Автор: Кулёва Светлана Михаиловна
Должность: магистрант направления "психолого-педагогическое образование"
Учебное заведение: Костромского Государственного Университета
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: "Конфликтные ситуации в подростковом возрасте"
Раздел: среднее образование
Конфликтные ситуации в подростковом возрасте
Кулёва Светлана Михаиловна/
Kuleva Svetlana Mikhailovna
Костромской Государственного Университет
Институт педагогики и психологии
магистрант направления «Психолого-педагогическое образование»
Аннотация:
Конфликты
подрастающего
поколения
со
сверстниками – одна из основных социальных и психологических проблем,
способная
порождать
множество
других.
В
статье
нами
был
рассмотрена
проблема
конфликта
в
подростковой
среде,
обозначены
стадии прохождения конфликта, выявлены порождающие
конфликт
причины.
К л ю ч е в ы е
с л о в а : межличностное
общение,
конфликт,
подростковая среда.
Одной
из
наиболее
значимых
проблем
людей
разного
возраста,
имеющих
как
психологические,
так
и
социальные
аспекты,
являются
конфликты.
Практика показывает, что бесконфликтное сосуществование
людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда
оказывали
огромное
влияние
на
жизнь
каждого
человека,
развитие
социальных
групп
различного
масштаба,
историю
государства
и
человечества в целом.
Сегодня в литературных источниках существуют самые различные
определения слова «конфликт», нам важно сформулировать его общее
понятие,
в
этом
плане
«конфликт
–
столкновение
противоположных
интересов,
взглядов,
стремлений;
серьёзное
разногласие,
острый
спор,
приводящий к борьбе сторон».
Основная
сущность
всех
конфликтов
-
это
межгрупповое
или
межличностное противоборство, основанное на осознанном каждой из
сторон противоречии [3].
Безусловно, каждый конфликт
не появляется мгновенно. Развитие
любого представляет собой сложный процесс, имеющий ряд стадий.
1.
Пред-конфликтная
стадия.
На
данном
этапе
у
каждой
конфликтующей
стороны,
или
у
одной
из
них
на
протяжении
определенного промежутка времени появляется недовольство. Недовольств
какой – либо организации
обычно приводит к потере доверия между
людьми, происходит потеря уважения к другим участникам группы, что и
становится причиной беспокойства. На данной стадии
накапливаются
негативные эмоции, такие
как:
злость, обида, печаль, гнев, жадность,
ненависть
и
тому
подобное.
Порой
предконфликтный
этап
протекает
настолько
долго,
что
«зачинщики»
конфликта
забывают
истинную
первопричину.
К
завершению
пред-конфликтной
стадии
стороны
конфликта оценивают свои возможности и стараются узнать слабые места
друг
друга,
чтобы
сформировать
правильную
стратегию
и
перейти
к
следующему этапу.
2. Конфликт.
Второй этап – конфликт, главная составляющая
которого – инцидент, другими словами какие-либо социальные действия
одной стороны направленные на другую сторону с целью ее изменения.
С.И.
Ожегов
трактует
инцидент
как
«происшествие
неприятного
характера;
недоразумение».
Важной
особенностью
здесь
является
наличие «критической точки», где конфликт достигает максимума по силе
и
агрессии
противоборствующих
сторон.
Когда
конфликт
достигает
«критической точки», дальнейшее его протекание может идти по двум
направлениям:
1) Конфликт медленно и постепенно идет к разрешению и утихает.
2) Конфликт разгорается с еще большей силой и начинает движение
к новой «критической точке». Так как для нас важен вопрос разрешения
конфликта (а именно - переход на следующую стадию) стоит отметить, что
ни
в
коем
случае
нельзя
вмешиваться
в
конфликт,
находящийся
в
«критической
точке».
Воздействие
на
участников
конфликта
будет
эффективнее, если оно происходит либо до, либо
после «критической
точки».
3.
