Автор: Хорькова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№29
Населённый пункт: Свердловская область. г. Сухой Лог
Наименование материала: картотека
Тема: Утренняя гимнастика (с детьми седьмого года жизни)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №29»
(с детьми седьмого года жизни)
Воспитатель:
Хорькова Марина Александровна
г. о. Сухой Лог
Цель:
Способствовать укреплению здоровья детей, создать
радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка.
Программные задачи:
Воспитательные:
воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.
Оздоровительные:
обеспечить
нормальное
функционирование
всех
органов
и
систем
организма.
Образовательные:
закрепить
умение
детей
ходить,
соблюдая
прямолинейность,
совершенствовать
навыки
бега,
умение выполнять
движения
по
команде с предметами.
Сентябрь
Комплекс 1
1. Ходьба
в
колонне
по
одному
в
обход
зала
(площадки)
в
чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка [5] , руки вдоль туловища. 1–2 – дугами
наружу руки вверх, подняться на носки; 3–4 – вернуться в исходное
положение (6–7 раз).
3. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1–2 – приседая, колени
развести
в
стороны,
руки
вперед;
3–4
–
выпрямиться,
исходное
положение (6–7 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – руки в
стороны; 2 – наклониться вперед-вниз, коснуться пальцами носков ног;
3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – поворот
туловища
вправо,
правую
руку
ладонью
кверху;
2
–
исходное
положение; 3–4 – то же в другую сторону (6 раз).
6. И. п. – основная стойка, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на
месте на счет 1–8, повторить 3–4 раза в чередовании с небольшой
паузой.
7. Ходьба в колонне по одному.
Дыхательная гимнастика:
«Подыши одной ноздрёй»
Цель:
учить
детей
укреплять
мышцы
дыхательной
системы,
носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1.
Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой
руки.
Левой
ноздрёй
делать
тихий
продолжительный
вдох
(последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2.
Как
только
вдох
окончен,
открыть
правую
ноздрю,
а
левую
закрыть
указательным
пальцем
левой
руки
–
через
правую
ноздрю
делать
тихий
продолжительный
выдох
с
максимальным
опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх,
чтобы в животе образовалось «ямка».
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной
ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче
дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений
каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на
глубокое дыхание.
Артикуляционная гимнастика:
«Семафор».
Сидя,
ноги
сдвинуты
вместе,
поднимание
рук
в
стороны
и
медленное
их
опускание
вниз
с
длительным
выдохом
и
произношением звука «с-с-с».
Повторить 3-4 раза.
Сентябрь
Комплекс 2
1.Ходьба и бег в колонне по одному.
Упражнения с малым мячом
2. И. п. – основная стойка, мяч в левой руке. 1–2 – руки через
стороны вверх, переложить мяч в правую руку; 3–4 – руки вниз в
исходное положение. То же, перекладывая мяч из правой руки в левую
(8 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в левой руке. 1 – руки в
стороны; 2 – наклониться вперед-вниз, переложить мяч в правую руку;
3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение.
То же, перекладывая мяч из правой руки в левую (6 раз).
4. И. п. – основная стойка, мяч в правой руке внизу. 1 – руки в
стороны; 2 – присесть, мяч переложить в левую руку; 3 – встать, руки в
стороны; 4 – вернуться в исходное положение. То же, мяч в левой руке
(5–6 раз).
5. И. п. – стойка на коленях, мяч в правой руке. 1–8 – прокатить мяч
вправо (влево), поворачиваясь и следя за мячом. То же, мяч в левой
руке (по 6 раз).
6. И. п. – лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. 1–2 –
поднять правую прямую ногу, коснуться мячом носка ноги; 3–4 –
опустить ногу. То же другой ногой (6–8 раз).
7. Ходьба в колонне по одному..
Дыхательная гимнастика:
«Воздушный шар»
(Дышим животом, нижнее дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости,
осуществлять
вентиляцию
нижней
части
лёгких,
концентрировать
внимание на нижнем дыхании.
И.и.:
лёжа
на
спине,
ноги
свободно
вытянуты,
туловище
расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении
пупка: на нём лежат обе ладони.
Выдохнуть
спокойно
воздух,
втягивая
живот
к
позвоночному
столбу, пупок как бы опускается.
1.
Медленный
плавный
вдох,
без
каких-либо
усилий
–
живот
медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
2.
Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
Артикуляционная гимнастика:
«Летят мячи».
Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд,
произнести при выдохе длительное «ух-х-х».
Повторять 5-6 раз.
Октябрь
Комплекс 1
1. Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя поворот в
другую сторону.
Ходьба
с
перешагиванием
через
шнуры
(расстояние
между
шнурами 40–50 см).
