Автор: Антропова Алла Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №15
Населённый пункт: город Шадринск
Наименование материала: Проект
Тема: по развитию логического мышления "Умники и умницы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Яблонька»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. по УВР Заведующий
__________Темнякова Н.Н. _________Иванова Л.Г.
«_____»_________________201г. «_____»_________________201г.
Проект
по развитию логического мышления
«Умники и умницы»
Составила: Антропова А.Д.
воспитатель первой
квалификационной
категории
Шадринск 2016г.
Содержание
1
. Пояснительная записка.
1.1. Общие сведения о кружке
1.2. Цели и задачи кружка
1.3. Формы организации детей
1.4. Формы работы с детьми
1.5. Методы работы с детьми
1.6. Актуальность кружка
2. Перспективно-календарный план работы кружка
2.1. План 2 младшая группа
2.2. План средняя группа
2.3. План старшая группа
2.4. План подготовительная группа
3. Программно-методическое обеспечение работы кружка
4. Ожидаемый результат
5. Показатели результативности реализации программы
6. Список литературы
I.
Пояснительная записка
1.1. Общие сведения о кружке
«Без игры нет и не
может быть полноценного
умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающий
огонек пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие
развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей,
направлены на умственное развитие дошкольника в целом. По моему мнению одна из
важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование
мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.
Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг,
квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством
ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они
обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. Дидактический
набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур,
различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура
характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе
нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств
(красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия
по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. Наряду с
логическими блоками в своей работе применяю карточки (5x5 см). На карточках условно
обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11
карточек с отрицанием свойств.
цвет обозначается пятном;
форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,);
величина - силуэт домика (большой, маленький); толщина - условное изображение
человеческой фигуры (толстый и тонкий).
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение,
выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают
различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической
подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу
относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения,
кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В
специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются
элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить
действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память,
восприятие.
1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат
различать их по цвету, форме, величине.
2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления,
комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки,
необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах
разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие,
абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта,
обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях
информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами
«и», «или», частицей «не» и т.д.
6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников:
восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно
мыслить.
Все игры и игровые упражнения с блоками Дьенеша можно разделить на 4 группы
с постепенным усложнением:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям.
1.
Вид проекта: комбинированный.
2.
Адресная направленность: воспитанники с 3 до 7лет.
3.
География проекта: Курганская обл., г. Шадринск, ул. Ивана Шадра, д. 40
4.
Сроки реализации: долгосрочный
5.
Ресурсное
обеспечение
проекта: квалифицированные
педагоги,
специалисты
МКДОУ, заинтересованные родители воспитанников.
6.
Административно – организационная группа:
Антропова Алла Дмитриевна воспитатель 1 категории;
Инициативная группа: воспитатели, воспитанники, родители
1.2 Цели и задачи кружка «Умники и умницы»
Цель:
Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных
способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
Задачи:
1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
2. Развивать пространственные представления.
3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к
моделированию и конструированию.
4. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью
5. Способствовать освоению детьми различать и правильно называть основные
геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
6. Различать, называть фигуры по цвету;
7. Устанавливать размерные отношения между фигурами;
8. Соизмерять фигуры по толщине;
9. Определять свойства фигур на ощупь;
10. Обобщать фигуры по одному, двум, трём свойствам;
11. Кодировать и декодировать информацию;
12. Развивать логическое мышление.
1.3 Формы организации детей
— Индивидуальные
— Подгрупповые
— Групповые
1.4 Формы работы с детьми
— Игра
— Ситуативный разговор
— Беседа
— Рассказ
— Интегративная деятельность
— Проблемная ситуация
1.5. Методы работы с детьми
— Словесные.
— Наглядные.
— Практические.
1.6. Актуальность: Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более
уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше
подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая
возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,
что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма
организации – игра. В работе с блоками на непосредственно организованной
образовательной деятельности по ФЭМП мне предоставляется возможность по
разному варьировать задания с ними, используя их на разных этапах обучения.
использовать логические фигуры в игровой форме и добиться того, чтобы
обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым. Я считаю, что блоки
Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно
реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития
математических способностей дошкольников.
Новизна: В связи с изменениями в системе образования и внедрения в нее ФГОС
одним из приоритетных направлений является познавательное развитие
дошкольников и формирование элементарных математических представлении и
сенсорных эталонов. В наибольшей мере с этой целью позволяет справиться такое
уникальное пособие как блоки Дьенеша.
