Автор: Быканова Елена Григорьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 44 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ
Е. Г. Быканова,
город Кемерово, Кемеровская обл.
Вопросы духовно-нравственного, культурного самосознания человека
всегда
были
в
сфере
приоритетных
вопросов
при
формировании
национальной
политики
России,
особенно
актуальными
они
стали
в
последнее
десятилетие,
когда
каждый
год
посвящается
какому-либо
культурному аспекту. На педагогах дошкольных учреждений, если мы
хотим шагать в ногу со временем,
лежит особая ответственность за
приобщение
ребенка
к
национальным
и
общемировым
культурным
ценностям посредством расширения представлений об окружающем мире,
так как уже в первые годы жизни закладываются основы «культурной
личности»,
человека
просвещенного,
впитавшего
опыт
прошлого,
открытого
всему
новому
и
способного
творчески
преобразовывать
настоящее.
В свете вышесказанного очень актуальной выглядит одна из основных
задач современного дошкольного образования, поставленная перед нами
ФГОС ДО – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
осуществление образовательного процесса
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей;
формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным,
психологическим
и
физиологическим
особенностям
детей.
Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается
нами
как
совокупность
целенаправленно
созданных
разнообразных
условий,
обеспечивающих
процесс
развития
и
саморазвития
базовой
культуры
ребенка,
педагогической
культуры
педагогов
и
родителей.
Иными словами, социокультурная среда образовательного учреждения –
это целостное единство:
- происходящих в ДОУ социокультурных событий, значимых для детей,
педагогов, родителей;
- существующих в ДОУ принципов, правил, норм взаимодействия и стиля
отношений между детьми, педагогами, родителями;
- предметно-пространственной среды образовательного учреждения.
Такое
единство
событий,
отношений
и
развивающей
среды
осуществляется в МБДОУ № 44 по следующим направлениям:
-
знакомство
с
предметами,
явлениями
и
событиями,
выходящими
за
пределы непосредственного восприятия и опыта ребенка;
1
- установление связей и взаимосвязей между предметами, явлениями и
событиями,
приводящих
к
появлению
в
сознании
ребенка
целостной
системы представлений;
- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов;
- формирование положительного интереса к окружающему миру.
Работа по данным направлениям организуется в самых разнообразных
формах,
и
в
том
числе
путем
создания
различных
коллекций,
как
программных – бумага, ткань, так и нетрадиционных – колокольчики,
народная кукла и др.
Коллекцию колокольчиков педагоги и родители ДОУ начали собирать в
2 0 1 4
год у.
Ф а кто р ы ,
о п р ед е л и в ш и е
в ы б о р
п р ед м е т а
д л я
коллекционирования:
-
колокольчик,
колокол
–
предмет,
в
национальной
традиции
тесно
связанный с духовно-нравственными ценностями;
- колокольчик – это замечательный, оригинальный подарок, их сейчас
такое
множество,
что
не
предвидится
трудностей
с
пополнением
экспозиции, и каждый из них со своим звоном, а если без звона, то со
своим настроением, со своей интересной историей, и значение такого
подарка символично – колокольчик приносит в дом счастье и служит
оберегом;
- удобный предмет для коллекционирования: многообразие материала и
дизайна
при
общей
единой
форме,
компактные
размеры
при
ёмком
содержании;
- часто колокольчик является предметом искусства;
- колокольчиком можно не только любоваться, но и с его помощью изучать
–
историю
культуры
и
быта;
географию
физическую
(карты,
схемы,
маршруты)
и
этническую
(стран
и
народов);
народные
промыслы;
разнообразие
рукотворного
мира
и
человеческой
фантазии;
музыку
и
литературу; взаимосвязь человека с природой, флорой и фауной;
-
колокольчик
в
современном
представлении
тесно
связан
с
путешествиями, и перебирая их как сувениры из поездок, мы обновляем
ощущения, впечатления тех, кто путешествовал, и пробуждаем интерес к
миру тех, кто еще нигде не был, то есть стимулируем эмоциональное
развитие ребенка.
Когда колокольчиков набралось 15 штук, появилась идея создать мини-
музей, так организовать работу с коллекцией, чтобы каждый экспонат не
просто встал на полку, а рассказал о себе, о месте, где был сделан, чтобы
захотелось сберечь его на память, получить новые экземпляры, сделать
колокольчики своими руками.
Создание мини-музеев в последние десятилетия приобретает большую
2
популярность
в
системе
дошкольного
образования
и
воспитания
–
создаются
программы,
выходят
книги,
разрабатываются
методические
рекомендации. И эта форма работы показалась нам наиболее оптимальной
для
погружения
в
проблему
культурного
развития
ребенка,
приобретению им личного внутреннего опыта, применимого в будущем.