Упражнения с обручем
2. И. п. – основная стойка, обруч вертикально хватом рук с боков. 1
– обруч вперед; 2 – обруч вверх, руки прямые; 3 – обруч вперед; 4 –
вернуться в исходное положение (6–7 раз).
3. И.
п. –
стойка
ноги
на
ширине
плеч,
обруч
вертикально
за
спиной. 1 – поворот туловища вправо; 2 – исходное положение; 3–4 –
то же влево (6 раз).
4. И. п. – сидя ноги врозь, обруч перед грудью в согнутых руках
хватом с боков. 1 – обруч вверх, посмотреть; 2 – наклон вперед к носку
левой
ноги,
обруч
вертикально;
3
–
обруч
вверх;
4
–
исходное
положение. То же к правой ноге (6 раз).
5. И. п. – лежа на спине, обруч горизонтально на уровне груди. 1–2
– приподнять обруч, сгибая ноги, продеть их в обруч, выпрямить и
опустить на пол; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
6. И. п. – основная стойка в центре лежащего на полу обруча, руки
вдоль туловища. 1–7 – прыжки на двух ногах в обруче; 8 – прыжок из
обруча. Повернуться к обручу. 1–7 – прыжки перед обручем; 8 –
прыжок в обруч.
7. Ходьба в колонне по одному.
Дыхательная гимнастика:
«Воздушный шар в грудной клетке»
(среднее, рёберное дыхание)
Цель:
у ч и т ь
д е т е й
у к р е п л я т ь
м е ж р ё бе р н ы е
м ы ш ц ы ,
концентрировать
своё
внимание
на
их
движении,
осуществляя
вентиляцию средних отделов лёгких.
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и
сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной
клетки.
1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание
грудной клетки и медленно освобождают зажим.
2.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками
в нижней части рёбер.
Повторить 6-10 раз.
Примечание.
Мышцы
живота
и
плечевого
пояса
остаются
неподвижными.
В
начальной
фазе
обучения
необходимо
помогать
детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть
рёбер грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика:
«Регулировщик».
Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх,
другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук
с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».
Октябрь
Комплекс 2
1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную с
остановкой по сигналу воспитателя в том месте, где застала команда.
Упражнения с гимнастической палкой
2. И. п. – основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч. 1 –
палку вверх; 2 – сгибая руки, палку назад на лопатки; 3 – палку вверх;
4 – исходное положение (6–8 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, палка внизу. 1 – палку
вверх; 2 – присесть, палку вперед; 3 – встать, палку вверх; 4 – исходное
положение (6 раз).
4. И. п. – сидя, палка перед грудью в согнутых руках. 1 – палку
вверх; 2 – наклониться вперед, коснуться пола (рис. 38); 3 – палку
вверх; 4 – исходное положение (6 раз).
5. И. п. – лежа на животе, ноги прямые, палка в согнутых руках
перед грудью. 1–2 – прогнуться, палку вперед-вверх; 3–4 – исходное
положение (6–8 раз).
6. И. п. – основная стойка, палка хватом на ширине плеч внизу. 1 –
прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 – прыжком в исходное положение
(рис. 39).
Выполняется
на
счет
1–8,
повторить
2–3
раза.
Темп
умеренный.
7. Ходьба в колонне по одному.
Дыхательная
гимнастика:
«Воздушный
шар
поднимается
вверх» (верхнее дыхание)
Цель:
учить
детей
укреплять
и
стимулировать
верхние
дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и
сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и
опусканием ключиц и плечей.
Повторить 4-8 раз.
Артикуляционная гимнастика:
«На турнике».
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках
перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку
опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука
«ф-ф-ф».
Повторить 3-4 раза.
Ноябрь
Комплекс 1
1. Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий по команде
воспитателя:
«Бабочки!»
остановиться
и
помахать
руками,
как
крылышками; на сигнал: «Лягушки!» остановиться и присесть, руки
положить на колени.
Упражнения с флажками
2. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – руки в стороны; 2 –
флажки вверх, скрестить; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение
(6–8 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1 – флажки
вверх; 2 – присесть, флажки вынести вперед; 3 – встать, флажки вверх;
4 – исходное положение (6 раз).
4. И. п. – сидя ноги врозь, флажки в согнутых руках у плеч. 1 –
флажки в стороны; 2 – наклониться, коснуться палочками флажков
пола у носков ног; 3 – выпрямиться, флажки в стороны; 4 – исходное
положение (6 раз).
5. И. п. – стойка на коленях, флажки в согнутых руках у плеч. 1 –
поворот
вправо
(влево),
флажок
отвести
вправо;
2
–
исходное
положение (6–8 раз).
6. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – прыжком ноги врозь,
флажки в стороны; 2 – исходное положение. Выполняется на счет 1–8,
повторить 2–3 раза.
7. Ходьба в колонне по одному, флажки в правой руке над головой
(помахивая).
Дыхательная гимнастика:
«Ветер»
(очистительное полное дыхание).
Цель:
учить
детей
укреплять
дыхательные
мышцы
всей
дыхательной
системы,
осуществлять
вентиляцию
лёгких
во
всех
отделах.
И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный
выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1.Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
2.Задержать дыхание на 3-4 с.
3.Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими
отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание.
Упражнение
не
только
великолепно
очищает
(вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и
снимает
усталость.
Поэтому
рекомендуется
проводить
его
после
физической нагрузки как можно чаще.
Артикуляционная гимнастика: «Маятник».
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной
на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны,
вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука
«ту-у-у-у-х-х».
Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
Ноябрь
Комплекс 2
1. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег по кругу с поворотом
по сигналу воспитателя.
Упражнения на гимнастической скамейке
2. И. п. – сидя на скамейке верхом, руки на поясе. 1 – руки в
стороны;
2
–
руки
за
голову;
3
–
руки
в
стороны;
4
–
исходное
положение (8 раз).
3. И. п. – сидя на скамейке верхом, руки на поясе. 1 – руки в
стороны;
2
–
наклониться
вправо
(влево),
коснуться
пола;
3
–
выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (6–8 раз).
4. И. п. – сидя верхом, руки за головой. 1 – поворот вправо, руку в
сторону; 2 – выпрямиться в исходное положение. То же влево (6 раз).
5. И. п. – стоя лицом к скамейке, руки вдоль туловища. 1 – шаг
правой ногой на скамейку; 2 – шаг левой ногой на скамейку; 3 – шаг со
скамейки правой ногой; 4 – шаг со скамейки левой ногой. Повернуться
кругом, лицом к скамейке и повторить упражнение (8 раз).
6. И. п. – лежа перпендикулярно к скамейке, ноги прямые, хват
руками за края скамейки. 1–2 – поднять прямые ноги вверх-вперед; 3–4
– исходное положение (6 раз).
7. И. п. – стоя сбоку скамейки, руки произвольно. Прыжки на двух
ногах; на правой, затем на левой ноге вокруг скамейки.
8. Ходьба в колонне по одному между скамейками.
Дыхательная гимнастика:
«Ёжик».
Цель
данного
комплекса:
укреплять
носоглотку,
верхние
дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп
мышц.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с
каждым
поворотом
вдох
носом:
короткий,
шумный
(как
ёжик),
с
напряжением
мышц
всей
носоглотки
(ноздри
двигаются
и
как
бы
соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через
полуоткрытые губы.
Повторить 4-8 раз.
Артикуляционная гимнастика: «Каша кипит».
Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди.
Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая
живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».
Повторить 1-5 раз.
Декабрь
Комплекс 1
1. Ходьба и бег по кругу.
Упражнения с мячом большого диаметра
2. И. п. – основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1 – мяч вверх; 2
– мяч за голову; 3 – мяч вверх; 4 – исходное положение (6–8 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках у груди.
Броски мяча о пол и ловля его. Выполняется в произвольном темпе (8–
10 раз).
4. И. п. – стойка ноги слегка расставлены, мяч у груди. Поворот
вправо (влево), ударить мячом о пол, поймать его. Выполняется в
произвольном
темпе
несколько
раз
подряд
(по
4
раза
в
каждую
сторону).
5. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в согнутых руках перед грудью.
Броски
мяча
вверх
и
ловля
его
двумя
руками.
Темп
выполнения
произвольный (8–10 раз).
6. И. п. – основная стойка, мяч внизу. 1–2 – присесть, мяч вынести
вперед; 3–4 – исходное положение (6 раз).
7. Ходьба в колонне по одному.
Дыхательная гимнастика:
«Губы «трубкой».
Цель
данного
комплекса:
укреплять
носоглотку,
верхние
дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп
мышц.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные
мышцы.
2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все
лёгкие до отказа.
3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и
выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Повторить 4-6 раз.
Артикуляционная гимнастика:
«Гуси летят».
Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На
выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».
Повторять 1-2 мин.
Декабрь
Комплекс 2
1. Ходьба в колонне по одному с изменением темпа движения: на
быстрые
удары
в
бубен
–
ходьба
мелким,
семенящим
шагом,
на
медленные
удары
–
широким
свободным
шагом;
ходьба
и
бег
врассыпную.
Упражнения в парах
2. И.
