
плану( елочка, мяч, ворота, домик), корзина с
большими и маленькими мячами( по 5 шт.)
Для детей: :Коробка с кольцами от
пирамидок разного цвета и размера, стержни
для пирамидок.
Помораева И.А. Позина В.Астр.43
Мерка
1 «Починим
уличный
фонарь»
2 «Что длиннее»
27
Тема:"Накроем стол для чаепития"
П\с: Закреплять представление о том, что
результат счёта не зависит от величины
предметов.
Учить сравнивать три предмета по высоте,
раскладывать их в убывающей и
возрастающей последовательности,
обозначать результаты словами: высокий,
ниже, самый низкий, низкий выше, самый
высокий.
Упражнять в умении находить одинаковые
игрушки по цвету или величине.
Материал: Для воспитателя: Стол, куклы,
большие и маленькие тарелки (по 4 шт.)
Для детей: рабочие тетради с. 11.
Помораева И.А. Позина В.А стр.44
Выше, ниже.
3«Стройплощад
ка»
2 «Назови
пропущенн
ое слово»
1 «Какая
елка выше?»
28
Тема: «Посадим цветочки вдоль дорожки"
П\с: Показать независимость результата
счёта от расстояния между предметами( в
пределах 5).
Упражнять в умении сравнивать 4-5
предметов по высоте, раскладывать их в
убывающей и возрастающей
последовательности, обозначать результаты
сравнения словами: самый высокий, ниже,
самый низкий, выше.
Упражнять в умении различать и называть
геометрические фигуры: куб, шар.
Материал: Для воспитателя: Фланелеграф,
10 цветочков одинакового цвета, две
корзины.
Для детей: Ёлочки разной высоты( по 4 шт.),
Третий,
четвертый,
пятый.
2 «Какая
команда
быстрее
соберется?»
3 «Найди такое
же колечко»
1»Сколько
цветов в
вазе»
домики разной высоты( по 5 шт.), наборы
шаров и кубов разного цвета и величины( по
кол-ву детей).
Помораева И.А. Позина В.А стр. 45
29
Тема: «Разложи предметы по форме"
П\с: Закреплять представления о том, что
результат счёта не зависит от расстояния
между предметами( в пределах 5)
Продолжать знакомить с цилиндром на
основе сравнения его с шаром.
Упражнять в умении двигаться в заданном
направлении.
Материал: Для воспитателя: Игрушки(3-4
шт.), цилиндр, шар,куб, набор предметов в
форме шара и цилиндра ( мяч, клубок
ниток,апельсин, и т.д.)
Для детей: двухполосные карточки, в
верхнем ряду которых на большом
расстоянии друг от друга наклеены
бабочки( 4-5 ) , поднос, бабочки( по 4-5 шт.)
Помораева И.А. Позина В.А стр.47
Влево,
вправо,
вверх, вниз.
4 «Кто первый
назовет?»
2 «Сделаем из
треугольников
рыбку»
3 «Где
правая, где
левая»
1
Загадывание
загадок про
рыбок «С
хвостиком
не зверь под
мостиком
Плывет,
виляя
хвостиком.»
«Блещет в
речке
чистой
Спинкой
серебристой
»
А
П
Р
Е
Л
ь
30
Тема:"Строим игровую площадку"
П\с: Показать независимость результата
счёта от формы расположения предметов в
пространстве.
Продолжать знакомить с цилиндром на
основе сравнения его с шаром и кубом.
Совершенствовать представления о значении
слов далеко - близко.
Материал: Для воспитателя: Строительный
материал: шары, цилиндры, кубы разного
цвета и величины( по 7 шт.): 6 цилиндров
одного цвета и величины; 2 планки; 4 шнура;
Величина,
большая,
маленькая.
1 «Разложи по
величине»
2 «Что бывает
такой формы»
3 «Отгадай, чего
не стало?»
5 ёлочек, 5 цветочков.
Помораева И.А. Позина В.А стр48
31
Тема: "Поездка на праздник сказок"
П\с: Закреплять навыки количественного и
порядкового счёта в пределах 5, учить
отвечать на вопросы "Сколько?", "Который
по счёту?" и т. д.
Совершенствовать умение сравнивать
предметы по величине, раскладывать их в
убывающей и возрастающей
последовательности, обозначать результаты
сравнения словами: самый большой, меньше,
ещё меньше, самый маленький, больше.