Концепция: Блоки Дьенеша являются одной из технологий развивающего обучения,
но не стоит забывать что это обучение должно происходить в игровой форме, т.к
основной деятельностью дошкольников является игра. Игра должна идти от простого к
сложному.
2. Перспективно-календарный план работы кружка
2.1. План 2 младшая группа
Месяц,
неделя
Тема
Содержание
Сентябрь
1 неделя.
«Найди все фигуры
такого же цвета»
Познакомить детей с блоками Дьенеша,
продолжать учить детей узнавать и назвать цвета.
2 неделя.
«Дай мишке все синие
фигуры, зайчику -
желтые, а мышке –
красные».
Закреплять название цвета, соотнесение предметов
по цвету, выделение и выбор предмета с заданным
свойством.
3 неделя.
«Какая это фигура по
цвету?»
Обогащать сенсорный опыт детей в процессе
знакомства блоками.
4 неделя.
«Дай Зайчику все
большие фигуры, а
петушку все
маленькие».
Учить детей простейшим способам действий с
блоками, подбирать предметы в определенной
последовательности, ориентируясь на их величину
(большой, маленький);
Октябрь,
1 неделя.
«Найди все фигуры
круглой формы, как
эта…»
Обучать детей умению группировать однородные
предметы, соотносить предметы одной заданной
формы
2 неделя
«Найди все фигуры
квадратной, круглой.
треугольной формы»
Продолжать формировать у детей умение
группировать однородные предметы, соотносить
предметы одной заданной формы.
3 неделя
«Сложи жёлтую
дорожку»
Упражнять в группировке фигур по цвету,
закреплять знание цветов.
4 неделя
«Найди похожие
домики»
Ориентироваться в мире цвета, развивать
внимание.
Ноябрь,
1 неделя
«Какого цвета не
хватает?»
Упражнять в нахождении недостающих
цветов в цепочке.
2 неделя
«Сложи узор из
кружков из
квадратиков»
Упражнять в классификации по двум
свойствам – по форме и цвету,
3 неделя
«Что изменилось»
Упражнять в сравнении размеров фигур,
4 неделя
«Сложи различные
дорожки»
- Развивать сообразительность,
мыслительные процессы, воображение.
Декабрь,
1 неделя
«Куда спрятался
щенок»
Развитие умений анализировать и
сравнивать фигуры, воспитывать внимание.
2 неделя
«Кто в домике живёт?»
Начать знакомство с карточкой –
символом большой – маленький.
3 неделя
«Угостим белочек
грибами»
Упражнять в сравнении фигур по величине
(большой, маленький)..
4неделя
«В гости к белочкам»
Упражнять в классификации фигур по
двум свойствам (по величине и по цвету
или по величине и по форме).
Январь,
1 неделя
«Найди пару»
Продолжать сравнивать фигуры по толщине,
вводить в словарь детей слова: толстый, тонкий.
2 неделя
«Искатели клада»
Закреплять представления свойств
предметов путём введения символического
обозначения свойств.
3 неделя
«Цепочка»
Введение символического обозначения
толщины, упражнять анализировать фигуры
по одному и по двум свойствам.
4 неделя
«Что это за символ?»
Закреплять знания символического
обозначения свойств фигур.
Февраль,
1 неделя
«Найди все фигуры как
эта»
Развивать мыслительные процессы,
закреплять знания символов.
2 неделя
«Раздели фигуры»
Упражнять анализировать фигуры по двум
(трём) свойствам.
3 неделя
«Второй ряд»
Продолжать упражнять сравнивать
фигуры, развивать аналитическое
мышление
4 неделя
«Все в ряд»
Упражнять в накладывании фигур на карту
со схемами, развивать внимательность ,
усидчивость, точность выполнения задания.
Март,
1 неделя
«Переводчики»
Продолжать вводить в словарь ребёнка
слова обозначающие символы.
2 неделя
«Игра с одним
обручем»
Продолжать вводит ь символы с
отрицанием свойств.
3 неделя
«Заселим домики»
Упражнять в классификации фигур по
одному, двум свойствам
4 неделя
«Покажи символ»
Развивать умения обобщать фигуры по их
свойствам, развивать память, внимание.
Апрель,
1 неделя
«Искатели клада»
Закреплять знание символов, уметь
рассказывать о них.