п. –
основная
стойка,
повернувшись
лицом
друг
к
другу,
держась за руки. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх; 3 – руки в
стороны; 4 – исходное положение (6 раз).
3. И.
п. –
основная
стойка,
повернувшись
лицом
друг
к
другу,
держась
за
руки.
1–2
–
поочередное
приседание,
не
отпуская
рук
партнера (рис. 40); 3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. – стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руки
скрестить.
1
–
поворот
туловища
вправо
(влево);
2
–
исходное
положение (6 раз).
5. И. п. – лежа на спине, ногами друг к другу, зажимая стопами
ноги
партнера
(нога
одного
ребенка
между
ног
другого),
руки
за
головой согнуты. 1–2 – поочередно подниматься в положение сидя; 3–4
– исходное положение (4–5 раз).
6. И. п. – основная стойка, повернувшись лицом друг к другу, руки
вдоль туловища, держась за руки. 1 – выпад вправо, руки в стороны; 2
– исходное положение. То же влево (6 раз).
7. Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук
по команде воспитателя
Дыхательная гимнастика:
«Ушки».
Цель
данного
комплекса:
укреплять
носоглотку,
верхние
дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп
мышц.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
Покачивая
головой
вправо
–
влево,
выполнять
сильные
вдохи.
Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево
уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне
головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц
всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4-5 раз.
Артикуляционная гимнастика: «Куры».
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья»
и
опустив
голову.
Произносят
«тах-тах-тах»,
одновременно
похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к
плечам – вдох.
Повторить 3-5 раз.
Январь
Комплекс 1
1. Ходьба и бег по кругу в обе стороны вокруг веревки, положенной
в виде круга.
Упражнения с ленточкой
2. И. п. – основная стойка лицом в круг, ленточка в обеих руках
хватом сверху. 1 – поднимаясь на носки, ленточку вверх; 2 – опустить
ленточку, вернуться в исходное положение.
3. И. п. – основная стойка лицом в круг, ленточка в обеих руках
хватом
сверху.
1–2
–
присесть,
ленточку
вперед;
3–4
–
исходное
положение (6–8 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, лицом в круг, ленточка внизу
хватом сверху. 1 – ленточку вверх; 2 – наклон вперед-вниз, коснуться
пола; 3 – выпрямиться, ленточку вверх; 4 – исходное положение (6–7
раз),
5. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, ленточка хватом сверху на
уровне пояса. 1 – поднять согнутую правую (левую) ногу, коснуться
ленточкой колена; 2 – опустить ногу, вернуться в исходное положение
(6–7 раз).
6. И. п. – лежа на животе, ленточка в согнутых руках хватом сверху.
1 – прогнуться, ленточку вынести вперед; 2 – исходное положение (6–7
раз).
7. И. п. – стоя боком к ленточке, руки вдоль туловища. Прыжки
через
ленточку
справа
и
слева,
продвигаясь
вперед
по
кругу.
Расстояние между детьми не менее трех шагов. Выполняется на счет
1–8, повторить 2–3 раза.
8.Ходьба в колонне по одному.
Дыхательная гимнастика:
«Пускаем мыльные пузыри».
Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные
пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
1.
При
наклоне
головы
к
груди
сделать
вдох
носом,
напрягая
мышцы
носоглотки.
2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос,
как
бы пуская мыльные пузыри.
3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы
носоглотки.
4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.
Повторить 3-5 раз.
Артикуляционная гимнастика:
«Самолёт».
Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять
голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» -
выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.
Повторить 2-4 раза в каждую сторону
Январь
Комплекс 2
1.Ходьба в колонне по одному с чередованием бега вокруг стульчиков.
Упражнения на стульчиках
2.И.п. – сидя на стульчике, ноги расставлены, руки на пояс. Руки в
стороны, за голову, в стороны, вернуться в и.п. (4-5 раз).
3.И.п. – сидя на стульчике, ноги расставлены, руки на пояс. Руки в
стороны;
наклониться
вправо
(влево),
коснуться
пальцами
правой
(левой) руки пола. Выпрямиться, руки в стороны вернуться в и.п. (по 3
раза).
4.И.п. – сидя на стульчике, ноги вместе, руки в упоре на края сиденья.
Поднять прямые ноги; опустить, вернуться в и.п. (5 раз).
5.И.п. – стоя за стульчиком, ноги слегка расставлены, руками держатся
за
спинку
стула.
Медленно
присесть,
опираясь
руками
о
спинку
стульчика, приседая развести колени в стороны. Вернуться в и.п. (5-6
раз)
6.И.п.
–
стоя
за
стульчиками,
руки
произвольно.
Прыжки
вокруг
стульчика в обе стороны (по 3-4 раза).