Сегодня
мини-музей «Колокольная страна» представляет собой
специальную композицию в интерьере ДОУ, построенную по принципу
музея-мастерской, музея-лаборатории, музея-игровой. В музее уже более
60-ти
экспонатов,
написана
программа
«Колокольная
страна»,
предусматривающая работу с детьми по пяти образовательным областям,
работу с родителями и учреждениями образования и культуры нашего
города.
Основная экспозиция находится в вестибюле детского сада, здесь же
размещен каталог всех экспонатов, в котором описано кто и когда подарил
колокольчик,
откуда
он
привезен
и
т.п.
В
группе
для
детей
5-6
лет
дополнительно
оборудован
музейный
центр,
где
размещаются
новые
колокольчики или выбранные из основной экспозиции для работы по
программе «Колокольная страна», а также методические материалы музея:
правила поведения в музее, занимательная информация о видах музеев,
стихи о музеях и их работниках, рассказ об истории колоколов в России,
подборка игр с использованием колокольчиков и т.д. Здесь педагогами
проводятся
беседы,
показы,
рассматривание
картин,
занятия
по
художественно-прикладному труду. Здесь ребенок получает возможность
самостоятельной творческой работы и игры. Любой предмет музея может
подсказать детям тему для интересного разговора, общения, продуктивной
деятельности.
Наш музей функционирует как часть социокультурной среды ДОУ,
способствующей формированию общей культуры личности ребенка, то
есть
развитию
его
социальных,
нравственных,
эстетиче ских,
интеллектуальных качеств, инициативности и самостоятельности.
Задачи деятельности музея:
•
создание
методического
обеспечения
работы
мини-музея
для
реализации программных задач вариативного образования;
•
вовлечение
родителей
в
образовательную
деятельность
в
ходе
реализации программы «Колокольная страна»;
• повышение педагогической компетенции работников ДОУ;
•
привлечение
к
реализации
программы
учреждений
культуры
и
образования города Кемерово.
Партнеры программы «Колокольная страна»:
- МАУК «МИБС» Детская библиотека «Читай-город» ежегодно проводит
для детей беседу-презентацию «Колокольные звоны России»;
3
-
Кемеровский
областной
музей
изобразительных
искусств
организует
выездные выставки («Колокольчик в живописи» и др.);
- Кемеровский областной краеведческий музей проводит интерактивные
занятия о предметах народных промыслов («Кузнечное дело»), о народных
праздниках («Рождество, святки»);
-
МБУ
«Комплексный
центр
социального
обслуживания
населения
Кировского района г. Кемерово», где воспитанники ДОУ выступают с
концертами, используя шумовые инструменты;
- ДОУ Кировского района (мы организуем выставки для их воспитанников
как у нас в ДОУ, так и выездные; делимся опытом создания музея на
районных и городских мероприятиях);
- родители воспитанников, которые принимают участие в организации и
проведении экскурсий (в часовню Александра Невского, в Знаменский
собор), в создании семейных коллекций.
Для
существования
мини-музея
необходимо
педагогически
преобразованное
пространство, оказывающее влияние на ценностную
ориентацию ребенка, развитие его интеллекта и
коммуникабельности,
способствующее его социализации. Поэтому при создании мини-музея мы
руководствовались следующими принципами:
- принцип интеграции: содержание музея позволяет педагогу познакомить
детей с разными областями человеческой деятельности;
-
принцип
культуросообразности:
музей
приобщает
дошкольников
к
национальной и мировой культуре, общечеловеческим ценностям;
-
принцип
гуманизации:
музей
создает
условия
для
всестороннего
развития
ребенка,
поддерживает
его
инициативу,
творческую
деятельность,
самостоятельный
поиск,
позволяет
реализовывать
личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;
-
принцип
непрерывности:
музей,
являясь
частью
образовательного
пространства,
связан
с
системой
занятий
и
самостоятельной
детской
деятельностью, отражая тематику текущего образовательного процесса;
-
принцип
партнерства:
музей
является
результатом
сотрудничества
взрослых
и
детей,
создает
условия
для
новых
отношений
в
системе
«ребенок-педагог»,
подразумевающих
общение
и
совместную
деятельность;
-
принцип
деятельности:
музей
предоставляет
ребенку
возможность
реализовать себя в различных видах художественно-продуктивного труда,
предполагает
пополнение
музея
работами,
выполненными
детьми,
создание экспонатов непосредственно в мини-музее.
В процессе создания музейного образовательного пространства мы
выделили
следующие
средства
музейной
педагогики:
художественные,
социально – средовые, деятельностные.
