Автор: Салиндер Яляни Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Школа с. Белоярск
Населённый пункт: село Белоярск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности мышления детей представителей коренных малочисленных народов Севера.
Раздел: среднее образование
Особенности мышления детей представителей коренных
малочисленных народов Севера.
В большинстве дети представители коренных малочисленных народов
Севера низкомотивированны на обучение. Получение хороших отметок или
аттестат
о
полученном
общем
или
среднем
образовании
для
многих
не
является основанием или причиной для учёбы, так как их родители, ведущие
кочевой образ жизни, имеют хороший доход от занятий оленеводством или
рыболовством.
Народы
Крайнего
севера
зачастую
называют
правополушарными.
Правое
полушарие
сопряжено
с
развитием
творческого
мышления
и
интуиции.
Главный
тип
мышления
является
наглядно-образное,
взаимодействующее с эмоциональной сферой. «В.В. Аршавский пришел к
выводу,
что
поведение
правополушарных
индивидов,
а
особенно
лиц
со
смешанным типом межполушарной асимметрии является более адаптивным,
а
левополушарных
—
менее
адаптивным
в
современных
экстремальных
условиях Северо-Востока России».
Известно,
что
правое
полушарие
с
формированием
креативного
мышления
и
интуиции,
а
левостороннее
—
с
алгоритмизированным,
абстрактно-отвлеченным
и
линейно-дискурсивным
мышлением.
Левое
полушарие
стандартизирует
и
рационализирует
жизнедеятельность
в
устойчивых условиях быта. Правое полушарие гарантирует самовыживание в
экстремальных условиях среды обитания, прямую практическую
Существует
мнение,
что
одна
из
основных
причин
невысокой
результативности
системы
образования,
реализуемой
среди
коренных
малочисленных народов Севера, скорее всего связывается с этнотипическим
превосходством
образно-интуитивного
(правополушарного)
мышления
по
сравнению с вербально-логическим (левополушарным).
«Как
известно,
в
детстве
мальчики
более
правополушарные,
чем
девочки,
но
с
возрастом
у
мужчин
левое
полушарие
по
уровню
своего
функционального развития начинает лидировать. Мужчины обгоняют в этом
женщин и становятся по сравнению с ними как бы более левополушарными
301
.
Указанная
закономерность
объясняет
ту
особенность
подавляющего
количества мифологических и обрядовых систем, которая состоит в том, что
левая сторона в них соотносится с женским началом, а правая — с мужским».
Правополушарность
мышления
у
коренных
жителей
Севера
имеет
особую гендерную структуру. Возможно допустить, что правополушарность
в
значительной
степени
проявлена
у
представителей
сильного
пола
и
в
наименьшем уровне — у представительниц слабого пола. Наиболее наглядно
левополушарность у дам должна выражаться в том, что у них должен быть
более высокий уровень образования.
«Данный факт также хорошо известен и описан А.А. Бурыкиным как
«женское
лицо»
интеллигенции
коренных
народов
Севера
.
Указанная
диспропорция примечательна тем, что она возникла еще в 60–70-е годы ХХ
в.. В предыдущие два десятилетия (40-е–50-е годы) интеллигенция из числа
народов Крайнего Севера пополнялась в основном за счет мужчин. Но с
середины 60-х годов, как отмечает А.А. Бурыкин, среди лиц, получивших
высшее образование, начали преобладать женщины, что и зафиксировала
перепись 1979 г.
По России в целом такая ‘‘гендерная рокировка’’ произошла
только к 1001 г. Успехи девочек в обучении обычно объясняют большей
адаптивностью,
дисциплинированностью,
аккуратностью,
усидчивостью
и
прилежанием, большей ответственностью в учебе». В отличие от ситуации по
России, где отсутствие даже начального общего образования принадлежит
женскому
слою
населения.
Девушки
коренных
народов
Севера
предрасположены к вербально-алгоритмическим видам деятельности (в том
числе к преподавательской работе), что обуславливается превосходством у
них левополушарного типа мышления.
Уровень образования женщин и мужчин
По данным Всероссийской переписи населения 1010 года
Тысяч человек
Распределение
по полу, %
женщины
мужчины
женщины
мужчины
Все население в возрасте
64335
53305
55
45
15 лет и более, указавшее уровень
образования
не имеют начального общего образования
469
144
66
34
Указанная
особенность
мышления
северянок
берёт
корни
в
традиционной хозяйственной деятельности. По сей день среди оленеводов
представительницы прекрасного пола — прежде всего чумработницы. Исходя
из этого домашними делами, а также декоративно-прикладным искусством
занимается в основном женская половина населения. Безуслово, невозможно
заявлять о наличии той или иной специально направленной дискриминации
мужчин.
Исходя из выше упомянутого, можно сказать, что технологии развития
критического
мышления
как
нельзя,
кстати
способствуют
дальнейшему
развитию
умственных
и
творческих
способностей
обучающихся
детей
КМНС,
так
как
в
большинстве
у
них
преобладает
правополушарное
мышление, а приёмы формирования критического мышления способствуют
развитию левополушарному мышлению.