Автор: Гацкая Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ-НОШ № 5
Населённый пункт: г.о.Среднеуральск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Государственная символика"
Раздел: начальное образование
Приложение
1.Анкета «Я – патриот»
1) Хотел бы ты знать о своем городе больше?
2)
Помогли
ли
тебе
уроки
в
школе
и
другие
учебные
занятия
узнать
больше
о
Екатиренбурге?
3) Часто ли ты гуляешь по историческому центру города?
4) Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?
5) Часто ли ты ходишь в музеи Екатиренбурга?
6) Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории Екатиренбурга?
7) Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как история ?
8) Любишь ли ты читать литературу о своем городе?
9) Знаешь ли ты стихотворения, посвященные нашей области,городу?
10) Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома, усадьбы, дворцы, сады и т. д.
Нашей области,города?
11) Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?
12) Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?
13) Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого
места?
14) Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?
15) Участвуешь ли ты в них?
16) Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем
страна тобой гордилась?
17) Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?
18) Любишь ли ты свою семью?
19) Заботишься ли ты о своих близких?
20)
Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них
минуту?
2 Анкета «Незаконченное предложение»
1) Я знаю кто основал…
2) Екатиренбург назван в честь…
3) Первое строение нашего города – это…
4) Главная улица нашего города - ….
5) Главное озеро нашего города - …
6) Я знаю где находится музей …
7) Я бывал...
8) Главная площадь города Екатиренбург называется…
9) Я знаю что на Ганиной яме...
10) Патриотизм означает…
11) Патриот – это…
12) Гимн – это…
13) Флаг нашего государства состоит из следующих цветов (снизу вверх):…
14) На гербе нашего государства изображено…
15) 9 мая Россия отмечает день…
16) Столица нашей Родины…
17)Герой Росии это…
3 Анкета «Мое отношение к малой Родине»
1) Любишь ли ты свою страну?
2) Гордишься ли ты своей Родиной?
3) Любишь ли ты свой город?
4) Восхищаешься ли ты его красотой и культурой?
5) Хотел бы ты жить в своем городе всегда?
6) Влияет ли архитектура города на твои мысли?
7) Влияет ли город на твои поступки?
8) Испытываешь ли ты чувство гордости оттого, что живешь в нем?
9) Есть ли у тебя любимые места в городе?
10)Часто ли ты вспоминаешь свой город , если надолго уезжаешь из него?
Внеклассное занятие на тему: «Государственная символика»
Возраст:8-10 лет, младшие школьный возраст.
Цель:сформировать
у
учащихся
понимание
сущности
и
значения
государственных
символов России,воспитать чувство гордости и уважения к ним.
Задачи:
1) способствовать формированию патриотизма у детей младшего школьного возраста,
чувства гордости и уважения к символике нашей страны .
2) способствовать развитию памяти, мышления, внимания, наблюдательности, восприятия
и т.д.
3) сформировать у учащихся представление о государственной символике России: о флаге
РФ, государственном гербе, гимне.
Материалы
к
занятию: изображения гербов и флагов РФ , аудиозапись гимна РФ,
карточки
со
стихами,
посвященными
государственной
символике,
цветная
бумага,
ножницы, клей.
Оборудование и организация обстановки:в конце класса слева и справа установлены 2
стола из двух сдвинутых парт для команд. В начале занятия дети сидят как обычно, а
затем перемещаются в конец класса.
Использованная литература:
1) Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие
/Сост. А. К. Быков, И. И. Мельниченко. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
2) Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. – М., 2004.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о том, без чего не может обойтись
ни одна страна и даже ни одна область или большой город. Мы поговорим о символике
нашей страны : о флаге, гербе и гимне.
Есть слово «герб»,
Есть слово «флаг».
Их знает с детства каждый.
А «символ»?
Символ – это знак,
Условный знак, но важный.
И герб, и флаг стране нужны.
Пусть их запомнит всякий:
Все это – символы страны,
Ее отличья знаки!
Не ради денег или благ,
Не ради изобилия
Они даются – герб и флаг,
Как имя и фамилия!
2. Основная часть.
Вопрос:Ребята, а все из вас знают, что такое флаг?
–
Флаг – это отличительный знак страны или края, ее символ, символ свободного,
независимого государства.
Вопрос: Давайте вспомним, как выглядит флаг России?
Показ наглядного материала
- Наш флаг состоит из трех горизонтальных полосок: верхняя полоска белого цвета,
средняя – синего, а нижняя – красного.
Вопрос: Как вы думаете, что означают эти цвета?
- Еще на Руси эти цвета означали следующее: белый цвет – благородство, откровенность,
свобода; синий – верность, честность, безупречность, целомудрие; красный – мужество,
смелость, великодушие, любовь. Все вместе эти цвета как будто рассказывают о нашей
стране и о качествах, которые у нее есть.
Вопрос: Где мы можем увидеть флаг России?