4
Художественные средства – это экспонаты, фотографии, фотоальбомы,
открытки,
репродукции
картин,
печатные
издания,
художественная
литература, видеоматериалы; каталог экспонатов; творческие работы детей
(поделки,
рисунки,
рассказы);
комплект
методических
пособий
и
рекомендаций
для
обеспечения
работы
мини-музея;
подборка
консультаций
и
рекомендаций
для
родителей;
фотоотчеты
о
занятиях,
развлечениях,
экскурсиях
и
т.п.;
картотеки
игр,
книг,
репродукций
на
данную тему.
Социально-средовые
средства
включают
в
себя
семейную
среду
(обычаи,
традиции,
семейные
коллекции);
среду
мини-музея
группы;
среду музеев города и области; субкультуру – события в жизни ребенка.
Деятельностные
средства
представляются
в
виде
практической
деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:
•
собственную
деятельность
детей,
то
есть
различные
виды
художественно-творческой
деятельности,
размещение
предметов,
экспонатов, поделок в музее группы, детского сада;
• совместную поисковую деятельность с педагогом и семьей, составление
проектов, схем, маршрутов, описаний;
•
экспериментальную
деятельность
–
опыты,
наблюдения
(например,
путешествие в прошлое предмета).
В
работе
с
детьми
осуществляется
специально
организованная
деятельность в следующих направлениях:
-
занятия,
направленные
на
получение
детьми
знаний
о
музее,
как
учреждении культуры, музейных экспонатах, музейных профессиях и др.;
-
использование
музейной
тематики
на
обучающих
занятиях
при
реализации общеобразовательной программы ДОУ;
-
включение
элементов
музейной
педагогики
в
организованную
деятельность детей: беседы, экскурсии, чтение и рассматривание
иллюстраций, познавательные досуги, викторины;
- игры, направленные на развитие способности к эстетическому
переживанию,
развивающие
воображение,
художественное
восприятие,
творческую импровизацию;
- игры, формирующие историческое сознание детей;
- игры, направленные на подготовку детей к восприятию музейной
культуры и формирование музейного поведения;
-
игры
и
игровые
упражнения
для
активизации
внимания
детей,
инициирования интереса в ходе экскурсии в музее или в детском саду.
В результате деятельности музея «Колокольная страна» происходит:
- преобразование социокультурной, пространственной и образовательной
среды ДОУ, ведущее к формированию ребенка как социально и творчески
активной личности;
5
- повышение педагогической грамотности родителей, выработка единого
подхода семьи и ДОУ к вопросам духовного и эстетического воспитания;
- создание единого образовательного пространства для взаимодействия
учреждений
образования
и
культуры
в
процессе
воспитания
дошкольников;
- повышение профессионального уровня сотрудников ДОУ, обобщение и
р аспр о ст р анение
педаго гиче ско го
о пы т а
по
со зданию
и
функционированию мини-музея в ДОУ.
Так,
опыт
работы
по
созданию
и
функционированию
музея
«Колокольная страна» был представлен на родительских собраниях, на
семинарах
и
педагогических
советах
МБДОУ
№
44,
на
районных
методических объединениях воспитателей и старших воспитателей (2014,
2015 годы), в рамках городских ПДС «Деятельность педагога ДОУ в
условиях перехода на ФГОС ДО» и «Методическая работа в ДОУ на этапе
введения ФГОС ДО» (2016 год), на городском и областном конкурсах
методических разработок (2014 год), в рамках организации выставок в
других учреждениях образования и культуры. Также деятельность музея
освещается на страницах интернет-сайта и газеты для детей и родителей
МБДОУ № 44 «Страна Дельфиния».
Реализация
программы
«Колокольная
страна»
способствует
совершенствованию социокультурной среды ДОУ, дополняет ту большую
работу, которая проходит в дошкольном учреждении по нравственному и
эстетическому
воспитанию
ребенка,
значительная
часть
планируемых
мероприятий ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно
семья оказывает решающее влияние на весь ход развития ребенка.
Литература
1. Белякова, Л. М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование [Текст] /
Л.М. Белякова // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 5. –
С. 17–21.
2.
Добрынина,
Н.Е.
Первый
в
жизни
музей [Текст]
/
Н.Е.
Добрынина
//
Дошкольное воспитание. – 2000. – № 6. – С. 73–77.
3. Мини-музей в детском саду. /Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И./–
М.: Линка-Пресс. – 2008. – 256 с.
4. Музей в детском саду. Беседы, экскурсии, творческие мастерские. /Микляева
Н.В., Лагутина Н.Ф./ – М.: Творческий центр. – 2011. – 128 с.
6