Напоминание

"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста".


Автор: Ухватова Кристина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Волоконовский детский сад общеразвивающего вида №2 "Сказка" п.Волоконовка
Населённый пункт: Белгородская область поселок Волоконовка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста является

важным и нужным делом.

Так как уровень развития мелкой моторики пальцев и координации

движений рук – это один из главных показателей интеллектуального развития

готовности

ребенка

к

последующему

обучению.

Ребенок,

который

имеет

хороший уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у

него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь.

Мелкая моторика рук также играет значительную роль при овладении

письмом. При высоком уровне ее развития ребенок успешно справляется с

выполнением незначительных манипуляций в повседневной жизни и быту

(застегивание

и

расстегивание

пуговец,

кнопок,

молний,

завязывании

шнурков,

лямок

от

шапки

и

т.д.,

что

позволяет

чувствовать

себя

более

уверенным).

Если своевременно не позаботиться о мелкой моторики рук, у детей

может сложиться отставание в развитии. Поэтому развитие мелкой моторики

рук – тема очень важная, и начинать работу по данной теме нужно задолго до

школы.

Существует широкий спектр различных занятий, упражнений и игр для

развития мелкой моторики рук.

Одним из способов развития мелкой моторики рук является работа с

ножницами. Уже в средней группе детского сада дети осваивают новый вид

деятельности – вырезывание.

В

начале

работы

по

данной

теме

необходимо

по ст авить

следующие задачи:

1.Познакомить детей с ножницами, как орудием труда.

2.Способствовать овладению у детей среднего дошкольного возраста

умения правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Для этого необходимо использовать технику работы с ножницами (см.

Приложение). А также познакомить детей с правилами работы с ножницами,

т.к. ножницы – это не игрушка, а опасный предмет (см. Приложение).

Для того, чтобы дети правильно держали ножницы и пользовались ими

можно использовать теневой театр. Тематика может быть разнообразной.

Например:

1. “Веселый крокодил поет песенку”

2. “Утята крякают, а лягушата квакают”.

3. “Сказка о журавле и цапле”.

Весь эффект в том, чтобы тень была похожа на ту или иную птицу или

животное,

ножницы

необходимо

держать

правильно.

Для

того,

чтобы

“ротики” шевелились, ножницы нужно открывать и закрывать. Ребенок будет

стараться правильно держать ножницы. И эта игра детям очень нравится.

Постепенно дети научаться открывать и закрывать ножницы, и при этом

держать их правильно.

В дальнейшей работе необходимо использовать следующие задачи:

1.

Учить детей различным приемам вырезывания:

а) резать бумагу по прямой линии (на узкие и широкие полоски).

б) учить детей делать косые срезы

в) вырезать предметы округлой формы

г) вырезывание предметов из бумаги, сложенной вдвое

В начале вырезывания дать детям простую бумагу, газеты, журналы, а

когда

навык

сформировывался,

использовать

цветную

бумагу.

Далее

предложить детям упражнение с ножницами на один “шаг”, на один нажим.

Дать детям узкие полоски, обучать технике работы с ножницами. Чтобы

детям было интересно, можно использовать игровые приемы.

Например:

1.

“Приготовим зернышки для птичек”.

2.

“Угостим гостей вкусными конфетками”.

3.

“Попрыгаем по веселым ступенькам”.

Далее

для

упражнения

с

ножницами

с

двумя

и

более

“шагами”,

нажимами, дать бумагу и учить детей резать ее на узкие, а затем и широкие

полоски,

использовать при

этом

технику

продвижения

ножниц

вперед.

“Ножницы шагают”.

Из

нарезанных

тонких

полосок

можно

выкладывать

различные

предметы.

Игры с полосками:

1.

“Скамейка для матрешек”.

2.

“Солнечные лучики”.

3.

“Мебель для трех медведей”.

4.

“Красивая елка”.

5.

“Цветы для мамы”.

6.

“Зайкина избушка”.

7.

“Снежинки”.

Такие игры с выкладыванием предметов также способствуют развитию

мелкой моторики рук.