- Флаг можно часто увидеть на улицах, школах, музеях, на домах, где заседают люди,
занимающиеся важными государственными делами, даже на автомобильных номерах.
Флаг постоянно окружает нас, ведь он – важная часть нашей жизни, он напоминает нам, в
какой стране мы живем, и что стоит гордиться и уважать ее традиции и историю.
Вопрос:А теперь давайте вспомним, что же изображено на гербе нашей страны?
Наглядный материал
- Российский герб представляет собой красный щит. На нем – орел, но орел не простой, а
двуглавый. В этой картинке есть смысл. Давайте попробуем его разгадать.
Вопрос:Как вы думаете, почему именно двуглавого орла изобразили на гербе России?
- Орел – это царь птиц, его сила и зоркость служат непререкаемым символом мужества и
проницательности. Кроме того, вспомните, что Россия – одна из немногих стран мира,
расположенных на двух материках – Европе и Азии. Поэтому одна голова орла смотрит на
Восток, а другая – на запад при едином теле – едином направлении.
Вопрос:Ребята,посмотрите,а что в лапах и над головой орла?
- Над каждой головой орла есть маленькие короны, а между ними – большая, все короны
соединены ленточкой. Эти короны означают дружбу трех народов – русских, украинцев и
белорусов. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава.
Вопрос: Ребята, а вы знаете, что такое скипетр, а что такое держава?
- Это символы власти, они раньше, когда страной правили цари, были у каждого из них.
Это такие же важные предметы, как и корона. Скипетр и держава означают верность
закону и порядок в стране.
Вопрос:Посмотритена герб, что вы видите на груди орла?
- В красном щите на груди орла - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне,
поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем,
дракона. Этот всадник – Георгий Победоносец, защитник Отечества, Воин небесный. А
черный дракон – это все зло, от которого защищает Георгий Победоносец нашу страну.
- Герб – это не менее значимый для государства символ. С ним, как и с флагом, мы тоже
встречаемся очень часто.
Вопрос: Ребята, а где в повседневной жизни мы можем увидеть герб России?
- Мы растем, становимся старше, и на каждом шагу в новую жизнь нас сопровождает герб
нашей страны. Герб изображен на свидетельстве о рождении, на паспорте гражданина
России, аттестате об окончании школы. После школы вы наверняка пойдете учиться в
Высшее учебное заведение, где вам тоже дадут документ, где будут занесены все ваши
оценки по всем предметам – диплом. На дипломе тоже есть герб России. На наградах в
важных российских конкурсах тоже изображен герб, и на космических кораблях, деньгах,
почтовых марках, открытках, значках – всюду герб напоминает нам о том, что мы живем в
великой стране, Великой России.
Еще один символ нашей страны – это — гимн РФ.
Вопрос:А как вы думаете,что такое гимн?
Гимн – это торжественная песня, песня, посвященная стране.
Вопрос: Как вы считаете, в каких случаях исполняют гимн?
-
Его
исполняют
на
торжественных
праздниках
и
военных
парадах.
На
спортивных
олимпиадах в честь страны, человек из которой завоевал золотую медаль, включают гимн
этой страны.
- Сейчас я вам раздам листочки со словами из гимна и включу запись, мы вместе
послушаем гимн России, вы можете слушать и подпевать. Только при этом вы должны
встать, и тем самым вы выразите уважение к главной песне нашей Родины.
Дети встают, включается запись.
Теперь когда вы знаете символы нашего госудрства,я вам предлагаю немножко поиграть.
Сейчас мы поделимся на 2 команды и рассядемся по две стороны в конце класса, где для
команд заранее приготовлено 2 стола.
Класс делится по считалочке, команды рассаживаются по местам.
- Вы разделились сейчас на две команды, каждая команда – это страна. Вам нужно
придумать флаг и герб вашей страны и изобразить их в виде аппликации из цветной
бумаги, которая лежит на ваших столах. Но для начала мы придумаем названия ваших
стран и выберем их президентов.
Вопрос: Ребята, вы помните, как выбираются президенты?
- Они выбираются народным голосованием. Так как нас не так много, то я тоже буду
участвовать в голосованиях в роли избирателя. Помните, что за себя голосовать нельзя.
Дети придумывают названия, выбирают президентов, после чего по команде начинают
делать флаг и герб для своего государства
- Теперь, когда ваши флаги и гербы готовы, я попрошу президентов выйти к доске и
рассказать о своей стране по ее главным символам – флагу и гербу. Например: «На нашем
гербе солнышко, потому что наша страна очень теплая и солнечная».
3. Заключительная часть.
После представления президентами своей страны учитель присуждает каждой команде
номинация.
- Вы замечательно поработали, и поэтому я хочу вас наградить дипломами. Каждая
команда
получает
по
диплому
и
золотой
шоколадной
медальке.
В
нашей
игре
нет
проигравших, вы все молодцы и достойны своих званий.
Торжественное вручение дипломов и шоколадных медалей.