Совершенствовать умение устанавливать
последовательность частей суток: утро,
день, вечер, ночь.
Для воспитателя: фланелеграф, карточки с
изображением паровозика и 5 вагончиков с
героями сказок( Колобок, Красная Шапочка,
Винни Пух, Чебурашка, Буратино.), круги
(жёлтый- утро, красный- день, голубой-
вечер, чёрный- ночь), настольный театр,
аудиозапись из телепередачи "Спокойной
ночи, малыши!"
Для детей: шарики и флажки разного цвета и
величины (большой, поменьше, ещё меньше
и т. д.- по 5 шт. размер каждого шарика
соответствует размеру флажка).
Помораева И.А. Позина В.А стр. 49
Определения уровня знаний, умений и навыков по формированию у детей элементарных
математических представлений.
32
Тема "Письмо от волшебника"
П/с: Упражнять в счёте и отсчёте предметов
на слух, на ощупь (в пределах 5).
Вчера,
сегодня,
завтра.
3 «Подбери
игрушки»
1 «Назови
геометрическую
фигуру»
2 «Когда это
бывает?»
апрель
Учить соотносить форму предметов с
геометрическими фигурами: шаром и кубом.
Развивать умение сравнивать предметы по
цвету, форме, величине.
Материал: Для воспитателя: письмо от
волшебника, дудочка, предметы в форме
шара и куба, образец - "Открытка" с
изображением 5 одинаковых предметов.
Для детей: мешочки с разным количеством
шариков (от 3 до 5), числовые карточки с
разным количеством кругов (по 4 шт.),
карточки с изображением геометрических
фигур (синий треугольник, красный круг,
зелёный квадрат), цветные карандаши.
Помораева И.А. Позина В.А стр.51
33
Тема: "Весна пришла"
П/с: Закреплять представление о том, что
результат счёта не зависит от качественных
признаков предмета (размера, цвета).
Упражнять в умении сравнивать предметы
по величине (в пределах 5), в убывающей и
возрастающей последовательности,
обозначать результаты сравнения словами:
самый большой, меньше, ещё меньше, самый
маленький, больше.
Совершенствовать умение ориентироваться в
пространстве, обозначать пространственные
направления относительно себя
соответствующими словами: вперёд, назад,
налево, направо, вверх, вниз.
Материал: Для воспитателя : панно "Весна",
составленное из цветов (5 красный, 5 синих),
Монгольска
я игра
2 «Магазин
посуды»
1 «Назови
фигуру по
одному из
признаков»
3 «Найди
спрятанную
игрушку»
жучков, бабочек разного размера (в пределах
5 шт.), зеркальце или фонарик, фанелеграф.
Для детей: двухполосные карточки, цветы
одинаковой формы и размера (по 5 шт.
одного цвета и 5 шт. другого размера).
Помораева И.А. Позина В.А стр.52
М
А
Й
34
Тема: «Сравнение предметов по величине»
П/с: учить сравнивать предметы по
величине, раскладывая их в определенной
последовательности – от самого большого до
самого маленького, упражнять в
ориентировке в пространстве, используя
слова: «над», «перед», «под». Развивать
логическое мышление. Воспитывать
интерес и желание заниматься на НОД
Материал: Для воспитателя медвежонок,
мяч. Презентация «Наоборот»
детей: у одних – по пять больших и
маленьких квадратов ( большой квадрат
больше маленького на 5 см); у других – по
пять больших и маленьких треугольников
(это крыши к домам).
Новикова В.П. стр. 78 №29
Больше,
меньше.
3 «Какое число
пропущено
1 «Поможем
медведям
отремонтироват
ь дома»
2 «Что, где?»
35
Повторение.
П/с: закреплять знания цифр в пределах 5, на
конкретном примере раскрыть понятия
«быстро - медленно». Развивать память,
мышление. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Для воспитателя: два набора
цифр от 1 до 5, фишки, бубен. Презентация:
«Посчитай по порядку»
Для детей: волчок.
Быстрее,
медленнее.
3 «Найди такую
же»?»
1 Загадывание
загадки про
волчок
2 «Волчок»
4 «Отгадай»
Новикова В.П. стр. 80 № 30
36
-
37
Диагностика.
Больше,
меньше.
2 «Какое число
пропущено
1 «Поможем
ребятам
отремонтироват
ь дома»
3 «Назови
геометрическую
фигуру»