Из

широких

полосок

также

можно

нарезать

билеты

для

сюжетно-

ролевых игр: “Автобус”, “Пароход”, “Поезд”, “Самолет”, “Театр”, “Цирк”,

вырезать

“денежки”

для

сюжетно-ролевых

игр:

“Магазин”,

“Аптека”,

“Почта”.

Далее

необходимо

способствовать

овладению

умения

детей

делать

косые срезы. Разрезать квадрат, прямоугольник по диагонали. Также можно

использовать игровые приемы:

1.

“Запустим рыбок в аквариум”.

2.

“Красивые мухоморы”.

3.

“Напоим мишку чаем”.

Следующим этапом работы с ножницами: вырезывание из квадратиков

кружочки, из прямоугольников – овалы. Очень сложно детям дается эта часть

работы с ножницами. Ребенку нужно держать ножницы тремя пальцами

одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как

второй рукой он держит бумагу, которую нужно поворачивать, чтобы углы

получились закругленные (Техника срезания уголков).

Можно использовать такие игровые приемы, как:

1.

“Угостим зайку сладкой морковкой”.

2.

“Колобок катиться по дорожке”.

3.

“Забавные игрушки”.

4.

“Воздушные шарики”.

5.

“Мой веселый звонкий мяч”

И

последним

этапом

работы

с

ножницами

является

вырезывание

предметов из бумаги, сложенной вдвое. Тематика может быть разнообразной.

Всю работу по вырезыванию предметов из бумаги можно брать по 5-

10минут 2-3 раза в неделю. Все полученные навыки и умения с ножницами

можно

использовать

в

работе

по

аппликациям

в

непосредственно

образовательной деятельности (НОД).

Заключение

Работая над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста,

используя приемы вырезывания, можно добиться определенных результатов.

Кисти

рук

приобретают

хорошую

подвижность,

гибкость,

исчезает

скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям

легко

овладеть

навыком

письма.

Систематическая

работа

в

данном

направлении дает свои результаты. Большинство детей в этом возрасте уже

умеют правильно держать ножницы и работать с ними. Дети становятся

более внимательны, ответственны, усидчивы, стараются доводить начатое

дело до конца, становятся более общительными как со сверстниками, так и со

взрослыми, пополняется словарный запас детей. Работу по развитию мелкой

моторики

у

детей

дошкольного

возраста

с

использованием

ножниц

необходимо продолжать в старших группах, чтобы дети вырезали предметы

легко, радостно и непринужденно.

Приложение 1. Техника работы с ножницами.

Работа с ножницами на один “шаг”, на один нажим.

Большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц,

указательный палец поддерживает их снизу. Концы лезвий направлены от

себя вперед. Сначала раскрывают лезвия, левой рукой вкладывают полоску

бумаги, нажимают на кольца ножниц – получается один разрез.

Работа с ножницами на два и более “шага”, на два или более нажима.

При разрезании широких полосок бумаги, педагог показывает приемы

продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге –

ножницы “шагают”.

Работа с ножницами по вырезанию предметов округлой формы.

В

правую

руку

берем

ножницы,

раскрываем

лезвие.

В

левой

руке

держим бумагу. Вставляем в лезвие ножниц уголок бумаги, делаем нажим,

режем

правой

рукой,

а

левой

осторожно

поворачиваем

бумагу,

делая

закругление. Такую манипуляцию проделываем со всеми уголками квадрата

или прямоугольника.

Приложение 2. Правила работы с ножницами

1.

В детском саду нужно использовать ножницы средних размеров, с

тупыми закругленными концами.

2.

Ножницы

нужно

держать

перед

собой

в

горизонтальном

положении, не направляя вверх или в сторону от себя.

3.

Передают ножницы кольцами вперед, держа за лезвия, кладут

кольцами к себе.

4.

После

работы

ножницы

убирают

в

специальный

чехол

или

кармашек.

Нельзя:

1.

Играть с ножницами.

2.

Оставлять ножницы раскрытыми.

3.

Оставлять рабочее место в беспорядке.

4.

Проводить руками по лезвиям ножниц – можно порезаться.

5.

Нельзя брать ножницы без разрешения.

Приложение 3.

Методы и приемы:

1.

Словесный

(объяснение,

пояснение,

указание,

художественное

слово, стихи, загадки, поговорки).



В раздел образования