7.Игровое задание «По местам!» по сигналу воспитателя дети бегают
во всех направлениях. По сигналу «По местам!» каждый играющий
занимает
любой
свободный
стульчик.
При
повторении
игрового
задания
один
стульчик
убегает.
Тот,
кто
не
сумел
занять
место,
проиграл. Проводится 2-3 раза.
8.Ходьба в колонне по одному вокруг стульчиков.
Дыхательная гимнастика:
«Язык «трубкой».
Цель
данного
комплекса:
укреплять
носоглотку,
верхние
дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп
мышц.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о».
Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им
все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.
3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так,
чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд.
4.
Поднять
голову
и
спокойно
выдохнуть
воздух
через
нос.
Повторить 4-8 раз.
Артикуляционная гимнастика: «Дом маленький, дом
большой».
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову –
выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»).
Выпрямиться,
встать
на
носки,
поднять
руки
вверх,
потянуться,
посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»).
Повторить 4-6 раз:
Февраль
Комплекс 1
1. Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя с выполнением
упражнений для рук, не прекращая ходьбы; бег врассыпную.
Упражнения с платочками
2. И. п. – основная стойка, платочки внизу. 1 – платочки вперед; 2 –
платочки вверх; 3 – платочки в стороны; 4 – исходное положение (6–7
раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, платочки у груди. 1 – поворот
вправо (влево), правую руку в сторону; 2 – исходное положение (6 раз).
4. И. п. – основная стойка, платочки внизу. 1–2 – присесть, платочки
вынести вперед; 3–4 – исходное положение (5–7 раз).
5. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, платочки внизу. 1 – платочки в
стороны; 2 – наклон вперед к левой (правой) ноге; 3 – выпрямиться,
руки в стороны; 4 – исходное положение (4–6 раз).
6. И. п. – основная стойка, платочки внизу. На счет 1–8 прыжки на двух
ногах, небольшая пауза, затем повторить прыжки.
7. И. п. – основная стойка, платочки внизу 1–2 – правую ногу отставить
назад на носок, платочки вверх; 3–4 – вернуться в исходное положение.
То же левой ногой (6–8 раз).
8. Ходьба в колонне по одному.
Дыхательная гимнастика:
«Насос».
Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные
пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом
наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные,
как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и
вдохов).
3. Выдох произвольный.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Артикуляционная гимнастика:
«Насос».
Дети
стоят.
Скользя
руками
вдоль
туловища,
наклоняться
поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука
«ссс…», выпрямляясь – вдох.
Повторять 4-6 раз
Февраль
Комплекс 2
1. Ходьба и бег по кругу с ускорением.
Упражнения с веревкой
2. И. п. – основная стойка, веревка в обеих руках внизу хватом на
ширине плеч. 1 – веревку вверх, отставить правую (левую) ногу назад
на носок; 2 – исходное положение (8 раз).
3. И. п. – основная стойка, веревка в обеих руках хватом сверху. 1 –
веревку вверх; 2 – наклониться в правую (левую) сторону ног; 3 –
веревку вверх; 4 – исходное положение (6 раз).
4. И. п. – стойка на коленях, держим веревку хватом сверху, руки
опущены. 1 – поднять руки вперёд,2- поворот вправо (влево), 3 –
вернуться в исходное положение 4-опустили руки.(по 4 раза в каждую
сторону).
5. И. п. – сидя, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади. 1 –
поднять прямые ноги (угол); 2 – поставить ноги за верёвку; 3 – поднять
ноги; 4 – исходное положение (6–8 раз).
6. И. п. – лежа на животе, ноги прямые, руки согнуты в локтях, хват
за веревку сверху, прогнуться лодочкой, руки поднять вверх, вернуться
в И, п.(6 раз)
7. И. п. – стоя перед веревкой, руки свободно вдоль туловища.
Прыжки через верёвку, несколько раз подряд.
8. Ходьба в колонне по одному.
Дыхательная гимнастика:
«Подуем на плечо».
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть
голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова
прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо –
вдох
носом.
Опустить
голову,
подбородком
касаясь
груди,
-
вновь
сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох
носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные
трубочкой.
Повторить 2-3 раза:
Артикуляционная гимнастика:
«Косарь».
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести
руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение.
Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через
перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют
вместе
с
ним
слоги
«зу-зу»,
делая
упражнение.
Стихотворение,
сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза
Март
Комплекс 1
1. Ходьба в колонне по одному, перешагивая через шнуры. Бег,
перешагивая через бруски (или кубики).
Упражнения с султанчиками
2. И. п. – основная стойка, султанчики внизу. 1 – султанчики в стороны;
2 – султанчики вверх; 3 – султанчики в стороны; 4 – исходное
положение (6–7 раз).
