Автор: Макарова Лилия Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №196"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование привычки здорового образа жизни через системные занятия физической культурой дома и в дошкольном образовательном учреждении.
Раздел: дошкольное образование
Формирование привычки здорового образа жизни через системные занятия
физической культурой дома и в дошкольном образовательном учреждении.
Взаимодействие с семьей.
На современном этапе развития дошкольного образования актуальнейшей
задачей является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления
здоровья
детей,
оценка
эффективности
этого
опыта
и
модернизация
физкультурно-оздоровительной
деятельности.
В
последние
годы
мы
видим
негативную
тенденцию
к
ухудшению
здоровья
всех
социа льно-
демографических
групп
населения
России,
в
том
числе
и
дошкольников.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом
образе жизни является особенно актуальной.
Здоровый образ жизни – это «результат действий многих внутренних
и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно
влияющих на состояние здоровья».
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в
трудовой деятельности.
Для каждой возрастной группы в процессе формирования здорового образа
жизни ставятся свои задачи.
Младшая группа:
Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со
способами
заботы
о
себе
и
окружающем
мире;
показать
модели
социального поведения.
З н а к о м и т ь
с
п р а в и л а м и
в ы п о л н е н и я
ф и з и ч е с к и х
упражнений (внимательно
слушать
сигнал,
ждать
друг
друга,
не
толкаться,
согласовывать
свои
действия
с
действиями
партнера,
контролировать и координировать движения).
Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на
зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой
стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть
под ноги и вперед.
Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате;
разъяснить правило «нельзя».
Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами
и
действиями,
связанными
с
выполнением
гигиенических
процессов:
умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
Средняя группа:
Продолжить идентифицировать свое имя с собой; знакомить с внешними
частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний
с помощью мимики и жестов; ценить свое тело; знать основные правила
заботы
о
нем;
устанавливать
связи
между
строением
органа
и
его
назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и
окружающем
мире.
Учить
одеваться
и
раздеваться
самостоятельно,
застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и
убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику
или взрослому.
Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной
активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить,
необходимо
активно
двигаться,
для
этого
и
предназначены
органы
человека:
ноги,
руки,
туловище,
голова.
Рассказать
о
здоровье;
познакомить
с
профилактикой
заболеваний:
самомассаж,
закаливание,
правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.
С
помощью
взрослого
устанавливать
связь
между
совершаемыми
действиями,
привычками
и
состоянием
организма,
настроением,
самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать
здоровым и сильным».
Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом,
физкультурно-оздоровительной деятельности.
Рассказывать о Правилах дорожного движения.
Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях:
Рассказывать
о
культуре
еды,
правилах
поведения
за
столом,
о
последовательности
одевания,
умывания,
правил
гигиены;
Учить
самостоятельно мыть руки, лицо, шею;
Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла и
воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле
прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.
Старшая группа:
Расширять
знания
ребенка
о
себе,
своем
имени,
фамилии,
возрасте,
наследственных
особенностях
организма,
телосложении,
походке,
реакции
на
некоторые
продукты
питания;
различать
половую
принадлежность по внешнему облику.
Бережно
относиться
к
своему
организму,
осознавать
назначение
отдельных органов, условия их нормального функционирования.
Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные
валеологические правила.
Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной
гимнастикой. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости
планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при
любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой.
Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость
для здоровья.
Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить
около домов во время таяния снега; нельзя дразнить животных, нужно
остерегаться бездомных собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в
водоемы.
Учить
ребенка
предвидеть
последствия
своих
действий
на
основе разных ситуаций.
Беседовать
о
правилах
личной
безопасности
в
быту
и
в
разных
жизненных ситуациях.
Формировать
систему
представлений
о
культуре
быта
человека;
познакомить
с
основными
правилами
этикета,
поведения,
питания,
общения
за
столом.
Выполнять
гигиенические
п р о ц еду р ы ,
самостоятельно следить за чистотой тела и жилища.
Подготовительная группа:
Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на
свою внешность.
Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о
неприятностях,
которые
подстерегают
человека,
не
выполняющего
правила
жизненной
безопасности.
Познакомить
детей
с
чувствами
и
настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице
Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов.
Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к
спорту, физической культуре, зарядке.
Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в
помещениях.
Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность,
общительность, красота, любовь, драчливость, доброта, настойчивость,
вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила.
В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать
знания
детей
о
полезной
и
вредной
пище;
учить
содержать
вещи
в
порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом,
личной и общественной гигиены.
Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после
физической
нагрузки;
самостоятельно
выполнять
правила
гигиены,
контролировать
качество
мытья
рук,
ног,
шеи;
уметь
отдыхать,
расслабляться;
правильно
и
красиво
есть,
пользоваться
столовыми
приборами.
Такая дифференциация задач гарантирует доступность для детей и создание,
тем самым, благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа
жизни каждым ребенком.
Таким образом, в соответствии с ФГОС дошкольного образования к 6-7
годам ребенок должен быть (модель выпускника):
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и
потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет
доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни.
Дальше хотелось бы рассказать о своей непосредственной работе с
родителями и детьми при формировании привычки к здоровому образу жизни.
В начале этого учебного года мной было подготовлено и с помощью
воспитателей было проведено анкетирование родителей в группах №……..
Анкетирование показало, что более половины родителей группы №… (55%)
нуждаются в помощи при формировании привычки к здоровому образу жизни.
А 20 % родителей группы №….никогда не занимаются физической культурой
совместно с детьми.
Вследствие полученных данных я подготовила и раздала во все группы вот
такие памятки для родителей, где рассказывается о формировании у детей
привычки к здоровому образу жизни.
Так как для формирования привычки к здоровому образу жизни просто
необходима
систематичность
и
повторность
главным
в
работе
с
детьми
я
считаю
–
посещаемость.
Поэтому
я
регулярно
выхожу
на
родительские
собрания
и
говорю
о
необходимости
регулярного
посещения
бассейна.
Систематические
посещения
бассейна
способствуют
коррекции
нарушения
осанки,
предупреждают
плоскостопие,
способствуют
снятию
мышечного
тонуса,
развивают
координацию,
ритмичность
движения,
увеличивают
двигательные
возможности
организма,
улучшают
работу
органов
кровообращения и дыхания, оказывают мощное закаливающее действие.
На
каждом
занятии
в
бассейне
большое
внимание
уделяется
правилам
безопасного поведения в помещении бассейна и на воде. Каждый воспитанник
знает правила поведения в бассейне:
- внимательно слушать задание и выполнять его;
- входить в воду только по разрешению преподавателя;
- спускаться по лестнице спиной к воде;
- не стоять без движений в воде;
- не мешать друг другу, окунаться;
- не наталкиваться друг на друга;
- не кричать;
- не звать нарочно на помощь;
- не топить друг друга;
- не бегать в помещении бассейна;
- проситься выйти по необходимости;
- выходить быстро по команде инструктора.
Также в бассейне у воспитанников формируются гигиенические навыки:
они учатся самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать
душ, знать личные вещи.
В своей работе я использую и нетрадиционные формы физкультурно-
оздоровительной
работы.
Например,
перед
каждым
занятием
в
бассейне
я
провожу дыхательную гимнастику. С помощью этой гимнастики повышается
общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма
к простудным заболеваниям. У детей развивается дыхательная мускулатура,
увеличивается
подвижность
грудной
клетки
и
диафрагмы,
улучшается
кровообращение
в
легких.
Эта
гимнастика
восстанавливает
нарушенное
носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, исправляет
развившиеся
в
процессе
заболеваний
деформации
грудной
клетки
и
позвоночника, улучшает нервно-психическое состояние.
В
конце
года
проводится
открытое
занятие
для
родителей
с
демонстрацией
методов
и
приемов
работы
с
детьми,
где
воспитанники
показывают свои плавательные навыки.
Кроме того, что я выхожу на родительские собрания по необходимым
вопросам,
я
предлагаю
и
индивидуальные
консультации.
Любой
родитель
может подойти ко мне лично и выяснить интересующие его вопросы.
В заключении хочется сказать словами выдающегося польского педагога
Януша Корчака: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье.
НЕТ! Детям, также как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными,
только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут
беречься…».
Давайте вместе помогать детям расти здоровыми и сильными.