Автор: Петкевич Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №493
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности понимания речевой инструкции детьми с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование
Автор: Петкевич Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед 1 кв. категории
Тема: «Особенности понимания речевой инструкции детьми с
общим недоразвитием речи»
Понимание и принятие ребенком речевой инструкции представляет
собой сложный процесс, который в себя включает запоминание и усвоение.
Р.С. Немовым описаны приблизительный возраст рамки формирования
умения
действовать
по
речевой
инструкции,
это
напрямую
связано
с
развитием
внимания.
В
начале
второго
года
жизни
ребенка
появляются
зачатки
произвольного
внимания,
ребенок
может
совершать
некоторые
действия по простой речевой инструкции взрослого. На втором и третьем
году
жизни
данное
умение
развивается,
ребёнку
становится
доступно
выполнение
большего
количества
речевых
инструкций
с
расширением
пассивного словарного запаса.
В 4,5 – 5 лет ребенок может выполнять
какую-либо
деятельность
опираясь
на
сложную
инструкцию
взрослого,
проявляя способность направлять внимание под влиянием этой инструкции.
В
5
–
6
лет
внимание
наиболее
устойчиво
к
активной
и
игровой
деятельности, появляется деятельность по самоинструкции.
Опираясь на эти данные, можно сделать вывод что понимание речевой
инструкции детьми с ОНР отстает от возрастной нормы, так как у них
наблюдаются
нарушения
в
развитии
внимания.
Детям
с
общим
недоразвитием
речи
свойственно
неустойчивое
внимание,
нарушение
его
распределения,
нарушение
произвольного
слухового
внимания.
Но
его
мнение довольно субъективно, работа не содержит статистических данных,
неизвестно
количество
испытуемых.
Мы
считаем,
что
на
понимание
ребенком речевой инструкции влияет не только уровень развития внимания.
В трудах Л.С. Выготского написано, что управлять своими действиями
и координировать их с другими ребенок учится во время коллективных игр с
правилами,
которые
сопровождаются
речевой
инструкцией
и
регуляцией
взрослого. Так же во время этой игры ребенок учится подчиняться игровым
правилам, преодолевать непосредственные импульсы. Позже данная форма
поведения становится формой поведения самого ребенка.
У детей с ОНР наблюдаются некоторые особенности в формировании
игровой
деятельности.
Дети
с
речевыми
нарушениями
довольно
быстро
теряют интерес к игре, из-за многих факторов, в том числе и из-за трудности
в
понимании
словесной
инструкции
и
правил
игры.
Многими
исследователями было отмечено, что дети с общим недоразвитием речи чаще
сверстников с нормой речевого развития не соблюдают правила игры, что
нередко приводит к конфликтам и отказу от участия в этой игре.
По мнению О.А. Конопкина способность к действию по инструкции,
проявляется
в
овладении
различными
сложными
формами
и
видами
деятельности,
такими
как
анализ
картин,
схем,
удержание
в
памяти
поставленных целей, планировании своей деятельности.
Детям с общим недоразвитием речи, в отличии от детей с нормой
речевого развития, сложнее сосредоточить внимание на выполнении заданий
при
речевой
инструкции,
им
легче
выполнять
задания
при
зрительной
инструкции. Так же на успешное выполнение задания по речевой инструкции
влияет
нестабильность
темпа
работы
и
его
постепенное
снижение
в
процессе.
Детям
с
ОНР
сложно
распределить
внимание
между
речью
и
выполнением задания.
Частичное и неточное понимание инструкции связаны с нарушениями
высших психических функций: снижение слуховой памяти, неустойчивостью
и распределением внимания, нарушением фонематического восприятия.
При
исследовании
внимания
многие
авторы
отмечали
что
дети
с
общим недоразвитием речи понимают инструкцию неточно и фрагментарно,
им
сложно
сосредоточить
внимание
на
анализе
условий
задания
и
определении путей его выполнения.
Так же у детей с ОНР значительно снижена вербальная память и
продуктивность
запоминания,
что
негативно
влияет
на
возможность
понимания и выполнения сложных речевых инструкций. Дети запоминают
инструкцию
фрагментарно,
пропуская
некоторые
части,
путают
последовательность действий.