3. И. п. – основная стойка, султанчики внизу. 1 – шаг вправо,
султанчики в стороны; 2 – наклон вперед, скрестить султанчики; 3 –
выпрямиться, султанчики в стороны; 4 – исходное положение. То же
влево (6–7 раз).
4. И. п. – основная стойка, султанчики у плеч. 1–2 – присед,
султанчики вперед; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–7 раз).
5. И. п. – основная стойка, султанчики внизу. 1 – султанчики в стороны;
2 – поднять правую ногу, коснуться палочками колена; 3 – опустить
ногу, султанчики в стороны; 4 – исходное положение. То же левой
ногой (6–7 раз).
6. И. п. – основная стойка, султанчики внизу. 1 – прыжком ноги врозь;
руки через стороны скрестить над головой, 2 – прыжком в исходное
положение, руки через стороны опустили. Выполняется на счет 1–8,
повторить 2–3 раза.
7. И. п. – основная стойка, султанчики внизу. 1 – правую ногу назад на
носок, султанчики вверх; 2 – вернуться в исходное положение. То же
левой ногой (6–7 раз).
8. Ходьба в колонне по одному.
Дыхательная гимнастика:
«Цветы».
Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:
Каждый бутончик склониться бы рад
Направо, налево, вперёд и назад.
От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете
По
команде
педагога
дети
ритмично
под
чтение
стиха
поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её
вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней
строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой:
«бутончики» (головы) спрятались.
Упражнение повторить 6-8 раз.
Артикуляционная гимнастика:
«Жук».
Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично
сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.
Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо –
вдох.
Повторить упражнение 4-5 раз:
Жж-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу.
.
Март
Комплекс 2
1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. По
сигналу воспитателя построение в колонну по одному в движении –
найти свое место в колонне.
Упражнения в парах
2. И. п. – основная стойка, лицом друг к другу, держась за руки. 1 –
поднять руки в стороны; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 –
исходное положение (6–8 раз).
3. И. п. – основная стойка. 1 – один ребенок приседает, а второй
держит его за руки; 2 – встать; 3–4 – то же выполняет другой ребенок
(по 4 раза).
4. И. п. – основная стойка. 1–2 – поворот туловища направо; 3–4 –
налево, не отпуская рук (по 4 раза).
5. И. п. – основная стойка. 1–2 – поочередно поднимать одну ногу
назад-вверх, не сгибая колена (по 4 раза).
6. И. п. – сидя лицом друг к другу, один ребенок зажимает стопами
ноги товарища. 1–2 – другой ребенок ложится на пол, руки за голову, а
товарищ
старается
удерживать
его
ноги
(рис. 42);
3–4
–
исходное
положение. На следующий счет упражнение выполняет другой ребенок
(по 3 раза).
7. Ходьба в колонне по одному.
Дыхательная гимнастика:
«Задуй свечку».
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и
слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три
коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: Во время
упражнения туловище держать прямо.
Артикуляционная гимнастика:
«Задуй свечку».
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и
слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три
коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу!
Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.
Апрель
Комплекс 1
1. Ходьба и бег в колонне по одному с ускорением и замедлением
темпа движения по сигналу воспитателя.
Упражнения с кольцом (кольцеброс)
2. И. п. – основная стойка, кольцо в прямых руках перед собой хватом
двумя руками за середину снаружи. 1–2 – повернуть кольцо выкрутом
рук до положения обратным хватом; 3–4 – вернуться в исходное
положение (5–7 раз).
3. И. п. – основная стойка, кольцо в обеих руках хватом руками за
середину снаружи. 1 – присесть, кольцо вверх; 2 – вернуться в
исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, кольцо в правой руке. 1 – руки в
стороны; 2 – руки вверх, переложить кольцо в левую руку; 3 – руки в
стороны; 4 – руки вниз (6–7 раз).
5. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кольцо в правой руке. 1 –
поднять левую согнутую ногу, переложить под ней кольцо в другую
руку; 2 – опустить ногу, руки вниз. То же правой ногой (6 раз).
6. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, кольцо внизу хватом обеих рук
за середину снаружи. 1 – прямые руки вперед; 2 – наклониться,
коснуться кольцом пола; 3 – выпрямиться, кольцо вперед; 4 – исходное
положение (6 раз).
7. И. п. – основная стойка, кольцо на голове, руки на поясе. 1 – шаг
правой ногой вправо; 2 – приставить левую ногу; 3 – шаг левой ногой
влево; 4 – приставить правую ногу, исходное положение (6–7 раз).
Дыхательная гимнастика:
«Ушки».
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи
остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при
наклоне головы туловище не поворачивалось.
