Автор: Ухватова Кристина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Волоконовский детский сад общеразвивающего вида №2 "Сказка" п.Волоконовка
Населённый пункт: Белгородская область поселок Волоконовка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста является
важным и нужным делом.
Так как уровень развития мелкой моторики пальцев и координации
движений рук – это один из главных показателей интеллектуального развития
готовности
ребенка
к
последующему
обучению.
Ребенок,
который
имеет
хороший уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у
него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь.
Мелкая моторика рук также играет значительную роль при овладении
письмом. При высоком уровне ее развития ребенок успешно справляется с
выполнением незначительных манипуляций в повседневной жизни и быту
(застегивание
и
расстегивание
пуговец,
кнопок,
молний,
завязывании
шнурков,
лямок
от
шапки
и
т.д.,
что
позволяет
чувствовать
себя
более
уверенным).
Если своевременно не позаботиться о мелкой моторики рук, у детей
может сложиться отставание в развитии. Поэтому развитие мелкой моторики
рук – тема очень важная, и начинать работу по данной теме нужно задолго до
школы.
Существует широкий спектр различных занятий, упражнений и игр для
развития мелкой моторики рук.
Одним из способов развития мелкой моторики рук является работа с
ножницами. Уже в средней группе детского сада дети осваивают новый вид
деятельности – вырезывание.
В
начале
работы
по
данной
теме
необходимо
по ст авить
следующие задачи:
1.Познакомить детей с ножницами, как орудием труда.
2.Способствовать овладению у детей среднего дошкольного возраста
умения правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Для этого необходимо использовать технику работы с ножницами (см.
Приложение). А также познакомить детей с правилами работы с ножницами,
т.к. ножницы – это не игрушка, а опасный предмет (см. Приложение).
Для того, чтобы дети правильно держали ножницы и пользовались ими
можно использовать теневой театр. Тематика может быть разнообразной.
Например:
1. “Веселый крокодил поет песенку”
2. “Утята крякают, а лягушата квакают”.
3. “Сказка о журавле и цапле”.
Весь эффект в том, чтобы тень была похожа на ту или иную птицу или
животное,
ножницы
необходимо
держать
правильно.
Для
того,
чтобы
“ротики” шевелились, ножницы нужно открывать и закрывать. Ребенок будет
стараться правильно держать ножницы. И эта игра детям очень нравится.
Постепенно дети научаться открывать и закрывать ножницы, и при этом
держать их правильно.
В дальнейшей работе необходимо использовать следующие задачи:
1.
Учить детей различным приемам вырезывания:
а) резать бумагу по прямой линии (на узкие и широкие полоски).
б) учить детей делать косые срезы
в) вырезать предметы округлой формы
г) вырезывание предметов из бумаги, сложенной вдвое
В начале вырезывания дать детям простую бумагу, газеты, журналы, а
когда
навык
сформировывался,
использовать
цветную
бумагу.
Далее
предложить детям упражнение с ножницами на один “шаг”, на один нажим.
Дать детям узкие полоски, обучать технике работы с ножницами. Чтобы
детям было интересно, можно использовать игровые приемы.
Например:
1.
“Приготовим зернышки для птичек”.
2.
“Угостим гостей вкусными конфетками”.
3.
“Попрыгаем по веселым ступенькам”.
Далее
для
упражнения
с
ножницами
с
двумя
и
более
“шагами”,
нажимами, дать бумагу и учить детей резать ее на узкие, а затем и широкие
полоски,
использовать при
этом
технику
продвижения
ножниц
вперед.
“Ножницы шагают”.
Из
нарезанных
тонких
полосок
можно
выкладывать
различные
предметы.
Игры с полосками:
1.
“Скамейка для матрешек”.
2.
“Солнечные лучики”.
3.
“Мебель для трех медведей”.
4.
“Красивая елка”.
5.
“Цветы для мамы”.
6.
“Зайкина избушка”.
7.
“Снежинки”.
Такие игры с выкладыванием предметов также способствуют развитию
мелкой моторики рук.