2 неделя
«На свою веточку
Упражнять оперировать одновременно
двумя свойствами, развивать мышление.
3 неделя
«Помоги Незнайке»
Продолжать закреплять представления о
свойствах предметов путём введения
символов с отрицанием свойств.
4 неделя
«Поиск затонувшего
клада»
Закреплять знание знаков – символов,
использовать на одной схеме 2-3 символа,
развивать мыслительные операции
сравнения и обобщения
Май,
1 неделя
«Цепочка»
Упражнять в раскладывании чтобы рядом были
фигуры такие (показываю любой
символ);
2 неделя
«Каждому символу своё
место»
Упражнять в раскладывании фигур в
соответствии с символическим
обозначением.
3 неделя
«Что лишнее»
Упражнять детей характеризовать фигуры
по одному (по размеру) или нескольким
признакам (по размеру и цвету или по
размеру и форме).
4 неделя
«Цепочка»
Упражнять в раскладывании чтобы рядом не было
фигур одинаковой формы (цвета,размера, толщин);
2.2. План средняя группа
Месяц,
неделя
Тема
Содержание
Сентябрь
1 неделя.
« Волшебный
мешочек».
Учить детей находить геометрические фигуры
наощупь.
2 неделя.
«Что изменилось»
Закрепить знание о цвете.
Развитие у детей внимания, памяти и связной
речи.
3 неделя.
«Найди не такую».
Продолжать знакомить с логическими блоками.
4 неделя.
«Продолжи ряд».
Учить находить закономерности в ряду картинок и
продолжать этот ряд.
Октябрь,
1 неделя.
«4-й лишний».
Развитие умение выделить существенные
признаки.
2 неделя
«Найди пару».
Развивать внимание, умение анализировать и
делать выводы, объяснять, развивать связную речь
3 неделя
«Второй ряд».
Развивать внимание, умение анализировать и
делать выводы, объяснять, развивать связную речь.
умение находить закономерности.
4 неделя
«Клад».
Развивать связную речь, память, внимание.
Ноябрь,
1 неделя
« Игра с одним
обручем».
Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-
цвет) развитие речи.
2 неделя
«Найди выход»
Продолжать упражнять в сравнении фигур
по двум свойствам.
3 неделя
«Покажи
соответствующую
фигуру»
Закреплять знание символического
обозначения свойств.
4 неделя
«Найди не такие
фигуры, как эта по
цвету и размеру «
Упражнять в классификации фигур по
двум свойствам, понимать отрицание
свойств.
Декабрь,
1 неделя
«Кодовый замок»
Упражнять в нахождении фигуры по
одному или двум свойствам, развивать
мышление.
2 неделя
«Помоги Незнайке»
Упражнять в оперировании двумя
свойствами.
3 неделя
«Третий лишний»
Упражнять в сравнении фигур по двум
свойствам, развивать мыслительные операции.
4неделя
«Чего не хватает».
Развитие мышления, внимания, учит делать
умозаключения.
Январь,
1 неделя
«Игра с двумя
обручами»
Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-
форма).
2 неделя
«Кто быстрее
соберет».
Познакомить детей с карточками с
изображенными свойствами блоков.
3 неделя
«Заселим в домики».
(2признака)
Закреплять умение детей ориентироваться по
карточкам- признакам. Продолжать Упражнять
детей в классифицировании блоков по 2
признакам.
4 неделя
«Кто хозяин».
Закрепить умение определять свойства блоков по
карточкам. Развивать память, связную речь.
Февраль,
Д/и «Переводчик».
Знакомить детей с знаками – Х
1 неделя
Развитие творческого мышления.
2 неделя
« На свою веточку».
Учить детей определять свойства блоков по
карточкам.
3 неделя
«На свою веточку».
Закрепить умение определять свойства блоков по
карточкам. Развивать память, связную речь.
4 неделя
«Заселим в домики».
(3признака)
Учить детей классифицировать блоки по 3
признакам.
Март,
1 неделя
«Игра с двумя
обручами».
Учить детей обобщать, классифицировать,
развивать связную речь.
2 неделя
«Угощение для
медвежат»
Развитие умения сравнивать предметы по одному -
четырем свойствам понимание слов: «разные»,
«одинаковые»
3 неделя
«Волшебное
дерево»
Развивать умение классифицировать блоки по
трем признакам и имение выделять основные
признаки. Развивать логическое и образное
мышление.