Разрешение
конфликта. Этап разрешения конфликтной
ситуации
–
завершающий
(конечный)
в
развитии
и
существовании
конфликта. Смысл данного этапа прост - конфликтное взаимодействие
между
сторонами
прекращается,
стороны
налаживают
с во е
взаимодействие и продолжают бесконфликтное взаимодействие [2].
Не
исключением
появления
конфликтных
ситуаций
являются
и
подростковая
среда.
Исследования
показывают,
что
подростки
и
старшеклассники
подвержены
конфликтам
наиболее
остро,
из-за
психологических особенностей и новообразований. Подростковый возраст
— трудный период полового созревания и психологического взросления. В
самосознании
происходят
значительные
изменения:
появляется
чувство
взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Подростковая среда –
серьезный этап личностного становления человека, можно сказать, что это
бесценный опыт в общении, формирование собственного поведения во
взаимоотношениях
с
окружающими.
Общение
с
одноклассниками
и
ровесниками - особая сфера жизни подростка, влияние на него товарищей,
как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. В
данных
отношениях
подростки
стремятся
реализовать
свою
личность,
индивидуальность,
определить свои возможности, приобретать новый
опыт
и
чувствовать
себя
в
новой
роли.
Межличностное
общение
выполняет
специальную
функцию
поддержания
самоуважения
и
самораскрытия личности подростка [1].
Отрыв
от
коллектива,
изолированность,
отсутствие
друга
или
разрушение дружбы, вследствие конфликта, воспринимается подростком
как личная драма, в результате чего
возникают тяжелые переживания,
которые негативно влияют на формирования личности, социализацию [1].
Помощь в преодолении трудностей взаимопонимания должна проводиться
целенаправленно
и
непрерывно, так
как
переживания
ребенка
могут
перерасти
в
устойчивое
негативное
психическое
состояние,
которые
вызывает
серьезные
во спитательные
проблемы,
т ребующие
неотлагательного решения.
Преодолевать конфликтные ситуации в процессе общения подростка
со
сверстниками
довольно
непросто,
и
для
начала
стоит
выяснить
порождающие причины, среди которых могут оказаться: борьба лидеров и
их
группировок
за
первенство
в
классе
или
группе,
нарушение
общепринятых
норм
в
поведении
школьников,
ссоры
из-за
второй
половинки,
различный
социальный
статус,
особенности
семейного
воспитания,
национальная
и
конфессиональная
принадлежность,
тип
темперамента,
психофизиологические
нарушения,
соматические
и
наследственные заболевания [3].
Таким образом, конфликты всегда оказывают существенное влияние
на
жизнь
ребенка.
Каждый
возникающий
конфликт
очень
тяжело
переживается
подростком.
На
возникновение,
развитие
и
завершение
конфликтов
заметное
влияние
оказывает
различные
факторы,
среди
которых
характер
учебно-воспитательного
процесса,
его
организация
в
конкретном
об щеоб разовательном
у ч р е ж д е н и и .
Деятельность,
направленная
на
разрешение
конфликтной
ситуации
должна
быть
целенаправленна
и
систематична.
Жизнь
подростка,
протекающая
в
конфликтной атмосфере,
может привести к личностным девиациям с
социально опасными последствиями.
Литература
1.
Андреева И.Н. Психология. Учебно – методический комплекс для
студентов
педагогических
специальностей.
Возрастная
психология.
–
Новополоцк, 2007.– 220 с.
2.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для
вузов. – СПб., 2007.– 274 с.
3.
Баныкина С.В. Конфликты в современной школе: Изучение и
управление / С.В. Баныкина, Е.И.Степанов. – М., 2006. – 216 с.
4.
Береснева Азалья Геннадьевна. Профилактика конфликтности
подростков
в
подростковом
досуговом
клубе// Наука,
техника
и
образование/Science, technology and education. 2014. № 2(2).
5.
Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие для вузов.
М., 2009. – 175 с.