Вдохи
выполняются
с
напряжением
мышц
носоглотки.
Выдох
произвольный.
Артикуляционная гимнастика:
«Постучи кулачками».
И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза
постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в
среднем темпе 2-3 раза.
Апрель
Комплекс 2
1. Ходьба в колонне по одному с ускорением и замедлением темпа
движения по сигналу воспитателя поворот.
Упражнения с палкой
2. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1 – палку вперед; 2 – палку
вверх; 3 – палку вперед; 4 – исходное положение.
3. И.
п. –
стойка
ноги
врозь,
палка
на
груди.
1
–
наклониться
вперед, положить палку на пол; 2 – выпрямиться, руки на пояс; 3 –
наклон вперед, взять палку; 4 – исходное положение (6 раз).
4. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1–2 – присесть, палку
вверх; 3–4 – исходное положение (6–7 раз).
5. И. п. – стойка на коленях, палка за головой. 1 – палку вверх; 2 –
наклон вправо; 3 – выпрямиться; 4 – исходное положение. То же влево
(по 3 раза).
6. И. п. – основная стойка с опорой обеих рук о палку. 1 – поднять
правую ногу назад-вверх; 2 – исходное положение; 3–4 – левой ногой
(по 3–4 раза).
7. Ходьба в колонне по одному с палкой, держать вертикально, как
ружье.
Дыхательная гимнастика:
«Маятник»
И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться
вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох
через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен
быть нарочито шумным). Темп 1—2 вдоха в секунду. Повторить 10-15
раз.
Артикуляционная гимнастика:
«Гребцы».
И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться
вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться,
палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.
Май
Комплекс 1
1. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. Ходьба в
колонне
по
одному
с
нахождением
своего
места
по
сигналу
воспитателя.
Упражнения с гантелями
2. И. п. – основная стойка, гантели внизу. 1 – руки вперед; 2 – поднять
руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение (8 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, гантели внизу, руки прямые. 1–2
– поворот вправо (влево), гантели в стороны, руки прямые; 3–4 –
вернуться в исходное положение (6–8 раз).
4. И.
п. –
основная
стойка,
гантели
у
груди,
руки
согнуты.
1–2
–
присесть, гантели вынести вперед; 3–4 – исходное положение (8 раз).
5. И.
п. –
сидя
ноги
врозь,
гантели
у
груди,
руки
согнуты.
1–2
–
наклониться
вперед,
коснуться
гантелями
у
носков
ног,
3–4
–
выпрямиться, вернуться в исходное положение (6–7 раз).
6. И. п. – лежа на спине, ноги вместе прямые, руки за головой. 1 –
согнуть ноги в коленях, коснуться гантелями колен; 2 – вернуться в
исходное положение (6 раз).
7. И. п. – основная стойка, гантели внизу. 1 – прыжком ноги врозь,
гантели в стороны; 2 – прыжком ноги вместе, вернуться в исходное
положение.
После
серии
прыжков
на
счет
1–8
небольшая
пауза.
Повторить 2–3 раза.
8. Ходьба в колонне по одному, гантели в обеих руках над головой.
Дыхательная гимнастика:
«Радуга, обними меня»
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной
системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И.п.: стоя или в движении.
1.Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
2.Задержать дыхание на 3-4 с.
3.Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и
втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд,
затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт
под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
Артикуляционная гимнастика:
Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки
топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора,
вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя
рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах".
Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Май
Комплекс 2
1. Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками (8–10 штук),
поставленными в одну линию; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения с кубиком
2. И. п. – стойка ноги врозь, кубик в правой руке внизу. 1–2 – руки
через стороны вверх, переложить кубик в левую руку; 3–4 – опустить
руки через стороны. То же левой рукой (8 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, кубик в правой руке. 1 – руки в стороны; 2
– наклониться вперед, положить кубик на пол; 3 – выпрямиться, руки в
стороны; 4 – наклониться вперед, взять кубик левой рукой. То же левой
рукой (6 раз).
4. И. п. – стойка на коленях, кубик в правой руке. 1 – поворот вправо,
поставить кубик у пятки правой ноги; 2 – выпрямиться, руки на пояс; 3
– поворот вправо, взять кубик правой рукой, вернуться в исходное
положение, переложить кубик в левую руку. То же влево (по 3 раза).
5. И. п. – основная стойка, кубик в обеих руках внизу. 1 – присесть,
кубик вперед, руки прямые; 2 – вернуться в исходное положение (6
раз).
6. И. п. – основная стойка перед кубиком, руки произвольно. Прыжки
на правой и левой ноге (на счет 1–8) вокруг кубика в обе стороны в
чередовании с небольшой паузой. Повторить упражнение 2–3 раза.
7. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 – руки
вперед, переложить кубик в левую руку; 2 – руки назад, переложить
кубик в правую руку; 3 – руки вперед; 4 – опустить руки в исходное
положение (8 раз).
8. Ходьба в колонне по одному с кубиком в поднятой руке.
Дыхательная гимнастика:
«Подыши одной ноздрёй»
Цель:
учить
детей
укреплять
мышцы
дыхательной
системы,
носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1.Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой
ноздрёй
делать
тихий
продолжительный
вдох
(последовательно
нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2.Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть
указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий
продолжительный
выдох
с
максимальным
опорожнением
лёгких
и
подтягиванием
диафрагмы
максимально
вверх,
чтобы
в
животе
образовалось «ямка».
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
Артикуляционная гимнастика:
«Мельница»
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми
руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются,
звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
7. Ходьба в колонне по одному с чередованием подскоков.
Сентябрь
Комплекс 1 - (1 сентября-16 сентября)
Упражнения без предметов
Дыхательная гимнастика:
«Подыши одной ноздрёй»
Артикуляционная гимнастика:
«Семафор»
Комплекс 2 - (19 сентября- 30 сентября)
Упражнения с малым мячом
Дыхательная гимнастика:
«Воздушный шар»
Артикуляционная гимнастика:
«Летят мячи»
Октябрь
Комплекс 1 - (1октября-14 октября)
Упражнения с обручем
Дыхательная гимнастика:
«Воздушный шар в грудной клетке»
Артикуляционная гимнастика:
«Регулировщик»
Комплекс 2 - (17 октября-31 октября)
Упражнения с гимнастической палкой
Дыхательная гимнастика:
«Воздушный шар поднимается вверх»
Артикуляционная гимнастика:
«На турнике»
Ноябрь
Комплекс 1 - (1 ноября-11 ноября)
Упражнения с флажками
Дыхательная гимнастика:
«Ветер»
Артикуляционная гимнастика: «Маятник».
Комплекс 2 - (14 ноября-30 ноября)
Упражнения на гимнастической скамейке
Дыхательная гимнастика:
«Ёжик».
Артикуляционная гимнастика: «Каша кипит».
Декабрь
Комплекс 1 - (1 декабря-16 декабря)
Упражнения с мячом большого диаметра
Дыхательная гимнастика:
«Губы «трубкой».
Артикуляционная гимнастика:
«Гуси летят».
Комплекс 2 - (19 декабря-30 декабря)
Упражнения в парах
Дыхательная гимнастика:
«Ушки».
Артикуляционная гимнастика: «Куры».
Январь
Комплекс 1 - (10 января-21 января)
Упражнения с ленточкой
Дыхательная гимнастика:
«Пускаем мыльные пузыри».
Артикуляционная гимнастика:
«Самолёт».
Комплекс 2 - (23 января-31 января)
Упражнения на стульчиках
Дыхательная гимнастика:
«Язык «трубкой».
Артикуляционная гимнастика: «Дом маленький, дом большой».
Февраль
Комплекс 1 - (1 февраля-10 февраля)
Упражнения с платочками
Дыхательная гимнастика:
«Насос».
Артикуляционная гимнастика:
«Насос».
Комплекс 2 - (13 февраля-28 февраля)
Упражнения с веревкой
Дыхательная гимнастика:
«Подуем на плечо».
Артикуляционная гимнастика:
«Косарь».
Март
Комплекс 1 - (1 марта-17 марта)
Упражнения с султанчиками
Дыхательная гимнастика:
«Цветы».
Артикуляционная гимнастика:
«Жук».
Комплекс 2 - (20 марта-31 марта)
Упражнения в парах
Дыхательная гимнастика:
«Задуй свечку».
Артикуляционная гимнастика:
«Задуй свечку».
Апрель
Комплекс 1 - (3 апреля-14 апреля)
Упражнения с кольцом (кольцеброс)
Дыхательная гимнастика:
«Ушки».
Артикуляционная гимнастика:
«Постучи кулачками».
Комплекс 2 - (17апреля-28 апреля)
Упражнения с гимнастической палкой
Дыхательная гимнастика:
«Маятник»
Артикуляционная гимнастика:
«Гребцы».
Май
Комплекс 1 - (2 мая-12 мая)
Упражнения с гантелями
Дыхательная гимнастика:
«Радуга, обними меня»
Артикуляционная гимнастика:
«
Дровосек»
Комплекс 2 - (15 мая-31 мая)
.Упражнения с кубиком
Дыхательная гимнастика:
«Подыши одной ноздрёй»
Артикуляционная гимнастика:
«Мельница»