4 неделя
«Художники»
Развивать умение сравнивать фигуры по их
свойствам, развитие художественных
способностей (выбор цвета, фона, расположения,
композиции).
Апрель,
1 неделя
«Магазин»
Развитие умения выявлять и абстрагировать
свойства, умения рассуждать, аргументировать
свой выбор
2 неделя
«Что изменилось»
Совершенствовать знания детей о геометрических
фигурах, их цвете, величине, толщине
3 неделя
«Цепочка»
Развитие
умения
анализировать,
выделять
свойства фигур, находить фигуру по заданному
признаку.
4 неделя
«Домино»
Развитие
умения
анализировать,
выделять
свойства
фигур,
находить
фигуру,
отличную
по
одному признаку.
Май,
1 неделя
«Помоги сказочному
герою»
Упражнять детей в группировке геометрических
фигур
2 неделя
«Этажи»
Развивать умение классифицировать и обобщать
геометрические фигуры по признакам. Развивать
ориентировку в пространстве, внимание,
логическое мышление.
3 неделя
«Помогите Мишке
собрать фигуры»
Определяет символику свойств.
4 неделя
«Все символы в
одном месте»
Упражнять в обобщении, развивать
познавательные процессы, мыслительные
операции.
2.3. План старшая группа
Месяц,
неделя
Тема
Содержание
Сентябрь
1 неделя.
«Незнайка
и
его
друзья»
Познакомить
детей
с
блоками
Дьенеша.
Упражнять в умении различать и называть форму
бл о ко в .
Р а з в и в ат ь
у м е н и е
о б о б щ ат ь
и
классифицировать.
2 неделя.
«Поезд»
Учить
детей
классифицировать
геометрические
фигуры, развивать умение читать геометрические
фигуры по знакам.
3 неделя.
«Поможем
Мальвине»
Развивать
логическое
мышление,
память,
сообразительность.
Активизировать
детское
воображение.
4 неделя.
«На полянке»
Учить детей делить множества на подмножества,
опираясь
на
какой
либо
определенный
признак
предмета. Учить находить блоки с помощью кодов.
Учить описывать блок с помощью кодов.
Октябрь,
1 неделя.
«Микки
–
Маус
в
зоопарке»
Р а з в и в а т ь
у м е н и е
в ы д е л я т ь
з а д а н н у ю
геометрическую
фигуру
по
трем
признакам
–
форма, величина, цвет. Формировать наглядно –
схематическое мышление с помощью карточек.
2 неделя
«Волшебные
к а р т и н к и ,
и л и
Новые приключения
колобка»
Развитие мыслительных операций, речи, умение
обосновывать правильность суждений. Закреплять
знания о геометрических фигурах по признакам с
применением карточек – символов.
3 неделя
«Секретики»
Упражнять
в
применении
кодовых
карточек.
Развивать мелкую моторику рук, речь, мышление,
внимание, воображение.
4 неделя
«Волшебные
ступеньки»
Продолжать
учить
детей
определять
на
ощупь
геометрические
тела,
структурную
поверхность.
Закреплять
умение
определять
п ри зн ак и
геометрических
фигур
с
помощью
знаков.
Кодирование и раскодирование блоков – описание
фигур с помощью кодов.
Ноябрь,
1 неделя
«В гостях у друзей»
Закреплять
понятие
соотношения
количества
предметов
с
цифрой,
обозначающей
э то
количество. Классификация блоков по двум-трем
признакам
с
помощью
кодового
обозначения.
Составление
изображения
предмета
с
помощью
блоков, закодированных образно- ассоциативными
кодами.
2 неделя
«Домики»
Закрепление геометрического понятия «линия» -
кривая,
прямая,
ломаная.
Развитие
у
детей
слухового восприятия, счет на слух. Продолжать
развивать
умение
читать
кодовое
обозначение
блоков.
3 неделя
«Сказка о
геометрических
фигурах»
У ч и т ь
н а з ы в а т ь ,
с и с т е м а т и з и р о в а т ь
и
классифицировать
геометрические
фигуры
по
п р и з н а к а м .
Р а з в и в а т ь
к о н с т р у к т и в н ы е
способности,
пространственное
воображение,
логическое мышление, внимание. Развивать речь.
4 неделя
«С двумя обручами»
Формирование понятия об отрицании некоторого
с в о й с т в а
с
п о м о щ ь ю
ч а с т и ц ы
« Н Е » ,
классификация по двум свойствам.