Наибольшие затруднения вызывает выполнение речевой инструкции,
связанной с двигательной активностью. Так как у детей с ОНР наблюдается
нарушение
общей
и
мелкой
моторики,
они
обладают
неуверенной
координацией
движений,
им
трудно
выполнять
точные
дозированные
движения,
скорость
выполнения
снижена.
Детям
сложно,
в
некоторых
случаях
даже
невозможно
сосредоточится
одновременно
на
выполнении
действий и удержании в памяти инструкции.
Роль
речи
в
регуляции
поведения
ребенка
на
протяжении
всего
дошкольного возраста увеличивается. Ребенок с нормой речевого развития
при
выполнении
речевой
инструкции
в
старшем
дошкольном
возрасте
проговаривает ее, для лучшего понимания и запоминания, в отличие от детей
с общим недоразвитием речи. Дети с ОНР без предварительного обучения
этого не делают.
В
некоторых
случаях
ребенок
с
общим
недоразвитием
речи
не
способен сохранить в памяти речевую инструкцию взрослого на протяжении
всего выполнения задания из-за негативного отношения к заданному виду
деятельности, которое требует от него не только интеллектуального или
физического напряжения, но и эмоционального.
Еще
одним
фактором,
из-за
которого
у
детей
с
ОНР
возникают
трудности
в
понимании
и
успешном
выполнении
речевой
инструкции,
является
их
неумение
задавать
вопросы,
это
указывается
в
ряде
работ
Л.Г.Соловьева,
Н.К.Усольцева. Ребенок
с
нормой
речевого
развития
при
непонимании или забывании данной словесной инструкции может задать
вопрос взрослому с просьбой повторить или объяснить, в отличие от ребенка
с общим недоразвитием речи.
Дети с нормой развития начинают активно задавать вопросы с двух с
половиной лет, а дети с ОНР задают вопросы редко даже в более взрослом
возрасте. Это объясняется тем что познавательный интерес у детей данной
группы находится на низком уровне и нежеланием вступать в контакт.
В работах А.Р. Лурия и А.А. Леонтьева описана модель составление
высказывании, которая включает в себя четыре этапа:
- этап мотивирования на коммуникацию;
- этап составления плана высказывания;
- этап лексико-грамматического развертывания высказывания;
- этап внешнего оформления высказывания.
Из данной модели можно увидеть, что ребенок с ОНР имеет трудности
на всех этапах данной модели. У них слабая мотивация к общению, для
формулирования
вопроса
необходимо
выделить
главную
мысль,
то
что
интересует, правильно подобрать вопросительное слово, большинству детей
с
ОНР
это
недоступно.
Внешнее
оформление
так
же
затруднено,
из-за
нарушений
в
звукопроизношении,
слоговой
структуре
слова
и
лексико-
грамматического оформления высказывания.
Есть
несколько
видов
речевой
инструкции:
простая,
сложная
и
конфликтная инструкции.
Детям
с
ОНР
наиболее
просто
выполнять
простые
инструкции,
которые содержат в себе одно простое действие, этот вид инструкций не
требует удерживать в памяти большое количество информации, в отличие от
сложной инструкции. Наиболее трудным видом речевой инструкции является
конфликтная. При выполнении детям необходим ее предварительный анализ,
понимание общего смысла и последовательности действий.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что понимание речевой
инструкции детьми с ОНР отличается от ее понимания детьми с нормой
речевого развития и имеет ряд особенностей:
- Из-за неустойчивого внимания, нарушения произвольного слухового
внимания и его распределения, дети часто не могут выслушать и понять
речевую инструкцию;
-
Снижение
вербальной
памяти
и
продуктивности
запоминания
не
позволяют
детям
с
общим
недоразвитием
речи
удерживать
в
памяти
информацию,
они
запоминают
данную
им
речевую
инструкцию
фрагментарно, могут путать последовательность выполнения действий;
- Наиболее тяжело детям дается выполнение двигательных действий по
речевой инструкции, это связано с нарушением общей и мелкой моторики,
трудностями в координации движений. При выполнении данных инструкций
ребенку необходимо не только контролировать свое тело, но и следить за
правильностью выполнения инструкции.