Из
широких
полосок
также
можно
нарезать
билеты
для
сюжетно-
ролевых игр: “Автобус”, “Пароход”, “Поезд”, “Самолет”, “Театр”, “Цирк”,
вырезать
“денежки”
для
сюжетно-ролевых
игр:
“Магазин”,
“Аптека”,
“Почта”.
Далее
необходимо
способствовать
овладению
умения
детей
делать
косые срезы. Разрезать квадрат, прямоугольник по диагонали. Также можно
использовать игровые приемы:
1.
“Запустим рыбок в аквариум”.
2.
“Красивые мухоморы”.
3.
“Напоим мишку чаем”.
Следующим этапом работы с ножницами: вырезывание из квадратиков
кружочки, из прямоугольников – овалы. Очень сложно детям дается эта часть
работы с ножницами. Ребенку нужно держать ножницы тремя пальцами
одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как
второй рукой он держит бумагу, которую нужно поворачивать, чтобы углы
получились закругленные (Техника срезания уголков).
Можно использовать такие игровые приемы, как:
1.
“Угостим зайку сладкой морковкой”.
2.
“Колобок катиться по дорожке”.
3.
“Забавные игрушки”.
4.
“Воздушные шарики”.
5.
“Мой веселый звонкий мяч”
И
последним
этапом
работы
с
ножницами
является
вырезывание
предметов из бумаги, сложенной вдвое. Тематика может быть разнообразной.
Всю работу по вырезыванию предметов из бумаги можно брать по 5-
10минут 2-3 раза в неделю. Все полученные навыки и умения с ножницами
можно
использовать
в
работе
по
аппликациям
в
непосредственно
образовательной деятельности (НОД).
Заключение
Работая над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста,
используя приемы вырезывания, можно добиться определенных результатов.
Кисти
рук
приобретают
хорошую
подвижность,
гибкость,
исчезает
скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям
легко
овладеть
навыком
письма.
Систематическая
работа
в
данном
направлении дает свои результаты. Большинство детей в этом возрасте уже
умеют правильно держать ножницы и работать с ними. Дети становятся
более внимательны, ответственны, усидчивы, стараются доводить начатое
дело до конца, становятся более общительными как со сверстниками, так и со
взрослыми, пополняется словарный запас детей. Работу по развитию мелкой
моторики
у
детей
дошкольного
возраста
с
использованием
ножниц
необходимо продолжать в старших группах, чтобы дети вырезали предметы
легко, радостно и непринужденно.
Приложение 1. Техника работы с ножницами.
Работа с ножницами на один “шаг”, на один нажим.
Большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц,
указательный палец поддерживает их снизу. Концы лезвий направлены от
себя вперед. Сначала раскрывают лезвия, левой рукой вкладывают полоску
бумаги, нажимают на кольца ножниц – получается один разрез.
Работа с ножницами на два и более “шага”, на два или более нажима.
При разрезании широких полосок бумаги, педагог показывает приемы
продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге –
ножницы “шагают”.
Работа с ножницами по вырезанию предметов округлой формы.
В
правую
руку
берем
ножницы,
раскрываем
лезвие.
В
левой
руке
держим бумагу. Вставляем в лезвие ножниц уголок бумаги, делаем нажим,
режем
правой
рукой,
а
левой
осторожно
поворачиваем
бумагу,
делая
закругление. Такую манипуляцию проделываем со всеми уголками квадрата
или прямоугольника.
Приложение 2. Правила работы с ножницами
1.
В детском саду нужно использовать ножницы средних размеров, с
тупыми закругленными концами.
2.
Ножницы
нужно
держать
перед
собой
в
горизонтальном
положении, не направляя вверх или в сторону от себя.
3.
Передают ножницы кольцами вперед, держа за лезвия, кладут
кольцами к себе.
4.
После
работы
ножницы
убирают
в
специальный
чехол
или
кармашек.
Нельзя:
1.
Играть с ножницами.
2.
Оставлять ножницы раскрытыми.
3.
Оставлять рабочее место в беспорядке.
4.
Проводить руками по лезвиям ножниц – можно порезаться.
5.
Нельзя брать ножницы без разрешения.
Приложение 3.
Методы и приемы:
1.
Словесный
(объяснение,
пояснение,
указание,
художественное
слово, стихи, загадки, поговорки).