Декабрь,
1 неделя
«Лабиринт»
Учить
«читать»,
описывать
и
находить
по
описанию
геометрические
фигуры
с
помощью
знаков,
использовать
знаки
отрицания.
Деление
множества геометрических фигур по признакам на
подмножества.
2 неделя
«В волшебном
лесу»
Учить детей «читать» и описывать геометрические
фигуры
с
помощью
знаков.
Формировать
представления
о
символическом
изображении
вещей.
3 неделя
«Математика в
сказках»
Развивать детей логически мыслить, внимательно
слушать
и
решать
простейшие
задачи,
выделяя
признаки предметов.
4неделя
«Путешествие по
волшебной стране»
Упражнять в узнавании геометрической фигуры по
логическим блокам Дьенеша, в группировке их по
размеру,
форме,
цвету,
толщине.
Упражнять
в
узнавании предметов по силуэту.
Январь,
1 неделя
«Прямоугольник и
квадрат»
Сформировать
у
детей
представления
о
существенных
признаках
прямоугольника
и
квадрата, ориентируясь на которые они могли бы
распознать эти фигуры.
2 неделя
«Снежная королева»
Совершенствовать
конструктивные
способности,
пространственное
воображение
в
игре
на
плоскостное моделирование.
3 неделя
«Математическая
тропинка»
Развивать умение классифицировать и обобщать
предметы по признакам. Закреплять знания о днях
недели.
4 неделя
«Сюрприз»
Развивать
умение
классифицировать,
решать
логические
и
арифметические
задачи.
Обучать
записывать выражение схематично.
Февраль,
1 неделя
«Чудесные кольца»
Разнообразить игры детей с логическими блоками
Дьенеша.
Развивать
мыслительные
операции,
умственные
способности,
сообразительность.
З а к р е п л я т ь
з н а н и я
д е т е й
о
п р и з н а к а х
геометрических фигур.
2 неделя
«Веселые
приключения»
Развивать логическое мышление детей на основе
геометрических
фигур
–
блоков
Дьенеша.
Упражнять
в
умении
с и с т е м ат и з и р о в ат ь
геометрические фигуры по их признакам
3 неделя
«Весна»
Закреплять
знания
в
сезонных
изменениях
в
природе. Развивать логическое мышление, умение
классифицировать и обобщать.
4 неделя
«Космическое
путешествие»
Совершенствовать
умение
составлять
целое
из
частей,
определять
размер
частей
на
основе
сравнения. Продолжать совершенствовать умение
классифицировать множества по трем свойствам,
сравнивать, обобщать.
Март,
1 неделя
«Мы всезнайки»
Развивать
творческое
воображение,
логику,
мышление.
Упражнять
в
ориентировке
на
плоскости и в пространстве, пользуясь планом.
2 неделя
«Гуси – лебеди»
Упражнять в ориентировании на листе бумаги в
клетку. Развивать монологовую речь. Воспитывать
умение слышать друг друга.
3 неделя
«Неделька»
Закрепить
знание
детей
в
ориентировании
во
времени:
знание
детей
дней
недели,
их
последовательность.
4 неделя
«Кроссворды с
блоками», или
«Угадай, что
получится?»
Развивать
умение
читать
кодовое
обозначение
геометрических фигур, находить соответствующий
блок. Упражнять в умении видеть из частей целое.
Апрель,
1 неделя
«Прогулка в
сказочный лес»
Развивать умение устанавливать логические связи.
Выполнять
задания
с
логическими
блоками.
Развивать способность к анализированию.
2 неделя
«Игра с обручем»
Закрепить умение разделить фигуры на две группы
по двум свойствам.
3 неделя
«Найди клад»
Развивать умений выявлять в предметах цвет,
форму, размер, толщину.
4 неделя
« Помоги
муравьишкам»
Развитие
устойчивой
связи
между
образом
свойства
и
словами,
которые
его
обозначают,
умений выявлять и абстрагировать свойства.
Май,
1 неделя
«Волшебные
камни»
Закрепить понятия «внутри» и «вне» круга
2 неделя
«Угадай – ка»
Развивать
умения
выявлять,
абстрагировать
и
называть свойства (цвет, форму, размер, толщину)
предметов, обозначать словом отсутствие
какого – либо конкретного свойства предмета (не
красный, не треугольный и т.д).
