Напоминание

Формирование привычки здорового образа жизни через системные занятия физической культурой дома и в дошкольном образовательном учреждении.


Автор: Макарова Лилия Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №196"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование привычки здорового образа жизни через системные занятия физической культурой дома и в дошкольном образовательном учреждении.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование привычки здорового образа жизни через системные занятия

физической культурой дома и в дошкольном образовательном учреждении.

Взаимодействие с семьей.

На современном этапе развития дошкольного образования актуальнейшей

задачей является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления

здоровья

детей,

оценка

эффективности

этого

опыта

и

модернизация

физкультурно-оздоровительной

деятельности.

В

последние

годы

мы

видим

негативную

тенденцию

к

ухудшению

здоровья

всех

социа льно-

демографических

групп

населения

России,

в

том

числе

и

дошкольников.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом

образе жизни является особенно актуальной.

Здоровый образ жизни – это «результат действий многих внутренних

и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно

влияющих на состояние здоровья».

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в

трудовой деятельности.

Для каждой возрастной группы в процессе формирования здорового образа

жизни ставятся свои задачи.

Младшая группа:

Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со

способами

заботы

о

себе

и

окружающем

мире;

показать

модели

социального поведения.

З н а к о м и т ь

с

п р а в и л а м и

в ы п о л н е н и я

ф и з и ч е с к и х

упражнений (внимательно

слушать

сигнал,

ждать

друг

друга,

не

толкаться,

согласовывать

свои

действия

с

действиями

партнера,

контролировать и координировать движения).

Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на

зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой

стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть

под ноги и вперед.

Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате;

разъяснить правило «нельзя».

Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами

и

действиями,

связанными

с

выполнением

гигиенических

процессов:

умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Средняя группа:

Продолжить идентифицировать свое имя с собой; знакомить с внешними

частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний

с помощью мимики и жестов; ценить свое тело; знать основные правила

заботы

о

нем;

устанавливать

связи

между

строением

органа

и

его

назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и

окружающем

мире.

Учить

одеваться

и

раздеваться

самостоятельно,

застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и

убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику

или взрослому.

Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной

активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить,

необходимо

активно

двигаться,

для

этого

и

предназначены

органы

человека:

ноги,

руки,

туловище,

голова.

Рассказать

о

здоровье;

познакомить

с

профилактикой

заболеваний:

самомассаж,

закаливание,

правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.

С

помощью

взрослого

устанавливать

связь

между

совершаемыми

действиями,

привычками

и

состоянием

организма,

настроением,

самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать

здоровым и сильным».

Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом,

физкультурно-оздоровительной деятельности.

Рассказывать о Правилах дорожного движения.

Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях:

Рассказывать

о

культуре

еды,

правилах

поведения

за

столом,

о

последовательности

одевания,

умывания,

правил

гигиены;

Учить

самостоятельно мыть руки, лицо, шею;

Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла и

воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле

прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

Старшая группа:

Расширять

знания

ребенка

о

себе,

своем

имени,

фамилии,

возрасте,

наследственных

особенностях

организма,

телосложении,

походке,

реакции

на

некоторые

продукты

питания;

различать

половую

принадлежность по внешнему облику.

Бережно

относиться

к

своему

организму,

осознавать

назначение

отдельных органов, условия их нормального функционирования.

Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные

валеологические правила.

Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной

гимнастикой. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости

планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при

любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой.

Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость

для здоровья.

Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить

около домов во время таяния снега; нельзя дразнить животных, нужно

остерегаться бездомных собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в

водоемы.

Учить

ребенка

предвидеть

последствия

своих

действий

на

основе разных ситуаций.

Беседовать

о

правилах

личной

безопасности

в

быту

и

в

разных

жизненных ситуациях.

Формировать

систему

представлений

о

культуре

быта

человека;

познакомить

с

основными

правилами

этикета,

поведения,

питания,

общения

за

столом.

Выполнять

гигиенические

п р о ц еду р ы ,

самостоятельно следить за чистотой тела и жилища.

Подготовительная группа:

Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на

свою внешность.

Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о

неприятностях,

которые

подстерегают

человека,

не

выполняющего

правила

жизненной

безопасности.

Познакомить

детей

с

чувствами

и

настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице

Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов.

Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к

спорту, физической культуре, зарядке.

Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в

помещениях.

Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность,

общительность, красота, любовь, драчливость, доброта, настойчивость,

вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила.

В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать

знания

детей

о

полезной

и

вредной

пище;

учить

содержать

вещи

в

порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом,

личной и общественной гигиены.

Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после

физической

нагрузки;

самостоятельно

выполнять

правила

гигиены,

контролировать

качество

мытья

рук,

ног,

шеи;

уметь

отдыхать,

расслабляться;

правильно

и

красиво

есть,

пользоваться

столовыми

приборами.

Такая дифференциация задач гарантирует доступность для детей и создание,

тем самым, благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа

жизни каждым ребенком.

Таким образом, в соответствии с ФГОС дошкольного образования к 6-7

годам ребенок должен быть (модель выпускника):

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими

навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и

потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет

доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные

правила здорового образа жизни.

Дальше хотелось бы рассказать о своей непосредственной работе с

родителями и детьми при формировании привычки к здоровому образу жизни.

В начале этого учебного года мной было подготовлено и с помощью

воспитателей было проведено анкетирование родителей в группах №……..

Анкетирование показало, что более половины родителей группы №… (55%)

нуждаются в помощи при формировании привычки к здоровому образу жизни.

А 20 % родителей группы №….никогда не занимаются физической культурой

совместно с детьми.

Вследствие полученных данных я подготовила и раздала во все группы вот

такие памятки для родителей, где рассказывается о формировании у детей

привычки к здоровому образу жизни.

Так как для формирования привычки к здоровому образу жизни просто

необходима

систематичность

и

повторность

главным

в

работе

с

детьми

я

считаю

посещаемость.

Поэтому

я

регулярно

выхожу

на

родительские

собрания

и

говорю

о

необходимости

регулярного

посещения

бассейна.

Систематические

посещения

бассейна

способствуют

коррекции

нарушения

осанки,

предупреждают

плоскостопие,

способствуют

снятию

мышечного

тонуса,

развивают

координацию,

ритмичность

движения,

увеличивают

двигательные

возможности

организма,

улучшают

работу

органов

кровообращения и дыхания, оказывают мощное закаливающее действие.

На

каждом

занятии

в

бассейне

большое

внимание

уделяется

правилам

безопасного поведения в помещении бассейна и на воде. Каждый воспитанник

знает правила поведения в бассейне:

- внимательно слушать задание и выполнять его;

- входить в воду только по разрешению преподавателя;

- спускаться по лестнице спиной к воде;

- не стоять без движений в воде;

- не мешать друг другу, окунаться;

- не наталкиваться друг на друга;

- не кричать;

- не звать нарочно на помощь;

- не топить друг друга;

- не бегать в помещении бассейна;

- проситься выйти по необходимости;

- выходить быстро по команде инструктора.

Также в бассейне у воспитанников формируются гигиенические навыки:

они учатся самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать

душ, знать личные вещи.

В своей работе я использую и нетрадиционные формы физкультурно-

оздоровительной

работы.

Например,

перед

каждым

занятием

в

бассейне

я

провожу дыхательную гимнастику. С помощью этой гимнастики повышается

общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма

к простудным заболеваниям. У детей развивается дыхательная мускулатура,

увеличивается

подвижность

грудной

клетки

и

диафрагмы,

улучшается

кровообращение

в

легких.

Эта

гимнастика

восстанавливает

нарушенное

носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, исправляет

развившиеся

в

процессе

заболеваний

деформации

грудной

клетки

и

позвоночника, улучшает нервно-психическое состояние.

В

конце

года

проводится

открытое

занятие

для

родителей

с

демонстрацией

методов

и

приемов

работы

с

детьми,

где

воспитанники

показывают свои плавательные навыки.

Кроме того, что я выхожу на родительские собрания по необходимым

вопросам,

я

предлагаю

и

индивидуальные

консультации.

Любой

родитель

может подойти ко мне лично и выяснить интересующие его вопросы.

В заключении хочется сказать словами выдающегося польского педагога

Януша Корчака: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье.

НЕТ! Детям, также как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут

беречься…».

Давайте вместе помогать детям расти здоровыми и сильными.



В раздел образования