3 неделя
«Какую фигуру я
задумал?»
Закрепить умение детей загадывать фигуру с
помощью карточек, обозначающих свойства
блоков.
4 неделя
«Необычные
фигуры»
Развитие способности к анализу, абстрагированию,
умения
ст рого
следовать
правилам
п р и
выполнении цепочки действий, творческого
мышления, воображения.
2.4. План подготовительная группа
Месяц,
неделя
Тема
Содержание
Сентябрь
1 неделя.
«Раздели блоки»
Разбивает множество по трем свойствам,
производит логические операции «не», «и», «или»
доказательности мышления.
2 неделя.
«Засели в домики»
Различает и называет предметы, оперирует сразу
четырьмя свойствами предмета.
3 неделя.
«У кого в гостях
Вини – Пух и
Пятачок?»
Способен делать простые обобщения,
устанавливать простейшие связи между
предметами.
4 неделя.
«Логический поезд»
Способен к решению логических действий.
Октябрь,
1 неделя.
«Дорожки»
Выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер,
толщину.
2 неделя
«Автотрасса»
Выделяет свойства предметов, следует
определенным правилам при решении
практических задач.
3 неделя
«Необычные
фигуры»
Способен к анализу, абстрагированию, строго
следует правилам при выполнении цепочки
действий.
4 неделя
«Где чей гараж»
Умеет оперировать сразу четырьмя свойствами
предмета.
Ноябрь,
1 неделя
«Поймай тройку»
Сравнивает предметы по самостоятельно
выделенным свойствам, называет их.
2 неделя
«Помоги фигурам
выбраться из леса»
Сопровождает речью действия по решению
логических заданий.
3 неделя
«Угощение для
медвежат»
Сравнивает предметы по четырем свойствам.
4 неделя
«Найди клад»
Способен анализировать и сопоставлять.
Декабрь,
1 неделя
«Две дорожки»
Выделяет и абстрагирует свойства. Сравнивает
предметы по самостоятельно выделенным
свойствам.
2 неделя
«Сократи слово»
Строго выполняет правила при совершении
действий. Способен устанавливать простейшие
связи.
3 неделя
«Угадай фигуру»
Способен кодировать и декодировать информацию
о свойствах, называет их.
4неделя
«Загадки без слов»
Расшифровывает информацию о памяти и
отсутствии определенных свойств у разных
предметов по их знаково – символическим
обозначениям.
Январь,
1 неделя
«Автотрасса –
построй дорожку»
Выделяет свойства в предметах, абстрагирует эти
свойства об других, следует определенным
правилам при решении практических задач,
самостоятельно составляет алгоритм простейших
действий (линейный алгоритм).
2 неделя
«Магазин»
Продолжает самостоятельно составлять алгоритм
простейших действий (линейный алгоритм).
3 неделя
«Где спрятался
Джерри»
Способен делать простые умозаключении,
устанавливает простейшие связи.
4 неделя
«Космический
корабль»
Составляет композицию с помощью опорных
карточек (схем).
Февраль,
1 неделя
«Волшебный
мешочек»
Описывает фигуры по их свойствам.
2 неделя
«Я загадаю –
вместе отгадаем»
Способен декорировать (расшифровывать)
информацию.
3 неделя
«Домино»
Выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер,
толщину; сравнивает предметы по заданным
свойствам.
4 неделя
«Где, чей дом»
Развитие способности к абстрагированию, анализу,
декодированию.
Март,
1 неделя
«Помоги фигурам
выбраться из леса»
Развитие логического мышления, умение
рассуждать.
2 неделя
« Помоги
муравьишкам»
Развитие устойчивой связи между образом
свойства и словами, которые его обозначают,
умений выявлять и абстрагировать свойства.
3 неделя
«Угадай фигуру»
Развитие логического мышления, умения
кодировать и декодировать информацию о
свойствах.
4 неделя
«Помоги Каю и
Герде»
Развитие умений выделять свойства в предметах,
абстрагировать эти свойства от других, следовать
определенным правилам при решении практически
задач, самостоятельно составлять алгоритм
простейших действий.
Апрель,
1 неделя
«Найди пару»
Развитие восприятия, внимания, умения
анализировать и сравнивать предметы по
самостоятельно выделенным свойствам.
2 неделя
«Необычные
фигуры»
Развитие способности к анализу, абстрагированию,
умения строго следовать правилам при
выполнении цепочки.
3 неделя
«Игра с двумя
обручами»
Закрепить понятие «внутри и «вне» обруча
4 неделя
«Кошки – мышки»
Закрепить свойства фигур.
Май,
1 неделя
«Игра с двумя
обручами»
Закрепить умение распределять блоки в двух
обручах.
2 неделя
«Волшебные
камни»
Закрепить понятия «внутри» и «вне» круга
3 неделя
«Какую фигуру я
задумал?»
Закрепить умение детей загадывать фигуру с
помощью карточек, обозначающих свойства
блоков.
4 неделя
«Игра с обручем»
Закрепить умение разделить фигуры на две группы
по двум свойствам.
3. Программно-методическое обеспечение работы кружка.
Кружковая
работа
в
соответствии
с
санитарно-эпидемиологическими
нормами. На два ребенка имеется один комплект всех, используемых в работе
развивающих
игр
и
дидактических
пособий
к
ним.
Результативность
о сво ения
программы
от слеживает ся
в
проце сс е
е ж е год н о го
диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце
учебного года
4. Ожидаемый результат:
К концу обучения по программе кружка «Умники и умницы» у детей
сформировано:
• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и
слуховое восприятие
• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)
• произвольная память
• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с
законами логики.
• творческие способности, умение выражать свои чувства и
представления о мире различными способами.
Дети должны уметь
1. 1. выделять самое существенное в предметах;
2. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
3. пользоваться различными схемами и планами;
4. рассуждать,
5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.
5. Показатели результативности реализации программы
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической
диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных
следующих процессов:
1. Развитие внимания
1. За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной
образовательной деятельности. При этом:
- на 1 этапе - удерживает внимание на 10-15 мин.
- на 2 этапе – удерживает внимание на 15-20 мин.
- на 3 этапе - удерживает внимание на 20-25 мин.
- на 4 этапе - удерживает внимание на 25-30 мин.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
2. Развитие памяти.
Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов. А затем
назвать:
- на 1 этапе – 3-4 из них;
- на 2 этапе – 4-5 из них;
- на 3 этапе – 5-6 из них;
- на 4 этап – 6-7 лет из них.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
3. Развитие восприятия.
Оценивается
знание
ребенком
формы,
цвета
и
размера
в
соответствии
с
возрастом.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
4. Развитие воображения.
Ребенку предлагается выполнить:
на 1 этапе – «Преврати кружочек»,
на 2 этапе – «Придумай игру»,
на 3 этапе – «Дорисуй элемент»,
на 4 этапе – «Сочини сказку».
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
5. Развитие мышления.
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6. «Продолжи ряд»
7. «Заплатки к коврикам»
8. «Что сначала, что потом?»
9. «Так бывает или нет?»
Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников на
каждом этапе реализации программы, при этом их количество не сокращается.
Например,
при
выполнении
задания
«Сложи
картинку»,
на
1
этапе
предлагается составить картинку из 4 частей, на втором – из 6 частей, на 3 – из 8
частей, на 4 – из 10 частей.
Оценивание проходит по трехбалльной системе:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить
общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все
результаты
заносятся
в
сводную
таблицу
в
начале
и
в
конце
года.
Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень
усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
6. Список литературы:
1.
Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое
пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
2.
«Математика - это интересно» - рабочая тетрадь.
3.
Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».
4.
Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое
пособие для педагогов
5.
Санитарные правила и нормы. - М. : «Издательство ПРИОР», 2001. - 464 с.
6.
Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально
–
творческого
развития
детей
дошкольного
возраста
3
–
7
лет
«Сказочные
лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
7.
Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …»
(приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
8.
Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. -
Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
9.
Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей
детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
10. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
11. Михайлова
З.А.
Игровые
занимательные
задачи
для
дошкольников.
-
М.:
«Просвещение», 1985.
12. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
13. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб
«Детство – Пресс», 2004.
14. Смоленцова
А.А.,Суворова
О.В.
Математика
в
проблемных
ситуациях
для
маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004
15. Финкельштейн
Б.Б.
На
золотом
крыльце
…
Конспект
игр
и
упражнений
с
цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
16. Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
17. Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
18. Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
19. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для
детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
20. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
21. . Воскобович
В.В.,
Харько
Т.Г.
и
др.
Игровые
технологии
интеллектуально-
творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты
игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
22. Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.